Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Стрельцова Л. Е. Учебники литературы нового типа. Часть 5

Автор: Л. Е. Стрельцова

Л. Е. Стрельцова
УЧЕБНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ТИПА
(Часть пятая)
Раздел II
Подмена детей, жены или невесты
В сказках этого раздела — новый поворот в сочетании известных мотивов, появление новых, ранее не наблюдаемых мотивов и отсутствие хорошо знакомых (решение трудных задач, испытание), очень заметна в развитии событий роль запрета и его нарушения и роль превращений как способа перехода границы. Изгнание героини из дома изображается как ее смерть, а возвращение — как воскресение, превращение из мертвой в живую. Цель злодейки — погубить героиню и ее детей любыми средствами (отравление, обман, подмена, клевета), а цель сказки — восстановить нарушенное равновесие (семейное счастье) и наказать тех, кто совершил преступление.
Урок 24
Тема: Сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» (обраб. В. П. Аникина)
Задачи. 1. Увидеть и опознать по ориентирам — символам части художественного пространства сказки. Интерпретировать события в связи с этим.
2. Воссоздать художественный мир сказки на картах –рисунках.
3. Назвать знакомые мотивы и сказки (мифы), в которых они присутствуют.
4. Словесно оформить и высказать суждения о смысле сюжета от начала событий к их завершению. Увидеть три смысловые части истории.
5. Выявить и назвать отличия от сказок из главы «Трудные задачи».
Материал к уроку: Карты-рисунки, текст сказки.
Форма урока: диалог.
Ход урока
У. Как мы построим урок? Будем рассматривать ваши карты или обсуждать ход рассуждений при выполнении заданий?
Д. Эту работу нужно делать одновременно; нельзя ответить на вопросы, не нарисовав карты; нужно представить, где происходят события, а затем обсуждать.
У. Выберите карты, которые интересно обсудить и прикрепите их к доске для рассматривания.
Д. (Вывешивают на доске четыре (пять) наиболее четких карт-рисунков)
У. Кто будет комментировать (разъяснять), что изображено на картах и насколько рисунок соответствует сказке?
Д. (Разъясняют по очереди. ) Карты можно разделить на два типа: те, где море нарисовано посредине рисунка, и те, где море нарисовано сбоку.
У. Авторы карт, на которых море нарисовано посредине рисунка, объясните: что это значит?
Д. Море — это граница с иным миром и сам иной мир (т. е. мир смерти). Бочка, в которой была царевна с мальчиком — это способ перехода в иной мир. Засмолив в бочку, их предали смерти; их удалили из мира живых, из обычного мира.
У. Это убедительно. Вспоминаются ли вам похожие мотивы в мифах?
Д. Миф о Персее. Царю предсказали, что его убьет внук, и он велел посадить дочь с ребенком в ящик и бросить в море. Миф об Осирисе. Бог Сет и его гости заколотили крышку саркофага, где был Осирис, и бросили его на середину Нила, а река вынесла саркофаг в открытое море. В предании о Моисее сказано, что когда он родился, фараон приказал топить всех новорожденных мальчиков в Ниле. Мать Моисея засмолила корзину, положила в нее младенца и спрятала в камышах на берегу Нила.
У. Верные наблюдения. Все эти события имеют общий тайный и глубокий смысл. Теперь скажите, почему вы нарисовали море посередине рисунка, а не сбоку?
Д. (Авторы обсуждаемых карт. ) Потому что, когда бочка приплыла к берегу, это означает, что она перешла границу иного мира и царевна с мальчиком попала в обычный мир.
У. На картах получилось море, похожее на реку. Оно разделяет обычный мир как бы на две части. Так я понимаю?
Д. (Авторы первого варианта. ) Да, правильно. Царевна попала на другой берег, вот нарисован ее дворец, где они стали жить.
Д. (Авторы второго варианта. ) Такое изображение не соответствует сказке. Бочка с царевной и мальчиком пристала к берегу, и это обычный мир, но место, где они оказались, нужно нарисовать с той же стороны, что и царство Ивана-царевича. Ведь в конце истории он приезжает во дворец к царевне, но нигде не сказано, что Иван-царевич переплывает море, т. е. переходит границу иного мира. Поэтому мы нарисовали дворец царевны на этом же берегу, а море сбоку рисунка.
Д. (Авторы первого варианта. ) В сказке сказано: «дворец батюшки, ни в сказке сказать, ни пером описать», значит, это дворец необычный, и находится в ином мире, по другую сторону от обычного царства.
У. Оказывается, в сказке есть еще и третий дворец?
Д. (Авторы второго варианта. ) Это не третий дворец, а второй. В нем раньше жила царевна с сестрами, а потом его переместили на другое место, в обычный мир.
У. Давайте разбираться подробно: где дворец царевны с детьми, а где дворец ее батюшки. С этой целью выясним сначала, сколько в этой сказке частей (событий)?
Д. (Мнения разделились. ) Две части. Три части.
У. Где заканчивается первая часть и почему вы так думаете?
Д. (Читают и обсуждают. ) «Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море».
Д. Нет. Заканчивается первая часть словами: «Иван-царевич женился на ее первой сестре».
Д. Это все потом было, во второй части. Пока они в море плавают, он женился.
У. Я соглашусь с первым суждением, если вы объясните, как вы понимаете события этой части. Есть ли в ней знакомые мотивы и что они означают в данном случае?
Д. Прежде всего, Иван-царевич выбрал себе невесту необычную. Она обещала родить сынов «что ни ясных соколов: во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Это приметы иного мира. Можно с уверенностью сказать, что она принадлежит иному миру, как и ее сестры. «Высокие каменные палаты» — это дом сестер и их батюшки. В сказке не говорится точно, где он находится. Сказано, что Иван-царевич долго ездил по белу свету, но примет перехода в иной мир нет. Поэтому точно нельзя сказать, где расположен дворец сестер — в этом мире или в ином.
Д. Но ведь говорится, что старшая сестра прятала там сыновей с солнцем во лбу, чтобы их никто не видел. Поэтому можно предполагать, что это дворец в ином мире.
У. Что еще вам знакомо в первой части?
Д. Сестры-завистницы. Этот мотив встречался в сказке «Падчерица и мачехина дочка» и в «Василисе Прекрасной». Завистницы хотят погубить младшую сестру, поэтому прячут ее детей и показывают царевичу то котенка, то щенка, то ребенка обычного. Это новый для нас момент, такого еще не было в прежних сказках.
Д. Последний подкидыш был необычный ребенок. Он тоже из иного мира, только в первой части сказка об этом не рассказывает.
У. Что еще в первой части вам не знакомо?
Д. Суд над царевной. Ни в одной сказке из четырех разделов учебника такого эпизода не было.
Есть еще два важных момента. Царевне присудили выколоть глаза, засмолить в бочку с ребенком и пустить в море. Сказано: «виновата — потонет, права — выплывет». Получается, что это не окончательная смерть, а главный судья — это море, это иной мир. Поскольку царевна не виновата, то все может хорошо кончится.
Возможно, если выколоть глаза, то по сказке — это как будто смерть, поскольку света белого не видно.
У. Очень убедительные наблюдения и рассуждения. Как же все эти события показаны на карте?
Д. Вот дворец Ивана-царевича (в центре рисунка), это дворец сестер (наверху слева), вокруг него сад и беседка. Сюда сначала приехал Иван-царевич и отсюда увез невесту и ее сестер. Стрелочками показан его путь туда и обратно в свой дворец. Стрелки другого цвета — это старшая сестра прячет во дворце отца детей с солнцем во лбу. Они в зеленой беседке. Вот путь царевны в бочке к морю и ее путь по морю до берега.
У. О каком событии рассказывается во второй части? Как вы его назовете?
Д. Это пребывание в ином мире и переход границы из иного мира в обычный, в человеческий. Переход происходит с помощью мальчика-подкидышка. Он — чудесный помощник, он необычный и каким-то образом связан с иным миром.
У. Поясните фактами ваше заключение.
Д. Подкидышек повторяет одну и ту же словесную формулу: «Сударыня матушка! Когда б, по моему прошению, мы пристали к берегу», или «наша бочка лопнула». Или «по моему прошению, когда б моя матушка проглянула». И все исполняется, как он просит. Это похоже на слова «По щучьему велению, по моему хотению» из такой же сказки, или «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Это магические слова, кто их знает, тот может все сделать.
У. Давайте еще раз внимательно пронаблюдаем, сколько раз произносит заклинание мальчик-подкидышек и что при этом происходит.
Д. Первый раз — бочка пристала к берегу;
второй раз — развалилась надвое, и они вышли на берег;
третий раз мальчик просит, чтобы появилась банька.
У. Обратите внимание: как появляется банька и как она описана.
Д. (Читают. ) «В ту же минуту, как из-под земли, выросла баня; двери сами растворились, печи затопились и вода закипела». Здесь все знакомо: «банька как из-под земли», значит, из иного мира; «в ту же минуту появилась» — это как сивка-бурка прибегает, или как купеческая дочь в ту же минуту оказалась в доме батюшки — это все колдовство; «двери сами отворились, вода закипела» — это как во дворце змея в «Заклятом царевиче» все само собой делается; значит, банька необыкновенная и будут превращения.
У. Какие же это превращения?
Д. Промыл подкидышек теплой водой глаза царевне и она прозрела, стала видеть. Получилось, что она совсем ожила; зло, что ей сделали, все ушло.
У. Все ли ушло?
Д. Нет, не все. Последняя просьба подкидышка — чтобы батюшкин дворец оказался на том месте, где пристала бочка. На карте в этом месте (внизу с левой стороны) нарисован тот же самый дворец и сад, и беседка, а в ней три братца с солнцем во лбу. Чтобы было понятно, что это тот же самый дворец, нужно показать пунктирной линией, что его перенесли с одного места на другое. Все-таки, наверное, это дворец из иного мира, хоть об этом прямо в начале не говорится. Нужно показать, что это необыкновенный дворец.
У. Следующий эпизод сказки мне представляется интересным. Как вы объясните его смысл?
Д. Это событие узнавания или признавания. Сыновья царевны должны признать свою мать и подкидышка. Все происходит так же, как в сказке «Морской царь…». Подкидышек не показывается сразу братьям, а прячется в уголок беседки. Только когда братья сказали: «Если б он показался и рассказал нам об нашей матушке, мы б его зацеловали, замиловали и в братья к себе приняли».
В этом эпизоде есть еще два важных момента. Первый — нужно, чтобы братья как-то узнали, что в беседке есть кто-то, кого они не видят. Для этого нужны лепешечки на материнском молоке. Так же в сказке «Морской царь…» Иван-царевич взял рубашку Василисы Премудрой, чтобы она поняла, что кто-то пришел. Второй момент — это поцелуи и объятия. Как и в других сказках, если заплачет, обнимет, поцелует, значит произойдет какое-то превращение. Все это знакомо и можно объяснить.
У. Чем же заканчивается сказка?
Д. Мы считаем, что от слов: «Один раз шли мимо нищие старцы» и до конца — это третья часть сказки. В ней говорится о последнем событии: Иван-царевич узнал о своей жене и детях, приехал к ним во дворец, и они стали жить счастливо все вместе.
У. Как же узнал Иван-царевич о своей семье?
Д. Ему рассказали нищие старцы, которые сначала были во дворце царевны, а затем шли мимо дворца царевича. Может быть, нищие старцы — это тоже помощники? Они похожи на старушку из «Морского царя…» и старичка из «Золотого гуся». Их во дворце сначала напоили, накормили, а потом они как бы случайно все рассказали Ивану-царевичу. Скорее всего, это помощники, только в этой сказке они выглядят как нищие старцы.
У. Теперь сравните начало сказки и ее конец.
Д. Сказка начинается с женитьбы Ивана-царевича. Сказано: «Женился Иван-царевич на меньшей сестре и стал с нею жить-поживать душа в душу», Заканчивается тем, что Иван-царевич нашел и жену и детей и «душа его просветлела».
У. Какое же событие в центре сказки? Есть ли в ней трудные задачи, их выполнение, награда или дар из иного мира?
Д. В центре сказки — зависть старшей сестры, ее обман и как бы смерть младшей сестры-царевны. Трудных задач нет, их никто не задает и не решает. Есть помощник, мальчик-подкидышек, он помогает спастись от смерти и вернуть все, что отняли: и дворец, и детей, и жизнь. Получается, что в начале сказки обман, а в конце — разоблачение и спасение.
У. Как вы думаете, почему в сказке не рассказывается обо всем подробно?
Д. Наверное, рассказчик надеется, что слушатели все понимают, что они знают, где происходят события и какие перед ними персонажи. Например, если ребенок необыкновенный, значит, и мать из другого мира. Это понятно само собой, зачем об этом рассказывать.
Д. Если бы мы не читали прежних сказок и не узнали, что такое иной мир и как о нем рассказывает сказка, мы бы не смогли это понять.
У. А что случилось и чем закончилась история вам сразу понятно?
Д. Да, это понятно: злые сестры хотят погубить счастливую сестру, но это им не удается.
У. Может быть нам не следует все подробно объяснять, если и так понятно, что произошло?
Д. Не все понятно, а только самое заметное; очень многих поступков, даже слов сразу не замечаешь, не думаешь, что это значит; их как будто бы нет. Сказка получается бедная, простая и короткая. А когда все знаешь, сказка становится длинной; она сложная, интересная; в ней все время что-то новое; и видно, что она умная и справедливая.
Д. Ваши рассуждения интересны, с ними можно согласиться.
Домашнее задание. Закончите изображение мест действия и событий на ваших картах. Те, у кого есть дома сборник сказок А. С. Пушкина, прочитайте «Сказку о царе Салтане…». У кого нет такой книги, попросите ее в библиотеке или прочитайте вместе.

Урок 25

Тема. Сравнение сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц. . . » и «Сказки о царе Салтане. . . » А. С. Пушкина.
Задачи. 1. Позволить детям самостоятельно выявить:
все сходные моменты (мотивы) в двух сказках;
события и описания, отличающие сказку Пушкина от народной.
2. Побудить детей к наблюдениям за стихотворной формой сказки: ритмом, рифмой, звукоподражаниями, вспомнив опыт занятий по учебнику «Мастерская слова» в первом классе. На основании полученных наблюдений предложить им высказать гипотезу: с какой целью автор написал сказку стихами, а не прозой.
Средства. Текст сказки, видеофильм (мультипликация) по сказке А. С. Пушкина.
План-конспект

Урок 26

Тема. Сказка «Белая уточка» (обработка А. Н. Афанасьева)
Задачи. 1. Увидеть новые варианты известных мотивов: превращение как переход в иной мир, магические слова и действия.
2. Сравнить со сказкой «Во лбу солнце. . . »; найти общее и различное.
3. Осмыслить переход границы и пребывание в ином мире как смерть-воскресение.
4. Осмыслить роль мотива-запрета и его нарушение в ходе событий (в сюжете) волшебной сказки.
Средства. Тексты сказок (учебник), иллюстрации, видеофильм «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Форма урока. Диалог с элементами эвристической беседы.
Развернутый план
I. Учитель и ученики пытаются определить тему урока: что будет обсуждаться, рассматриваться. Например, дети предлагают: как ведьма хотела погубить княгиню; злодейство ведьмы и ее наказание; тайна и ее разоблачение и т. д. Возможно, что уже в названии темы (предмета рассмотрения) будет отмечено противопоставление трех частей сказки — привычная счастливая жизнь — нарушение — восстановление.
II. Проверяется ориентация учеников в художественном пространстве сказки, узнавание знакомых мотивов и выяснение их смысла.
— Граница между двумя мирами — река. Иной мир не изображается, а лишь называется.
— Переход границы — превращение.
Мотив превращения повторен в сказке четыре раза. Детям предлагается найти все случаи превращения и выяснить, каким образом они происходят: кто превращает, кого, с какой целью, каким способом (как)? — по тексту сказки.
1. Ведьма превращает княгиню в белую уточку (обратить внимание на цвет — белая, необычная). Текст от слов: «Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. . . » до слов: «. . . и поплыла княгиня белою уточкой». Способ превращения: прыгнула в воду, ударила по спине, сказала слова: «Плыви ты белою уточкой».
2. Сонных братьев (детей княгини) ведьма превращает в мертвых. Текст
от слов: «Отворила потихоньку дверь и видит. . . » до слов: «. . . и они померли». Способ превращения: «обвела их мертвой рукой».
3. Князь превращает княгиню из белой уточки в красную девицу. Текст от слов: «Эге! — подумал князь и закричал: Поймайте мне белую уточку!» до слов: «князь узнал свою молодую жену». Способ превращения: особые действия и слова: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица — впереди!»
4. Князь возвращает к жизни своих детей. Текст от слов: «Тотчас поймали сороку. . . » до слов: «. . . они заговорили». Способ превращения — сбрызнуть водой живящей и водой говорящей.
5. Как ведьма стала княгиней — превратилась или переоделась? Текст от слов: «Ведьма тотчас нарядилась в ее платье. . . » до слов: «. . . и не распознал ее».
6. Обобщение наблюдений за превращениями; интерпретация события, изображенного на иллюстрации к сказке.
III. Мотив запрета и его нарушения «продвигает» события сказки, определяет их ход. В сказке мотив повторяется два раза и проявлен наглядно.
1. Князь, уезжая из дома, «заповедал (жене) не покидать высока терема. . . » княгиня нарушила запрет: ««По саду походить не беда,» — и пошла».
2. Мать-княгиня запрещает детям выскакивать на берег (переходить границу в мир живых): «Не ходите туда, дети!», «Дети не слушают; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор».
Задача учеников — выяснить (понять), какую роль в ходе событий играет мотив запрета и его нарушения (или запрета и его выполнения).
С этой целью учитель напоминает, что при чтении сказки «Заклятый царевич» им было непонятно, почему младшая дочь обязательно должна опоздать. Теперь дети накопили достаточно наблюдений, чтобы самостоятельно ответить на этот вопрос. Им предлагается вспомнить, в каких –сказках встречался этот мотив.
1. «Заклятый царевич» — текст: «Да смотри не опоздай: если хоть минуту опоздаешь — я с горя помру!»
2. «Хитрая наука» — текст: «Ты меня продай, а ошейника не продавай, не то я к тебе назад не ворочусь» и т. д.
3. «Золотой гусь» — «Сестры ей крикнули: «Ради Бога не подходи к нам, отойди!» и т. д.
4. «Вещий сон» — «Кому что во сне привидится, поутру мне поведайте; а кто утаит свой сон, того казнить велю» и т. д.
5. «Хаврошечка» — «Ты, красная девица, моего мяса не ешь,. . и никогда меня не забывай. . . » и т. д.
Если дети не могут сразу сообразить, какова роль мотива в событиях сказки, учителю следует предложить им эксперимент: в каждой сказке рассказать событие так, как если бы запрет не был нарушен (или был нарушен, смотря по смыслу события). При помощи этого приема дети убеждаются, что события сказки не имеют продолжения, если запрет не нарушается (или нарушается), Например: младшая сестра вернулась вовремя, и змей не превратился в царевича; княгиня не выходила из терема, и ведьма не смогла совершить подмену; Иван — купеческий сын рассказал отцу вещий сон, и сон не сбылся и т. д.
Можно вспомнить мифологические истории, в которых есть запрет и его нарушение.
IV. Сравнение двух сказок из раздела «Подмена детей, жены или невесты».
Предполагается, что ученики восстановят по памяти (или по записям в тетрадях) план сравнения: какие места действия, события и персонажи похожи в двух сказках (урок 18). Вопросы в заданиях 4 и 6 к «Белой уточке» помогают ученикам словесно оформить различия, которые они заметили.
V. Для того, чтобы дети могли убедиться, что мотивы, составляющие сказку «Белая уточка», повторяются в других сказках, можно прочитать сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». В данном случае сопоставление двух похожих историй не только позволяет увидеть, что персонажи (роли), их поступки, места действия и словесные формулы повторяются из сказки в сказку, но наблюдать комбинации мотивов, их набор, сочетание, т. е. построение сказки из готовых форм — «кубиков» (мотивов). Кроме того, сопоставление сказок одного типа накапливает впечатления о повторяющейся, неизменной последовательности событий, т. е. о сюжетной схеме. Обобщение этих впечатлений составит заключительный этап работы с волшебной сказкой.
VI. Итогом работы над двумя главами учебника может стать сопоставление сказок двух типов — о трудных задачах и о злых женах и сестрах. Учитель обращает внимание детей на то, что сказки, помещенные во второй главе, заканчиваются одинаково — разоблачением злого умысла, обмана или тайны. Ученикам следует вспомнить, как заканчиваются сказки из главы «Трудные задачи» и попытаться объяснить, с чем связано различие концовок.
Цель такого сопоставления — позволить детям охватить мыслью и воображением, а также удерживать в памяти большой массив сказочного материала. До сих пор в поле их зрения была одна сказочная история, а для сравнения привлекались отдельные события из знакомых сказок и мифов. Теперь можно попробовать сопоставить истории (сюжеты) полностью, поскольку финальные события сказки определяются ее началом.
Разнообразие форм, в которых воплощаются мотивы сказочных историй, на данном этапе занятий могут быть узнаны во всех сказках и определенным образом систематизированы (выстроены) каждым читателем-учеником. Естественно, что каждый продвинется в этом направлении сообразно приобретенным способностям и личному интересу к подобного рода деятельности. Тем не менее возможность увидеть признаки (черты), свойственные прочитанным сказкам, позволяет надеяться на возникновение (зарождение) первоначальных представлений о жанре волшебной сказки и потребности выразить свои наблюдения в форме описательной характеристики.
Приведенные выше разработки уроков основаны на конспектах и стенограммах (уроки 3, 5, 11, 18) сокращенных и выправленных в целях вывести на первый план помотивную структуру сказки, ее событийный состав.
Предлагая учителю такой вариант поурочных разработок, мы рассчитываем показать, каким образом создаются условия для самостоятельной мыслительной деятельности детей и развития воссоздающего воображения, т. е. для наблюдения за объективными фактами текста и художественного мира, их узнавания, сравнения, распределения (классификации) и, наконец, обобщения накопленных фактов. На основе этого процесса присоединения к имеющимся все новых данных происходит объединение их в образы-представления, в образы-понятия,
Для того, чтобы учитель мог организовать деятельность мышления и воображения, т. е. читательскую деятельность, ему следует овладеть анализом произведений изучаемого жанра на нескольких уровнях его художественной структуры (сюжетном, композиционном, ритмико-фонетическом, лексическом), но реально — на уровне, доступном для наблюдения учащихся данного возраста. Поэтому методический кругозор учителя при подготовке к уроку значительно превышает объем тех наблюдений, действий, рассуждений и выводов, которые воспроизведут дети. В противном случае учитель будет организовывать «передачу» знаний и способов деятельности, в то время как ему нужно создавать условия для рождения этих знаний из самостоятельных наблюдений учащихся, для возникновения способов деятельности в результате осмысления, «обработки» собственных наблюдений. Таким образом, мы предполагаем, что при соблюдении предлагаемой нами методики в учебной деятельности читателя-школьника воспроизводится реальный процесс создания понятий-образов, их зарождения и развития. В. В. Давыдов определяет содержание учебной деятельности именно с этой точки зрения, выделяя эту черту как основную, характеризующую. Не запоминание готовых выводов, добытых «чужой» мыслительной деятельностью, а воспроизведение хода и способов этой деятельности, результатом чего становится обнаружение фактов и явлений, составляющих содержание понятий. «. . . школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры» («Теория развивающего обучения», М. , 1996, С. 152).
Построенная описанным выше способом читательская деятельность последовательно выводит учеников на четыре уровня обобщения наблюдаемых фактов.
Первый уровень — дети видят похожие, сходные действия, события, персонажей в одной сказке и в нескольких сказках (мотив).
Второй уровень — дети называют повторяющиеся действия, события, персонажей определенным термином, т. е. обнаруживают инвариант нескольких вариантов одного мотива (даритель, помощник, граница, превращение и т. д. ).
Третий уровень — осознают смысл мотива в составе сказки, т. е. видят мотив как символ, знак древнего языка (иной мир — мир предков, превращение — мгновенный переход границы между мирами, вещий сон — пребывание в ином мире и т. д. ).
Четвертый уровень — дети осознают повторяющуюся последовательность мотивов-событий как целостный смысл, как «язык» сюжета, т. е. осмысливают, что означает та или иная событийная «конструкция» произведения (циклическая сюжетная схема, кумулятивная сюжетная схема).

Глава III. «Бой и победа»

Работа с текстами, помещенными в этой главе, проясняет строение художественного мира волшебной сказки, показывая, что имеет ввиду сказка под иным миром, каким образом два мира сообщаются между собой, кто такой хозяин (владыка) иного мира, кто из героев может попасть в иной мир и вернуться обратно.
В главе три раздела: «Чудесное происхождение», «Путешествия и подвиги», «Хитрость вместо силы». В пособии подробно рассмотрены сказки из первого раздела, поскольку в них дети знакомятся с новым типом героя — чудеснорожденным или перерожденным богатырем. В прямой связи с типом героя находится и центральное событие — бой с чудищем (Змеем) и победа над ним. Мотивы, составляющие эти сказки, в большей степени близки мифологическим мотивам и сюжетам, чем в сказках о трудных задачах и злых женах и сестрах. Но в то же время многие поступки, и действия персонажей, ситуации, в которые они попадают, соотносятся с этими сказками. Таким образом дети имеют возможность увидеть черты, общие для всех типов сказок, и осознать эти черты как жанровые признаки волшебной сказки.
Важным в работе с этим учебным материалом является подробное рассмотрение (запоминание и воспроизведение) события боя-поединка между богатырем и чудищем. Это событие, сохраненное и видоизмененное, многократно повторится в древнем и средневековом эпосе и станет предметом изучения в третьем классе.
Два следующих раздела третьей главы по характеру учебной деятельности можно отнести к диагностическим. В этом случае главная задача учеников — узнать хорошо знакомые им мотивы в новой, неожиданной модификации, увидеть «механизм» соединения мотивов, образующих повторяющуюся (традиционную) схему сюжета или разрушающих ее.

Урок 25
Тема: Сказка «Бой на Калиновом мосту» (в пересказе А. Н. Нечаева).
Задачи: Позволить детям:
увидеть и в определенной степени осознать сходство и различие сказок из разделов первой и второй главы и сказки «Бой на Калиновом мосту»,
по знакомым ориентирам определить, в какой части пространства волшебной сказки происходит главное событие;
рассмотреть изображение события боя в сказке: облик противников; этапы боя, его участники; троекратная повторяемость, сходство и различие каждого боя;
воссоздать на иллюстрациях и в диафильме событие боя;
выявить и определить мотив непробудного сна и его роль в событии боя;
на основании проведенных наблюдений выявить смысл главного события сказки.
Средства: текст сказки, иллюстрации и диафильмы учеников.
Форма урока: эвристическая беседа с элементами диалога,
Ход урока.
У. На прошлом занятии мы с вами провели викторину (игру) по сказкам первой и второй главы. Теперь мы открываем новую главу в учебнике «Глаголъ и Добро». Что вам было задано на дом?
Д. Прочитать сказку «Бой на Калиновом мосту», найти главное событие этой сказки, нарисовать к нему иллюстрацию или диафильм.
У. Похожа ли эта сказка на предшествующие? Например, на сказки о мачехе и падчерице или подмене детей, жены или невесты?
Д. Совсем не похожа; это совсем другая сказка; здесь другие события и другой герой; здесь нет ни падчериц, ни колдуний.
У. Может быть все-таки чем-то похожи эти сказки? Избушка на курьих ножках есть в сказке «Падчерица и мачехина дочка» и в «Бое на Калиновом мосту», и река есть и в тех, и в других сказках.
Д. Есть какое-то сходство; только это «глубокое» сходство, скрытое; герои, события, все, что происходит — другое, непохожее.
У. А на сказки из главы «Трудные задачи» похож «Бой на Калиновом мосту»?
Д. Между ними больше сходства; есть Змей Горыныч, есть конь как Сивка-бурка, но все равно мало похожи.
У. Вы правильно подметили различие. Эта сказка относится к другому типу, поэтому она помещена в новой главе. Как называется эта глава?
Д. Глава называется «Бой и победа».
У. Название этой главы подсказывает, чем отличаются сказки, собранные в ней, от прежних. Вам не трудно назвать главное событие в «Бое на Калиновом мосту»?
Д. Это бой между братьями-богатырями и Змеями.
У. Если вы определили главное событие, вам не составит труда сказать, где оно происходит.
Д. Главное событие происходит на Калиновом мосту. Это мост через реку Смородину. Значит, это граница. У моста находится избушка на курьих ножках. Это вход в иной мир. Значит, братья находятся на границе с иным миром. Еще сказано: «По всему берегу кости лежат человечьи, все вокруг огнем сожжено». По сказке кости, черепа — это признак мира смерти.
У. Кто из вас знает, что означает называние реки — Смородина?
Д. Это такая ягода — смородина.
У. Какой корень у слова «смородина»?
Д. Корень «мор», «смород».
У. Подберите однокоренные слова к корню «мор». Что означает слово «мор»?
Д. Умора, умереть, морить; мор — это голод, когда все умирают; говорят: великий мор напал.
У. Правильно. Вы еще знаете такие пары слов: берег — брег, ворог — враг, а смород — какое слово ему соответствует?
Д. Смород — смрад?
У. Верно. Река Смородина — это река смрада, мора, смерти. В славянской мифологии это огненная река, она разделяет мир живых и мир мертвых подобно тому, как в подземном царстве Аида течет река Ахеронт. Река Смородина течет в нижнем мире, т. е. уже в мире потустороннем.
Д. Значит, бой происходит как бы уже в ином мире; на далекой границе; на глубокой границе; более страшной, чем в прежних сказках.
У. Верно. Теперь попробуйте отметить одно важное сходство между событиями в ином мире в сказках о трудных задачах и «Боем на Калиновом мосту». Для внимательного читателя это сходство сразу заметно.
Д. Бой происходит три раза, а в сказках о трудных задачах всегда три раза отгадывается загадка или выполняется задание. Не всегда, но часто.
У. Поднимите руки, кто рисовал первый бой; кто второй; кто третий. Скажите, отличаются ли эти три боя друг от друга, а если отличаются, то чем?
Д. Отличаются; Змеи разные, у первого шесть голов, в второго — девять, у третьего — двенадцать. Еще в первый и второй раз Иван, крестьянский сын, сам сражается со Змеем, а в третий раз ему братья помогают. Есть и еще отличия, но эти самые главные.
У. На иллюстрациях вы тоже так изобразили три боя?
Д. Да.
У. Проверим по тексту ваши наблюдения и впечатления. Найдите фрагмент, соответствующий первому бою.
Д. (Читают по цепочке от слов: «Вот ночь настала. . . » до слов: «Головы отрезал, под мост положил, туловище в реку столкнул»).
У. Есть ли в этом фрагменте еще момент, кроме названных вами, который знаком по прежним сказкам?
Д. Нет, мы все назвали.
У. Читайте фрагмент, изображающий второй бой.
Д. (Находят и читают от слов: «На другую ночь пошел в дозор Иван-попович. . . » до слов: «головы отрезал, под мост положил, туловище в реку столкнул». )
У. Скажите, зачем мы с вами еще раз прочитали эти два фрагмента: чтобы вы запомнили все подробности, чтобы потренировались в чтении и хорошо знали содержание сказки? Или у нас с вами есть еще какая-то цель?
Д. Нужно сравнить два боя; нужно найти, чем они похожи и чем отличаются; теперь, когда мы снова вслух прочитали, видно, что первый и второй бой сильно отличаются.
У. Давайте сначала посмотрим, чем они похожи; найдите все сходные моменты.
Д. Сражается со Змеями третий брат, а Иван-царевич и Иван-попович спят под кустом. Сказано в двух случаях: «спит-храпит, как лес шумит».
У. Чтобы это значило, что первый и второй брат заснули у моста (у границы с иным миром)? Не вспомните ли вы что-либо похожее в других сказках?
Д. (возможно два варианта поиска смысла этого мотива: дети не улавливают сходства, не соотносят место действия, само действие и его повторяемость; в этом случае следует отложить рассуждение до следующего фрагмента. Но возможно, дети вспомнят варианты мотива (сон одноглазки и двуглазки в «Хаврошечке», сон солдата в «Заколдованной королевне») и назовут мотив непробудного сна.
У. Что еще похоже дословно?
Д. (Читают) «Вдруг в реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает Чудо-Юдо. . . »
У. Можете ли вы объяснить, что это значит?
Д. (Чаще всего не могут найти объяснение).
У. Есть ли еще похожие моменты?
Д. Все остальное различно; есть еще один похожий момент: «головы отрезал, под мост положил. . . »
У. Чем отличаются эти два боя? Смотрите по тексту.
Д. Во второй раз Змей девятиглавый. Сказано: «Под ним конь споткнулся, ворон на плече встрепенулся, сзади пес ощетинился». У шестиглавого Змея этого момента не было.
Девятиглавому Змею ворон говорит, что его противник — Иван, крестьянский сын, но Змей не верит в его силу: «Я его на ладонь посажу, другой прихлопну — только мокренько станет».
В первом бою Ванюшка сразу победил Змея: «. . . размахнулся дубинкой железной — три головы, как кочны, снес; размахнулся еще разок, еще три сшиб». А во втором бое все по-другому.
У. Давайте рассмотрим, как изображен второй бой. Каковы этапы боя, сколько их?
Д. Первый этап от слов: «Вот сошлись они, ударились — только земля кругом застонала. Змей Ивана по щиколотку в землю вбил, а Ванюшка три головы ему снес.
Второй этап — Змей просит роздыху, Ванюшка не дает, Змей его вгоняет в землю по колена, а Ванюша сбивает еще три головы.
Третий этап боя — Ванюша бросил в глаза Змея горсть земли, пока Змей глаза протирал, он снес ему последние три головы. Это хитрость, это знакомо по мифам и прежним сказкам: когда нельзя одолеть противника, применяют хитрость.
У. Если вы вспомнили мифы (и правильно вспомнили) не назовете ли чудовищ, похожих на девятиглавого Змея?
Д. Можно назвать чудовищ, у которых много голов. Это Гидра, с которой бился Геракл; у нее девять голов; это Кербер, пес-охранник в царстве Аида; у него три головы, на конце хвоста драконова пасть, на спине змеи, из пасти пламя.
У. Правильно, в мифах герои встречались с многоголовыми чудовищами. Теперь обратите внимание на такой момент: когда сошлись Чудо-Юдо и богатырь, ударились, — земля кругом застонала. Перед этим говорилось, что воды на реке всколыхались, орлы на дубах раскричались. Что это означает, как вы полагаете?
Д. Наверное, это означает огромную силу, как землетрясение; произошло что-то страшное; это небывалое событие.
У. Проверим ваши предположения, обратившись к третьему бою. Какой момент предшествует встрече Ивана, крестьянского сына, с двенадцатиголовым змеем?
Д. Ванюша просит братьев не спать, слушать его крик; он называет этот бой страшным; он заранее знает, что это будет самый тяжелый бой.
У. Теперь, я надеюсь, вы сможете разъяснить, что это значит, что Иван-царевич и Иван-попович спят у Калинова моста.
Д. Ванюша называет их «сони непробудные»; они спят богатырским сном; они не слышат даже, как земля застонала, когда бой начался; они говорят: «Мимо и муха не пролетывала, только комар над ухом пищал». Что это значит? Наверное, это непробудный сон; это специальный сон, чтобы они как бы умерли; чтобы они ничего не слышали; это такое колдовство от Змея идет, что все замирает; только Ванюша может не спать; сказано: «ему в избушке не спится, не лежится, седло у него под головой вертится».
Теперь понятно: сначала казалось, что братья ленивые, а они не могут не спать.
У. Есть ли подтверждение вашим рассуждениям в ходе третьего боя?
Д. Да, конечно есть. Это необыкновенный сон, как смерть: Ванюша бросил в избушку камешек — «все окошечки повылетали, ставенки в щепы разошлись, а братья не слышат». Во второй раз он бросил пояс кованный в избушку — разошлась крыша тесовая,. . братья спят; в третий раз бросил он рукавицу — «раскатилась избушка по бревнышку», и только тогда проснулись братья. Конечно, это необычный сон, это сон-смерть; это их специально Змей убирал, чтобы Ванюша один бился; может быть, чтобы его силу показать, что он один со Змеями справится в первом и втором бою?
У. Молодцы. У вас верные наблюдения и рассуждения. Продолжайте читать фрагмент, изображающий третий бой. Отмечайте, сколько в нем частей и чем изображение третьего боя отличается от второго.
Д. (Читают фрагменты про себя, затем обсуждают). В изображении третьего боя четыре части.
Первая часть — изображение двенадцатиглавого Змея: «Каждая голова своим напевом поет, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах, шесть у него железная, хвост и грива огненные». В первом и втором бою такого описания нет. Это самый страшный Змей и конь у него необыкновенный, крылатый. Такой конь был у Аида, когда он похитил Персефону. Конь, пес и ворон — это вещие существа. Они предупреждают Чудо-Юдо об опасности. Этот Змей скорее всего похож на владыку иного мира. Он сам знает, что его противник — Иван, крестьянский сын, а девятиглавому змею об этом говорит ворон, но он тоже не верит в силу богатыря: «Только дуну, от него прах останется».
У. Подтвердить ваши наблюдения можно, обратившись к словарю «Мифы народов мира» и выяснив, кто такие спутники змея — пес и ворон, и что такое крылатый огненный конь.
Д. Теперь понятно, какой противник у Ивана-крестьянского сына и почему в сказке говорится: воды в реке взволновались, орлы раскричались, земля застонала.
У. Какие части третьего боя вы выделили?
Д. (Читают от слов: «Размахнулся Ванюша, сбил змею три головы,. . » до слов: «спят братья, не слышат». ) Этот змей сразу Ванюшу в землю вогнал по щиколотку. У него огненный палец; три головы, что богатырь сбил, он огненным пальцем на место поставил и стал двенадцатиголовым.
Вторая часть (читают от слов: «Собрал силы Ванюша, сбил змею шесть голов,. . » до слов; «спят братья, храпят, как лес шумят». )
Змей снова головы приставил, а Ванюшу по колена в землю вбил.
У. Помните ли вы чудовище в мифах, у которого срубленные головы сами собой прирастали?
Д. Это гидра. Гераклу тоже пришлось звать на помощь Иолая, т. к. он один не мог с ней справиться.
У. Правильно. Каков следующий момент третьего боя?
Д. (Читают от слов: «Собрал Ванюша последние силы, размахнулся дубинкой, сбил Змею девять голов,. . » до слов: «Дыхнул огнем — на двенадцать верст русскую землю сжег»). В этой части боя есть момент, которого в первом и во втором бое не было: «вся сыра земля дрогнула, вода всколебалась, орлы с дубов попадали». Это значит, что бьется огромная сила; все вокруг дрожит; весь мир содрогается.
Последняя часть от слов: «Снял Ванюша рукавицу,. . » до слов: «отсекли змею все двенадцать голов, туловище разрубили, в воду бросили».
В этой части важные моменты — братья прибежали на помощь. Они увидели, какой идет смертный бой: «вздыбилась речка Смородина, с Калинова моста кровь бежит, на русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает». Ванюша отсек Змею огненный палец, и тогда братья одолели Змея.
Третий бой самый страшный. Без братьев Ивану, крестьянскому сыну, не одолеть Змея, только вместе они его победили. Получается, что в сказке показан сложный бой. Сначала представляется, что главное событие просто бой с тремя Змеями. Но теперь видно, что во втором бое как бы три боя, а в третьем бое тоже три боя.
У. Давайте посмотрим диафильмы, которые вы нарисовали к главному событию сказки. Сверим, какие моменты боя вы отметили, сколько кадров-частей у вас получилось.
Д. (Авторы диафильмов, желающие обсудить свои произведения, прикрепляют их к доске. Класс рассматривает состав диафильмов, сравнивают изображенные кадры с результатами только что осуществленного анализа боя, выявляют пропущенные моменты, комментируют возможные причины пропусков. )
У. Еще раз внимательно посмотрите на события боя, вспомните сказки о трудных задачах, попробуйте отметить особенность, которая присутствует в них, а в событии боя повторяется постоянно.
Д. Три брата, три змея, три боя; в двух боях еще по три боя. Может быть, когда в сказке что-либо повторяется три раза, это значит много, очень трудно, очень сильный противник, очень важное событие?
У. Возможно, что это правильные наблюдения. Многие исследователи сказки склоняются к этому мнению, но до конца роль числа три в сказке этим не исчерпывается. Это одно из его значений.
Домашнее задание: Дополнить рисунки и диафильмы деталями, выявленными на уроке. Выполнить задания 2, 3, 4 и 8.

Урок 26 (продолжение)

Задачи: Организовать наблюдения за фактами текста, позволяющими увидеть:
признаки, в которых проявляется необычность чудеснорожденных детей (богатырей);
мотив добычи чудесного (богатырского) снаряжения (где находится, как выглядит);
закономерную связь между чудесным рождением богатыря и его встречей (боем) с хозяином иного мира;
последовательность событий волшебной сказки и связь между ними; общий смысл сказки о бое и победе (первоначальная гипотеза).
Ход урока. Перед началом занятий дети располагают на стенде отобранные ими иллюстрации и диафильмы, изображающие главное событие сказки.
У. Теперь, когда вы во всех подробностях нарисовали бой богатырей со Змеями на Калиновом мосту и разобрали каждый его эпизод (момент), скажите, откуда Чудо-Юдо двенадцатиголовое (и вещий ворон) знает, кто его главный противник?
Д. Это понятно; царице приснился вещий сон; сон из иного мира; ерш с золотым хвостом тоже из иного мира; владыка иного мира всегда все знает; значит, он знал, что царица съела чудесного ерша и у нее родился богатырь.
У. Вы назвали мотив вещего сна. Какие еще знакомые мотивы вы встретили в начальных событиях сказки?
Д. Мотив запрета. Царица велела, чтоб никто не ел ерша с золотым хвостом, но одно перышко съела поповна, а другое девушка-чернавушка. И родилось три необыкновенных ребенка.
У. Чем же сыновья были необычные?
Д. Они очень быстро росли. Этот мотив известен по мифу о Геракле. Геракл в колыбели задушил двух змей, уже мальчиком он был сильнее всех; а три Ивана «к десяти годам богатырями стали». Про них сказано: «Силушка по жилушкам бежит могучая, кого за руку хватят — рука прочь, кого за ногу потянут — нога вон. Только друг с другом играть и могли».
У. Перечитайте фрагмент, в котором говориться, как братья нашли оружие и коней. Попробуйте объяснить, что это значит.
Д. (Читают от слов: «Вот пошли они раз гулять по саду,. . » до слов: «. . . в руках дубина железная»).
Подвал под огромным камнем, который никто отвалить не может — это вход под землю. Дверь в подвал за семью замками, за десятью печатями — ее тоже никто из обычных людей открыть не может. Это все необыкновенное; это вход в иной мир. Они в ином мире нашли коней и оружие. Это чудесные кони и чудесное оружие из иного мира.
У. Как вы думаете, на что указывает сказка, говоря: «сбруя золоченая и меч золотой»?
Д. Золотой и серебряный — это примета иного мира. Свинка-золотая щетинка, золотой гусь, золотые локотки, золотое кольцо — это все существа и предметы из иного мира.
У. Очень хорошо. Теперь настало время подумать, о чем рассказывает сказка всем ходом событий от начала до конца истории. Не торопитесь отвечать, речь идет не о пересказе, а о смысле сказочного сюжета. Такой работой мы занимаемся в первый раз. Мы с вами определяли смысл поступка, действия, события, которые повторялись в одной сказке и в нескольких сказках, т. е. выясняли смысл мотива. Попробуем увидеть, что же означает их последовательность или вся сказка в целом.
Для начала изобразим на доске ход событий сказки «Бой на Калиновом мосту» с помощью диафильма. Чем, с вашей точки зрения, отличается диафильм от иллюстрации?
Д. На иллюстрации только одно событие или даже один момент события, а диафильм показывает все события одно за другим от начала и до конца истории.
У. Хорошо. Мы начнем диафильм с главного события, которое вы рисовали дома, а перед началом урока расположили на стенде. Это событие на доске (а вы в тетрадях) мы обозначим одним кадром (квадратом) и поместим в центре. Как оно называется?
Д. Бой богатырей со Змеями.
У. (Чертит на доске квадрат, подписывает название кадра-события), Будем выстраивать наш диафильм от центра к началу истории. Какое событие предшествует бою?
Д. Братья-богатыри подъехали к реке Смородине, увидели Калинов мост и избушку на курьих ножках.
У. Обозначаем это событие квадратом и даем ему название.
Д. Назовем этот кадр «Братья-богатыри на границе иного мира».
У. Что предшествует этому событию?
Д. Этому событию предшествует известие о том, что Змеи напали на царство, всех людей половили, землю разорили.
У. Рисуем еще один квадрат и пишем название кадра.
Д. Страшная беда; нападение лютых врагов.
У. Что произошло перед этим?
Д. Братья-богатыри нашли в подземелье чудесное оружие.
У. Рисуем кадр и подписываем. Теперь называйте предшествующее событие.
Д. Перед тем, как найти оружие, в сказке рассказывается, как братья становятся богатырями, как они быстро растут и набираются могучей силы. Можно назвать: «Детство богатырей».
У. Наконец, с чего начинается сказка?
Д. Это вещий сон царицы и рождение чудесных детей.
У. (Рисует и подписывает первый кадр диафильма). Остановимся пока и подумаем, что у нас получилось. Посмотрите на отмеченные нами события от первого (вещего сна) к страшному бою. Как вы полагаете, есть ли между ними внутренняя, тайная, скрытая связь или все эти события произошли случайно? Если вы думаете, что связь между этими событиями есть, то попробуйте ее выявить и назвать.
Д. (Это обсуждение-размышление часто бывает длительным и «запутанным». Учителю следует указывать факты, ранее обнаруженные детьми, но не подсказывать готовый ответ. Чем больше фактов будет названо и сопоставлено, тем ближе подойдет каждый ученик к самостоятельному «открытию» связи между событиями волшебной сказки и необходимого их следования друг за другом. Возможный ход рассуждений).
Змей знает, кто его главный противник. Змей — владыка иного мира и знает все. Царице снится вещий сон, т. е. сон из иного мира. Сон подсказывает, как могут родиться богатыри. Братья быстро вырастают и находят оружие из иного мира. Зачем нужны богатыри на земле — чтобы защитить от смертельной опасности, от Змеев.
Можно спросить: кто задает трудную задачу? — царица. Какова трудная задача? — победить врагов (Змеев) Кто ее решает? — три брата-богатыря. Как? — сражаются со Змеями. Что им помогает? — чудесное оружие.
У. Подождите, только ли чудесное оружие им помогает в бою?
Д. Еще сила, ловкость, хитрость.
У. Откуда у трех Иванов эти качества?
Д. Они чудесно рожденные, они связаны с иным миром. Получается кольцо. Иной мир помогает сражаться с иным миром? Что же это такое?
У. Давайте посмотрим, как располагаются события от боя к началу истории.
Д. Вот Змеи выезжают на Калинов мост, но здесь их ждет Иван, крестьянский сын, и они знают, что он их главный противник. Вот братья подъезжают к реке Смородине как раз в то время, когда Змеи разорили всю землю. Вот братья находят чудесное оружие как раз в то время, когда Змеи нападают на царство. Вот царица видит вещий сон из иного мира. Значит, в ином мире знают, когда Змеи нападут на страну, когда придет страшный мор, гибель, смерть и посылают царице сон, чтоб родился богатырь? Или богатыри? Значит, это специально так сделано, что когда приходит великая беда, то есть защита?
У. Это мы так говорим: «специально». А сказка показывает, как иной мир тайной связью сообщается с живым. Вспомните, как связан обычный мир с иным в сказках о трудных задачах.
Д. Там герой или героиня знают, как нужно поступать; они делают все так, как им завещали отец и мать; им помогают чудесные помощники; они получают чудесные дары за то, что поступили правильно, выполнили завет или обещание; они переходят границу и решают трудные задачи; им помогают в ином мире помощники и они получают награду; они все переходят в иной мир и возвращаются обратно с невестой, или получают особые знания, как в «хитрой науке»! Оказывается, все прежние сказки рассказывают о том, как герои попадают в иной мир, что с ними там происходит и как они возвращаются обратно.
У. Совершенно верно. Подробно об этом мы поговорим, когда прочитаем сказки из третьей главы. А теперь закончим наш диафильм. Для этого вам следует подумать, почему события сказки продолжаются, хотя победа над змеями уже одержана. Вспомните сказки из раздела «Хитрые помощники», в которых есть подобные события.
Д. Сказка не заканчивалась, когда герой решал трудные задачи. В «Хитрой науке» нужно было уничтожить колдуна, чтобы сын старика совсем от него освободился; в «Кузьме Скоробогатом» нужно расстрелять дуб, где прячется Змей Горыныч, чтобы все его царство стало живой землей, а не иным миром. А в «Бое на Калиновом мосту» Иван, крестьянский сын, говорит братьям: «Надо самое гнездо разорить, пепел развеять, а то не будет на Калиновом мосту покоя».
Д. Есть еще знакомые моменты: Иван, крестьянский сын, грянулся оземь, превратился в мушку и полетел в змеиное царство. В сказке «Хитрая наука» сын старика тоже оземь ударялся, превращался в птичку и прилетал к отцу от колдуна.
Д. Можно нарисовать следующий кадр диафильма и называть его: «Иван, крестьянский сын в ином мире, во дворце Змеев».
У. Что же происходит во дворце?
Д. Иван, крестьянский сын, подслушивает, как жены Змеев хотят отомстить богатырям, погубить их. В этом событии есть моменты, знакомые по другим сказкам. Это превращения и необыкновенные волосы у змеевых жен: золотые, серебряные и медные. Понятно, что они из иного мира. У богини Сив в скандинавских мифах были золотые волосы. И еще это похоже на сказку «Вещий сон». В этой сказке купеческий сын одевал шапку-невидимку, шел во дворец к Елене Прекрасной и подсматривал, как она готовила свои загадки, чтобы потом отдать их Ивану-царевичу и спасти его. (Этот мотив угадывается реже остальных, поскольку конкретные действия персонажей сказки слишком различны).
У. Каково следующее событие?
Д. Братья-богатыри едут к змеевому дворцу и встречают на пути яблоню с золотыми яблоками, золотой колодец с ключевой водой и кровать тесовую, перину пуховую. Это змеевы жены превратились, чтобы погубить богатырей. В этом событии знакомые моменты — золотые яблоки и золотой колодец, они превращенные, их брать нельзя, это тайна для тех, кто не знает.
У. Как же вы назовете это событие?
Д. Хитрость змеевых жен; месть змеевых жен; спасение от беды в ином мире.
У. Рисуем кадр последнего события сказки. Какое это событие?
Д. Уничтожение змеиного царства и полная победа?
У. Можем ли мы считать, что победой над Змеями братья обязаны только богатырской силе?
Д. Нет, еще хитрости, ловкости, умению превращаться у третьего брата.
У. Откуда эти умения у Ивана, крестьянского сына?
Д. Он чудеснорожденный; он связан с иным миром.
У. Очень хорошо. Молодцы. Теперь нам осталось показать ход событий от кадра к кадру в нашем диафильме. Покажите связь событий от первого до заключительного кадра с помощью стрелок.
Д. (Выполняют задание на доске и в тетрадях)
У. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий последнему событию.
Д. (Читают). «Доехали богатыри русские до змеиного дворца, дворец сожгли, пепел по ветру развеяли да со славой домой возвратились».
У. Посмотрите на доску. Соответствует ли показанная вами связь между кадрами тексту сказки?
Вещий сон, рождение
Детство богатырей
Чудесное оружие
На границе
Бой
Иван в ином царстве
Месть жен
Полная победа Л. Е. Стрельцова
УЧЕБНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ТИПА
(Часть пятая)
Раздел II
Подмена детей, жены или невесты
В сказках этого раздела — новый поворот в сочетании известных мотивов, появление новых, ранее не наблюдаемых мотивов и отсутствие хорошо знакомых (решение трудных задач, испытание), очень заметна в развитии событий роль запрета и его нарушения и роль превращений как способа перехода границы. Изгнание героини из дома изображается как ее смерть, а возвращение — как воскресение, превращение из мертвой в живую. Цель злодейки — погубить героиню и ее детей любыми средствами (отравление, обман, подмена, клевета), а цель сказки — восстановить нарушенное равновесие (семейное счастье) и наказать тех, кто совершил преступление.
Урок 24
Тема: Сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» (обраб. В. П. Аникина)
Задачи. 1. Увидеть и опознать по ориентирам — символам части художественного пространства сказки. Интерпретировать события в связи с этим.
2. Воссоздать художественный мир сказки на картах –рисунках.
3. Назвать знакомые мотивы и сказки (мифы), в которых они присутствуют.
4. Словесно оформить и высказать суждения о смысле сюжета от начала событий к их завершению. Увидеть три смысловые части истории.
5. Выявить и назвать отличия от сказок из главы «Трудные задачи».
Материал к уроку: Карты-рисунки, текст сказки.
Форма урока: диалог.
Ход урока
У. Как мы построим урок? Будем рассматривать ваши карты или обсуждать ход рассуждений при выполнении заданий?
Д. Эту работу нужно делать одновременно; нельзя ответить на вопросы, не нарисовав карты; нужно представить, где происходят события, а затем обсуждать.
У. Выберите карты, которые интересно обсудить и прикрепите их к доске для рассматривания.
Д. (Вывешивают на доске четыре (пять) наиболее четких карт-рисунков)
У. Кто будет комментировать (разъяснять), что изображено на картах и насколько рисунок соответствует сказке?
Д. (Разъясняют по очереди. ) Карты можно разделить на два типа: те, где море нарисовано посредине рисунка, и те, где море нарисовано сбоку.
У. Авторы карт, на которых море нарисовано посредине рисунка, объясните: что это значит?
Д. Море — это граница с иным миром и сам иной мир (т. е. мир смерти). Бочка, в которой была царевна с мальчиком — это способ перехода в иной мир. Засмолив в бочку, их предали смерти; их удалили из мира живых, из обычного мира.
У. Это убедительно. Вспоминаются ли вам похожие мотивы в мифах?
Д. Миф о Персее. Царю предсказали, что его убьет внук, и он велел посадить дочь с ребенком в ящик и бросить в море. Миф об Осирисе. Бог Сет и его гости заколотили крышку саркофага, где был Осирис, и бросили его на середину Нила, а река вынесла саркофаг в открытое море. В предании о Моисее сказано, что когда он родился, фараон приказал топить всех новорожденных мальчиков в Ниле. Мать Моисея засмолила корзину, положила в нее младенца и спрятала в камышах на берегу Нила.
У. Верные наблюдения. Все эти события имеют общий тайный и глубокий смысл. Теперь скажите, почему вы нарисовали море посередине рисунка, а не сбоку?
Д. (Авторы обсуждаемых карт. ) Потому что, когда бочка приплыла к берегу, это означает, что она перешла границу иного мира и царевна с мальчиком попала в обычный мир.
У. На картах получилось море, похожее на реку. Оно разделяет обычный мир как бы на две части. Так я понимаю?
Д. (Авторы первого варианта. ) Да, правильно. Царевна попала на другой берег, вот нарисован ее дворец, где они стали жить.
Д. (Авторы второго варианта. ) Такое изображение не соответствует сказке. Бочка с царевной и мальчиком пристала к берегу, и это обычный мир, но место, где они оказались, нужно нарисовать с той же стороны, что и царство Ивана-царевича. Ведь в конце истории он приезжает во дворец к царевне, но нигде не сказано, что Иван-царевич переплывает море, т. е. переходит границу иного мира. Поэтому мы нарисовали дворец царевны на этом же берегу, а море сбоку рисунка.
Д. (Авторы первого варианта. ) В сказке сказано: «дворец батюшки, ни в сказке сказать, ни пером описать», значит, это дворец необычный, и находится в ином мире, по другую сторону от обычного царства.
У. Оказывается, в сказке есть еще и третий дворец?
Д. (Авторы второго варианта. ) Это не третий дворец, а второй. В нем раньше жила царевна с сестрами, а потом его переместили на другое место, в обычный мир.
У. Давайте разбираться подробно: где дворец царевны с детьми, а где дворец ее батюшки. С этой целью выясним сначала, сколько в этой сказке частей (событий)?
Д. (Мнения разделились. ) Две части. Три части.
У. Где заканчивается первая часть и почему вы так думаете?
Д. (Читают и обсуждают. ) «Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море».
Д. Нет. Заканчивается первая часть словами: «Иван-царевич женился на ее первой сестре».
Д. Это все потом было, во второй части. Пока они в море плавают, он женился.
У. Я соглашусь с первым суждением, если вы объясните, как вы понимаете события этой части. Есть ли в ней знакомые мотивы и что они означают в данном случае?
Д. Прежде всего, Иван-царевич выбрал себе невесту необычную. Она обещала родить сынов «что ни ясных соколов: во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Это приметы иного мира. Можно с уверенностью сказать, что она принадлежит иному миру, как и ее сестры. «Высокие каменные палаты» — это дом сестер и их батюшки. В сказке не говорится точно, где он находится. Сказано, что Иван-царевич долго ездил по белу свету, но примет перехода в иной мир нет. Поэтому точно нельзя сказать, где расположен дворец сестер — в этом мире или в ином.
Д. Но ведь говорится, что старшая сестра прятала там сыновей с солнцем во лбу, чтобы их никто не видел. Поэтому можно предполагать, что это дворец в ином мире.
У. Что еще вам знакомо в первой части?
Д. Сестры-завистницы. Этот мотив встречался в сказке «Падчерица и мачехина дочка» и в «Василисе Прекрасной». Завистницы хотят погубить младшую сестру, поэтому прячут ее детей и показывают царевичу то котенка, то щенка, то ребенка обычного. Это новый для нас момент, такого еще не было в прежних сказках.
Д. Последний подкидыш был необычный ребенок. Он тоже из иного мира, только в первой части сказка об этом не рассказывает.
У. Что еще в первой части вам не знакомо?
Д. Суд над царевной. Ни в одной сказке из четырех разделов учебника такого эпизода не было.
Есть еще два важных момента. Царевне присудили выколоть глаза, засмолить в бочку с ребенком и пустить в море. Сказано: «виновата — потонет, права — выплывет». Получается, что это не окончательная смерть, а главный судья — это море, это иной мир. Поскольку царевна не виновата, то все может хорошо кончится.
Возможно, если выколоть глаза, то по сказке — это как будто смерть, поскольку света белого не видно.
У. Очень убедительные наблюдения и рассуждения. Как же все эти события показаны на карте?
Д. Вот дворец Ивана-царевича (в центре рисунка), это дворец сестер (наверху слева), вокруг него сад и беседка. Сюда сначала приехал Иван-царевич и отсюда увез невесту и ее сестер. Стрелочками показан его путь туда и обратно в свой дворец. Стрелки другого цвета — это старшая сестра прячет во дворце отца детей с солнцем во лбу. Они в зеленой беседке. Вот путь царевны в бочке к морю и ее путь по морю до берега.
У. О каком событии рассказывается во второй части? Как вы его назовете?
Д. Это пребывание в ином мире и переход границы из иного мира в обычный, в человеческий. Переход происходит с помощью мальчика-подкидышка. Он — чудесный помощник, он необычный и каким-то образом связан с иным миром.
У. Поясните фактами ваше заключение.
Д. Подкидышек повторяет одну и ту же словесную формулу: «Сударыня матушка! Когда б, по моему прошению, мы пристали к берегу», или «наша бочка лопнула». Или «по моему прошению, когда б моя матушка проглянула». И все исполняется, как он просит. Это похоже на слова «По щучьему велению, по моему хотению» из такой же сказки, или «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Это магические слова, кто их знает, тот может все сделать.
У. Давайте еще раз внимательно пронаблюдаем, сколько раз произносит заклинание мальчик-подкидышек и что при этом происходит.
Д. Первый раз — бочка пристала к берегу;
второй раз — развалилась надвое, и они вышли на берег;
третий раз мальчик просит, чтобы появилась банька.
У. Обратите внимание: как появляется банька и как она описана.
Д. (Читают. ) «В ту же минуту, как из-под земли, выросла баня; двери сами растворились, печи затопились и вода закипела». Здесь все знакомо: «банька как из-под земли», значит, из иного мира; «в ту же минуту появилась» — это как сивка-бурка прибегает, или как купеческая дочь в ту же минуту оказалась в доме батюшки — это все колдовство; «двери сами отворились, вода закипела» — это как во дворце змея в «Заклятом царевиче» все само собой делается; значит, банька необыкновенная и будут превращения.
У. Какие же это превращения?
Д. Промыл подкидышек теплой водой глаза царевне и она прозрела, стала видеть. Получилось, что она совсем ожила; зло, что ей сделали, все ушло.
У. Все ли ушло?
Д. Нет, не все. Последняя просьба подкидышка — чтобы батюшкин дворец оказался на том месте, где пристала бочка. На карте в этом месте (внизу с левой стороны) нарисован тот же самый дворец и сад, и беседка, а в ней три братца с солнцем во лбу. Чтобы было понятно, что это тот же самый дворец, нужно показать пунктирной линией, что его перенесли с одного места на другое. Все-таки, наверное, это дворец из иного мира, хоть об этом прямо в начале не говорится. Нужно показать, что это необыкновенный дворец.
У. Следующий эпизод сказки мне представляется интересным. Как вы объясните его смысл?
Д. Это событие узнавания или признавания. Сыновья царевны должны признать свою мать и подкидышка. Все происходит так же, как в сказке «Морской царь…». Подкидышек не показывается сразу братьям, а прячется в уголок беседки. Только когда братья сказали: «Если б он показался и рассказал нам об нашей матушке, мы б его зацеловали, замиловали и в братья к себе приняли».
В этом эпизоде есть еще два важных момента. Первый — нужно, чтобы братья как-то узнали, что в беседке есть кто-то, кого они не видят. Для этого нужны лепешечки на материнском молоке. Так же в сказке «Морской царь…» Иван-царевич взял рубашку Василисы Премудрой, чтобы она поняла, что кто-то пришел. Второй момент — это поцелуи и объятия. Как и в других сказках, если заплачет, обнимет, поцелует, значит произойдет какое-то превращение. Все это знакомо и можно объяснить.
У. Чем же заканчивается сказка?
Д. Мы считаем, что от слов: «Один раз шли мимо нищие старцы» и до конца — это третья часть сказки. В ней говорится о последнем событии: Иван-царевич узнал о своей жене и детях, приехал к ним во дворец, и они стали жить счастливо все вместе.
У. Как же узнал Иван-царевич о своей семье?
Д. Ему рассказали нищие старцы, которые сначала были во дворце царевны, а затем шли мимо дворца царевича. Может быть, нищие старцы — это тоже помощники? Они похожи на старушку из «Морского царя…» и старичка из «Золотого гуся». Их во дворце сначала напоили, накормили, а потом они как бы случайно все рассказали Ивану-царевичу. Скорее всего, это помощники, только в этой сказке они выглядят как нищие старцы.
У. Теперь сравните начало сказки и ее конец.
Д. Сказка начинается с женитьбы Ивана-царевича. Сказано: «Женился Иван-царевич на меньшей сестре и стал с нею жить-поживать душа в душу», Заканчивается тем, что Иван-царевич нашел и жену и детей и «душа его просветлела».
У. Какое же событие в центре сказки? Есть ли в ней трудные задачи, их выполнение, награда или дар из иного мира?
Д. В центре сказки — зависть старшей сестры, ее обман и как бы смерть младшей сестры-царевны. Трудных задач нет, их никто не задает и не решает. Есть помощник, мальчик-подкидышек, он помогает спастись от смерти и вернуть все, что отняли: и дворец, и детей, и жизнь. Получается, что в начале сказки обман, а в конце — разоблачение и спасение.
У. Как вы думаете, почему в сказке не рассказывается обо всем подробно?
Д. Наверное, рассказчик надеется, что слушатели все понимают, что они знают, где происходят события и какие перед ними персонажи. Например, если ребенок необыкновенный, значит, и мать из другого мира. Это понятно само собой, зачем об этом рассказывать.
Д. Если бы мы не читали прежних сказок и не узнали, что такое иной мир и как о нем рассказывает сказка, мы бы не смогли это понять.
У. А что случилось и чем закончилась история вам сразу понятно?
Д. Да, это понятно: злые сестры хотят погубить счастливую сестру, но это им не удается.
У. Может быть нам не следует все подробно объяснять, если и так понятно, что произошло?
Д. Не все понятно, а только самое заметное; очень многих поступков, даже слов сразу не замечаешь, не думаешь, что это значит; их как будто бы нет. Сказка получается бедная, простая и короткая. А когда все знаешь, сказка становится длинной...

-------------------




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter