Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бим-Бад Б. М. Будущее как категория агогики

Автор: Б. М. Бим-Бад

Будущее как категория агогики

Б. М. Бим-Бад

Предмет настоящего сообщения. Разрабатывая категориальный аппарат современной педагогики, нельзя обойти вниманием проблемы времени в силу его значимости для человека и его воспитания. Эта категория занимает свое почетное место в ряду основополагаюших понятий педагогики наравне с такими существенными обобщенными признаками воспитания, как норма, внимание, амбивалентность и апперцепция.
Время бытия осознается только человеком. Вырастая, развиваясь, старея, человек, конечно, понимает, что он подвластен времени как атрибуту субстанции. И он вынужден столкнуться с универсальными свойствами времени – его длительностью, неповторяемостью, необратимостью. Но в данном случае мы не рассматриваем ни астрономического, ни физического, ни биологического времени.
В переживаемом психологическом времени человека есть прошлое, настоящее и будущее, чего никак нельзя утверждать относительно вечности (естественной или сверхъестественной). До нашего рождения и после смерти есть бесконечность, а времени нет. Время для человека возникает постепенно, не сразу, после рождения, в ходе нормального развития. "Есть три времени: настоящее прошедшего, на­стоящее настоящего и настоящее будущего... Настоящее прошедшего – это память; настоящее на­стоящего – непосредственное созерцание; настоя­щее будущего – ожидание". (Блаженный Августин). И прошлое, и будущее, и скрепляющее их настоящее – непосредственные факты сознания, постигаемые внутренним опытом (Анри Бергсон).
Нас интересует в данном случае по преимуществу психологическое будущее, а настоящее и прошлое входят в зону рассмотрения, поскольку психологически будущее находится в темпоральном континууме. Континуальность времени снимает оппозицию прошлого - будущего, но понимание этого не мешает условному разграничению трех модусов временнóго континуума. Будущее фиксируется в сознании как то, что следует за "теперь", "сейчас".
Кроме того, здесь мы берем во внимание проживаемое человеком будущее в его отношении к воспитанию и проектированию воспитания.
Сначала рассмотрим место и роль грядущего, дальнейшего, следующего, надвигающегося, предстоящего, обещающего, чаемого в жизни изменяющегося со временем человека.
Будущее в жизни человека. Будущее есть главное в заботе. "Что день грядущий мне готовит?" Что ждет нас? Что из этого выйдет, какие последствия будет иметь?
Будущее ценно для человека и как актуальное будущее-для-нас, и как неизбежное будущее-без-нас. В обоих случаях человек желал бы заглянуть за завесу времени.
Всякое желание есть желание будущего. Любая программа рассчитана на время ее реализации.
Будущее предвидится, предстоит, грозит, ожидается... Время жизни, продолжительность обучения, срок тюремного заключения – все имеет вектор предстоящего.
Самое могущество человека, взятое в общем виде, есть его наличные средства достигнуть в буду­щем некоего очевидного блага. (Томас Гоббс).
Очень много совершается человеком ради загробного, будущего мира. Вера обращена к настоящему ради награды/наказания в жизни после смерти. Так, благодать – дар Божий, дар будущий, но обретаемый верой теперь.
Человек есть свое будущее. Это особенно ясно продемонстрировали Хосе Ортега-и-Гасет и Мартин Хайдеггер.
Ортега показал, что наша жизнь, помимо нашего желания, всегда связана с будущим; от настоящего момента мы всегда устремлены к грядущему. "Жить" — это "делать", без отдыха и срока. "Делать" всегда значит "осуществлять будущее". Даже когда мы отдаемся воспоминаниям, мы вызываем их в данный момент, чтобы в следующий достигнуть чего-то, хотя бы удовольствия. Это простое, непритязательное удовольствие показалось нам секунду назад желаемым будущим; вот мы и "делаем" что-то, чтобы его получить. Человек живет в будущем и для будущего.
Человек — существо двойственное: с одной стороны, он то, что он есть; с другой — он имеет о себе самом представления, которые лишь более или менее совпадают с его истинной сущностью. Наши мысли, оценки, желания не могут уничтожить наших прирожденных свойств, но могут изменить их и усложнить. Античные люди подчиняли будущее заповедям прошлого, тогда как мы отводим будущему первое место. Защищая наше государство, мы защищаем наше завтра, а не наше вчера. Народ погибает, если исчезает его вера в будущее. (Ортега-и-Гассет).
Именно будущее отличает человеческое бытие от всякого наличного, вещественного бытия: взятое как забегание вперед, человеческое бы­тие есть всегда своя возможность, – под­черкивает и Хайдеггер. Этот момент заботы Хайдеггер обозначил как проект. Человеческое бытие – это бы­тие, проектирующее само себя. Модус буду­щего – проект, постоянно на нас воздействующий. Человек – всегда нечто большее, чем он есть в данный момент.
"Первичный феномен исходной и собственной времен­ности есть будущее". В будущем, в забегании вперед человеческое существование узнает себя, обнаруживает себя. Будущее есть нечто наступающее, настающее. Именно в забегании вперед, в своей возможности бытие вместе с тем возвращается к собственному прошлому и к собственному настояще­му.
Действительно, поздравляют с прожитым, а желают хорошего в будущем.
Экзистенциальный поток времени идет не от прошлого к будущему, но совершенно в об­ратном направлении: время "временится" из будущего. (Хайдеггер).
Движение мысли от будущего к прошлому и затем к настоящему Жак Деррида назвал "деконструкцией": "Деконструкция есть движение опыта, открытого к абсолютному будущему грядущего, опыта, по необходимости неопределенного, абстрактного, опустошенного, опыта, который явлен в ожидании другого и отдан ожиданию другого и события".
Деконструкция прокладывает путь, движется вперед и отмечает ве­хи. Она производит новые правила и условности ради будущих достижений, не довольствуясь теоретической уверенностью в простой оппозиции результат — констатация. Ход деконструкции ведет к утверждению грядущего собы­тия, рождению изобретения, изобретения будущего. Деконструкция выступа­ет одновременно и научением открытости будущего — "неистреби­мым движением исторического открытия будущего, следовательно, опыта самого по себе и его языка" (Жак Деррида).
Движение времени от будущего к прошлому и настоящему осуществляется через постановку цели и реализуется с помощью воли. Желающий, целеполагающий и волящий человек превращает импульс потребности в импульс к дейст­вию. Ядром волевого акта выступает осознание ценностного содержания и личной значимости цели. Цель деятельно­сти есть результат рефлексии над потребностью и прогностичес­ким образом будущего продукта деятельности. По формулировке Уильяма Джеймса, воплощением волевого акта является созидательное усилие "fiat!" — "да будет!"".
Воображение, фантазия. .Жизнь фантазии ребенка то более, то менее ясно, но всегда переносится в будущее. Даже совершенно вымышленный и невозможный факт является в качестве ожидаемого и имеющего наступить в будущем. Даже фантазируя о прошлом (как, например, при возбуждении воображения историческими рассказами), ребенок обращает прошлое в перспективу, в будущее.
В этой форме свободное фантазирование из области детской жизни распространяется и на остальную жизнь человека, в более правильном и потому легче поддающемся наблюдению виде; здесь оно становится источником всякой практической деятельности. Планы, проекты, предположения — все это модификации упомянутой деятельности фантазии, в которой берут свое начало и произведения искусств. (Вильгельм Вундт).
Память. Самосознание существует благодаря памя­ти, которая соединяет прошлое с настоящим и позволя­ет предвидеть будущее. Память "превращает в настоя­щее" опыт прошлого и надежду па будущее. Ее посто­янное присутствие, которое подтверждается даже за­бывчивостью, – необходимое условие любого челове­ческого действия. (Блаженный Августин). Все наши "завтра" переходят в категорию "сегодня" и до скончания нашего века перебираются в "вчера". Это непрерывный пожизненный процесс. Амнезия делает невозможным для человека его самостоятельное завтра.
Наконец, само мышление есть работа для будущего. "Поставить пределы умозрению означает предать бу­дущее". (Альфред Норт Уайтхед).
Свойства будущего как модуса человеческого бытия. Возможное будущее требует его предвосхищения. И будущее вполне предсказуемо в известном диапазоне и при соблюдении условий адекватного предвидения.
Вероятностность будущего исключает жесткий детерминизм в прогнозировании чего бы то ни было. Будущее есть неопределенность, с которой можно работать и даже справляться. Мы можем контролировать свое будущее с той или иной степенью вероятностности.
Предполагая открытость будущему, возможность приобретает смысл, когда она выступает не как нечто неизбежное, а как метод поиска, который позволяет по­стичь мир в опыте и уберечь человека от разочарования.
При этом приходится принимать во внимание амбивалентность мира и человека. Всего даже один только хюбрис (нео­бузданность, невоздержанность, бесчинство, буйство), задающий принципиаль­ную невозможность своего подчинения навязанной извне детерминации, делает адекватным исключительно только вероятностный прогноз поведения человека и группы. Но и вероятностный прогноз есть ценный ориентир для подготовки действия, ибо степень вероятности прогнозируемых событий диктует различные праксиологические модусы.
Составная часть опыта, приобретаемого и накапливаемого человеком, – "поведение" будущего, которое то сбывается в соответствии с ожидаемым, предвидимым, то не сбывается. В этом последнем случае оно становится неожиданным. Знание о "поведении" будущего входят в апперцептивные массы человека, определяя собой содержание его восприятий, реакций и ответных действий. Так, знание об уже состоявшейся смерти человека, запечатленного на фотографии, примешивает горечь к восприятию. "Глядя на фото моей мамы в детстве, я говорю себе: "Ей предстоит умереть", – и дрожу в преддверии катастрофы, которая уже имела место. Подобной катастрофой можно назвать любое фото, является ли смерть его сюжетом или нет." (Ролан Барт).
Только понимая прошлое как сбывшееся, осуществленное будущее, куль­тура способна творить, "изготавливать" предстоящее будущее. От предвидения человек переходит к посильному обезвреживанию опасностей. Известно, что умный человек найдет выход из трудного положения, а мудрый не попадет в него.
Будущее как принцип проектирования воспитания. Рождение желанного ребенка есть послание в будущее. И будущее – важнейшая забота воспитания. Слишком многое в настоящем зависит от будущего.
Хорошее будущее ждет наших детей или дурное? Ведь надобно знать! В каком мире останутся жить после нас дети и внуки? "Под натиском будущего начинаются или не начинаются войны, гибнут или процветают племена и страны, создаются или не создаются новые социальные институты" (Олвин Тоффлер).
Чем надобно снабдить человека на дорогу – перед началом самостоятельного действования? Чтобы не загубить таланты, помочь им окрепнуть? Чтобы они грудью встретили будущее и – главное – чтобы они могли его сами выращивать, создавать.
Проектируя воспитание, выстраивая его программу, обосновывая его идеалы, намечая его стратегию и проясняя тактику, педагогика не может не самоопределиться в вопросе о степени своей обращенности к будущему: к ближайшему, которое несет в себе основные пороки настоящего, или – к более отдаленному, желательному, идеальному будущему. Философии педагогики известны три основных типа ответа на эти вопросы.
1. "Основной принцип, из которого должны исходить те, кто составляют планы воспитания, такой: дети воспитываются сообразно не с настоящим, а с возможно более совершенным будущим состоянием рода человеческого, т. е. в соответствии с идеей человечества и его назначения как целого. Значение этого принципа чрезвычайно велико. Родители обычно воспитывают своих детей таким образом, чтобы они могли приспособиться к современным им жизненным условиям, какими бы плохими они ни были. А им следовало бы давать детям воспитание лучшее, чем современное, чтобы стал возможным и лучший мир...
Как значительны и важны вытекающие из этой цели следствия! Все доброе, что есть на свете, берет свое начало в хорошем воспитании. Необходимо, однако, чтобы ростки добра в человеке все более и более развивались, ибо в естественных склонностях человека мы не обнаруживаем злых начал." (Иммануил Кант).
В этом предложении Канта речь идет о преднамеренно и обдуманно созидаемом будущем. Надобно не приспосабливать детей к ближайшему обозримому будущему требует Кант, а формировать их как членов идеального правового общества всеобщей справедливости, общества умопостигаемого. Это требование Канта имеет в высшей степени радикальный смысл: Кант ставит им перед человечеством дихотомическую альтернативу – или установить такое общество, т. е. реализовать идеал, или отказаться от прогресса, т. е. погибнуть, и третьего не дано.
Нечего надеяться на самопроизвольные мудрость и величие будущих поколений. Они не родятся автоматически из настоящего. Будущее можно только творить, творить сегодня.
Педагогика имеет право на существование как один из видов теории и практики изготовления будущего. Будущее есть по преимуществу педагогическая проблема.
Идея воспитания для созидания будущего заставляет видеть в ребенке залог новых судеб человечества, она говорит одновременно о том, что есть только один способ созидать, творить будущее, – это созидать и творить настоящее и только один способ воспитывать детей – это воспитывать самих себя.
Проблема эта широко дискутировалась в педагогике. Уже в знаменитом капитальном издании Иоахима-Генриха Кампе и других филантропинистов "Всеобщий пересмотр школьного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков" (1785-1792) содержалась большая работа П. Виллауме "Нужно ли при воспитании приносить в жертву приспособленности человека к жизни его совершенство, а если нужно, то в какой степени?". Филантропинисты эту проблему теснейшим образом связывали с проблемой прогресса, воспитание – со счастливым будущим человечества, вторя Канту: "Быть может, по мере постепенного улучшения воспитания каждое новое поколение будет делать шаг вперед по пути к совершенству человечества, ибо в воспитании заключена великая тайна усовершенствования человеческой природы. Осознание того, что, благодаря воспитанию, человеческая природа будет прогрессировать и что ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу, воодушевляет и открывает перед нами перспективу более счастливого будущего человечества."
Воспитание правильно расценивалось и Фихте, вслед за Кантом, как "цепная реакция", как "расходящиеся круги" влияния не только на настоящее, но и на будущее.
2. Чрезвычайно последовательным оказался в истории педагогики поворот мысли И. Г. Песталоцци в решении данного вопроса. Сочетать сегодня с будущим! Принесение настоящего в жертву будущему (сколь угодно прекрасному) чревато самыми разрушительными последствиями.
Несколько глубоко продуманных страниц посвятил этому вопросу Мари Жан Гюйо, который, частности, писал: "воспитание - для грядущего. Оно целиком зависит от нашего знания будущего.
Только сделавшись отцом, но отцом в полном смысле этого слова, т. е. вполне сознательно относясь к воспитанию своих детей, человек начинает жить полной "жизнью сердца".
О, топот детских ножек! в тебе слышен легкий и сладостный шум грядущих поколений, неопределенный и смутный, как само будущее, вершителями которого, быть может, мы явимся, если сумеем воспитать их. Флобер сказал, что жизнь должна быть непрестанным воспитанием, что всему нужно учиться: "как говорить, так и умирать". Предоставленное случаю, воспитание ежеминутно уклоняется на своем долгом пути. Сами родители очень часто не имеют ясного представление о цели воспитание, в особенности, когда дети их еще очень малы.
К какому нравственному идеалу обращают душу ребенка в большей части семей?.. Многие воспитывают своих детей не для самих детей, а для себя. Я знавал родителей, которые не хотели выдавать своих дочерей замуж, чтобы не разлучаться с ними, или не позволяли своим сыновьям готовиться к какой-либо профессии (например, быть ветеринаром), если она не нравилась им – родителям. Удовольствие родителей – вот что в таких семьях преследуется воспитанием детей...
Подлинно благотворное воспитание бескорыстно: ребенка следует воспитывать для него самого, для родины, для всего человечества."
3. Януш Корчак ясно показал, что детям показано полно проживать свое детство: быть счастливыми здесь и сейчас. Тем самым они готовятся встретить новизну грядущего.
Цели воспитания предстают как предвидение желательного будущего, притом – заведомо разного для воспитателя и воспитанника. Любое должное в педагогике, как, впрочем, и сущее, соотносясь с целями воспитания, предполагает обоснование моделей достойной жизни. Тем самым педагогика наделяется новой мерой ответственности за достоинство будущего.
В качестве науки о должном педагогика есть одна из главных наук о будущем, наук о возможностях мира (наряду с этикой и математикой).
То, что мир не стабилен, не означает, по формулировке Ильи Пригожина, "что он не поддается научному изучению". Детерминистское предсказание в современной науке с ее презумпцией нелинейности развития и отказом от принудительной каузальности сменяется "проблемным описанием" (Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов). Педагогика обладает способностью предвидеть результаты будущих изменений на основе теории вероятно­стей.
Прогноз как предсказание хода развития на основании наблюдаемых симптомов предполагает выявление этих симптомов, т. е. семиотики и диагностики, гигиенической стратегии и терапевтической тактики.
Будущее как содержание воспитания и обучения. На будущем замешаны содержание и организация воспитания, профилактика опасных тенденций в развитии личности, а также их исправление (терапия, перевоспитание). Диагноз не самоцелен – он необходим для терапевтического проекта – и, как правило, для благоприятного прогноза.
Будущему необходимо учить. Становление идеи будущего у ребенка происходит далеко не сразу и оно зависит от активности воспитанника.: "Когда дитя голодно, оно плачет и протягивает руки к своей кормилице: вот зародыш идеи будущего. Всякая потребность предполагает возможность ее удовлетворения; совокупность таких возможностей мы обозначаем термином «будущее». Время закрыло бы доступ к себе существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось бы... Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем" (Гюйо).
Психологический источник понятия времени находится поэтому в осознаваемом зазоре между желанием и удовлетворением. Чувство цели и связанное с ним усилие представляют источник идей причины и действия, действия и последействия.
Умственные способности человека актуализируются и совершенствуются по мере того, как растет его способность адаптации к будущим событиям и аккомодации окружения к себе. Элементарный интерес к будущему сменяется у мыслящего человека возрастающей тенденцией смотреть вперед. (Джеральд Дж. Уитроу).
Если будущее имеет постижимый вектор, то наряду с радостью бытия нам надобно воспитывать и для долгосрочных важных дел. Каких? – Конструктивных, животворных, помогающих выстоять в исканиях своего пути и стать полезными.
Для проживания нами своей жизни важно также то или иное эмоционально окрашенное отношение к осознаваемой нами конечности нашего земного пути.
Справляться с ситуациями неопределенности, которые вызывают повышение тревоги, надобно учить специально, чтобы воспитанники с помощью мышления могли преодолевать страх будущего, его незнаемой природы.
Обучение предвидению становится одним из самых важных компонентов в содержании воспитания1. Важно учить открытости к будущему, открытости к когнитивному диссонансу. Ибо знание, основанное на опыте, не исключает приобретения в будущем нового опыта, не согласовывающегося со старым.
Чтобы научить людей самостоянию, планированию жизни и деятельности без фанатизма и без фатализма, полезно совместное планирование предстоящей работы воспитателя/учителя с детьми с учетом вероятностной природы будущего. Постепенно помощь опытного руководителя в составлении и осуществлении планов уменьшается и, наконец, сводится к поощрению самостоятельного распределения событий в обозримом будущем.


Литература:

Ключи от ХХI века: сб. ст.: пер. с фр. / Орг. Объедин. Наций по вопр. образования, науки и культуры, Бюро ЮНЕСКО в г. Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Грузии, Респ. Молдова и Рос. Федерации, Рос. гос. б-ка; [предисл. Коитиро Мацууры] М., 2004. 317 с.

Костылева, Татьяна Васильевна. Футурология и культура: Тексты лекций по курсу "Культурология" для студентов третьего курса направлений обучения МАИ (ТУ) / М-во образования РФ. Моск. энерг. ин-т (техн. ун-т). М.: Изд-во МЭИ, 2002. 75, [1] с.

Мир нашего завтра: Антол. соврем. классич. прогностики / [Ред.-сост. И. В. Бестужев-Лада]. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003. 509, [1] с.

Нечаева, Н. В. Ученый, заглянувший в будущее (о Л. В. Занкове) // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА : ежемес. науч.-метод. журн. - 2006. - № 3. - C. 5-8 .

Образование: взгляд в будущее: сб. материалов II Рос. открытой науч. - практ. конф. с междунар. участием, посвящ. С.Т. Шацкому / под ред. Г. А. Малинина, Л. Ю. Ляшко. - Обнинск: [Б. и.], 2004. - 176 с.

Образование: взгляд в будущее: сб. материалов Рос. открытого Форума, посвящ. С. Т. Шацкому / под ред. Л. Ю. Ляшко. - Обнинск : МАН "Интеллект будущего", 2007. - 252 с.

Феллер, Виктор В. Новый миф о будущем. Самара: Сам. дом печати. Уральск, 2000. 255 с.

Финогеев, В. Общая теория будущего. М., 2004. 162, [4] с.

Abel, Susanne. Aus den Bildern der Kunst lugt das Denken hervor: Überlegungen zu einer Logik des Sichtbarmachens. Essen: Verl. Die Blaue Eule. 2007. 326 S.

Albert Robida: du passé au futur / sous la direction de Danièle Compère Amiens: Encrage, impr. 2006. 1 vol. (206 p.).

Babin, Dominique. Manuel d’usage et d’entretien du post-humain/ [Paris]: Flammarion, 2004. 252 p.

Baofu, Peter. The future of capitalism and democracy. Lanham (Md.): University Press of America, cop. 2002. XIII,673 p.

Bercis, Pierre. Libérer les droits de l’homme. Paris: Éd. de l’Atelier-Éd. ouvrières, 2000. 191 p.

Bildung ist Zukunft / [Hrsg.: Bischöfliches Hilfswerk Misereor e.V. Red.: Hans-Michael Mingenbach. Aachen: MVG, Medienproduktion und Vertriebsges. 2007. 92 S.

Bildung schafft Zukunft / 1. Innsbrucker Bildungstage, 17. - 18. November 2005 / Hrsg.: Heidi Möller. Innsbruck: Univ. Press. 2006. 184 S.

Callon, Michel; Lascoumes, Pierre; Barthe, Yannick. Agir dans un monde incertainessai sur la démocratie technique. Paris: Éd. du Seuil, 2001. 357 p.

Courson, Jacques de. L’appétit du futurvoyage au coeur de la prospective. Paris: C. L. Mayer, impr. 2005. 121 p.

De toekomst in meervoudperspectief op multicultureel Nederland / J. Veenman (redactie). Assen: Koninklijke Van Gorcum, 2002. IX,190 p.

Die Zukunft der Benachteiligtenförderung: zwischen Sparzwang und pädagogischem Anspruch / Anke S. Kampmeier ... (Hg.). Goldebek: Mohland. 2006. 131 S.

Die Zukunft der Bildung und die Bildung für die Zukunft: Festschrift zum 70. Geburtstag von Dieter Kirchhöfer / Hrsg. Karl F. Wessel. Bielefeld: Kleine Verlag. 2007. 132 S.

Dupuy, Jean-Pierre. Pour un catastrophisme éclairéquand l’impossible est certain. Paris: Éd. du Seuil, 2004. 214 p.

Engler, Wolfgang. Unerhörte Freiheit: Arbeit und Bildung in Zukunft. Berlin: Aufbau, 2007. 175 S.

Ernst, Anselm. Die zukunftsfähige Musikschule: eine Einführung in die Musikpädagogik für Musikschullehrkräfte. Aarau: Musik-Verl. Nepomuk. 2006. 176 S.

Erziehung und Bildung für die Zukunft: erfolgreiches Lernen in der Jugendarbeit / Norbert Kozicki / Stefan Krämer (Hg.). Mit Beitr. von: Detlef Black. Essen: Klartext. 2007. 399 S.

Eureka!: European research universities and the challenges of the 21 st century / ed. by Bart Funnekotter; with contributions by Thomas Blondeau... [et al.]
Amsterdam: Amsterdam university press, cop. 2005. 160 p.

Gerechtigkeit und Bildung / Michael Wimmer ... (Hrsg.). Paderborn; München; Wien; Zürich: Schöningh. 2007. 202 S.

Gestion spatiale des risques / sous la dir. de Gérard Brugnot. Paris: Hermès science publ., 2001. 287 p.

Giesinger, Johannes. Autonomie und Verletzlichkeit: der moralische Status von Kindern und die Rechtfertigung von Erziehung. Bielefeld: Transcript. 2007. 215 S.

Goldschmidt, Birgitta. Zielstrebig zur zukunftsfähigen Schule: Nachhaltigkeitsmanagement an Schulen; Dokumentation eines rheinland-pfälzischen Pilotprojektes in der Region Trier / Pädagogisches Zentrum Rheinland-Pfalz, Bad Kreuznach. Bad Kreuznach: PZ. 2006. 55 S.

Guigou, Jean-Louis. Réhabiliter l’avenirla France malade de son manque de prospective. Paris; Budapest; Kinshasa [etc.]: l’Harmattan, DL 2007. 253 p.

Habermas, Jürgen. Die Zukunft der menschlichen Natur auf dem Weg zu einer liberalen Eugenik?/ Frankfurt am Main: Suhrkamp, cop. 2001. 125 S.

Hane, Willy. Kindern eine neue Zukunft: Eltern pädagogische Ideen leicht vermitteln. Kissing: WEKA-Media. 2005. 108 S.

Heinemann, Friedrich. Fit für die Zukunft?: Deutschland im Wandel / [Hrsg.: Bundeszentrale für Politische Bildung, bpb]. München: Franzis Print und Media. 2007. 24 S.

Herzog, Walter. Einmal Lehrer, immer Lehrer?: eine vergleichende Untersuchung der Berufskarrieren von (ehemaligen) Lehrpersonen. Bern; Stuttgart; Wien: Haupt. 2007. 395 S.

Homo educabilis: Studien zur allgemeinen Pädagogik, pädagogischen Anthropologie und Bildungsforschung / Franz-Michael Konrad; Maximilian Sailer (Hrsg.). Münster; New York; München; Berlin: Waxmann. 2007. 228 S.

Humanismo para el siglo XXI: propuestas para el Congreso internacional / Éditeur scientifique: Maria Luisa Amigo; Fernánez de Arroyabe. Bilbao: Universidad de Deusto, 2003. 500 p.

Il Futuro: previsione, pronostico e profezia / Ist. Veneto di scienze, lettere ed arti; a cura di Antonio Lepschy e Manlo Pastore Stocchi Venezia: [s. n.], 2005. VI, 406 с.

Isakova, Irina. Russian governance in the twenty-first century: geo-strategy, geopolitics, and governance / Исакова, Ирина Викторовна. London; New York:Cass, 2005 XII, 354 р.

Jiménez, José. El arte en una época de transición / dir. José Jiménez. Huesca: ARPIrelieve, 2001. 166 p.

Jouvenel, Hugues de. An invitation to foresigh / Invitation à la prospective; trad. du français par Helen Fish. Paris: Futuribles, 2004. 87 p.

Keys to the 21st century / ed. by Jérôme Bindé; with a preface by Koïchiro Matsuura,...
New York: Berghahn books; Paris: UNESCO publishung, 2001. XVI,395 p.

Kindliche Fremdheit und pägagogische Gerechtigkeit / Alfred Schäfer (Hrsg.). Paderborn; München; Wien; Zürich: Schöningh. 2007. 255 S.

Kompetenzen für eine zukunftsfähige arbeitsorientierte Allgemeinbildung / Rolf Oberliesen / Heinz-Dieter Schulz (Hrsg.). Baltmannsweiler: Schneider-Verl. Hohengehren, 2007. VIII, 289 S.

Korczak, Janusz. Das Recht des Kindes auf Achtung: Beigefügtes Fröhliche Pädagogik. / Hrsg. und bearb. von Friedhelm Beiner. Aus dem Poln. von Nora Koestler und Esther Kinsky. 2. Aufl. Gütersloh: Gütersloher Verl.-Haus. 2007. 159 S.

Künzli David, Christine. Zukunft mitgestalten: Bildung für eine nachhaltige Entwicklung - didaktisches Konzept und Umsetzung in der Grundschule. Bern; Stuttgart; Wien: Haupt. 2007. 351 S.

La sociologia del futuro / a cura di Carlo Mongardini. Roma: Bulzoni, 2004. 196 p.

Landfried, Klaus. Steps towards a european higher education area without bordersannual: report 2002 by the president of the HRK - Professor Dr. Klaus Landfried.
Bonn: HRK, cop. 2003. 53 S.

Lernen - Gestalten - "Wir machen Zukunft": Beitrag zur UN-Dekade Bildung für nachhaltige Entwicklung 2005 - 2014 / Ministerium für Landwirtschaft, Umwelt und Ländliche Räume des Landes Schleswig-Holstein. Kiel: Ministerium für Landwirtschaft, Umwelt und Ländliche Räume des Landes Schleswig-Holstein. 2007. 38 S.

Lévy, Michel. Octobre 2017: fondements d’une société civilisée. Nîmes: M. Lévy, cop. 2002. 150 p.

Mayor, Federico; Tanguiane, Sema. L’enseignement supérieur au XXIe siècle. Paris: Hermès science publications, 2000. 298 p.

Mead, Margaret. The world ahead: an anthropologist anticipates the future / edited, with an introduction and commentaries by Robert B. Texor. New York: Berghahn books, 2005. X, 348 p.

Medieval futuresattitudes to the future in the Middle Ages / ed. by J. A. Burrow and Ian P. Wei. Woodbridge: the Boydell press, 2000. XIV,188 p.

Müller-Lissner, Adelheid. Unter drei schon aus dem Haus?: eine Entscheidungshilfe für junge Eltern. Berlin: Links. 2007. 207 S.

Notre contrat pour l’alternance/ Jean-Pierre Raffarin, Dominique Perben, Jacques Barrot [et al.]. [Paris]: Plon, 2001. 186 p.

Opaschowski, Horst W. Besser leben - schöner wohnen?: leben in der Stadt der Zukunft. Bonn: BpB. 2005. XII, 265 S.

Opaschowski, Horst W. Besser leben, schöner wohnen?: Leben in der Stadt der Zukunft. Darmstadt: Primus-Verl. 2005. IX, 265 S.

Opaschowski, Horst W. Minimex: das Zukunftsmodell einer sozialen Gesellschaft. Gütersloh: Gütersloher Verl.-Haus. 2007. 267 S.

Paccalet, Yves. L’humanité disparaîtra, bon débarras! Paris: Arthaud, impr. 2006. 198 p.

Peut-on encore choisir son avenir?: conférence inaugurale des Rencontres du nouveau siècle, donnée à Lille le 18 janvier 2001 / Jacques Attali. La Tour-d’Aigues: Éd. de l’Aube, 2001. 41 p.

Programm zur Zukunft der beruflichen Bildung / Ministerium für Arbeit, Gesundheit und Soziales des Landes Nordrhein-Westfalen / Ministerium für Arbeit, Gesundheit und Soziales. Düsseldorf: NRW, Ministerium für Arbeit, Gesundheit und Soziales. 2007. 59 S.

Quel avenir pour nos écoles ?/ Centre pour la recherche et l’innovation dans l’enseignement, Organisation de coopération et de développement économiques
Titre d’ensemble: Enseignement et compétences. Lien au titre d’ensemble:Enseignement et compétences. Paris: OCDE, 2001. 278 p.:

Quelle prospective pour les métiers de demain?: l’apport des observatoires de branche / [Commissariat général du plan]; [rapporteurs, Christine Afriat, Catherine Gay, Fabienne Maillard, et al.]. Paris: la Documentation française, 2005. 228 p.

Ramonet, Ignacio. Guerres du XXIe sièclepeurs et menaces nouvelles. Paris: Galilée, 2002. 183 p.

Rees, Martin John. Notre dernier siècle? / avant-propos de Hubert Reeves; trad. de l’anglais Our final hour (Grande-Bretagne) par Christine Godbille-Lambert. Paris: J.-C. Lattès, 2004. 231 p.

Regel, Gerhard. Plädoyer für eine offene Pädagogik der Achtsamkeit: zur Zukunft des offenen Kindergartens. Hamburg: EB-Verl. 2006. 219 S.

Reinke-Dieker, Heinrich. Lust auf Zukunft: die Schritte zu einem offenerem Denken, dem Entdecken und Verwirklichen zusätzlicher Chancen, mehr Erfolg und Glücklichsein. Vechta-Langförden: Geest-Verl. 2007. 130 S.

Reinventing the research university / ed. by Luc E. Weber and James J. Duderstadt
Paris; Londres; Genève: Économica, 2004. Paris: Impr. Jouve. XVII,254 p.

Schauer, Frederick F. Profiles, probabilities, and stereotypes. Cambridge (Mass.): Harvard university press, 2003. XIII, 359 p.

Scherhorn, Judith; Schnäckel, Gabriele. Zukunftsfähige Pädagogik: Herausforderungen und Perspektiven einer Pädagogik für soziale Nachhhaltigkeit. Saarbrücken: VDM, Müller. 2006. 162 S.

Schneider, Jakob Robert. Das Familienstellen: Grundlagen und Vorgehensweisen / Mit einem Vorw. von Gunthard Weber. Heidelberg: Carl-Auer-Systeme-Verl. [2007]. 210 S.

Seichter, Sabine. Pädagogische Liebe: Erfindung, Blütezeit, Verschwinden eines pädagogischen Deutungsmusters. Paderborn; München; Wien; Zürich: Schöningh. 2007 230 S.

Services organisation et compétences tournées vers le client: une lecture transversale des contrats d’études prospectives tertiaires / Commissariat général du plan. Paris: la Documentation française, 2001. 162 p.

Seven complex lessons in education for the future / [Unesco]; [red. by] Edgar Morin Paris: Unesco, 2001 95 p. (Education on the move). Éducation et État -- Prévision Éducation -- Finalités -- Prévision Éducation -- Prévision

Soros, George Guide critique de la mondialisation / trad. de l’anglais par Fortunato Israël Paris: Plon, 2002 215 p. Capitalisme -- Prévision

The world ahead: our future in the making / Federico Mayor in collab. with Jérôme Bindé; With the assist. of Jean-Yves Le Saux [et al.]. London New York: Zed books Paris: UNESCO publ., Cop. 2001. XIV, 496 р.

Usannaz, Étienne La refondation du lien sociall’alternance des activités / Émile Usannaz Paris; Budapest; Turin: l’Harmattan, 2002 278 p. Contrat social -- Prévision Politique publique -- France -- Prévision France -- Conditions sociales -- 1981-....

What the future holdsinsights from social science / ed. by Richard N. Cooper and Richard Layard. Cambridge (Mass.): MIT press, 2002. 285 p.

Wieringen, Fons van; Sellin, Burkart; Schmidt, Ghislaine. Future education, learning the future scenarios and strategies in Europe / [edited by Cedefop] Luxembourg: Office for official publications of the European communities, 2003. 270 p. Éducation et emploi -- Pays de l’Union européenne -- Prévision Enseignement professionnel

Zukunft der Erziehungsberatung: Herausforderungen und Handlungsfelder / Andreas Zimmer; Christian Schrapper (Hrsg.). Weinheim; München: Juventa-Verl. 2006. 256 S.

Zukunft Erziehungswissenschaft: Auffassungen und Neufassungen einer Disziplin im Umbruch; [erweiterte Dokumentation der Offenen Ringvorlesung "Zukunft Erziehungswissenschaft?" vom 11. - 12. Oktober 2002 an der Universität Innsbruck] / Bernhard Rathmayr / Michaela Ralser (Hg.). 2. Aufl. Innsbruck: Studia-Univ.-Verl. 2005. 205 S.

Zukunft Reformpädagogik: neue Kraft für eine moderne Schule / Harald Eichelberger / Christian Laner (Hrsg.). Innsbruck; Wien; Bozen: Studien-Verl. 2007. 247 S.

Zukunftsfragen der Bildung / hrsg. von Jürgen Oelkers. Weinheim: Beltz, cop. 2001. 195 S. (Textes en allemand et anglais).

Zukunftssicherung durch qualifizierten Nachwuchs: neue Wege in der Aus- und Weiterbildung kleiner und mittlerer Unternehmen durch den Einsatz von Service-Aus- und Weiterbildnern / SAZ, Schweriner Ausbildungszentrum e.V. Körperschaft: Schweriner Ausbildungszentrum. Schwerin: SAZ. 2007. 70 S.

Zwischen Markt und Förderung - Wirksamkeit und Zukunft von Ausbildungsplatzstrukturen in Ostdeutschland: Ergebnisse eines gemeinsamen Workshops des Bundesinstituts für Berufsbildung und des Zentrums für Sozialforschung Halle e.V. / Bundesinstitut für Berufsbildung, BiBB. Klaus Berger; Holle Grünert (Hrsg.). Bielefeld: Bertelsmann. 2007. 260 S.

===============================




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter