Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Бабушкина Татьяна. Как найти середину дня?

Автор: Татьяна Бабушкина

Татьяна БАБУШКИНА

Как найти середину дня?

В том-то и состоит искусство педагога, чтобы мелочь, рядовое событие превратить в событие внутренней жизни ребенка.
В нашей учительской профессии есть такое время года – зима... И учитель, для которого в жизни ребенка нет мелочей, зимнюю поездку, даже самую короткую экскурсию с детьми попробует построить не так, как летом, потому что знает: здесь значимы совсем иные вещи. Безмолвие зимнего леса может оказаться для ребенка испытанием, а может – встречей с собой. Учитель понимает: и ученик, и он сам будут не такими, как в классе. Другими. Не похожими на себя. И этим другим он дает шанс состояться. Авторы этой странички совсем не любители острых ощущений. Что же заставляет их уводить ребят от домашнего тепла в холод дороги? Как они готовятся к этому? Что обретают, вернувшись в теплые стены школы?

Если путешествие коротко, а вы хотите, чтобы оно стало путешествием-исследованием, можно придумать и создать вместе с ребятами самодельную карту вашего пути

Можно создавать карту, по которой случится зимнее путешествие, или, наоборот, составлять карту по местам, которые уже знакомы. В первом зимнем походе – субботнем, воскресном – мы даем детям абсолютную свободу перемещения по определенной территории, которую они тщательно изучают всеми доступными средствами – лазаньем, падениями, беготней и сидением в укромных уголках.
Хорошо, если у каждого ребенка будет с собой блокнотик и карандаш, пусть они висят на веревочке, на груди, весело подпрыгивая на каждом шагу, и напоминая о себе. Мне кажется, такие путевые заметки, которые делаешь, сняв варежку и тепло дыхнув в ладошку, прежде чем взять карандаш, очень нужны, они – спутники внимательно идущего человека.
Так вот, в блокнотике каждый должен изобразить карту выбранного участка. Видение сверху очень интересно, важно топографическое осознание пространства и перевод его из конкретно деятельной территории в территорию пространственной рефлексии. Потом можно оставить карты и прожить полный, по-детски насыщенный день.
На обратном пути в электричке, автобусе каждому из ребят можно раздать маленькие листочки с уже взрослой топографией пространства. Пусть дети нанесут на экземпляр взрослой карты те места, которые особенно запомнились, стали важными для них сегодня.
Через несколько дней, уже в классе, на полу положите большую склеенную карту пройденной вместе с детьми местности. Мы делали ее из старых обоев, опалив края так, чтобы она виделась старинно теплой и загадочной. Ребята, ползая прямо по большой карте, кто как мог, прикладывали, вмещали свои маленькие кусочки пространства в большое. Таким образом обозначились места особой детской притягательности. Конечно, это высокая каменная башня, колодец с журавлем, но и много ничем не привлекательных для взрослого взгляда пространств. Это места встреч, разговоров, места, значимые для друзей, для двоих, места этого бесконечного, как говорил Роллан Быков, детского дня.
И когда карта составилась, мы увидели себя первопроходцами карты Земли. Во времена настоящей географической исчерпанности, когда все кажется знакомым, и сама Земля – всего лишь глобус небольшой окружности, мы составили карту важных мест своей небольшой, неповторимой для каждого растущего человека жизни.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter