Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Стрельцова Л. Е. Учебники литературы нового типа. Часть 4

Автор: Л. Е. Стрельцова

Л. Е. Стрельцова
УЧЕБНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ТИПА
(Часть четвертая)
Раздел IV. Герои-искатели
Сказки «Царевна-змея», «Заколдованная королевна»
В названии раздела, как уже понятно и ученику, и учителю, обозначен новый тип героя. По словам В. Я. Проппа — это герой, который «отправляется избыть чужую беду. Он ищет похищенных царевен или царицу, добывает для отца молодильные яблоки и т. д. ». Это — герой-искатель. Учебная задача состоит в том, чтобы увидеть его характерные признаки, установить, в чем и как он действует иначе, чем уже знакомые хитрые помощники или герои, не подающие надежд.
Как и в предшествующих разделах, выявление отличающих признаков происходит путем сравнения событий в одной и в нескольких известных сказках.
На этом уровне читательской деятельности и на этом художественном материале возможно спровоцировать сравнение уже обобщенных наблюдений (не первоначальных, элементарных, как в 1 и 2 разделах). В этом случае выявляются и сравниваются функции известных мотивов в их новом сочетании, и само это сочетание (ход событий, их последовательность) становится предметом рассмотрения и обсуждения.
В сказках четвертого раздела рядом с событием перехода героя в иной мир в форме путешествия, преодоления, им значительного пространства и видимой границы в прямом и в обратном направлениях есть и другая форма перехода границы — превращение. Предполагается, что на этом этапе рассуждений, наблюдений, сравнений, установления связей между фактами дети способны сами увидеть важнейшую особенность сказочной поэтики — смену облика персонажа в зависимости от части пространства, в которой он пребывает, и осознать превращение как мгновенный переход границы между двумя мирами. Устанавливая связь между персонажем, событием и местом его свершения (пространственной частью) дети осваивают способ определения сюжетной роли персонажа путем самостоятельной постановки вопроса: «Кто и что делает? С какой целью? Где обитает? Может ли передвигаться в пространстве и пресекать границу? Каким образом это делает?»
Урок 17.
Сказка «Царевна-змея» (обработка В. П. Аникина)
Задачи. Предоставить детям возможность:
1) назвать мотив по его варианту в сказке;
2) увидеть и обозначить ход событий как последовательность мотивов;
3) получить первоначальное представление о схеме сюжета;
4) увидеть, что переход границы между мирами может совершаться мгновенно, путем превращения.
Средства. Текст сказки, иллюстрации к ней.
Тип урока. Диалог с элементами эвристической беседы.
Ход урока.
У. Дома вы читали сказку «Царевна-змея» и выполняли задания к ней. Как бы вы назвали тему нашего урока, т. е. то новое, что мы будем рассматривать и обсуждать.
Д. (Предлагают). Сказка задом наперед; что случается в сказке; как задать вопрос к сказке; какие события составляют сказку; знакомые мотивы и т. п.
У. Из всех названных вами тем наиболее точно обозначает предмет нашего обсуждения, по моему мнению, тема: «Какие события составляют сказку». Если вы не возражаете, мы назовем так наш урок и запишем это название на доске и в тетрадях. Остальные названия составят план нашей работы. С чего мы начнем?
Д. С того, что похоже на другие сказки; со знакомых мотивов.
В «Заклятом царевиче» был похожий дворец, в нем никого нет, а все, что захочет купеческая дочь, появляется; и в «Царевне-змее» также: все, о чем подумает казак, то и появляется, а в замке никого нет.
У. На самом деле никого нет?
Д. Казак их не видит; это иной мир — ворота замка сами открылись, потом закрылись; во дворце серебро, бархат, все есть, только нет людей.
Еще старичок, которого встретил казак, похож на старичка из сказки «Золотой гусь»; он съел гору хлеба и выпил подвал пива; а в этой сказке старичок съел быка, выпил три котла питья и не насытился.
У. Кто же этот старичок, откуда он?
Д. Он из иного мира, потому что необыкновенный; обычный человек не может так много есть и пить; он — даритель; он не дарит, а меняет бочонок на меч; все равно даритель, сначала просит — напои, накорми, а потом дает меч; он знает, что казаку меч будет нужен, потому и меняет.
У. В сказках из 1, 2 и 3 разделов вам встречался меч-саморуб?
Д. Нет, в этих сказках такого меча не было, но в других сказках часто встречается. И в мифах тоже было чудесное оружие: у Одина было копье, у Тора молот, у Персея был меч, которым он отрубил голову Медузе.
У. Все события этой сказки вам понятны?
Д. Все понятно, это «легкая» сказка, простая, даже читать неинтересно.
У. Посмотрим, как вы справились с первым заданием. Что вам нужно было сделать?
Д. Рассказать сказку задом наперед; от конца к началу; от последнего события к первому.
У. Нужно было пересказать сказку по событиям в обратном направлении или была поставлена другая задача?
Д. Нужно задавать вопросы к событию; нужно выяснить, как это случилось и что случилось, а не пересказать; нужно еще придумать название для каждого события.
У. Как видите, это не совсем такое задание, какое вы делали раньше Поэтому будьте внимательным. Разделимся на группы. Один ряд (группа) задает вопросы, а второй ряд (группа) отвечает на них.
Д. (Первая группа) В конце сказки казак женился на прекрасной королевне. Чем заслужил он такую награду?
Д. (Вторая группа) Он заслужил награду тем, что разбил несметное войско, напавшее на королевство
Д. 1 Как казаку удалось отразить неприятеля, (разбить войско, победить вражью силу)?
Д. 2 Он разбил войско с помощью меча-саморуба.
Д. 1 Как получил казак меч-саморуб?
Д. 2 Меч достался казаку в обмен на чудесный бочонок.
Д. 1 Как получил казак чудесный бочонок? За что получил казак чудесный бочонок?
Д. 2 Бочонок получил казак за то, что спас от заклятья королевскую дочь.
Д. 1 Каким образом казак снял заклятие?
Д. 2 Он сослужил трудную службу, пробыл в оловянном царстве семь лет безвыездно.
Д. 1 Где казак встретил девицу-змею?
Д. 2 Казак увидел девицу в горящем стогу, в пламени и помог ей выбраться.
Д. 1 С чего начинается сказка?
Д. 2 С этого и начинается: солдат случайно заронил жар в стог сена, стог загорелся, и в нем оказалась красная девица.
У. С первой частью задания вы справились хорошо. Во второй части задания предлагается придумать название для каждого события. Прежде чем вы прочитаете придуманные вами названия, попробуйте рассказать, как вы их подбирали.
Д. Нужно назвать, что происходит; сказать, кого я вижу, о ком рассказывается; назвать самое главное; назвать смысл — что это значит.
У. Предлагайте ваши названия от начала истории и до конца.
Д. (Предлагают два или три сочетания названий. ) Например. 1. Встреча казака с чудесной девицей; путешествие в оловянное царство; казак в ином мире; превращение змеи в царевну; чудесная награда; встреча с необыкновенным стариком; вторая трудная задача; женитьба на царевне. 2. Спасение девицы из огня; переход в иной мир; семь лет в чудесной дворце; превращение змеи в царевну; награда за трудную службу; меч-саморуб; победа над неприятелем; женитьба на царевне.
(В процессе зачитывания вариантов дети следят за соответствием названия и события, в случае явного расхождения просят уточнить или заменить название).
Для учителя эта учебная ситуация может быть развернута как диагностическая. Название, даваемое учеником показывает, что он обозначает (видит, улавливает) в событии вариант мотива (конкретный факт, например: семь лет в чудесном замке) или видит сам мотив, т. е. в его названии отражено обобщенное наблюдение за подобными фактами (казак в ином мире).
У. Вы назвали первое событие «Девица в огненном столбе». Есть ли у вас другие названия?
Д. Встреча казака с чудесной девицей; спасение девицы из огня; царевна-змея и казак (и т. д. ).
У. Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Что означает событие, изображенное на ней? Подходят ли названия, придуманные вами к этому событию?
Д. (Начинают обсуждать уверенно, затем мнения расходятся). Встреча казака с чудесной девицей» — подходит. Нет, он увидел девицу, а встретился со змеей; она стала змеей, когда он ей протянул пику; значит, и второе название не подходит, казак ее вовсе не из огня спасал, а от кощея; она в огне не горела, а просто стояла.
У. Верно, на иллюстрации вы видите, что внутри горящего стога стоит девица, а когда выходит за пределы пламени, то оборачивается змеей. Найдите пожалуйста, фрагмент текста, соответствующий иллюстрации.
Д. (Не сразу находят словесный аналог, обычно начинают с предшествующих строк и заканчивают последующими. Для понимания события важно установить точное соответствие). «Казак сунул пику в огонь, а сам от великого жара назад отвернулся. Тотчас красная девица оборотилась змеею, влезла на пику. . . »
У. В начале урока вы сказали, что вам все понятно в этой сказке. Объясните, что происходит в этом событии, какой момент изображен на иллюстрации?
Д. Девица превращается в змею и вылезает из огня.
У. Это мы с вами видим, а как понимает это событие сказка? Что это означает?
Д. (Пытаются, но не умеют объяснить; не знают). Это колдовство, она заколдованная.
У. Мы с вами договорились не использовать слово колдовство для объяснения событий. Вы сказали, что это превращение девицы в змею. Найдите в сказке фрагмент, в котором изображается «обратное» событие — змея становится девицей.
Д. (Читают). «В ту же минуту сорвалась с его шеи змея, ударилась о сырую землю, обернулась душой-девицей и с глаз пропала, словно ее и не было».
У. Вы пропустили важный момнет — где происходит это превращение?
Д. (Читают). «На горе стоит оловянный замок, кругом замка высокая белокаменная стена. Поскакал казак на гору, пред ним стена раздвинулась, и въехал он на широкий двор. В ту же минуту сорвалась с его шеи змея. . . »
У. Попробуйте объяснить, что здесь происходит.
Д. Казак попал в иной мир; стена — это граница; оловянный замок — это иной мир; змея в ном мире превращается в девицу.
У. Как царевна переходит границу?
Д. Она вместе с казаком въезжает в замок, а потом ударяется оземь и превращается в девицу.
У. Потом ударяется оземь? Как говориться в сказке,
Д. Не потом, а в ту же минуту. Значит, ударится оземь — это прейти границу? (Дети бывают крайне удивлены).
У. Получается, что это так. Вспомните сказки, герои которых превращались, ударяясь оземь.
Д. Это было в «Хитрой науке», в «Морском царе. . . »
У. Верно. А в этой сказке царевна не только превратилась из змеи в девицу, но еще «и с глаз пропала, словно ее и не было». Попробуйте объяснить, что это значит. Только старайтесь припомнить все, что вы уже знаете о подобных событиях.
Д. В других сказках герой ударился о землю и превратился в собачку, коня, птичку. Их видно. А здесь — пропала с глаз? Где это происходит? В ином мире. Может быть казак ее не видит? Может, живому она показывается только в облике змеи? Наверное, это так, потому что в замке все появляется, а никого нет, значит казак их не видит.
У. Чтобы убедиться в том, правильно ли вы рассуждаете, найдите фрагмент, когда царевна окончательно становится девицей.
Д. (Читают). «Вдруг откуда ни взялась — явилась красная девица: «Здравствуй, добрый молодец! Семь лет окончились — избавил ты меня от конечной погибели».
У. Можете ли вы сказать, какое заклятие положил Кощей Бессмертный на царевну и при каком условии оно может быть снято?
Д. (Долго обсуждают, не умея объединить известные им, но разрозненные факты в одно целое). Оказывается, это сложная сказка, над каждым действием или словом нужно думать, а сначала кажется, что все понятно. Кощей превратил царевну в змею; если бы она осталась в ином мире, она была бы девицей, а в обычном мире стала змей; это все равно, что умерла, даже еще хуже; что нужно сделать, чтобы опять стать человеком?. . Нужно, чтобы кто-то. . . не кто-то, а добрый молодец, пробыл семь лет в ином мире; чтобы он сам согласился семь лет быть в царстве мертвых; вот что значит трудная служба для казака; за это ему большая награда, потому что он семь лет был как мертвый; значит, Кощей сказал: «Если найдется добрый молодец и согласится пробыть в царстве мертвых семь лет, то заклятие разрушится и змея станет девицей».
У. Почти все вы восстановили правильно. Подумайте, царевна в ином мире не змея, а девица, что же происходит, когда она сначала пропала с глаз казака, а потом «откуда ни взялась — явилась красная девица»?
Д. Когда царевна пропала «с глаз» первый раз — это значит, что живой казак ее не видит. Когда она вдруг появилась и казак ее увидел, это значит, что она стала живая? Что она ожила? Это трудно представить, легче, когда думаешь, что это волшебство, колдовство, все делается само собой. (При объяснении этого события дети соединяют иногда самые неожиданные моменты, как бы «забывая» свой предыдущий опыт осмысления. Мотив мгновенного перехода границы путем превращения улавливается многими с трудом и еще достаточное время остается не проясненным).
У. На самом деле в сказке все делается легко и как бы само собой. Нам с вами трудно потому, что мы пытается понять древний язык, на котором сказка рассказывает о событиях. Древние люди, жившие много тысяч лет тому назад, представляли себе мир совсем не так, как мы, и объясняли его по-другому.
Кто из вас видел, как засевают поля пшеницей, рожью? Или сажают семена любых растений? Их опускают в борозду или лунку и засыпают сверху землей. С точки зрения древних людей — семена уходят в землю, их хоронят. А что происходит потом? Семена прорастают и выходят на поверхность в другом облике. Из маленького семечка рождается большое растение с цветами и плодами, из зерна вырастает колос. Происходит как бы смерть (уход под землю) и воскресение (рождение нового растения). Такое сознание древних людей отражено в сказке. Древние представляли себе смерть не как полное исчезновение, но как переход из одного мира в другой, с «этого света» на «тот свет», В сказках этот переход совершается в разных формах. Вспомните, какие формы перехода из земного мира в иной вы уже наблюдали (и наоборот, из иного в обычный).
Д. Удар оземь; поцелуй («Заклятый царевич»); в одно ушко влез, из другого вылез («Свинка-золотая щетинка. . . »); вещий сон.
У. Молодцы. Теперь вернемся к иллюстрации. Что же означает событие, которое на ней изображено?
Д. Огонь — это иной мир; казаку и смотреть на него нельзя, он закрывается щитом; царевна из огня переходит в обычный мир; в огне она девица, в обычном мире — змея; на иллюстрации изображен момент перехода из одного мира в другой.
У. Как вы помните, тема нашего урока называлась: «Какие события составляют сказку». Можете ли вы назвать повторяющиеся событие, главное, основное?
Д. Переход из одного мира в другой. . .
Домашнее задание. Прочитать сказку «Заколдованная королевна» и выполнить задания к ней. Для выполнения задания класс делится на три группы (по желанию). Первая группа рисует диафильм по сказке (один на всех), вторая группа рисует карту к сказке (одну на всех), третья группа сравнивает «Царевну-змею» и «Заколдованную королевну» по плану, данному в учебнике, и записывает результаты сравнения в тетрадь.

Урок 18.
Сказка «Заколдованная королевна» (обработка А. Н. Афанасьева)
Развернутый план-конспект

Задачи. 1. Освоить последовательность действий при выявлении хода событий (порядка следования мотивов) в сказке.
2. Узнать мотив и назвать его варианты в сказках 1, 2 и 3 разделов.
3. Увидеть роль героя в развитии действия.
4. Выявить сюжетную роль чудесных предметов (волшебных даров).
5. Увидеть пространственные ориентиры и воссоздать художественное пространство сказки.
6. Попытаться понять смысл мотива «непробудный сон».
Средства. Текст сказки, диафильм, карта художественного пространства, иллюстрации к сказке.
Тип урока. Диалог или эвристическая беседа.
I. Диафильм «Заколдованная королевна».
а) Последовательность кадров-событий:
1) солдат в поисках службы, еды и крова оказывается возле замка;
2) солдат в замке (иной мир) и появление медведицы;
3) солдат проводит в замке три ночи и снимает заклятие (переход в обычный мир);
4) свадьба с королевной;
5) солдат отправляется на родину, королевна дает ему необыкновенные семена;
6) солдат едет по дороге и бросает семена; Вырастают прекрасные деревья;
7) встреча с купцами-чертями, похвальба;
8) непробудный сон от волшебного зелья (граница);
9) королевна нашла солдата и не может его разбудить;
10) королевна произносит заклятие и солдат исчезает (переход границы);
11) солдат на краю моря (иной мир);
12) добыча чудесных предметов хитростью;
13) путешествие солдата на ковре-самолете;
14) солдат в первой избушке у Бабы-Яги № 1;
15) солдат во второй избушке у Бабы-Яги № 2;
16) солдат в третьей избушке у Бабы-Яги № 3;
17) солдат и южный ветер, обещание помощи;
18) солдат летит с ветром в королевство (переход границы);
19) вокруг дворца зацвели деревья;
20) солдат в шапке-невидимке на пиру во дворце;
21) королевна задает загадку гостям-женихам;
22) солдат снимает шапку-невидимку и остается с королевной;
б) Вопросы к событиям сказки от конца истории к началу (доступный детям способ выявления событий-мотивов).
1. Как королевна выбрала среди женихов своего мужа-солдата?
2. Как королевна узнала, что солдат вернулся и находится во дворце?
3. Что сделал солдат, чтобы королевна заметила его присутствие на пиру?
4. Каким образом солдат вернулся во дворец королевны?
5. Как нашел солдат помощника, который знал, где находится королевство?
6. Сколько раз спрашивал солдат о королевстве и у кого?
7. Каким образом солдат попал в избушку Бабы-Яги?
8. Как приобрел солдат чудесные предметы и где это произошло?
9. Как попал солдат на берег моря?
10. Каким образом королевна будила солдата и что из этого получилось?
11. Как узнала королевна, что с солдатом случилась беда, и как она его нашла?
12. Как солдат попал в беду и что с ним случилось?
13. Зачем солдат ушел из дворца и что дала ему королевна?
14. За какие заслуги солдат женился на королевне?
15. Каким образом солдат попал в замок?
в) Возможный ход учебной работы с диафильмом.
Дети в классе естественным образом разделяются на две группы: создателей диафильма и тех, кто не принимал участие в этой работе. Первая группа прикрепляет на доске нарисованный диафильм. Вторая группа задает вопросы к событиям-мотивам сказки от конца истории, таким образом выясняя содержание кадров, их последовательность, возможные пропуски и т. п. Первая группа детей объясняет, какое событие изображено в каждом кадре. Совместными усилиями дети выясняют (устанавливают) соответствие кадров, их последовательности в диафильме событиям-мотивам сказки. В результате общих усилий на доске в «предметной» форме (кадры диафильма) и в словесной форме (подпись под кадром — название события) воспроизводится сюжет сказки «Заколдованная королевна».
II. Карта путешествия героя в сказке «Заколдованная королевна»
а) Места действия: замок, в котором находится заколдованная королевна; место встречи с купцами-чертями; земля возле моря и гора, где солдат добыл чудесные предметы; избушки Бабы-Яги (№ 1, 2 и 3).
б) Проблемные ситуации ли противоречия в восприятии художественного пространства волшебной сказки «Заколдованная королевна». На этом этапе обучения для большинства детей (чаще всего для всех) не представляет труда выявить в сказке и воспроизвести на бумаге (или на доске с помощью карточек-символов) места действия. Интерес детей к заданию (поисковый азарт) возникает при определении пространственных частей (обычный мир, граница, иной мир) и способов перехода границы. Для учителя важный момент — увидеть способ, с помощью которого дети ориентируются в художественном пространстве. Типичное затруднение, вызывающее споры — определение, в какой части пространства находится замок после того, как королевна из медведицы превратилась в девицу. Решению этого вопроса помогает сравнение с финалом сказки «Кузьма Скоробогатый» и картой к этой сказке, а также со сказкой «Царевна-змея». Кроме того, ориентиром в определении частей пространства выступает не само место действия, а постановка вопросов (выяснение): что происходит? Каким образом происходит? Каков облик персонажа, меняется ли он? Как действует персонаж (герой)? Учитель имеет возможность наблюдать, на чем строится обсуждение-рассуждение: на сравнении с похожим (обнаружение мотива), на постановке вопросов, на домысле (привлечении фактов из «внешнего», внеучебного опыта). Если дети в процессе обсуждения приходят к выводу, что колдовские чары сняты не только с королевны, но и с замка, то части пространства устанавливаются достаточно легко. Если замок королевны остается в ином мире, сюжет сказки не складывается и путешествие с переходом границе в прямом и обратном направлении на карте не может быть обозначено. Это «тупиковая» ситуация возникает в том случае, если дети не изображают на карте (следовательно, пропускают при восприятии сказки) 1) путешествие королевны из замка до места, где солдат встретился с чертями и заснул непробудным сном, и обратно в свое королевство; 2) способы перехода границы солдатом, т. е. способы «попадания» в иной мир: зелье (непробудный сон) и магические слова (заклятье) королевны («зашумели, засвистели ветры, в один миг подхватило солдата буйным вихрем и унесло с глаз королевны») и обратное возвращение («Вдруг зашумел-засвистел сильный вихорь, подхватило солдата в воздух. . . »).
в) Возможный ход учебной работы с картой.
Как и при выполнении первого задания, дети естественно делятся на две группы: «создателей» карты и тех, кто оценивает результат работы.
Дети первой группы прикрепляют карту к доске и защищают каждую позицию, изображенную на ней.
«Ведет» эту часть урока вторая группа детей. Перед ними ставится задача — выявить способы действия (рассуждения), с помощью которых возможно установить соответствие карты художественному пространству (и миру) произведения, и словесно выразить их в форме плана. Работа над картой — это доступная форма сюжетного анализа сказки (помотивного), При создании диафильма события воссоздаются и разворачиваются во времени, притом это не только сюжетное время сказки, но и время воспринимающего ее читателя (слушателя). При создании карты изначально события разворачиваются в художественном пространстве самой сказки и ученик, воссоздавая места действия, «путешествует» вместе с героем от одного к другому, проделывает «путь» в художественном мире сказки. Таким образом создается «подвижность» в рассмотрении фольклорного произведения, готовящая почву для представления о разных способах его анализа и разных аспектах его структуры.
г) План рассмотрения карты (типовые способы учебной работы)
— сверить места действия, изображенные на карте, с местами действия в сказке (точность, адекватность обозначения);
— проследить соответствие изображенных на карте путей передвижения героя и персонажей событиям сказки и способам перемещения;
— сверить обозначенные на карте пространственные части и границы между ними с событиями, происходящими в этих местах, т. е. выявить смысл событий и назвать мотивы, составляющие сюжет сказки.
В формулировке детей план работы с картой выглядит иначе (например: назвать все места действия; изобразить путь героя и других персонажей; обозначить границу между обычным и иным мирами и т. д. ). Учителю важно знать, какой состав действий скрыт под этими формулировками, чтобы «развернуть» их последовательность при коллективном обсуждении. В этом случае процесс обобщения складывается качественно, т. е. при необходимости каждый ученик может воспроизвести всю последовательность действий, рассматривая (анализируя) как заданную сказку, так и незнакомую.
III. Учебный материал к интерпретации события, изображенного на иллюстрации к сказке «Заколдованная королевна».
а) Фрагмент текста, точно соответствующий иллюстрации: «Солдат упал на траву и заснул крепким, беспробудным сном; а купцы, караван и котел вмиг исчезли».
— Соотношение персонажей, их местоположение на иллюстрации и в тексте (солдат, черти, чудесное дерево).
— Фрагменты текста, объясняющие событие и его последствия: «. . . в чистом поле караван стоит, на траве, на муравке купцы сидят, в карты поигрывают, а возле них котел висит; хоть огня и нет под костром, а варево ключом кипит». «Вынул из мешка одно зернышко и бросил наземь — в ту же минуту выросло вековое дерево, на том дереве дорогие плоды красуются. . . »
«Тотчас узнали его черти
— Ах, — говорят меж собой, — да ведь это тот самый, кто королевну избавил; давайте-ка, братцы, опоим его зельем, и пусть он полгода спит.
Принялись его угощать и опоили волшебным зельем. . . »
«Глядь — стоит в сторонке такое же чудное дерево и лежит под ним ее милый друг.
Подбежала к нему и ну толкать-будить —нет, не просыпается; принялась щипать его, колоть под бока булавками, колола, колола, он и боли не чувствует, точно мертвый лежит, не ворохнется».
— Форма изображения, свет, цвет, расположение фигур на иллюстрации.
б) Это задание выполняется в классе в процессе работы над диафильмом или картой. Дети уже сравнивали два способа изображения событий в сказке — с помощью слова и средствами изобразительного искусства («Вещий сон»).
При работе над этим заданием предполагается выявить, какие подробности изображения видят дети и как их объясняют [т. е. возникает ли соотношение между интерпретаций события художником, его словесным изображением и пониманием смысла события (мотива) детьми]. В то же время для самих детей зримое воплощение события на иллюстрации может прояснить моменты, смутно угадываемые, но не соединяемые друг с другом. Читатель в этом случае имеет возможность наблюдать, какие пространственные представления актуализируются и оказываются включенными в процесс интерпретации. Предполагается, что при сопоставлении иллюстрации и текста может возникнуть связь между изображением спящего солдата на границе света и тени и словесным указанием на все признаки его бесчувствия («Солдат упал на траву и заснул крепким, непробудным сном. . . », «. . . точно мертвый лежит, не ворохнется»), а также моменты: «огня нет под костром, а варево ключом кипит; купцы-черти, опоили зельем; «пусть полгода спит». Если такая связь возникнет, дети объясняют смысл события непробудного сна как переход в иной мир, как будто бы смерть (временная смерть). В этот момент читательского «прозрения» можно предложить вспомнить все уже известные им (наблюдаемые) способы перехода границы: путешествие с помощником или чудесным предметом, превращение (удар оземь); поцелуй; вещий сон; непробудный сон; колдовское зелье (питье); залезание внутрь животного. Такое перечисление — обобщение продвигает детей к пониманию событий волшебной сказки как перехода границы из одного мира в другой главным героем или каким-либо другим персонажем.
IV. Учебный материал к заданию на сравнение двух сказок.
В этом задании наиболее важный момент — выявить саму процедуру сравнения, позволить детям осознать способ действия при сравнении отельных моментов (мотивов) и их последовательности, увидеть, научились ли они правильно ставить вопросы: не почему, случилось или какой он, а где, когда, что делает, как делает и т. д.
а) План сравнения.
— Какие места действия похожи друг на друга (доказательство: что происходит? Как происходит? Кто обитает? Каков внешний облик).
— Кто из персонажей двух сказок похож друг на друга? (Что делает? Как делает? С какой целью? Где обитает? Перемещается или неподвижен?)
— Какие события двух (нескольких) сказок похожи? (Где происходит? Что происходит? Как происходит? Кто делает и каким образом? С какой целью).
— Как связаны между собой события, стоящие рядом? Может ли произойти последующее событие, если не было предыдущего?
— В чем смысл сравнения? Для чего нужно сравнивать сказки? Примеры сравнения, которые привели к определенному результату.
— Какие события двух сказок вы считаете основными? Как вы их расположите от начала к концу истории, чтобы путешествие героя состоялось?
1.Герой по какой-либо причине отправляется в путь.
2.Герой встречает чудесного персонажа.
3.Герой переходит границу в иной мир.
4.Герой выполняет трудную задачу и получает дар.
5.Герой переходит границу в обратном направлении.
6.Герой возвращается в свое царство (дом), жениться, становится царем.
Смысл этой работы в том, чтобы дети сами определили и наименовали каждое событие, на основе проделанной перед этим работы с диафильмом и картой сами выстроили их последовательность для любой сказки этого типа. Таким образом может быть сформировано первоначальное представление о сюжете волшебной сказки как определенной и обязательной последовательности событий.
Домашнее задание. Каждому ученику подготовить 2-3 текстовых задания по любой из сказок первой главы для игры-викторины.

Урок 19
Викторина по сказкам первой главы «Трудные задачи»
(диагностические тесты)

I. Что проверяется
память (знание текстов);
продуктивная мыслительная деятельность (умение узнавать и называть вариант мотива по фрагменту текста);
способность видеть роль персонажа в ходе событий (герой, помощник, даритель, хозяин иного мира);
способность разделять сказочную историю на события;
способность различать пространственные части художественного мира сказки: обычный мир, граница, иной мир;
способность узнавать персонажей и события сказки на иллюстрациях;
способность воссоздавать художественное пространство сказки в виде карты-рисунка, воспроизводящей все места действия и путь героя от начала истории до ее конца.
II. Содержание проверочных заданий
1.узнать сказку по фрагменту текста, в состав которого включено имя героя или персонажа.
2.Узнать сказку по фрагменту текста, не содержащему имен и названий.
3.Узнать и назвать событие при зачитывании фрагмента: встреча с помощником (дарителем), переход границы, решение трудной задачи, получение награды.
4.Назвать, кому из героев или персонажей сказки принадлежит чудесный предмет, каким образом он его получил, за какие заслуги.
5.Пересказать события сказки от конца к началу (по цепочке).
6.Поставить вопросы к событиям сказки от конца к началу (по цепочке).

Работа с картой

1.Составить с помощью карточек-символов карту к названной волшебной сказке, обозначить части пространства и путь героя.
2.Узнать сказку по карте-рисунку к ней.
3.Рассказать сказку по карте: от начала до границы, события в ином мире, обратный путь в свое царство.
4.Определить, путь какого персонажа изображен на карте к названной сказке; дополнить карту изображением пути других персонажей.
5.На карте к названной сказке обозначить границу между двумя мирами, разместить персонажей по местам их обитания или встречи.
6.Сравнить две карты к одной сказке. Выяснить, на какой из них путь главного героя обозначен в соответствии с ходом событий; найти «ошибки» в изображении мест действия и персонажей.

Работа с иллюстрацией и диафильмом

1.Узнать сказку по иллюстрации к ней; назвать изображенное событие; назвать предшествующее событие и последующее.
2.По иллюстрации к сказке определить, в какой части пространства происходит событие; указать детали (особенности) изображения, подтверждающие ответ.
3.Узнать и назвать сказку по фрагменту диафильма к ней
4.Заполнить пропущенные кадры в диафильме по известной сказке.
5.Составить диафильм из набора кадров-рисунков к известной сказке.
6.Рассказать сказку по фрагменту диафильма.
7.Узнать и назвать знакомые мотивы и части пространства при просмотре фрагментов мультипликационных и игровых экранизаций волшебных и литературных сказок.
Домашнее задание. Сочинить фрагмент волшебной сказки (или всю сказку); нарисовать карту, обозначить путь главного героя.

Урок 20

Тема. «В некотором царстве, в тридесятом государстве. . . »
Задача. Дать возможность ученикам:
(по желанию) выступить в роли сочинителей сказки, слушателей и оценивателей;
показать, насколько понятны им события, составляющие волшебную сказку, их ход и связь между ними.
Средства. Сочинения-подражания, карты.
Форма урока. Выступление (чтение, рецензия).
Ход урока. Дети рассказывают по картам-рисункам или читают свои сочинения-подражания. Слушатели-ученики после каждого выступления говорят на какую сказку похожа сочиненная (или ее фрагмент) и чем похожа. Оценок — хорошо, плохо, понравилось, не понравилось — не дается. Определение — узнавание мотива в том варианте, который предлагает ученик, говорит о том, что дети-сочинители и дети-слушатели осмысливают (или пытаются осмыслить) события сказки, сочиняют их и интерпретируют с позиции усвоенных «правил». Такое взаимодействие сочинителей и слушателей показывает учителю, как происходит освоение традиционного художественного языка, насколько дети понимают и улавливают его символику.
Если в качестве диагностического показателя взять построение сказки-подражания, использование традиционных мотивов в составе каждого события, то в сочинениях детей можно выделить четыре типа или способа складывания истории.
1. История складывается путем сочетания известных из прочитанных сказок (или экранных версий) вариантов мотивов.
2. Сочиняется собственный вариант мотива, т. е. персонажу и месту действия придается новый облик и название при сохранении его функции в событии.
3. В сказке сочетается первый и второй способы.
4. История складывается произвольно, учитывается лишь внешнее сходство (царевич, старушка, густой лес, волк или медведь) без понимания традиционной роли выбранных персонажей и мест действия.
Сочинения четвертого типа говорят о том, что их авторы-ученики остались вне ситуации обучения, смысловой контакт с художественным миром волшебной сказки для них не произошел. Учителю следует попытаться выяснить причины возникшего барьера и постепенно устранить его, не ставя ученику неудовлетворительной оценки.
Процесс сравнения сказок-подражаний с фольклорными образцами, который служит объективным механизмом оценивания, позволяет детям прийти к некоторым новым для них выводам. На вопрос учителя, почему нельзя фантазировать, т. е. придумывать «что угодно», когда сочиняешь сказку-подражание, дети отвечали:
— Потому что сказка рассказывает о древнем знании, о том, что люди знали очень давно и как велели жить, а не о том, что думает или выдумывает современный человек.
Домашнее задание. Прочитать сказку «Падчерица и мачехина дочка» и подумать над тем, что непонятно в этой сказке.
Глава II.
Сказки о злых женах и сестрах
В этой главе собраны волшебные сказки, заметно отличающиеся от сказок предшествующих разделов. Прежде всего, главные действующие лица в них не герои — добрые молодцы или дурни, а героини — падчерицы и злые мачехи с их родными дочками, верные жены и завистливые злодейки-ведьмы (или сестры). Художественный мир сказок этого типа имеет иной облик. Знакомые детям мотивы чудесного помощника или дара, трудных задач, перехода границы и пребывания в ином мире внешне «оформлены» иначе. Поступки героини также отличаются от действий героя, поставленного перед необходимостью решать трудные задачи. В то же время переход границы в иной мир и пребывание в нем чаще всего прямо названы смертью героини, а возвращение в обычный мир показано как воскресение (оживление).
В связи с этим детям предоставляется возможность проявить сложившиеся у них способности к наблюдению, сравнению, выявлению сходного за внешне различным: определять границы события по пространственным ориентирам, узнавать роли действующих лиц в сюжете, выяснять смысл каждого события и всей истории в целом.
Учитель, в свою очередь, имеет возможность наблюдать, как складывается и проявляется учебная (читательская) аналитическая и интерпретаторская деятельность детей. Для ее последующего развития возможно изменить тактику рассмотрения текста и художественного мира сказки, приближая ее к осмысленно-рефлективной, т. е. сосредоточить внимание детей на тех моментах, которые в сказке затемнены и не сразу понятны. В связи с этим детям предоставляется большая самостоятельность в выборе способа анализа текста: карта-рисунок, диафильм, устное рассуждение-беседа, сочетание этих способов, а также выбора отправного момента для анализа. В этом случае создаются условия для реализации усвоенных «правил» воссоздания художественного мира в пространственном и событийно-сюжетном вариантах, что, в свою очередь, ведет к потребности словесно высказать свои наблюдения и выводы в развернутой форме (т. е. к активной речевой деятельности).

Раздел I.
Мачеха и падчерица
Название раздела указывает на главных действующих лиц и «конфликт» сказки, в которой открыто изображаются действия мачехи, желающей извести неродную дочь во благо родной. Среди этих сказок есть такие, события которых разворачиваются преимущественно в обычном мире («Хаврошечка») или на его границе («Морозко»). Но есть и такие, где путешествие и пребывание героини в ином мире показаны достаточно развернуто. Однако повод для ухода из дома, способ перехода границы, испытания в ином мире — все это значительно отличается от знакомых сказок из первой главы («Падчерица и мачехина дочка», «Василиса Прекрасная»).
В обнаружении этих различий, в опознавании двух миров и границы между ними, в понимании смысла происходящих событий — во всем этом учебная интрига для ученика и учителя. Сможет ли ученик увидеть новое и объяснить его на основе уже известного?
Кроме названных выше сказок могут быть прочитаны «Волшебная дудочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие подобные из сборников сказок народов мира.


Урок 21

Тема. Волшебная сказка "Падчерица и мачехина дочка" (обработка Н. А. Худякова)
Задачи. 1. Предложить детям выяснить причины и обстоятельства ухода героини из родного дома, увидеть границу и способ переправы в иной мир, облик его хозяина.
2. Выявить разницу в ходе событий и в испытаниях героини в этой сказке и в сказках из главы "Трудные задачи".
Материал к уроку. Текст сказки, учебник.
Форма урока. Диалог.
Ход урока
У. Похожа ли сказка "Падчерица и мачехина дочка" на прочитанные нами ранее, на те, что помещены в главе "Трудные задачи"?
Д. И да, и нет.
У. С чего мы начнем рассуждения и наблюдения: с того, чем эти сказки похожи или с того, чем они не похожи.
Д. С того, чем сказка "Падчерица и мачехина дочка" не похожа на другие.
У. Хотите нарисовать к этой сказке иллюстрации или карту?
Д. Нет, будем обсуждать устно.
У. Чем же эта сказка, по вашим наблюдениям, отличается от прочитанных?
Д. Она отличается тем, что главная героиня — девица, а не добрый молодец; тем, что в ней две героини — падчерица и дочь старухи, и сказка их как бы сравнивает.
У. Это интересное наблюдение. Как же происходит сравнение?
Д. Сначала к Бабе Яге попадает падчерица и выполняет все ее задания, потом к Бабе Яге попадает старухина дочь и все делает плохо или не может сделать. Падчерице за ее работу Баба Яга дает сундук с деньгами, а старухиной дочке — сундук с огнем. Мачеха и ее дочь от него сгорели.
У. Вы думаете, что Баба Яга наказала старухину дочь только за то, что та плохо выполнила работу? Почему же тогда и мать сгорела?
Д. Она была злая, вредная, вот ее сказка и наказывает, как и дочь.
У. А в чем еще вы видите отличие от прежних сказок?
Д. Это самое главное, самое заметное.
У. С вашим суждением можно согласиться, но только в этой сказке все происходит интереснее и не так уж просто. Давайте посмотрим повнимательней. Сколько в сказке частей?
Д. Две. Сначала в лес идет старикова дочь, а потом старухина.
У. Какими словами заканчивается первая часть сказки?
Д. "А в сундуке все были деньги".
У. Давайте разделимся на две группы. Первая группа будет внимательно наблюдать за событиями первой части, а вторая -последней. Попробуем их сравнить. С чего начинается сказка?
Д. (группа 1). (Читают от слов "Жил старик со старухой" до слов "не приходи домой")
У. С чего начинается вторая часть сказки?
Д. (2 группа). (Читают "Мачеха стала завидовать. Послала свою дочь к Бабе Яге".
У. Есть ли отличия между тем, как отправилась в лес старикова дочь и как старухина?
Д. (группа 1). Отличия есть. Старикова дочь сирота, у нее нет матери, это важно, в прежних сказках тоже у героев родители умирали. Старикову дочь мачеха не любила и старалась ее погубить. Мачеха ее просто из дома выгнала, она сказала: "Не приходи домой".
У. Есть ли что-либо подобное в том, как отправилась в лес старухина дочь?
Д. (группа 2). Получается, что все разное. Старуха-мачеха позавидовала деньгам и сама послала дочь к Бабе Яге.
У. Это уже новые наблюдения. Как же попала к Бабе Яге старикова дочь?
Д. (группа 1). (Читают от слов "Она пошла на реку" до слов ". . . домой не приходи". )
У. Что здесь происходит? Куда попадает падчерица?
Д. Она попадает в иной мир. Река как бы ведет ее. Лес — это граница, а избушка — это вход в иной мир.
У. Почему вы считаете, что избушка — вход в иной мир?
Д. Девица говорит специальные слова: "Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом", и только тогда входит. А там Баба Яга.
У. Что означают слова Бабы Яги: "Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!" И что это за изба, если голова у нее в одном углу, а ноги в другом?
Д. ???
У. В сказках про Бабу Ягу еще говорится — костяная нога, нос в потолок врос? Соберите все приметы вместе и подумайте, куда же попала падчерица?
Д. У Бабы Яги позади бани кости лежат; кости и черепа — это примета мира мертвых; запах человека она чувствует, он ей неприятен, потому что человек живой; избушка очень тесная, нога костяная, нос в потолок врос, в обычном доме так не бывает, значит, это мир мертвых, а Баба Яга — живой мертвец?
У. Похоже, что это так. Но в этой сказке еще говорится о детях Бабы Яги. Кто же эти дети?
Д. (Читают. ) ". . . червяки, лягушки, крысы и всякие насекомые". В сказке "Морской царь. . . " Василису Премудрую тоже слушались муравьи и пчелы. Здесь есть что-то общее.
У. Вы правильно заметили сходство. Хозяйка иного мира имеет большую силу и власть. А облик у нее может быть разный. О чем говорит Баба Яга с падчерицей?
Д. Она спрашивает: "Что ты, девушка, дело пытаешь или от дела лытаешь?" и падчерица ей все рассказывает.
У. Как вы понимаете слова Бабы Яги?
Д. Она спрашивает: дело ищешь или от дела прячешься.
У. Посмотрим, что происходит в этом же месте с дочерью старухи.
Д. (группа 2). Сказка ничего не говорит о том, как попала старухина дочь к Бабе Яге, сразу начинаются задания.
У. Задания одинаковые для двух девушек?
Д. Одинаковые.
У. А выполняют они их одинаково?
Д. По-разному.
У. Может ли девушка выполнить урок Бабы Яги? Сравните с трудными задачами из первой главы по всем деталям.
Д. Дочь старика может выполнить всю работу; ей только воробей немного подсказывает, как небольшую хитрость применить, а все остальное делать, как у людей. Это обычная работа — печку топить, воду носить, детей купать.
Трудные задачи человек выполнить не может: нужно или диковинную вещь достать, или дворец за одну ночь построить, или съесть и выпить огромное количество еды и питья. Сразу понятно, что человеку это не под силу. В сказке "Падчерица и мачехина дочка" таких задний нет.
У. Вспомните сказку из первого раздела, в которой вы отметили такую же особенность.
Д. ??? "Заклятый царевич". В этой сказке купеческая дочь тоже могла выполнить просьбу змея без всякой помощи, просто ей было страшно. В сказке о "Падчерице. . . " есть похожий момент, когда дочери старика нужно мыть в бане крыс, лягушек, червяков. Она их всех перемыла, хотя это неприятно.
У. Как вы думаете, чем можно объяснить, что в одних сказках хозяин иного мира или царь задает трудные задачи, которые исполнить невозможно, а в других сказках задания вполне посильны для человека?
Д. (Могут долго обсуждать этот вопрос, перебирая разные предположения; учитель предлагает воспроизвести фрагменты разных сказок с описанием трудных задач и заданий, обращая их внимание на то, кому их задают. ) Это можно объяснить так: если герой — добрый молодец, то ему задают невыполнимые задачи, а если это девушка — то работа обычная, домашняя.
У. За что же одарила Баба Яга старикову дочь? Перечисляйте все от начала сказки.
Д. (группа 1). За то, что она сирота; за то, что знает, как в избушку войти; что говорит вежливо и все умеет делать: слушает советы и никем не брезгует.
У. За что Баба Яга наказал старуху и ее дочь? Перечисляйте от начала сказки.
Д. (группа 2). За то, что мачеха хотела погубить падчерицу; из дома ее выгнала; что завидовала ее богатству, а ее дочь ничего делать не стала; била воробья; душила и гнала детей Бабы Яги.
У. Можем ли мы сказать, что задания, которые задает Баба Яга девушкам, это испытание для них?
Д. Да.
У. Что же испытывается? Что ценит сказка в своей героине?
Д. Трудолюбие, терпение, покорность, ласку, вежливость, знание правил и обрядов (как в избушку войти).
Домашнее задание. Прочитать сказку "Василиса Прекрасная" и попытаться ответить на вопросы к тексту.

Урок 22

Тема. Волшебная сказка "Василиса Прекрасная" (обработка А. Н. Афанасьева)
Задачи. Позволить детям самостоятельно увидеть знакомые им моменты (мотивы) в событиях сказки. Восстановить в их памяти фрагменты знакомых им сказок, сходных с событиями "Василисы Прекрасной". Попытаться воссоздать в их воображении облик иного мира и его хозяина, на основании текста нескольких сказок.
Материал к уроку. Текст учебника, карты-рисунки детей.
Форма урока. Диалог.
Ход урока
У. Открываем учебник и читаем сказку "Василиса прекрасная". Кроме того, нам предстоит составить и нарисовать карту путешествий персонажей. Но для этого мы должны разделиться на группы. Каждая группа на большом листе ватмана будет изображать свою карту. А как вы предлагаете читать сказку?
Д. По частям: обычный мир, граница, иной мир, возвращение героев.
У. Правильно ли я вас поняла, мы читаем по частям до поворота сюжета? (Дети делятся с помощью учителя на группы и получают листы. ) Читаем первый фрагмент.
Д. (Читает один из учеников, заканчивая свой отрывок словами о смерти матери, — с этого момента у Василисы начинается новая жизнь. )
У. Назовите, пожалуйста, сказки, где есть похожее событие.
Д. "Падчерица и мачехина дочка", "Волшебное кольцо", "Свинка — золотая щетинка. . . ".
У. Теперь читаем дальше.
Д. (Читают до отъезда отца — с этого момента Василиса остается без отца-заступника. )
У. И что же, за Василису теперь и заступиться некому?
Д. Умирая, мать оставила Василисе куколку. Ее теперь защищает куколка.
У. А кто такая куколка?
Д. Куколка — чудесный помощник. Во всех сказках родители, умирая, оставляют своим детям чудесного помощника. В сказке о Крошечке-Хаврошечке коровушка — помощница. В сказке "Свинка — золотая щетинка. . . " — Сивка-Бурка.
У. Помощник помогает просто так?
Д. В сказке о Василисе куколку надо кормить, никому не показывать. В сказке о Хаврошечке в одно ушко влезать, а в другое вылезать. В "Свинке — золотой щетинке. . . " крикнуть "Сивка Бурка — вещая каурка. Встань предо мной как лист перед травой".
У. Значит, нужно произнести магические слова, действия какие-либо выполнить, крикнуть. А почему показывать нельзя?
Д. Они принадлежат иному миру. Они предназначаются только тому, кому их завещали. Они защищают от злой мачехи.
У. В каких сказках между падчерицей и мачехой отношения похожи?
Д. В сказке "Волшебная дудочка", в сказке "Падчерица и мачехина дочка".
У. Давайте изобразим мир, в котором все это происходит.
Д. (Дети изображают дом купца, Василису, мачеху, трех дочерей мачехи. Когда дети заканчивают рисовать, учитель предлагает читать дальше. Они читают о том, как после отъезда отца мачеха переселяется в дом у самого леса, заканчивают чтение моментом изгнания падчерицы из дома — момент начала путешествия в иной мир. )
У. Итак, купец уехал. Мачеха переходит в другой дом, а возле — дремучий лес. Что значит дремучий лес? Что в этой сказке он обозначает?
Д. Дремучий лес — это очень страшный, заколдованный лес. Дремучий лес — граница между царством людей и царством мертвых. Там живет Баба Яга.
У. Мы снова можем заняться картой.
Д. (Все дети изображают дом около леса, в доме — Василису, мачеху и трех дочерей, сам лес и дом Бабы Яги. Но одна группа (1), кроме этого, стрелочками показывает переход в дом около леса и отъезд отца в город (сам город тоже изображен). Другая (2) — темный дом.
У. Важно ли то, что изобразила 1 группа: стрелочки какие-то, город, зачем-то соединили дом купца и дом у леса?
Д. Это важно. Если бы отец не уехал, то ничего бы не произошло. Стрелочками ребята показали, что отец уехал — и мачеха увела их в дом у леса.
У. А почему 2 группа изобразила темный дом? Это важно или не важно?
Д. Это мачеха сделала дом темным. Мачеха погасила огонь во всем доме, чтобы отправить падчерицу в дом Бабы Яги. Мачеха хотела погубить Василису, поэтому сделала дом темным. Мачеха надеялась, что Василиса никогда не вернется. Она думала, что Василиса с ее заданием не справится. Но Василису куколка спасает. . .
У. Случайно ли, что сестры отказываются идти за огнем? Есть ли в других сказках такой же мотив? Назовите сказки, где присутствуют мотив отказа со стороны героев.
Д. В сказке "Свинка — золотая щетинка" старшие братья отказываются идти на могилу к отцу, а идет третий брат-дурак. Если бы они не отказались, такой бы сказки не было.
У. А почему, когда помощница-куколка поела, "глаза ее заблестели, как две свечки"? А Василиса перед тем, как войти в дремучий лес, перекрестилась?
Д. Я видела, как свечи зажигаются у гроба. Это знак мертвого мира. Мачеха отправляла Василису в мертвый мир. Поэтому и думала, что она не вернется. У грома покойника крестятся. Крест защищает от нечистой силы.
У. Тогда дополните свои рисунки недостающими важными деталями. . . И читаем дальше.
Д. (Читают до того момента, когда за Василисой закрываются двери дома Бабы Яги — момент заключения Василисы в иной мир. )
Домашнее задание. Изобразить дорогу Василисы к дому Бабы Яги и саму Бабу Ягу.

Урок 23 (продолжение)

Рисунки детей вывешены. Детям предлагается обсудить изображенное на них.
У. Посмотрите внимательно на рисунки и выберите те, которые вы хотели бы поместить на карты, сделанные на прошлом уроке.
Д. (Выбирают рисунки, независимо от их автора.
У. По какому принципу вы отбирали рисунки?
Д. Дорога должна быть длинной: Василиса идет день и ночь, и еще день. Это дорога из мира человеческого в мир мертвых — должны быть нарисованы все приметы иного мира: забор из человеческих костей, черепа с глазами, у ворот руки, ноги, зубы острые вместо замка. Листья сухие на деревьях. Всадники в белом и в черном.
У. А правильно ли я поняла, что всадник в белом — это день, а всадник в черном — ночь?
Д. Не совсем. Василиса два дня шла, а всадник белый один был. Это и день, и ночь, и солнце красное (всадник в красном), и в то же время ворота из мира в мир.
У. Где вы еще встречали подобные мотивы?
Д. Бог Ра на своей колеснице проезжает через ворота при смене дня и ночи. В сказке "Госпожа Метелица" — ворота из мира в мир, в сказках «Царевна-змея» и «Заколдованная королевна» ворота в чудесный замок, они сами открываются и закрываются».
У. А могла бы сама Василиса попасть в дом к Бабе Яге?
Д. Нет. Баба Яга заклинания произносит: "Эй, заборы мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь!"
У. А что бы это значило?
Д. Если трудно войти, то выйти еще труднее.
У. Чтобы убедиться в этом, давайте читать дальше.
Д. (Читают отрывок до того места, когда Баба Яга выпроваживает Василису из своего дома — момент выхода из царства мертвых. )
У. А теперь нарисуйте все условия, при которых этот выход мог состояться.
Д. (Рисуют. Большинство из них объединяют нарисованные предметы в группы: 1) метлу, кастрюлю, стопку белья, зерно с грязью; 2) те же предметы и черные зернышки мака; 3) три знака вопроса)
У. Откуда же такое изобилие предметов?
Д. Изобилие — примета иного мира.
У. Встречался ли вам мотив изобилия в других сказках?
Д. "Гензель и Гретель", "Госпожа Метелица", «Царевна-змея», «Заклятый царевич».
У. Первые две группы ваших рисунков мне понятны — это две задачи, которые выполнила Василиса с помощью куколки. Но я не понимаю значения ваших вопросов.
Д. Это еще одна трудная задача. Это вопросы, которые Василиса задавала Бабе Яге. Вопросы о всадниках, которых она видела по дороге. Это самая трудная задача.
У. Что же в этом трудного — на вопросы ведь Баба Яга отвечала?
Д. Нужно быть очень умной, чтобы не спросить о том, что в доме. Дом — царство мертвых — про него спрашивать смертному нельзя. Нужно быть очень умной, чтобы понять, что на вопросы о царстве мертвых запрет существует. Задала бы Василиса такой вопрос, осталась бы в царстве мертвых.
У. Среди предметов, которые вы нарисовали, я видела у кого-то палку с черепом. Уместен ли этот предмет в этих группах.
Д. Это не условие, не задание, это — дар Бабы Яги. Это огонь, за которым послали Василису в лес.
У. Василиса выполнила задание мачехи. А откуда Баба Яга знала о мачехе?
Д. Баба Яга бывает и в живом, и в мертвом мире. У нее есть помощники. А значит, она обо всем знает.
У. Ясно, что Василиса вернется в свой дом. Это же счастливый конец! Почему же сказка на этом не заканчивается?
Д. Герои всегда возвращаются с какими-то дарами. Падчерица от госпожи Метелицы с сундуком вернулась. В "Морозко" падчерица с богатством и с женихом вернулась. Гензель и Гретель с жемчугами и драгоценными камнями вернулись. И зло всегда бывает наказано, а мачеха пока не наказана.
У. Ну что же, тогда читаем дальше. И нарисуем возвращение Василисы в свой мир.
Д. (Дочитывают сказку до конца. Стрелкой показывают возвращение Василисы в дом у леса. Рисуют череп со светящимися глазницами и рядом мертвых мачеху и ее дочерей. Стрелками же в мире живых обозначают путь Василисы в город. Сотканное Василисой полотно. Большой царский дом, в нем Василису-невесту, царя в сшитой рубашке и отца, т. е. все приобретения Василисы. )
У. Можно ли считать все, что вы нарисовали во дворце, дарами?
Д. Да. Это все — дары Бабы Яги.
У. Как же так случилось, что читаем мы раздел о злых женах и сестрах, а вспоминаете вы при этом и другие сказки?
Д. Во всех волшебных сказках повторяются события. Во всех волшебных сказках есть похожие мотивы. Во всех волшебных сказках герои выполняют определенные роли.
Домашнее задание. Прочитать сказку «Во лбу солнце. . . », сделать к ней карту.
(Продолжение следует)




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter