Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бабушкина Татьяна. Искусство создавать возможности

Автор: Татьяна Бабушкина

Татьяна БАБУШКИНА

Искусство создавать возможности

Помню, что манифест, да еще с названием «Человек свободный», был событием неожиданным, но лично для меня вполне органичным.
Как воспитывать детей, когда ушли прежние приоритеты? Важны ли теперь общечеловеческие ценности? И как в этом смысле строить отношения с детьми?
Мне близка мысль Григория Померанца о том, что пространство свободы определяется поступками человека по отношению к кругу людей, которые он образовал вокруг себя. По-моему, это вечная истина.
И еще одна важная мысль. Она принадлежит Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Россия находится на грани оправдания своего существования только благодаря смелости выбора культурных ценностей.
Я вспоминала эти высказывания в прошлом году, перед выступлением на Первом международном конгрессе по детской психиатрии. Показательно, что именно врачи ищут причину социального нездоровья детей. Сейчас говорят: свободный человек – это или человек, которому все дозволено, или попросту больной. И врачу, и педагогу важно профессиональное разрешение вопроса о человеке свободном.
Для меня, представьте, важны каждодневные маленькие нравственные поступки людей, своеобразные поведенческие пустячки. Недавно услышала фразу: молитва к Богу – это просьба об ограничении внутренней свободы для свершения важного нравственного поступка. Мне кажется, настоящих поступков у человека не может быть без соблюдения вот именно поведенческих мелочей.
Мы с ребятами – студентами и маленькими детьми – каждый год выезжаем куда-то. В этом году – в горы. Поехали и взяли с собой несколько деток с ограниченными возможностями. Я все время думала об удивительном эффекте их духовного оздоровления. И пришла к выводу, что тайна этого эффекта кроется именно во внутреннем освобождении человека. Мне кажется, что в каждом, если его с детства поддерживает круг близких людей, образуется устойчивое поле внутренне свободного мира, и это поле в какой-то момент начинает распространяться вокруг.
То есть человек, внутренне свободный и поддержанный близкими, может организовать небольшое поле вокруг себя не по законам внешнего мира, а по законам своего собственного, внутреннего. Ведь физиологически свободный человек (вспомните телевизионные передачи «За стеклом»!) и внутренне свободный человек – это не одно и то же. Мне представляется решение проблемы внутренней человеческой свободы в школе как создание человеческого гнезда, где дети и взрослые создают вокруг себя облако возможностей для жизни во внешнем мире по законам внутренним. И даже если это происходит не все время, а периодами, то все равно такая жизнь имеет колоссальный эффект. По выращенному в кругу друзей опыту взаимоотношений малой группы человек выстраивает потом свое отношение к социуму, отыскивая именно гуманистическую картину среди предстающих перед ним иных картин.
...У древних греков была такая обувь: на одной подошве вырезано имя владельца, а на другой написано: «Иду за тобой». Как-то на встрече учителей и студентов в Танаисе мы раздали всем участникам такие шлепанцы. Но на некоторых подошвах была написана еще и такая фраза: «Иди за мной». Выбрав обувь, все должны были собраться и обсудить, что они имели в виду, выбирая себе те или иные башмаки. Ведь слова на подошвах как раз и характеризовали отношение взрослых к свободе ребенка.
Другая сторона медали – ответственность. Наши дети реально ни за что не несут ответственности. И вот именно поэтому можно делать все что угодно, чтобы они были свободными, но – ничего не выйдет. Это ведь тоже настоящая педагогическая задача.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter