Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Новые задачи среднего образования

Автор: Международное издание 2005-2006 годов

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Ответ на двойной вызов

Содержание обучения и оценка

 
Во всем мире спрос на среднее образование высокого качества, соответствующее требованиям времени, растет, что заставляет системы среднего образования откликаться нa этот спрос. Во многих странах оно стало массовым, почти всеобщим, что ставит перед ним все более сложные задачи. Эта и следующая главы посвящены ответу на двойной вызов — повышение доступности и качества, — требующему решения четырех отдельных, но взаимосвязанных вопросов: а) изменение содержания обучения и соответственно учебных планов; б) переосмысление роли мониторинга и оценки в среднем образовании, начиная с государственных экзаменов; в) повышение профессионального уровня учителей средней школы; г) использование в средней школе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти четыре задачи оказывают огромное воздействие на способность отвечать на двойной вызов, и, кроме того, их приходится решать в процессе реформ современной средней школы во всем мире. Другие факторы и управленческие задачи тоже будут рассмотрены в этой и других главах.

Содержание обучения: предполагаемое и реальное

Экономика знаний и изменения требований на рабочих местах порождает совершенно новые подходы к проблеме отбора, организации и выбора последовательности изложения учебного материала. Кроме того, есть целый ряд тенденций, оказывающих влияние на то, как организована подача информации в средней школе: демократизация процесса доступа к знаниям и формировании социального капитала; более глубокое понимание проблем молодежи и того, как учатся подростки; эволюция общества, основанного на знаниях, в сторону исследований в облает смежных наук и т. д. В результате возникают новые формы школьных знаний. Такие тенденции требуют заново сбалансировать цели и средства обучения и заставляет провести реформирование содержания обучения в средней школе.
Общепризнанно, что между тем, чему сегодня учат в школе, и теми знаниями и умениями, которые необходимы человеку и стране, если учащиеся хотят сохранить конкурентоспособность в глобальном мире, существует ощутимый разрыв. Кроме того, в образовательном процессе остро необходима более тесная взаимосвязь между элементами теории и практики, а также стилем обучения. Слияние теоретического и практического, а также общеобразовательного и профессионального образования предоставит учащемуся возможность во время обязательного и послеобязательного курса обучения воспользоваться тем выбором, который предоставляет ему дальнейшее образование или трудовая деятельность.
Увеличение учебной нагрузки, особенно в средней школе, которая произошла благодаря внутренней логике формальной образовательной системы, вызывает негативную реакцию. Однако она стала результатом того, что знания, необходимость которых вызвана социальными, политическими и экономическими причинами, претендуют на место в учебных программах. В принципе единственным возможным ответом на все возрастающую роль знаний в обществе XXI в. может стать увеличение продолжительности обязательного образования. Задача сегодняшнего дня заключается в расширении доступа к среднему образованию при одновременном обеспечении возможности для всех получить образование высокого качества, соответствующее потребностям времени. Безусловно, финансовые вложения для решения этой задачи будут огромны, если учесть, как растет спрос на среднее образование.

Вопиющее несоответствие программы средней школы требованиям жизни

Сегодня во многих странах и у взрослых, и у подрастающего поколения есть ощущение, что содержание обучения в средней школе совершенно не удовлетворяет их запросам. Снижение шансов найти хорошую работу для молодых, возросшее соперничество из-за того, что многие пользуются протекцией, распространенное мнение, что знания, полученные в школе, не соответствуют требованиям, создают такую обстановку в учебных заведениях, которая приводит к апатии, недовольству и асоциальному поведению учащихся. Более того, это вызывает трения между учениками и учителями, которые тоже теряются перед лицом тех новых задач, решать которые им ранее не приходилось.
Во многих развивающихся странах и государствах с переходным типом экономики содержание обучения в средней школе остается абстрактным и далеким от социальных и экономических потребностей. Оно почти полностью зависит от требований, предъявляемых теми ответственными экзаменами (high-stakes examinations), которые во многих странах были введены еще колониальными властями. От этих экзаменов по-прежнему зависит поступление в университет и получение престижных и выгодных рабочих мест. В школьной программе преобладают абстрактные, описательные знания, основанные на запоминании фактов, не имеющих связи с жизнью, более того, они служат для отсева в ситуациях, когда возможностей получить дальнейшее образование и хорошую работу совсем мало. В результате растет процент провалов на экзаменах среди учащихся средних школ. Такие «наследственные» черты, свойственные среднему образованию, становятся огромным препятствием на пути его распространения и реформирования. Повышение соответствия требованиям времени является условием не только улучшения качества образования, но и удержания учащихся в школе. Однако во многих странах содержание обучения в средней школе представляет собой устойчивый культурный артефакт. Поэтому одной только «Белой книги» и работы групп экспертов недостаточно, чтобы существенно и надолго его изменить.
Сравнительный анализ учебных программ средней школы в разных странах и убедительно доказывает их чрезвычайную устойчивость. В современной истории есть только один период, в течение которого можно было ожидать больших изменений в школьном образовании, особенно на уровне средней школы, между 1985 и 2000 годами. Это время было отмечено введением массового среднего образования во многих странах и регионах. Более того, именно в этот период пришло осознание того, какое влияние оказывает общество знаний и процесс глобализации на образовательные системы. Но когда сравнили общее количество учебных часов в 1985 и 2000 г., отпущенных на разные области знаний в начальных классах средней школы, обнаружилось, что во всех регионах мира изменения в учебных планах были куда более скоромными, чем ожидалось.
В действительности среднее количество времени, выделяемого на каждую область знаний, осталось практически неизменным во всех регионах.

Накопление метакогнитивного и творческого капитала

В то время как глубоко консервативная средняя школа, напоминающая о временах Средневековья, медленно, но настойчиво двигается в XXI век, будущее отдельных людей, сообществ и целых стран переживает радикальные перемены. Трудящиеся XXI в. все меньше будут работать в промышленном производстве и все больше будут заниматься производством услуг, идей и коммуникаций. Одновременно с этим даже в самых отдаленных уголках мира подростки и молодые люди подвергаются воздействию средств массовой информации и становятся частью глобальной молодежной культуры. Теперь стоит задача накопления метакогнитивного капитала, который поможет отдельным людям и странам приспособиться и преуспеть в условиях глобализующейся экономики, требующей соответствующих знаний.
Развитие метакогнитивных способностей и умений означает, что приоритетным становится обучение способности думать и способности учиться. Мета-когнитивные умения включают способность:
• сочетать формальное и неформальное образование, декларативное, описательное знание («знать что») и процедурное знание («знать как»);
• находить доступ, отбирать и оценивать необходимое знание в мире, насыщенном информацией;
• развивать и применять умственные способности, выходящие за рамки строго познавательных процессов;
• работать и учиться эффективно и в команде;
• не бояться конфликтов и уметь разрешать их мирным путем, что подразумевает активную гражданскую позицию и способность работать совместно;
• создавать, перемещать и передавать знания;
• справляться с двусмысленными ситуациями, непредвиденными проблемами и непредсказуемыми обстоятельствами;
• справляться с разнообразными работами и учиться, как подавать себя на рынке труда, как выбирать правильное образование и обучение.
Возросшая конкуренция на рынке труда и стремительные изменения экономической ситуации порождают спрос на людей, способных генерировать творческие и инновационные идеи, умеющих приспосабливаться к новым условиям и способных несколько раз в течение жизни менять направление своей карьеры. В результате правительства многих стран, высоко оценивая необходимость «творческого капитала», начали реформировать как содержание школьных программ, так и преподавательские методики. Например, теперь считается, что искусствознание способствует культурному развитию и повышает способность к творчеству, поэтому ему отводится все больше места в учебных планах современной средней школы.
В обществе знаний именно такие знания и навыки пользуются повышенным спросом, поэтому задача их развития и освоения должна постоянно быть на повестке дня любого образования, и среднего образования в частности. В этом смысле показательным являются исследования, проведенные на рынке труда США для выяснения, какие знания и умения пользуются там спросом. Авторы сгруппировали задания, которые приходится выполнять работникам, на пять больших категорий.
Экспертное мнение: решать проблемы, не имеющие готовых решений, например диагностировать заболевание, симптомы которого кажутся непонятными.
Комплексные коммуникации: вступать во взаимодействие с другими людьми для получения информации, разъяснить ее смысл или убедить сотрудников в ее необходимости для дальнейших действий; например, таковы действия менеджера, который должен создать мотивацию для подчиненных, работой которых он руководит.
Рутинные когнитивные действия: умственная работа, которая подчиняется правилам логики, например составление отчетов по расходам.
Рутинный ручной труд: физические действия, которые хорошо изложены в руководстве правилами, например установление ветрового стекла на новом автомобиле на сборочном конвейере.
Нерутинный ручной труд: работа, которую нельзя описать набором правил «оцени, затем сделай» и которую трудно компьютеризировать, поскольку для нее требуется зрительная оценка ситуации и точная мускульная реакция; к такой работе относится труд водителя грузовика.
На рынке труда США в течение 70-90-х годов количество заданий, требующих экспертного мнения и комплексных коммуникаций, постоянно росло. Доля рабочих, выполняющих рутинные когнитивные и рутинные задания, требующие ручного труда, оставалась стабильной в 70-х годах, но в последующие десятилетия начала сокращаться. И наконец, доля рабочих, занятых нерутинным ручным трудом, сокращалась в течение всего периода.
Нынешние подходы к проблеме отбора, организации и выбора последовательности изложения учебного материала оказывают большое воздействие на методику преподавания и педагогику. Для того чтобы создать метакогнитивный и творческий капитал, нужно все больше использовать интерактивные методики и активное обучение, новые образовательные технологии (case-based training), методы симуляции и работу в команде — короче, проблемно-ориентированное обучение. Влияние академических исследований и высшего образования здесь тоже важно, поскольку многие педагогические инновации приходят из университетов.

Создание социального капитала, предотвращение социальных конфликтов и умение жить вместе

Несоответствие среднего образования требованиям времени порождает все расширяющийся разрыв между школой и молодежной культурой, так как школа не является достаточно привлекательной для молодых людей и не учитывает их интересы. Этот разрыв, существующий и в развитых, и в развивающихся странах (но в большей степени он присутствует в странах с массовым средним образованием), ведет к появлению анти-школьной культуры и асоциального поведения среди молодежи, а также к полному равнодушию к школьной жизни).
Поскольку необходимо, чтобы отдельные люди и сообщества вносили свой вклад в работу и жизнь современного общества, возросла потребность в знании гражданских прав и обязанностей, что привело к включению обществоведческих дисциплин в учебные планы средней школы. Благодаря тому что среднее образование, по крайней мере младшие классы средней школы, собираются сделать обязательным, его роль в предотвращении, осмысливании и преодолении социальных и политических конфликтов нельзя переоценить. Содержание обучения во всех основных областях знания необходимо обогатить сведениями об историческом и культурном прошлом, а также о социальной значимости знаний, начиная с международного аспекта, того воздействия, которое они могут оказать на окружающую среду, этического аспекта научного знания и использования новых технологий в современном мире.
Физическое воспитание было традиционно связано с военной подготовкой мальчиков и практически не касалось девочек. Теперь подобный подход меняется. Современное физическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием, с радостью, испытываемой от движения и игр на воздухе. Спорт превратился из дополнительной нагрузки во внеучебное время в часть школьной жизни; кроме того, в учебных планах теперь есть новые темы (информация о вреде наркотиков, алкоголя и табака; сексуальное воспитание, профилактика ВИЧ-инфекции и сведения о правильном питании), которые необходимы школьникам, чтобы обеспечить их знаниями и умениями для здоровой жизни.

Изменение и исчезновение границ между общим и профессиональным образованием

Не важно, какою отношение страны к образовательным реформам, — в основе любой образовательной политики лежит баланс между общеобразовательным и профессиональным обучением. Те, кто принимает решения в образовательной политике, уже давно и усилению пытаются определить оптимальные размеры профессионального сектора, стараясь, чтобы средние профессиональные училища и школы не стали тупиком и учащиеся сделали правильный выбор профессиональной программы, обеспечив себе в будущем успешный переход на рынок труда.
Говоря о структуре, можно сказать, что исторически модели среднего образования раньше и теперь сегментированы по отдельным направлениям, специализациям и даже по совершенно особым институционным моделям. Общеобразовательное (в основном академическое) среднее образование существует параллельно с профессиональным средним образованием или со специализированными школами, педагогическими колледжами, специализированными школами со спортивным уклоном или художественными школами, а в некоторых регионах и странах с религиозными и теологическими школами, а также школами для особо одаренных детей.
В 60-х и даже 80-х годах высокая степень сегментации была нормой, из чего следует, что тенденция к снижению сегментации и фрагментации средней школы к 2000 г. стала очевидной. Эта тенденция приобретает особое значение в свете того, что среднее образование все больше становится обязательным и распространенным во всем мире. Структурные изменения среднего образования за последние сорок лет привели к обновлению и изменению баланса между общеобразовательным и профессиональным образованием. Более того, повысилась планка для некоторых других сегментов образования, например для подготовки учительских кадров, религиозных и теологических школ, которые перешли в разряд учебных заведений выше среднего уровня и даже высшего.
Интерпретировать данные о профессионально-техническом образовании довольно трудно. Хотя наметился некоторый отход от профессиональных среднеобразовательных учреждений и программ, многие страны по-прежнему их сохраняют. Однако многие подобные школы отказались от программ, обеспечивающих прямой выход на рынок труда, и добавили элементы, традиционно ассоциировавшиеся с академическим образованием. Другие школы повысили свой уровень и ввели технические или технологические программы. Как следствие, в обоих случаях прежние ограничения, из-за которых учащиеся не могли принять участие во вступительных экзаменах в высшие учебные заведения или учебные заведения, следующие за общеобразовательными, были аннулированы. Эта мера положила конец предубеждению против профессионального образования, которое считалось непрестижным и тупиковым.
Так как среднее образование постепенно превращается в массовое, а знания становятся основным экономическим ресурсом общества, задача обучения теперь состоит не том, чтобы привить выпускникам средней школы профессиональные умения, а в том, как добавить основное профессиональное содержание в общеобразовательные учебные программы. Основная дискуссия идет вокруг пересмотра концепции, какие учебные предметы имеют отношение к профессиональному образованию. Многие научные дисциплины, математика, английский язык и философия раньше считались традиционно академическими предметами, необходимыми для подготовки к поступлению в колледж. Теперь они особенно востребованы, так как необходимы для карьеры и соответствуют требованиям рынка труда. Подобные изменения привели к стиранию, видимо окончательному, четкой границы между общеобразовательным и профессиональным средним образованием, прежняя дилемма и традиционное противопоставление профессионального и общеобразовательного на уровне средней школы образования закончилось компромиссом. Даже в тех странах, где было решено повысить уровень выпускников средней школы соответствии с требованиями рынка труда путем введения в учебные планы обучения профессиональным знаниям и умениям, одновременно признают, что главной составляющей образования является современное и качественное общеобразовательное содержание. Новое соотношение компонентов должно стать лучшим ответом на вопрос, который стоит перед каждым руководителем: какое образование наилучшим образом подготовит выпускника к неопределенному будущему?
За последние двадцать лет целью реформ среднего образования было усилить прикладной аспект всех видов знаний, относящихся даже к самым традиционным разделам обучения. Эта цель важна для обеспечения долгосрочности всех знаний и умений, которые получает выпускник средней школы. Однако такое сближение профессионального и общего образования оказалось непросто осуществить, особенно на уровне средней школы. Благодаря глубоким историческим корням среднее образование носит абстрактный характер и основано на разных дисциплинах, а абстрактное знание по определению трудно применить практически. Однако среднее образование постепенно становится более диверсифицированным и в некотором роде более эклектичным, включая все новые дисциплины, которые не относятся к традиционным. Все это является результатом давления рынка труда. Поскольку учащиеся осознают, какой выбор может обеспечить им наилучшие шансы найти работу, id даже те учащиеся средней школы, которые ориентированы на академическое образование и поступление в высшие учебные заведения, стремятся по возможности получить профессиональные навыки и расширить сферу своих умений (имеются в виду предметы по выбору).
Необходимо добавить, что уровень профессионального обучения повысился. Это позволило молодежи, получившей профессиональное образование, получить допуск к экзаменам, на которых проверяются общие знания. В результате стал реальным доступ в высшие учебные заведения, а также возможность приобрести высокую профессиональную квалификацию. С другой стороны, в программе средней школы материализовались и приобрели статус общеобразовательных предметов элементы профессионального образования. Хорошим примером является Программа производственного образования в Англии и Уэльсе, а также получающая все большее развитие система консультативной службы для учащихся средней школы.

Взаимосвязь общего профессионального и среднего образования

Некоторые исследования отмечают, что коэффициент отдачи от академического и общего образования на уровне средней школы выше, чем от профессионального. Поэтому некоторые развивающиеся страны отказываются от классического профессионального образования в пользу общеобразовательного для всех учащихся средних школ. Лучшим примером этому может служить Бразилия. Но изучение ситуации со средним образованием в Таиланде показало, что коэффициент отдачи от профессионального образования там выше, чем от общею среднего, поэтому необходимо расширить доступ к профессиональному образованию. Передовые страны Азии: Япония. Корея, Сингапур и Тайвань (Китай) предприняли меры, чтобы расширить доступ и улучшить качество среднего образования. Было решено сосредоточиться на инвестициях в профессиональное образование на уровне старших классов средней школы, пока доход на душу населения не поднимется до 8 тыс. долл. (по курсу 1992 г.), а потом перейти к поддержке общеобразовательного обучения.
Короче говоря, данные о коэффициенте отдачи довольно противоречивы. Можно говорить о тесной взаимосвязи общего и профессионального образования на уровне средней школы, так как баланс между общим и профессиональным на этом уровне постоянно меняется и внутри стран, и между странами. Ключом к пониманию проблемы является спрос на профессиональное образование и рыночная стоимость такого диплома, что тоже зависит от того, как воспринимается его качество на рынке труда и на государственной службе. Такое восприятие зависит по большей части от мнения самих учащихся, их родителей и работодателей, которые больше не считают профессиональное образование второсортным, тупиковым и подходящим только для детей из рабочих семей, не успевающих в школе.
В этом отношении пример Великобритании и Франции говорит о сложной и парадоксальной природе задач, стоящих перед средним образованием. Департамент образования и профессионального обучения Великобритании  рассматривает возможность получения профессионального обучения в младших классах средней школы, которые традиционно были только общеобразовательными. Во Франции, где по демографическим причинам посещаемость в средней школе падает; поступление в профессиональные и технические лицеи быстро растет. Франция тоже постепенно вводит элементы профессионального образования и предметы по выбору в младших классах средней школы. После того как больше чем целое поколение почти полностью было охвачено средним образованием, эти страны могут позволить себе точнее определить продолжительность общеобразовательного обучения в средней школе и на более ранних стадиях ввести элементы профессионального образования и предоставить возможность профессионального выбора. Профессиональное образование теперь получило совсем другой статус, поскольку изменилось само институциональное окружение, в котором преподают. Великобритания и Франция могут пойти навстречу требованиям учащихся и работодателей, так как социальная и рыночная оценка изменившегося и престижного профессионального образования стала весьма высокой.

Изменения в учебных программах: образовательная политика и ее рыночная стоимость

Современные реформы средне-образовательной школы отражают появление новых предметов и, как следствие, постоянную переоценку места традиционных типов знаний в школьной программе. Как уже говорилось, все больше предметов и дисциплин приобретают социальную и экономическую значимость и стремятся занять достойное место в школьном образовании. Например, такова ситуация с техническими науками, экономикой, обществоведением, вторым иностранным языком, экологией и охраной здоровья. В некоторых странах предметы, которые находились на периферии школьного образовании, перешли в статус обязательных дисциплин; среди них иностранный язык, музыка, изобразительное искусство и физическая культура. В некоторых случаях произошел обратный процесс, как это случилось с религиозным воспитанием и классическими языками. Во многих странах все больше значения придается таким темам, как геология, Земля и космос, астрономия — в естественных науках, социология, политология, антропология и экономика — в социальных. В наши дни практически не осталось образовательной системы, где в средней школе не преподавали бы экономику.
Растущий спрос на научно и технически образованную рабочую силу ставит перед школой дополнительные задачи. Необходимо прекратить практику использования научного и технического образования только для подготовки ученых и инженеров. Нужно научить преподавателей рассказывать о науке как о процессе познания, а не как о наборе открытий.
Потребность в быстрых и простых коммуникациях на рынке труда и растущее стремление к взаимопониманию между людьми разных культур и национальностей создают спрос на знание нескольких иностранных языков. Знание иностранных языков напрямую связано с рыночными возможностями страны. Поэтому во многих развитых странах в результате образовательных реформ стало обязательным знание по меньшей мере двух иностранных языков.
Увеличение числа и разнообразия учебных предметов, а также проблема перегрузки. Массовая доступность школьного образования и растущая дифференциация среди учащихся заставляют средние школы учитывать разнообразие интересов и способностей школьников. Это особенно важно для того, чтобы максимально развить их потенциал. По мере роста количества учащихся и увеличения разнородности их состава единственным способом предотвратить их отсев и добиться высокого процента выпуска является попытка соответствовать разнообразию их требований. В более широком смысле дифференцированный подход к содержанию обучения включает необходимость определения академической успеваемости и способностей ученика или предоставление учащемуся возможности выбирать из целого ряда предметов и модулей, которые можно сочетать и оценивать по-разному. Во многих областях знания общие задания предполагают разные результаты выполнения, которые можно получить разными путями и наполнить разным содержанием. Сейчас большое внимание уделяется учащимся, которым требуется дополнительная помощь и более длительное время на усвоение важных концепций, методов и взаимосвязей в основных предметах учебного курса. Точно так же особое внимание нужно уделять самым способным и одаренным ученикам.
Необходимо отметить, что во многих странах «диверсификация» и «профилирование» являются терминами с сильной политической коннотацией. Вокруг них идут бурные политические дискуссии, которые возникают по поводу равного доступа к среднему образованию и постоянных всплесков реформирования. Определение способностей, разделение учащихся по классам и группам в соответствии со способностями и иные приемы распределения становятся практическим результатом политики в области образования и идеологической позиции по отношению к средней школе.
Картина организации учебных программ в старших классах средней школы в современных образовательных системах отражает реальный факт, что содержание обучения в старших классах средней школы все больше принимает форму общеобразовательных программ и направлений. Такое заключение подтверждается преобладанием подобных направлений и экспериментами по сочетанию двух и больше дисциплин. Парадоксально, но данные, приведенные в таблице, показывают, что количество направлений в старших классах средней школы растет, возникают новые специализации, некоторые из них междисциплинарного характера, не имеющие прецедента в традиционных программах средней школы. Количество предметов в программах среднего образования сбалансировано и даже дополнено, учитывая растущую гибкость школьной программы, ее адаптацию к потребностям учащихся и к потребностям общества, научного мира и рынка труда.
Принимая во внимание растущее многообразие состава учащихся средней школы, необходимо обогатить содержание учебного процесса: расширить круг знаний, которые дают в школе; применять разнообразные и гибкие методики обучения и обучающие ситуации; предоставить широкий выбор общих дисциплин и предметов по выбору; изобретательно и гибко использовать разнообразные обучающие материалы; найти новые способы группировать учащихся; направить усилия на то, чтобы увеличить и многообразно использовать школьное время и пространство; постараться освоить как можно больше знаний и умений помимо когнитивных; найти возможности для освоения учащимися как можно большего материала помимо концептуально содержательного; добиться гибкости в критериях оценки при переводе из класса в класс. Говоря короче, чтобы справиться с растущим неоднородным составом учащихся средней школы, нужно углубить процесс расширения учебной программы, что может стать ключом к демократизации среднего образования.
Расширение содержания учебных программ повлияло на распределение учебных часов между разными предметами. Разнообразие и углубление образовательных программ в средней школе трудно осуществить без увеличения нагрузки на школьников. В некоторых странах пошли на увеличение ежедневной продолжительности пребывания в школе, чтобы включить в учебный план новые предметы. В других попытались снизить нагрузку путем уменьшения количества учебных дней и преподавательских часов в неделю. Между этими двумя крайностями находятся страны, в которых стараются сбалансировать учебный день, увеличивая количество часов, отведенных на предметы, считающиеся самыми важными, не увеличивая общее, заранее определенное количество учебных часов.

Резюме: тенденции реформирования программ среднего образования

За последние десятилетия реформы содержания среднего образования развивались по нескольким направлениям.
l        Одновременно с увеличением продолжительности обязательного образования откладывалось введение специализации и отбор. Поскольку за ориентир берется высшее образование, то, если в высшем образовании существует тенденция к отложенной специализации и продвижению междисциплинарных областей, разумно было бы ликвидировать раннюю специализацию и в средней школе.
l        Уменьшилось формирование групп учащихся по способностям (что приводит к увеличению возможностей для хороших учеников за счет тех, кто плохо успевает, чтобы добиться справедливости для всех и развития человеческого и социального капитала.
l        Повысился статус традиционного профессионального образования, отчасти благодаря тому, что оно приблизилось по уровню к старшим классам средней школы и к образованию выше школьного.
l        Началось движение от традиционного содержания обучения к более широким областям знаний, к профессионально-ориентированным навыкам и не строго академическому знанию с целью создания современного и содержательного учебного плана.
Политика в области среднего образования может развиваться по трем направлениям: отбор и специализация; баланс между академическим и профессиональным образованием; непредметная и предметная организация и развитие обучающего процесса. Система выбора и взаимообмена между направлениями является гибкой, что дает возможность расширительного подхода к программам среднего образования. Сочетание этих трех направлений дает полный набор вариантов для политики в области образования, с ясными последствиями для его финансирования.
Сценарий /. Высокоспециализированное (в результате отбора) и селективное направление (отбор и экзамены происходят в возрасте 11-12 лет, после чего дети посещают разные типы школ). На нижнем уровне среднего образования главная альтернатива — профессиональное образование. Основной упор — на традиционные академические дисциплины и на подготовку к трудовому поприщу, а также практика в выбранном профессиональном направлении.
Сценарий 2. Специализация и отбор происходят на нижнем уровне среднего образования. Есть ряд предметов по выбору, для того чтобы добиться некоторой внутренней дифференциации обучения. Профессиональное обучение предполагается осуществлять на верхнем уровне среднего образования. Элементы профессионального обучения внедрены в обычные учебные программы. Междисциплинарный подход вызывает интерес, но основа программы остается традиционной.
Сценарий 3. Специализация и отбор происходят на верхнем уровне среднего образования. Определенный выбор предметов и однородные по составу группы учащихся формируют внутреннюю систему отбора в данной средней школе. Профессиональное обучение переносится исключительно на период после завершения среднего образования, но элементы профессионального обучения занимают все больше места в академической программе. Помимо изучения языков и математики остальная часть учебной программы не совпадает с 1радиционными дисциплинами и основана на практических занятиях, выполнении проектов и междисциплинарных знаниях.
Это классические варианты модели среднего образования индустриального общества. Задача достижения баланса между единообразием и разнообразием среднего образования будет стоять всегда и останется трудно выполнимой при проведении политики в этой области. А между тем базовое среднее образование и само обучение в средней школе настойчиво требуют новых альтернатив. Необходимо развивать системы, дающие возможность учащемуся больше контролировать процесс обучения. Этого можно добиться путем создания программ, состоящих из модулей, индивидуальных программ, в которых есть множество вариантов выбора состава групп, проектов с различными обучающими компонентами. Мы перечислили только несколько возможностей. Остается нерешенным вопрос, как можно оценивать успешность выполнения этих учебных программ и, что еще важнее, как аттестовать учащихся и какие дипломы выдавать. Нужно ввести в среднюю школу кредитные системы оценки учебных программ, подобные тем, что используются в университетах, что обеспечит гибкую, разумную и справедливую аттестацию среднего образования.

Перегруженность учебных программ

В течение последних пятнадцати лет в странах Восточной Европы и Центральной Азии, особенно в республиках бывшего Советского Союза, происходило активное реформирование образования, причем довольно беспорядочное. В начале 90-х годов целью реформ было освободить школьное образование от идеологического уклона, который был частью официальной политики, и пересмотреть содержание учебников по некоторым ключевым предметам. Через несколько лет традиционные предметы были видоизменены с точки зрения национальной специфики; кроме того, в школьных программах появились новые предметы, которые стали отражением изменений, происшедших в тех странах, которые ранее испытывали влияние СССР, а затем вошли в Европейский союз. Теперь реформаторы пытаются организовать учебные программы, основанные на стандартах, ориентированные на приобретение опыта и на получение высоких результатов. Несмотря на внешние признаки прогресса и модернизации, практическим следствием реформ стала широко распространенная перегрузка учебным материалом и де-факто возросшие академические требования, предъявляемые учащимся средней школы.
Огромные школьные нагрузки стали хронической болезнью среднего образования Восточной Европы и Средней Азии, которые мешают проведению успешных реформ. В такой ситуации создание учебных планов — это игра с нулевым результатом. Если количество учебных дней и часов будет сокращено, а количество обязательных предметов будет расти, придется урезать количество часов, выделяемых на каждый предмет. На Украине школьники изучают около 17 разных предметов, и в некоторых классах и группах на многие из них уделяется всего по одному часу в неделю. В Узбекистане в обычной средней школе учащемуся приходится осваивать 28 разных предметов. Учителя Румынии и Болгарии утверждают, что «программа среднего образования чрезвычайно перегружена и предъявляет слишком высокие требования к знаниям» (World Bank 2003d). В этих странах учебную неделю сократили до пяти дней, но при этом в программу были добавлены новые предметы. Поэтому пришлось удлинить продолжительность обучения в старших классах средней школы на один год. Вместо того, чтобы сократить количество предметов в программе и дополнить основной курс современными знаниями, продолжается увеличение учебного времени и все новые предметы включаются в и без того перегруженную программу.

Как измерить то, что изучил и усвоил школьник

Государственные экзамены: поступление и выпуск из средней школы

Государственные экзамены играют в среднем образовании совершенно особую роль и являются его характерной чертой. Для многих учащихся и их семей во всем мире получить среднее образование — значит в первую очередь сдать либо экзамены для решения о приеме в вузы (high-stakes examinations), либо государственные экзамены (очно или заочно). Продолжительность обучения в средней школе можно определить по тому, когда учащиеся сдают сначала вступительные, а потом выпускные экзамены. От выпускных экзаменов зависит дальнейшее образование и шансы найти работу. Во многих развивающихся странах экзамены «стерегут» среднее образование на входе и на выходе.
Экзамены можно использовать, чтобы оценить возможности получить дальнейшее образование и как условие вступления на рынок труда. Они являются мощным инструментом влияния на формирование программ среднего образования. Те, кто принимает решения и планирует развитие образования, могут реформировать систему экзаменов в направлении, которое им кажется правильным. Во многих развивающихся странах политическое и экономическое значение экзаменов настолько велико, что невозможно понять, как действует система образования без того, чтобы не взглянуть на нее через призму экзаменов.
Подобная роль экзаменов влечет за собой разнообразные последствия. Прежде всего, всякий, кто определяет образовательную политику, должен осознавать, что любая реформа, особенно реформа содержания учебных программ, должна принимать во внимание роль экзаменов в среднем образовании. Нельзя добиться равноправного доступа к среднему образованию без того, чтобы не реформировать вступительные экзамены либо отложив их до поступления в старшие классы средней школы, либо отменив совсем. Однако самым большим камнем преткновения, как правило, являются выпускные экзамены, которые требуют проведения реформы учебных программ. В некоторых странах они становятся одной из причин массового общественного недовольства. В действительности отсутствие прозрачной и справедливой процедуры, управляющей доступом к высшему образованию, в котором ключевую роль всегда играют выпускные экзамены в средней школе, становится причиной номер один для возникновения коррупции в образовательной системе всего мира (Noah and Eckstein 2001).

Ставки высоки: сигнальная и отсеивающая функция экзаменов

По меньшей мере по двум причинам от среднего образования будущее зависит больше, чем от результатов начального. Во-первых, в большинстве стран разница в скрытых издержках между университетским образованием и средним значительно выше, чем между средним и начальным. Из этого следует, что количество студентов высших учебных заведений будет заметно меньше, чем учащихся средних школ, причем эта разница будет больше, чем между количеством учащихся средних и начальных школ, особенно в тех странах, где среднее образование утратило свой элитный статус. Во-вторых, как правило, от выпускных экзаменов в средней школе зависит значительно больше, чем от выпускных экзаменов начальной школы. Первые представляют собой важный ресурс для рынка труда и служат фильтром для высшего образования. Поэтому среднее образование становится политизированным или, как минимум, привлекает внимание политиков. Обеспокоенность родителей растет, и появляется риск мошенничества и коррупции, связанной со сдачей экзаменов.
Анализируя следствия высоких ставок, связанных с выпускными экзаменами (high stakes examinations), необходимо рассмотреть феномен частных дополнительных уроков, особенно распространенных в странах Азии. Частные уроки и «школы зубрежки», которые направлены исключительно «на получение знаний, необходимых для экзаменов», действительно представляют собой теневую систему образования. Есть сведения, что в Корее родители расходуют на частные уроки больше, чем правительство — на государственные школы, а в Японии 60% учащихся средних школ посещают юку (частные дополнительные обучающие курсы). Эти цифры оказываются даже выше в таких разных странах, как Гонконг (Китай), Египет и Маврикий. Выражение, которое родилось в Японии, — «экзаменационный ад», — можно с успехом применять в Китае и Индии, где семьи готовы потратить большие деньги на частные уроки, чтобы повысить шансы своих детей добиться успеха в жизни.

Новый этап международных сравнительных исследований по оценке результатов обучения

Разработчики политики и общественность высказывают заинтересованность в проведении международных сравнительных исследований успеваемости учащихся в связи с тем, что они озабочены конкурентоспособностью рабочей силы страны на нынешнем и будущем глобальном рынке труда и способностью граждан адаптироваться в быстро меняющемся мире. Результаты исследований, попадая в заголовки передовых статей, оказывают формирующее влияние на мнение общественности об образовании во всем мире. Девяностые годы XX столетия были отмечены новой волной международных и региональных инициатив, связанных с исследованиями успеваемости учащихся.
Эти исследования посвящены разным аспектам обучения.
Проект ОЭСР «Определение и отбор компетенций: теоретические основания» (Definition and Selection of Competencies — DeSeCo) выделил три ключевых умения, которые жизненно важны для личного и социального развития человека в современном обществе: умение действовать в социально разнородных группах, умение действовать самостоятельно и умение пользоваться набором инструментов получения знаний. Если предположить, что подобные умения отражают глобальную тенденцию и что консенсус в отношении их уже достигнут, то возникает вопрос: сколько ключевых умений действительно измерено современными сравнительными исследованиями, посвященными успеваемости учащихся? Проведенные исследования в основном занимаются третьим умением — использованием набора инструментов получения знаний. В идеале эти исследования должны помочь странам определить, какая часть выпускников средней школы, достигших возраста, когда они могут начать трудиться, вооружена минимальными знаниями и умениями, соответствующими потребностям глобальной экономики. Принимая во внимание тот факт, что многие навыки появились сравнительно недавно, понятно, что многие из них не были учтены при выявлении в ходе DeSeCo ключевых умений. Поскольку предполагается проводить такие оценки регулярно, возможно, удастся «измерить» какие-то ключевые знания и умения в будущем.
Несмотря на то что проводимые исследования имеют свои ограничения, они не только дают информацию о том, приобретают ли учащиеся умения, определенные стандартами и программами, но и дают информацию для образовательных реформ. Определяя сильные и слабые стороны систем образования и сравнивая их с теми, что существуют в других странах, эти исследования помогают разработчикам политики предпринимать шаги по реформированию системы образования в своей стране.
Данные, полученные в результате международных исследований, помогают определить зависимость между тем, как построена система образования и успеваемость учащихся. Результаты показали, что успеваемость по математике и в естественнонаучных дисциплинах тесно связана с подходами к обучению в образовательной системе.
Пример Финляндии, Японии и Кореи убеждает, что отличные результаты можно получить за разумные деньги и что можно сочетать такие достижения с социально равноправным распределением образовательных возможностей.

Система оценок успеваемости на национальном уровне

В контексте растущего спроса на среднее образование разработчикам политики приходится принимать решения по поводу того, как инвестировать ограниченные общественные ресурсы, чтобы улучшить качество образования, и сделать это наиболее рентабельно. Поэтому многие страны самостоятельно осуществляют исследования успеваемости учащихся1.
В 90-х годах многие страны создали новые стандарты или пересмотрели свои учебные программы и системы оценок в рамках нового подхода к качеству образования. Одновременно широко распространилось проведение оценки успеваемости учащихся на национальном уровне для определения результатов деятельности учителя и школы в целом, как это делается в Австралии, Канаде, Великобритании и США. Это значит, что данные, полученные в результате сравнительных исследований по успеваемости учащихся используются для составления отчетности местными органами и руководством учебных заведений (школьными советами, директорами и учителями) по поводу достижений и пробелов в умениях и знаниях учащихся и их соответствия национальным образовательным программам.
Такая практика стала широко применяться в США после принятия программы «Ни одного отстающего ребенка». Программа «Национальная оценка прогресса в образовании» (НОПО) проводит исследования по выборочному принципу на национальном уровне, а большинство штатов разрабатывает по поручению государства собственные системы оценок успеваемости учащихся.. На определенном уровне все учащиеся проходят тестирование, выявляющее их знания и умения и их соответствие государственным стандартам. Хотя существующие формы и функции государственной системы оценок весьма разнообразны, нормой является тот факт, что учителя, школы и округа несут ответственность за успехи учащихся. Некоторые штаты возлагают ответственность и на других участников образовательного процесса, например на самих учащихся. Исходя из разных посылок, учителя, директора школ и руководители образовательной системы обычно возражают против этой политики, связывающей успеваемость с оценкой их деятельности. Они приводят примеры отрицательных последствий такой политики, из-за которой происходит сокращение объема учебной программы, появляется практика «подготовки к тестированию», а преподавателей подталкивают к подлогам и обман. Среди технических трудностей стоит упомянуть задачу определения, кто кому подотчетен, поскольку учителя часто меняют школы в течение короткого периода времени.
Есть свидетельства того, что существующие экзамены для учащихся, которые учатся по программе экстерна, особенно экзамены, позволяющие затем поступить в вуз или получить престижную работу, демонстрируют более высокие показатели успеваемости учащихся.
В странах, где существует программа сдачи экзаменов экстерном на основе учебной школьной программы, учащиеся демонстрируют более высокие показатели, чем в тех странах, где нет системы сдачи таких экзаменов. Одним из возможных объяснений этого феномена может быть распространенная практика дополнительных частных уроков.
Однако обобщающие, суммированные оценки не годятся для измерения таких ключевых умений, востребованных на рынке труда, как способность действовать в социально разнородных группах и действовать самостоятельно. Подобные умения можно оценить, только используя более серьезные и сложные методы непосредственно в классах. Мониторинг успеваемости учащихся в классах считается важным, но ему еще не уделяют достаточного внимания. Некоторые исследователи жалуются, что сейчас слишком сильно увлекаются суммированными оценками и призывают разработчиков политики в образовательном процессе обратить внимание на то, как идет работа в классах, если они действительно хотят повысить стандарты обучения. Национальный исследовательский совет (НИС), организация, которая занималась разработкой стандартов научного образования в США, утверждает, что регулярные оценки уровня знаний в классах оказывают положительное воздействие на успеваемость учащихся. НИС рекомендует сочетать такой тип оценки с более формальными оценками и обучить преподавателей их правильному применению. Практика такой работы поможет учителям усовершенствовать свою профессиональную деятельность.

Резюме: оценивать на местном, экзаменовать на национальном, сравнивать на глобальном уровне

В процессе распространения среднего образования и улучшения его качества нельзя недооценивать роль и последствия государственных экзаменов. Реформы среднего образования могут оказаться нежизнеспособными, если с самого начала не обратить пристального внимания на экзамены. В целом вступительные экзамены в среднем образовании постепенно исчезают или используются не для конкурсного отбора. Они перенесены на конец обязательного этапа среднего образования (обычно это младшие классы средней школы), и, как правило, их используют как консультационный инструмент и для распределения учащихся по разным направлениям в старших классах средней школы, когда им исполняется 16 лет.
Изменения политики по отношению к оценке успеваемости хорошо иллюстрирует движение от единообразия к разнообразию в среднем образовании. Экзамены, которые раньше интересовали только небольшую часть населения, теперь все больше привлекают внимание общественности. В некоторых случаях экзаменационная система продемонстрировала довольно высокую степень адаптации к изменившимся условиям, так как о качестве результатов реформы образования трудно судить, не имея хороших методов его оценки. Поскольку трудовая деятельность все больше требует специальных технических знаний и умений, в школьную программу и программу экзаменов все чаще включают элементы прикладных наук и профессионального обучения, даже в те предметы, которые до недавнего времени были сугубо академическими. Чтобы избежать  обвинений в субъективности и несправедливости (или даже мошенничестве), государственные экзаменационные комиссии разрабатывают тесты, которые они считают объективными и стандартизованными. Большое распространение получает переход от оценок по стандартам к оценкам по критериям. То есть наметилось движение от одномоментного тестирования с ограниченным временем выполнения к неэкзаменационной практике, включающей просмотр портфолио, кратких биографических справок и школьных отчетов по успеваемости в процессе определения окончательной оценки выпускников средней школы. Такие тенденции заслуживают поддержки, так как они символизируют движение вперед к построению новой культуры оценки образования, которая одновременно является технически сложной и социально направленной.
Применение различных инструментов оценки и мониторинга представляет собой оптимальный и сбалансированный подход к улучшению качества и повышению соответствия требованиям. Международные программы проводят свои оценки разными путями. Разработчики политики должны ясно понимать, что именно нужно оценить, и решить, какие международные исследования больше подходят для системы образования в конкретной стране. Национальные образовательные системы оказывают прямое воздействие на успеваемость учащихся, особенно если она является единственным проявлением качества образования. Те, кто принимает решения, должны осознавать возможный риск и последующие осложнения, если инструментом оценки деятельности учителя и школы будут проверки успеваемости на национальном уровне. Конечно, потенциальная польза от оценки успеваемости учащихся, проводимой в классах, велика, но это куда более дорогой метод и требует времени, поскольку нужно подготовить учителей; к тому же стандарты, на которых строятся учебные программы, должны быть пересмотрены.
 
Примечания
1 Проверки успеваемости на национальном уровне и государственные экзамены в равной степени оценивают способности учащихся, но первые действуют на уровне системы, а вторые оценивают способности каждого и обычно используются в целях отбора.
 
=============================
Источник:
Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования / Пер с англ.: — М: Издательство «Весь Мир», 2006. — 304 с. — С. 73-98.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter