Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Стрельцова Л. Е. Учебники литературы нового типа. Часть 6, заключительная

Автор: Л. Е. Стрельцова

Л. Е. Стрельцова
УЧЕБНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ТИПА
(Часть шестая, заключительная)
Возможный ход урока
1. Учитель предлагает детям изобразить в тетрадях карту-рисунок художественного мира сказки, а желающим (возможно, два ученика) - выполнить задание на доске с помощью карточек-символов.
Главная обучающая интрига этого задания — увидеть с помощью карты, что сказка состоит из двух путешествий: сестры и братьев из своего дома в дом Змея и Кремешка, попавшего в жилище змея другой дорогой и вернувшегося назад (в дом родителей) вместе со спасенными пленниками.
Дети сверяют места действия, изображенные на карте, с текстом сказки (дом родителей, черные леса и пашня, жилище змея, избушка на курьих ножках). Важно, чтобы дети проследили по тексту и точно воспроизвели на карте путь сестры и братьев в иной мир по борозде, проложенной змеем, и путь Кремешка через границу (избушку на курьих ножках). В результате на карте будут обозначены две истории, два ряда событий, происходящих в одних и тех же пространственных частях, но протекающих по-разному. Такое построение сказки и наглядное изображение этого построения с помощью карты позволяет учителю попытаться организовать учебную деятельность детей на новом уровне обобщения: сравниваться будут не только отдельные события (варианты мотивов) в нескольких сказках, но последовательность событий, их ход (т. е. сюжет) в двух историях.
Дети, выполняя домашнее задание, разделились на две группы: тех, кто сравнивал «Кремешок-богатырь» со сказками из главы «трудные задачи» и тех, кто сравнивал эту сказку с «Боем на Калиновом мосту». Теперь каждая группа определяет, какую историю сказки «Кремешок-богатырь» первую (историю сестры и братьев) или вторую (историю Кремешка) она будет комментировать (т. е. объяснять смысл каждого события).
2. Комментарий к первой истории
Задача детей — воссоздав событие в доме Змея, увидеть в нем мотив испытания пришельца с помощью трудных задач, определить фрагменты текста, изображающие каждую задачу.
Первая — съесть «двенадцать быков жаренных, выпить двенадцать бочек меду стоялого да съесть орехов железных на закуску». Желательно, чтобы дети вспомнили сказки и мифы («Золотой гусь», «Путешествие Тора в Утгард»), в которых есть мотив испытания едой и питьем, и объяснили, о чем свидетельствует способность персонажа поглощать невероятное количество того и другого.
Вторая задача — разрубить в один мах железную колоду в три обхвата толщиной. Учитель предлагает детям вспомнить, как проходит решение трудных задач в сказках «Морской царь. . . », «Вещий сон», «Василиса Прекрасная», и установить разницу в действиях персонажей в ходе решения (отсутствие помощника или чудесного предмета у братьев и наличие помощника в других сказках). Учитель может попросить детей вспомнить сказки, в которых персонажи, попав в дом в ином мире, не смогли выполнить задания его хозяина и были наказаны смертью («Падчерица и мачехина дочка», «Морозко», «Госпожа метелица»). Сопоставление главных событий в названных сказках позволяет детям выявить причину, по которой братья не справились с задачами и были убиты Змеем (еще раз выделить тип героя — обыкновенного человека и необходимость чудесной помощи при переходе границы и пребывании в ином мире). Проведенное сравнение утверждает детей в представлении о том, что решение трудных задач в ином мире — это способ избежать неминуемой гибели, это спасение от смерти (возврат к размышлениям по сказке «Вещий сон»).
Предлагаемая выше учебная работа позволяет учителю пронаблюдать, из чего складывается механизм сравнения (путь, способ), которым овладел каждый из учеников, корректировать этот механизм, а затем позволить детям выявить способ действия и зафиксировать его в словесной формуле.
Способ (путь) сравнения:
выделение событий, происходящих в одной и той же части пространства в двух (нескольких) сказках;
выяснение состава каждого события: кто действует, как действует, каков результат действия;
на основании сопоставления действий персонажей, исполняющих одинаковую роль в событии, выявить различия между ними и установить их источник.
3. Комментарий ко второй истории
Учитель предлагает детям самим выбрать событие, с которого начнется рассмотрение второй истории. Это может быть рождение богатыря из камня (чудесное рождение) или пребывание его в доме Змея. В любом случае рассмотрение событий строится как сравнение.
а) Мотив чудесного происхождения героя. Дети проводят сопоставление обстоятельств рождения богатырей в сказках «Бой на Калиновом мосту» и «Кремешок-богатырь», указывая, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. В первом случае — вещий сон и ерш с золотым хвостом как знаки причастности иного мира к рождению богатыря. Во втором случае такой же знак — превращение камня в мальчика. Дети находят и зачитывают фрагмент текста от слов: «Пошла раз старуха. . . » до слов: «. . . да такой крепенький, здоровенький».
б) Мотив необычайных способностей детей, их быстрого роста и необыкновенной силы, подтверждающий их чудесное происхождение.
в) Мотив добычи (изготовления) чудесного оружия. В сказке «Кремешок-богатырь» этот мотив сопровождается мотивом демонстрации силы богатыря и стойкости его оружия. Хорошо, если дети выявят эти мотивы самостоятельно, то есть увидят разницу в процедуре вооружения богатырей в первой и второй сказках, а также вспомнят мотив изготовления чудесного оружия в мифах («Волосы Сив»). Детям предстоит найти в тексте фрагменты троекратного испытания силы оружия и указать на детали этого мотива: из чего изготовляется оружие в первом, втором и третьем случаях, каков его облик, каково действие оружия, каковы формы его испытания. Важно, чтобы дети запомнили моменты, составляющие мотив обретения чудесного оружия и его конкретные варианты в двух сказках, поскольку этот мотив играет ведущею роль в произведениях героических жанров, а также в современной детской литературе, ориентированной на миф и фольклор.
г) Главное событие второй части — пребывание героя-богатыря в ином мире. Перечитывая в классе фрагмент текста, изображающий Кремешка в доме Змея, дети обнаруживают в этом событии две части. Первая часть — состязание со Змеем, показывающее, что перед ним достойный противник. Детям следует провести развернутое сопоставление с подобным событием в первой истории, выделить задания Змея и способы их решения богатырем, подчеркнуть совпадение задач и разницу в результатах их решения в первой и второй истории. Такое сопоставление подтвердит сделанные ранее выводы о действиях героя в зависимости от его происхождения и подготовит переход к пониманию необходимости поединка (боя) богатыря со Змеем.
Затем учитель предлагает детям подробно рассмотреть поединок Кремешка со Змеем, выделить по тексту его этапы (троекратное повторение ударов) и отметить общее и различное в действиях каждого из противников.
По желанию детей можно попробовать провести сравнение боя со змеем в сказках «Бой на Калиновом мосту» и ««Кремешок-богатырь». Это даст возможность учителю увидеть, насколько ученики усвоили правила сравнения. В этой ситуации есть несколько моментов, на которые интересно обратить внимание детей
Первый момент — откуда узнает Змей о существовании своего противника в каждой из сказок.
Второй момент — что означает повторяющееся в изображении боя действие противников: «Змей его по щиколотку в землю вогнал. . . », «Ванюшку по колено в землю вбил. . . », «Ударил Змей первый раз — Кремешок только пятками в медь вдался, ударил Кремешок — вогнал Змея в железно по колено. . . С третьего удара вогнал Змей Кремешка в алмазную площадку по колено, а Кремешок Змея в жемчужную — по самую шею».
Третий момент — каким образом поступают богатыри в первой и второй сказках по отношению к царству (дому) Змея. И что это означает. «Предал он Змеев двор огню-пламени и молвил: Теперь добрые люди могут без боязни через Черные леса ходить, никто их не тронет».
Четвертый момент — как проявляется чудесная природа Кремешка после его победы над Змеем. «Кремешок откинул камень в семь сажен высотой, которым его братья в яме были завалены, высвободил их, встряхнул своей богатырской рукой — братья и ожили».
4. В целях обобщения проведенных наблюдений учитель предлагает детям вспомнить (зачитать по тетрадям), как они определили смысл сказки «Бой на Калиновом мосту»:
— «От всякой страшной беды есть защита; иной мир готовит защиту для живых от смерти; иной мир защищает мир живых и не дает ему погибнуть».
Считают ли дети, что высказанное ими предположение справедливо и по отношению к сказке «Кремешок-богатырь», и могут ли они это доказать, прослеживая смысл истории от события к событию.
Домашнее задание. Прочитать сказку «Чудесная рубашка», Отметить варианты знакомых мотивов. Выявить мотивы, встречающиеся впервые (т. е. выполнить задания к тексту).

Урок 28
Сказка «Чудесная рубашка»
(обработка А. Н. Афанасьева)
Задачи:
увидеть варианты знакомых мотивов, назвать мотивы, воспроизвести фрагменты текстов из сказок, где они встречаются;
выявить мотивы, встречающиеся впервые, провести сравнение с мифологическими историями;
провести развернутое сравнение изображения двух поединков Ивана-купеческого сына со Змеем в сказке «Чудесная рубашка», выявить различия между ними и обосновать его;
выявить событие поединка с хозяином иного мира в сказках первой главы, похожее на второй поединок со Змеем, обосновать сходство;
увидеть новый мотив перерождения героя, провести сравнение с его вариантом в сказке «Хитрая наука».
Средства. Текст сказки.
Форма урока. Диалог.
План-конспект
Учитель может организовать рассмотрение сказки «Чудесная рубашка»в двух вариантах.
Первый вариант повторит ход работы над сказкой «Хитрая наука» (урок 3), когда, по мере помотивного чтения фрагментов сказки дети узнают известные им мотивы, словесно определяют их, называют сказки, где встречались их варианты, проводят сравнение с мифологическими историями.
Сказка «Чудесная рубашка» интересна тем, что необычность героя, его сверхъестественные способности связаны не с чудесным рождением, а с перерождением. Вариант этого мотива, вызвавший в свое время удивление, дети встретили в сказке «Хитрая наука», где герой, пребывая три года в доме колдуна (в ином мире), обучался у него колдовству (магии) и приобрел чудесные свойства.
В сказке «Чудесная рубашка» событие перерождения показано подробно. Оно включает другие мотивы, знакомые детям, поэтому его рассмотрение провоцирует и обеспечивает сопоставление героев двух типов — обычных и чудесных, и позволяет увидеть еще раз (в новом варианте) зависимость действий и судьбы героя от его происхождения.
Мотивы, известные по прежним сказкам
1. Изгнание из дома (от начала сказки до слов: «. . . а его лишить наследства»). Варианты в сказках «Падчерица и мачехина дочка», «Василиса Прекрасная».
2. Дом в ином мире («. . . наконец выбрался на прекрасную равнину и на той равнине увидал дом»).
3. Превращения («. . . прилетел орел, ударился о землю и сделался молодцем»).
4. Встречи представителей двух миров (от слов: «Иван-купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку. . . » до слов: «а коли красная девица — назовем родной сестрицей»). Варианты в сказках «Морской царь. . . », «Во лбу солнце. . . ».
5. Запрета и его нарушения (от слов: «Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить. . . » до слов: «. . . снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь»),
6. Трудные задачи (от слов: «Сослужи службу — останься здесь и ровно через год. . . », до слов: «. . . когда наступил урочный день, накрыл на стол и дожидает братьев»).
7. Непробудный сон (временная смерть) от слов: «богатырский конь ударил копытом в грудь. . . » до слов: «спал беспробудно столько же времени, как и прежде»).
8. Чудесный дар (от слов: «Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу. . . » до слов: «. . . коли оденешь ее — никто тебя не осилит»).
Важно, чтобы дети отметили не только пребывание героя в ином мире как службу орлу, ворону и воробью, но и непробудный сон (смерть) Ивана-купеческого сына как необходимый момент перерождения.
Второй вариант — рассмотрение по вопросам, сформулированным в заданиях к сказке. Выполнение каждого из них также апеллирует к выявлению известных мотивов в тексте, их сопоставлению с подобными мотивами в сказках предшествующих глав, обнаружению сходства и различий их роли в составе событий (в сюжете).
Интересный аспект в рассмотрении сказки «Чудесная рубашка» — сравнение двух поединков героя со Змеем. Цель первого поединка — «сосватать Елену Прекрасную; а об ней по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того замуж идти».
В сказке бой лишь назван, но не изображен: «Иван-купеческий сын напал на Змея Горыныча и победил его». Поскольку предшествующие две сказки подробно изображали бой героя с чудовищем, восстановить это событие в памяти и воображении детям-читателям (слушателям) не представляет труда. Для сказки же важен новый ход: Змей не был предан смерти, а был помилован и стал слугой-поваром. Здесь появляется новый вариант известного детям мотива — желание погубить соперника. В сказках из раздела «Подмена детей, жены или невесты» клевета, злой умысел, обман был обращен на героиню со стороны сестер или злых соседок-колдуний. В сказке «Чудесная рубашка» злой умысел исходит от смертельного врага героя, стремящегося погубить его хитростью. Мотив выведывания тайны, троекратно повторяемый, знаком детям по преданию «Могучий Самсон». Учитель наблюдает, узнают ли его дети, так же как вариант мотива опаивания сонным зельем: «Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выпрашивать». Роль мотива выведывания тайны в событиях открывается детям при сравнении сказок, где встречается этот мотив. Увидеть варианты этого мотива в его сюжетной функции позволяет задание: «Встречались ли тебе в других сказках или мифах такие истории, в которых жена выведывает у мужа, в чем его сила, мудрость или бессмертие? Сравнивая эти истории, ты увидишь, что жены делают это всегда по просьбе смертельных врагов своих мужей. При этом мы иногда сочувствуем одной стороне, а иногда — противоположной. В чем тут дело?».
Цель этого задания — найти не ответ (он как будто бы дан в условии), а сам способ решения, т. е. утвердиться в том, что интерпретировать впечатления (переживания) читателя-слушателя необходимо, исходя из текста, из того, как «устроено» событие, а не из привходящих субъективных моментов.
Способ решения.
Вариант «Чудесной рубашки».
1.Кто просит выведать тайну? — Змей.
2.У кого нужно выведать тайну? — у героя (Ивана-купеческого сына).
3.Кто выведывает тайну? — жена героя (Елена Прекрасная).
4.С какой целью? — Погубить героя.
Симпатии читателей на стороне героя, читатель переживает и сочувствует герою, предательство жены вызывает его антипатию.
Вариант «Царевны-лягушки».
1.Кто просит выведать тайну? — Герой (Иван-царевич).
2.У кого нужно выведать тайну? — У Кощея.
3.Кто выведывает тайну? —Жена или невеста героя, пленница Кощея.
4.С какой целью? — Погубить Кощея, освободить пленницу.
Слушатель сочувствует герою и желает погибели Кощея, его симпатии на стороне жены, выведывающей тайну.
В ситуации внимания к способу решения задачи учитель может предложить детям вопрос: «Можете ли вы назвать событие в сказке «Бой на Калиновом мосту», похожее на выведывание тайны, указать на другой способ с помощью которого герой узнает о злом умысле?». Возможно, ученики увидят сходство в том, как Иван-крестьянский сын подслушивал разговор Змеих, готовящих погибель богатырям, и узнал их тайну.
Второй поединок героя со Змеем Горынычем по форме отличается от первого. Это не бой, а состязание в хитрости. Его можно сравнить с поединком в сказке «Хитрая наука». Важно, чтобы дети увидели средство, с помощью которого возможно такое состязание. Это золотой перстень, дающий свойство превращения. Возможность состязаться со Змеем и победить его и в первом бою и во втором исходит от представителей иного мира: в первом случае это сон-смерть и чудесная рубашка, во втором — смерть-воскресение и золотой перстень.
Так же как и в сказке «Хитрая наука», в «Чудесной рубашке» есть мотив воссоздания целого по его части: «Как ударилось оно (золотое кольцо), в ту же минуту рассыпалось мелкими зернами. Колдун обернулся петухом и бросился клевать; пока клевал, одно зерно обернулось ястребом, и плохо пришлось петуху: задрал его ястреб». Сравнивая варианты этого мотива в названных сказках, следует вспомнить «Хаврошечку», а также миф «Путешествие Тора в Утгард». Фрагменты текстов, содержащих варианты мотива, могут натолкнуть детей на размышление с возможным выводом: из части возникает целое, тот, кто владеет частью, владеет целым. Отсюда —ответ на вопрос по сказке «Морской царь. . . » (урок 4), до сих пор остававшийся не разрешенным и вызывавший удивление детей: «Почему слюнки говорят?».
В результате размышления над событиями сказки «Чудесная рубашка» дети осознают ее связь со сказками первой и второй главы и вплотную подходят к представлению о сюжетной схеме (постоянно повторяющаяся в составе и ходе событий) волшебной сказки.
Путешествуя «туда» и «обратно», герой проходит обязательно через смерть. Это объясняется тем, что другой или иной мир — та самая страна, куда нет хода живому человеку и откуда никто не возвращается. Иначе говоря — страна мертвых, страна предков. Волшебная сказка в этом отношении похожа на миф и в то же время во многом от него отличается.
В заключении работы над главой учитель вместе с детьми перечитывает истории о том, как Геракл спустился в Аид и победил Кербера и о поездке Хемрода в царство Хель. При сравнении этих историй друг с другом, внимание детей обращается на следующие моменты: с чего начинается путешествие, где находится вход в страну мертвых, что представляет собой граница между двумя мирами и как она преодолевается, как изображены властители страны мертвых и как разговаривает с ними пришелец, какие препятствия приходятся преодолевать герою на обратном пути, какие доказательства он предоставляет, чтобы все поверили в возможность побывать в стране мертвых и вернуться обратно. После развернутого сравнения двух мифологических историй их следует сопоставить с сюжетом волшебной сказки. Получится, что герои волшебных сказок чем-то похожи на богов и полубогов. Случайно ли это сходство? Как его можно объяснить?

Заключение
Несомненно, вдумчивый учитель понимает, что продемонстрированные сценарии уроков есть лишь пример (модель) приемов, позволяющих соединить научный подход к анализу художественного текста с научным психолого-дидактическим подходом к организации самостоятельной учебной деятельности ученика-ребенка по усвоению способов анализа. Ход урока, смонтированные в нем приемы не могут быть «калькированы», т. е. точно повторены в любом классе с любым составом учащихся. Учитель, если он принимает предлагаемому методику и технологию обучения, может лишь подготовиться к тому, чтобы его собственный урок сложился в оригинальный «сценарий», т. е. чтобы события «перехода» каждым учеником через «границу» наблюдения за фактами к их осмыслению были видны учителю, направляемы им и складывались в самостоятельно «добываемый», «рождаемый» смысл произведения.
Методический кругозор учителя при его подготовке к уроку составится из следующих сведений-действий:
помотивный анализ сказки;
разделение текста сказки на фрагменты, соответствующие каждому составляющему ее мотиву;
подбор вариантов каждого мотива по сказкам трех глав;
подбор вариантов мотивов по мифологическим историям из учебника «Глаголъ и Добро»;
называние мотивов и составление их последовательности от начала до конца сказки, т. е. «раскадровка» диафильма в его «образцовом» варианте;
формулировка вопросов к событиям-мотивам от конца к началу сказки;
изображение карты-схемы художественного пространства с прорисовкой путей действующих лиц через все места действия и обозначением пространственных частей;
развернутый план сравнения сказок с фрагментами сравниваемых мотивов.
Рассмотрев, подобрав и освоив учебный материал (анализ текста волшебной сказки на сюжетном уровне в доступных ученику вариантах), учитель может выбрать форму урока.
1. Эвристическая беседа. Учитель последовательно, с помощью вопросов и рассуждений (текстовых примеров) ведет учеников по заранее продуманному и выстроенному варианту сюжетного анализа. В этом случае путь учеников к запланированному результату предусматривает лишь незначительные отклонения от предварительно найденных ответов (этапов рассуждения). Учитель твердо ведет детей по заранее проложенному маршруту, позволяя им самим видеть те «зарубки» и приметы, которые он расставил на их пути.
2. Диалог. Учитель не знает, куда его выведут дети и каким путем они пойдут от начала задания. Он сам хорошо ориентируется в художественном пространстве-времени сказки и ее помотивном построении, в силу чего знает, в каком направлении следует идти из любой «точки» художественного пространства, в которую попадут (или с которой начнут рассуждение) дети. Ученики прокладывают «маршрут» сами, по тем ориентирам, которые они усвоили и различают, обсуждая правильность этих ориентиров.
=======================



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter