Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бурый Д. С., Бурая Л. В. Педагогическая антропология Б. М. Бим-Бада и рефлексивно-исследовательская концепция М. Липмана о воспитании толерантности

Автор: Д. С. Бурый, Л. В. Бурая

Педагогическая антропология Б. М. Бим-Бада и рефлексивно-исследовательская концепция М. Липмана о воспитании толерантности

Бурый Д. С. , к. п. н. Бурая Л. В. ,
СОФ БелГУ

«Оздоровление общества, его интеллектуализация, его нравственная санация – дело воспитания, обучения, образования» - одна из основ педагогической антропологии Б. М. Бим-Бада (1998). По его глубокому убеждению необходимо одухотворить акценты в педагогизации общества, поскольку «духовные начала охраняют и укрепляют общественную культуру и государственное единство нации».
Рассуждая о приоритетности национальных ценностей и заботе о чистоте архетипов и символов русского народа, активизации национального самосознания и достоинства, которые чаще всего в истории начинаются «снизу», академик убеждает в том, что «важно научиться перековывать патриотические чувства в дела, прежде всего в дела местного самоуправления: благотворительность начинается дома. Сами по себе ни религиозная вера, ни национально-патриотическая идея не спасают людей от гибели. Надобно учиться и учить не терпеть и страдать, а творить жизнь, борясь с трудностями и препятствиями. Очень опасен культ страданий, спасителен же культ умного труда и мужественного самоограничения». («Педагогическая антропология», 1998).
Б. М. Бим-Бад приходит к выводу, что сегодня на удачу могут рассчитывать те, кто совестлив и порядочен, в ком сильно стремление к самореализации своих творческих способностей во имя людей, кто постоянно изучает людей, знает их нужды и интересы, стремится завоевать доверие людей, показывает личный пример непрерывного духовного и профессионального совершенствования и, самое главное, - умеет раскрывать интеллектуальный потенциал коллег, подчиненных. Таким людям свойственны свобода духа и чувство уважения как собственного, так и другого достоинства: «И все же, если людям предоставить свободу, они постепенно усвоят дух разумного уважения собственного достоинства и признания каждого человека мыслить самостоятельно. По этой причине широкие массы в конце концов смогут добиться просвещения».
Современные европейские поколения, по мнению исследователей педагогики межнациональных отношений, не следуют национальным и религиозным установкам и ценностям при решении злободневных задач. С одной стороны, существует огромное поле информации об активности некоторых конфессий, с другой – отсутствует воля к переработке, обобщению и формулировке основополагающих выводов, которые необходимо сделать достоянием самосознания каждого студента, актуализируя православные ценности, этику труда православия и трудовую православную этику.
Без должного анализа и на должном духовно-этическом уровне не может быть естественного потребностного возрождения православных ценностей, их включения в непосредственную жизнедеятельность народа, а самое главное – молодёжи, будущего России. Часто рассматривают русскую мысль как уникальное, локальное явление, в православии коллективное («роевое») начало сильнее, чем у других христиан. Христианство – религия любви, и в силу этого оно предполагает свободу. Православная церковь взывает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа». В этом важность неразрывного единства любви, свободы и взаимопонимания. Для воспитания толерантности её следует рассматривать как одну из альтернатив выживания человечества. Именно православная этика хозяйствования предлагает способ развития, ориентированный на разумный достаток, и психологическую установку самоограничения.
Идеи педагогической антропологии Б. М. Бим-Бада, изучаемые в курсе педагогики как педагогических специальностей, так и в курсе «Педагогика и психология» (непедагогические специальности), имеют невосполнимое значение для преодоления разорванности социального бытия современной России, призывают разработать основу новой идеологии, что в свою очередь станет для новых поколений специалистов стержнем политики созидания, направленной на укрепление целостности российского общества, и поможет воспитать новый тип философского мировоззрения, оформить тем самым новую парадигму мышления, основанную на взаимодопустимости и взаимотерпимости другого Я, другой ментальности, другого этноса.
Духовная конвергенция (А. Д. Сахаров) и интеграция социумов - безальтернативный иператив нашего времени.
Известно, что проблема толерантности возникла еще в античные времена и проявлялась наиболее остро там, где рядом жили этносы с различными вероисповеданиями (империя Македонского, Великое Ханство, Исламская империя, Татаро-монгольское и др. ). Насильственное узаконивание иной религии приводило к восстаниям народов, не воспринимавших инаковерие и не желающих терпеть рядом другую ментальность. В Римской империи власть проповедовала терпимое отношение ко всем вероисповеданиям. Гонения на христиан связаны с тем, что они отвергли исключительность императорского культа, а пропагандирование христианства не ограничилось национальными рамками. Вскоре после того, как христианство добилось признания в 313 г. н. э. , император-христианин Феодосий 1 провозгласил его в 381 году государственной религией, однако новая религия не проявила веротерпимости к инакомыслящим язычникам и еретикам. Следующий император Юлиан II Отступник - последний из правителей античности, который предпринял неудачную попытку отвратить Римскую империю от христианства. Так, уже в античные времена оформился термин «толерантность» - терпение (лат. )
В мировой педагогической науке и практике существует ряд альтернативных подходов к проблемам толерантного мироздания, эффективно решающего задачи воспитания молодёжи, формирования навыков самообразования и самореализации в позитивном ключе. В данном контексте наибольший интерес представляет американский теоретик образования М. Липман, который убеждён в том, что если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшить насилие и развивать миролюбие и толерантность, оно не имеет мира.
Поскольку разработка проблем толерантности и экстремизма не представляется возможным без рассмотрения конкретных форм самосознания, то начинать необходимо с определённой четкой гражданской позиции в собственной профессиональной деятельности преподавателя вуза. В работе «Мышление в образовании» (1991) М. Липман делает акцент на развитии навыков разумного мышления и поведения: «Научение молодых людей навыкам разумности, с тем, чтобы в дальнейшем они стали разумными гражданами, разумными партнёрами, разумными родителями». По мнению М. Липмана, образование станет наиболее действенным социальным институтом, если будет рефлексивно- исследовательским и антропософским по направленности. Толерантность по М. Липману это – терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, которые формируются в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию. Моральное равнодушие и правовое невежество, социальный нигилизм и бессмысленная национальная агрессивность, жестокость и откровенный вандализм, ежедневные сообщения о терроризме и его нарастающей силе, нетерпимость и неприятие становятся реалиями и нашей жизни. Концепция М. Липмана ориентированна на необходимость выработки умений и навыков молодого поколения работать и дорожить общемировыми человеческими ценностями в разных контекстах динамично развивающегося мира, противостоять злу и насилию.
Формирование гуманного мировоззрения обусловливает актуальность выявления ценностных оснований гуманитарного образования. Проблема социальной опосредованности познания является в настоящее время одной из наиболее дискуссируемых в философии, педагогике, социологии. Потребность в формировании ценностного мышления определяется не только теоретическими, но и практическими задачами. Уровень развития морального сознания личности студента первого курса исследователями определяется как конвенциональный. В этом возрасте идет процесс активного поиска собственных моральных ориентиров, дальнейшее формирование нравственных качеств и чувств. Предпосылкой более высокого уровня нравственного развития юношества выступает более высокий уровень интеллектуального развития. Абстрактное мышление способствует обобщению идеалов и норм поведения, которые высвобождаются от частной жизненной ситуации, смены групповой принадлежности. Следует учитывать, что в это время активно формируется внутренняя мораль – совесть, регулирующая поведение личности, кроме того, активизируется стремление самостоятельно переосмыслить различные жизненные ценности. Согласно концепциям М. Липмана и Кольберга, на постконвенциальном уровне развития личность ведёт себя в соответствии в общественным соглашением или в соответствии с общечеловеческими принципами и нормами.
Влияние образовательного пространства вуза на нравственное развитие юношеского возраста осуществляется через действие идентификации, подражания, внушения, конформности. Поэтому доминирующим этапом в решении поставленных задач воспитания толерантности является ориентация личности будущего специалиста на общечеловеческие ценности при формировании её профессиональных качеств. В процессе формирования личности человек через механизмы принятия тех или иных ценностей получает рефлексивный эмоционально-интеллектуальный импульс, обуславливающий индивидуальность его духовного мира, которая в свою очередь составляет его сущность. В результате вместо узкорационального понимаемого научного мировосприятия рождается целостное мировоззрение, в основе которого – восстановление нравственных критериев в повседневном бытии человека. Мировоззрение выступает при этом как некий генетический код, с помощью которого человек находит себе опору в бытии в той мере, в какой ему удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления, в свое поле культуры, которое согласовано с мировым полем культуры.
В развитии науки часто возникают ситуации, вызванные появлением новых фактов, которые невозможно объяснить в рамках общепринятых теорий. В результате возникает проблема, требующая своего решения. Проблема возникает, как известно, там, где есть неопределённость, предполагающая множество решений и выбор одного из них. При решении проблемы формирования толерантного сознания мы указали некоторые имеющиеся данные, которые ориентируют субъекта на определённую область поиска неизвестного – где именно искать. четко сформулировано неизвестное – профилактика экстремизма в нашем регионе.
Наконец, для решения проблемы важно знать и условия, при которых неизвестное и данные соединяются, выполняя тем самым роль организатора и основания поиска – как именно искать.
Вхождение в мировое образовательное пространство обязывает каждого преподавателя вуза к пониманию ответственности за воспитание будущих специалистов, их конкурентноспособность и профессиональную компетентность. Только специалист, обладающий духовно-ценностной мотивацией, способен адекватно оценивать партнеров по делу, их эффективность и порядочность. Задача университетского образования - воспитать специалиста, отличающегося терпимостью к различным мнениям, непредубеждённостью к оценке коллег, партнеров и событий, способного творить свою судьбу и судьбу своей многонациональной страны, быть в ответе за мир своей малой родины, своего региона, своего государства.
======================


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter