Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Стрельцова Л. Е. Учебники литературы нового типа. Часть 3

Автор: Л. Е. Стрельцова

Л. Е. Стрельцова
УЧЕБНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ТИПА
(Часть третья)

Урок 10 (развернутый план)

Тема: «Герои, не подающие надежд».
Задачи: 1. Выяснить, насколько дети запомнили тексты трех сказок, помещенных в разделе.
2. Позволить детям определить главного героя сказок из второго раздела, уяснить его роль в ходе событий, выяснить его связь с родительским домом, очагом, стариками-родителями.
3. Проверить (активизировать) складывающуюся способность детей узнавать события, связанные с решением трудных задач.
Материал к уроку: тексты сказок, детские рисунки, иллюстрации к сказкам, рисованный диафильм с пропущенными фрагментами событий.
Ход урока
На доске написана тема: «Герои, не подающие надежд» и заглавия трех сказок, которые будут обсуждаться на уроке – «Свинка – золотая щетинка…»: «Золотой гусь», «Три пряхи». Под названием каждой сказки несколько иллюстраций, сделанных детьми дома.
1. Урок начинается с викторины. Учитель зачитывает небольшие фрагменты сказок, а дети называют сказку и точно указывают событие, о котором идет речь во фрагменте.
а) Фрагменты, в которых указано имя героя или назван персонаж.
Дурак в левое ушко влез, напился-наелся; в правое влез – в цветное платье нарядился, сделался такой молодец. («Свинка-золотая щетинка»).
Девушка скрывала от королевы этих трех прях, и когда та приходила, показывала ей целый ворох готовой пряжи. («Три пряхи»).
Пошел Дурень, подрубил дерево, оно свалилось, вдруг видит он – сидит на корнях гусь, а перья все их чистого золота («Золотой гусь»).
И т. д.
б) Фрагменты, в которых нет никаких указаний на персонажей и названия.
Сел он к лошадиной голове задом, к лошадиному заду передом, взял в зубы хвост, ладонями погоняет, умные зятья над ним смеются, («Свинка-золотая щетинка…»).
Нет для меня ничего приятней: как слышать, когда прядут, и нет ничего мне милее, когда жужжат веретена. («Три пряхи»).
Оттого, что у тебя сердце доброе и ты охотно со мной поделился, я награжу тебя счастьем. Вот стоит старое дерево, ты сруби его, и между конями для тебя кое-что найдется. («Золотой гусь»).
И т. д.
2. Учитель предлагает детям рассказать сказку «Золотой гусь» от начала и до конца, не пропуская подробностей (рассказ ведется по цепочке).
Цель такого пересказа заключается не только в том, чтобы дети запомнили содержание сказки, но и в том, чтобы они научились делить сказку на события самостоятельно, по памяти, обнаруживая начало события и его конец.
Далее учитель вместе с детьми обсуждает вопрос: “Что является трудными задачами в этой сказке? Кто их задает, с какой целью? Кто их решает? Кто помогает в решении?”
Цель такого обсуждения – позволить детям самостоятельно указать на героя-дурака и его помощника, определить, каким образом дурак получает помощь и за какие заслуги.
3. Учитель предлагает детям вспомнить содержание сказки «Три пряхи», назвать героиню, перечислить трудные задачи и обнаружить помощников. При обсуждении подчеркиваются повторяющиеся поступки персонажей, события, места действия (мотивы).
Особое внимание обращается на персонажей — помощников: как они выглядят, каким образом помогают, как появляются в сказке и как исчезают (т. е. какому миру они принадлежат).
4. В ходе обсуждения учитель обращает внимание детей на рисунки к каждой сказке. Дети выясняют, насколько подробно и правильно изображены персонажи-помощники, сами герои и чудесные дары, какие иллюстрации соответствуют тексту сказки, а какие нет. Таким образом, еще раз, не только в памяти, но и в воображении, картинно воспроизводятся события сказок. Итогом этой работы становится обсуждение вопросов: почему тема урока называется «Герои, не подающие надежд»? Кого они считают таким героем в каждой сказке? Как сама сказка относится к своим героям?
5. В заключение урока, как бы выявляя способность детей видеть события и отделять их друг от друга, им предлагается пересказать любую сказку с конца до начала близко к тексту, выделяя события в их обратной последовательности (пересказ ведется по цепочке).
Корме того, детям можно предложить рисованный диафильм, в котором пропущено несколько кадров-событий. Дети восстанавливают эти события и зачитывают из текста соответствующие фрагменты.
Домашнее задание. Записать в тетрадях наблюдения по каждой сказке, сделанные на уроке: трудные задачи, кто задает, кто решает, кто помогает, что получает в награду.

Урок 11

Тема: «Помощник, даритель и чудесный дар».
Задачи. Помочь детям: 1. Обобщить накопленные ими наблюдения за структурными элементами волшебной сказки первого из второго раздела.
2. Словесно зафиксировать и выразить обобщенные наблюдения в форме описательной характеристики.
Материал. Тексты сказок 1 и 2 разделов.
Форма урока: Эвристическая беседа с элементами репродукции.
Ход урока
На доске написана тема.
У. Откройте ваши тетради, запишите тему урока. Попробуем обобщить некоторые наблюдения над сказками первого и второго разделов. Давайте определим, кто в каждой сказке чудесный помощник и каков он, есть ли в ней даритель и чудесный дар.
Д. Первая сказка «Заклятый царевич». (Обсуждают и приходят к выводу, что в сказке нет помощника, дарителя и дара).
У. Удивительная сказка. Как же в ней происходят события? Отметьте эту сказку, мы к ней должны вернуться.
Д. Следующая сказка — «Хитрая наука». Помощник — сын старика (мнения разделяются: не помощник, а главный герой; он помогает отцу, чтобы спастись; если помогает, значит, помощник; он герой, только обученный).
У. Еще одна интересная сказка. Отметьте ее. Вы сами разрешите спор, когда мы прочитаем сказки из главы III.
Д. В сказке «Морской царь…» помощник — старушка. Она рассказывает Ивану-царевичу, зачем он попал на озеро и что нужно делать; Василиса Премудрая помогает Ивану-царевичу решать трудные задачи и убежать из подводного царства; Василиса Премудрая еще даритель, она дарит Ивану-царевичу золотое кольцо, чтобы он нашел дворец морского царя.
У. Все верно. Теперь «Свинка-золотая щетинка…».
Д. Здесь помощник Сивка-бурка.
У. Как получает дурак Сивку-бурку?
Д. Ему отец дает три конских волоса.
У. Как вы назовете отца?
Д. Он — даритель. Получается, что Сивка-бурка — чудесный дар. Но он и помощник; это все вместе, потому что он решает трудные задачи и говорит дураку, что нужно делать. Сивка-бурка — помощник, а чудесный дар — это три конских волоса.
У. В сказке «Золотой гусь» есть ли помощники и дарители?
Д. В этой сказке старичок в лесу — и помощник, и даритель. Сначала он дарит золотого гуся, потом выполняет три трудных задачи (не три, а две), потом дарит корабль, который ходит по воде и суше. (Дети возвращаются к тексту и проверяют, как происходят события. Учителю не следует поощрять небрежность высказываний, приблизительность ответов. Важна «чистота» сравнений и наблюдений, точность в воспроизведении словесной формулы мотива).
У. Последняя сказка — «Три пряхи».
Д. В этой сказке тетушки-помощницы. Они сами перепряли три комнаты отборного льна. Дарителей здесь нет.
У. Попробуйте выразить в словах, как вы понимаете, кто такой помощник и кто такой даритель.
Д. Помощник — это такой персонаж в сказке, который помогает герою решать трудные задачи.
Даритель — это тот, кто дарит чудесный предмет или существо.
В сказках может быть один персонаж и помощник и даритель, как в «Морском царе…» или в «Золотом гусе», а может быть только помощник, как в «Трех пряхах». (Определения складываются в процессе обсуждения; важно, чтобы дети сами предлагали варианты, дополняли их и согласились с окончательной формулой).
У. Ваши выводы запишите в тетрадях.
Помощник — это персонаж волшебной сказки… (определение);
даритель — это персонаж…;
чудесный дар — это…
Теперь посмотрим, за какие заслуги получает герой помощь. Будем наблюдать, начиная от первой сказки.
Д. (Находят фрагменты в текстах сказок, обсуждают, делают выводы). В «Заклятом царевиче» и «Хитрой науке» нет помощника. В «Морском царе…» Иван-царевич получает помощь за то, что извинился перед старушкой; Василиса Премудрая ему помогает за то, что он поступил по сказанному, как ему старушка посоветовала.
У. Проверим, справедливы ли будут эти наблюдения для других сказок.
Д. В сказке «Свинка-золотая щетинка…» помощь герою приходит за то, что выполнил наказ отца после его смерти.
В «Золотом гусе» — за то, что накормил, напоил старого человека; поделился с ним едой и питьем, жалел и расспрашивал человека, видя, что он горюет, что ему плохо. (Зачитывают фрагменты по тексту. ) В сказке «Три пряхи» — за то, что девушка выполнила обещание: не постеснялась на королевский пир пригласить уродливых тетушек и посадить их рядом с собой за стол.
У. Запишите в тетрадях: «За какие заслуги получает герой помощь» и перечислите ваши наблюдения.
Теперь мы обратим внимание на следующие факты: кто он (она), кому сказка помогает, кого одаривает, превращает в красавца, женит на царской дочери, делает царем или богатым человеком? Если вы хотите сказать, что это добрый, умный, смелый, находчивый и т. п. герой, то не торопитесь. Давайте посмотрим точно по тексту с начала каждой сказки. В тетрадях запишите: «Кого сказка делает своим героем». Высказывайте ваши наблюдения.
Д. В «Заклятом царевиче» у купца три дочери. Главная в сказке — младшая дочь. В «Хитрой науке» — сын старика.
У. Попробуйте сказать более точно. Сколько у старика сыновей?
Д. Один сын; единственный сын старого человека.
У. Это хорошее наблюдение, точное.
Д. В сказке «Морской царь…» главный герой Иван-царевич. Он тоже единственный сын, у царя и царицы детей долго не было. Следующая сказка «Свинка-золотая щетинка…» Главный герой — третий сын, его отец умер, про мать ничего не сказано.
В «Золотом гусе» — это младший сын, про родителей не сказано, старые они или нет.
В сказке «Три пряхи» — единственная дочь.
У. Теперь подведите итог вашим наблюдениям: кого же делает сказка своим героем?
Д. Это младший сын или дочь, если детей трое; единственный сын стариков-родителей, младший сын умерших родителей; единственная дочь.
У. Читая следующие сказки, мы проверим, верны ли наши наблюдения и для каких сказок они справедливы.
Теперь подумайте и попытайтесь сказать, какими правилами вы пользуетесь (что вы делаете), когда ищите и находите ответы на вопросы заданий или пытаетесь понять, о чем рассказывает сказка. (Это наиболее трудный, но необходимый момент самостоятельного осознания способа действия. Возможно, первый раз подобное наблюдение за собственной мыслительной деятельностью многие дети осуществить не смогут, но несколько человек в классе возьмут этот барьер. )
Д. Чтобы ответить на вопрос, нужно точно по тексту сказок смотреть, что делает персонаж, как он это делает, кто ему дает задание, где происходит событие (и т. д. ); потом нужно сравнить события разных сказок, персонажей, их действия.
У. Проверим ваши наблюдения над сказками и над тем, как вы их читаете.
Домашнее задание. В сборниках сказок народов мира: русских, немецких, английских, китайских и т. д. найти волшебные сказки о трудных задачах. Прочитать одну из них, выделить мотивы, знакомые по анализу предшествующих сказок. Задание лучше выполнять по группам.

Урок 12 (развернутый план)

Тема: «Волшебные сказки о трудных задачах».
Цель. Провести диагностику складывающихся у детей представлений о строении волшебных сказок первого типа. Выяснить уровень общего (коллективного) развития мыслительных способностей: операций наблюдения, узнавания, сравнения, а также способности к словесному оформлению наблюдаемых фактов.
Задача. Позволить детям реализовать накопившийся опыт интерпретации волшебных сказок первого типа, в определенной степени осознать себя в качестве читателей, т. е. увидеть личностный смысл учебной работы на уроке литературы.
Материал к уроку. Сборники сказок народов мира.
Ход урока
Учитель выясняет, на сколько групп разделились дети, и соответственно, сколько сказок они прочитали. На уроке обсуждается работа учеников в трех-четырех группах. Каждая группа называет сборник и сказку из этого сборника. Затем следует организуемое учителем обсуждение и доказательство соответствия сказки заданному типу.

Вариант I
(вопросно-ответная форма беседы)

У. Каковы трудные задачи в этой сказке?
Д. (Перечисляют. )
У. Кто их задает, кому и с какой целью?
Д. (Называют персонажей и зачитывают фрагменты текста, точно соответствующие вопросу. )
У. Кто помогает в решении трудных задач и каким образом?
Д. (Называют помощника, дарителя, чудесные дары и т. д. )
У. В каком мире происходит решение трудных задач?
Д. (Называют пространственные ориентиры. )
У. Как награждает сказка своего героя?
Д. (Перечисляют полученные дары или называют новый статус главного действующего лица. )
У. Что в этой сказке показалось вам самым интересным, непохожим на знакомые вам сказки или непонятным?
Д. (Называют событие и зачитывают фрагмент. )
В заключение беседы-опроса дети, в значительной степени самостоятельно, проводят сопоставление сказок, принадлежащих разным народам, называя признаки их сходства и различий.

Вариант 2
(диалогическая форма беседы)

У. На какую сказку из прочитанных вами ранее похожа эта? Чем похожа?
Д. (Называют сказку, указывают сходство; возможно, не находят сравнимый образец. )
У. Какие знакомые вам мотивы вы обнаружили в этой сказке?
Д. (Называют мотивы, зачитывают фрагменты. )
У. Что в этой сказке показалось непонятным?
Д. (В случае правомерности вопроса, называют событие и зачитывают фрагмент. )
У. Можете ли вы предположить, каким образом нужно действовать, чтобы объяснить смысл этого события?
Д. (Предлагают возможные способы решений задачи. )
У. В заключение учитель совместно с учениками пытается разрешить трудную учебную ситуацию.
Домашнее задание. Прочитать сказку «Кузьма Скоробогатый» из третьего раздела первой главы. Нарисовать карту основных мест действия.

Раздел III. Хитрые помощники
«Кузьма Скоробогатый» и «Вещий сон»

Сказки «Кузьма Скоробогатый» и «Вещий сон» интересны особым типом главного действующего лица. Вместо знакомого уже детям героя (сына или дочери смертного человека царевича, дурака, младшего представителя какой-либо семьи) — роль главного персонажа принимает на себя помощник. В отличие от помощников из сказок 1 и 2 разделов, он действует хитростью, ловкостью, обманом. В то же время такой помощник сохраняет связь с иным миром, причастность к нему. Это позволяет провести сравнение персонажей в сказках трех разделов и, несмотря на разнообразие внешнего облика (необыкновенный конь, старик, старушка, чудесная царевна и т. п. ) выявить сходство по роли в ходе событий.
В связи с особым типом помощника меняется и форма трудных задач. Их нужно не только обнаружить (опознать) в сказке, но и почувствовать (увидеть) соответствие между формой трудной задачи, тем, кто ее задает, и тем, кто ее выполняет. То есть наряду со сходством уловить и отличие (неповторимость повторяемого).
В то же время подбор и расположение материала в третьем и последующих разделах учебника позволяет предупредить шаблонность и схематизм складывающихся аналитических действий и способностей детей. При рассмотрении сказок первого и второго разделов основные усилия второклассников были направлены на то, чтобы за разнообразием внешнего облика персонажей, событий и мест действия увидеть смысловое сходство (общность функции). При обращении к сказкам третьего и последующего разделов может возникнуть «обратная» ситуация: дети быстро усматривают общее и начинают игнорировать различное. Все сказки в их интерпретации становятся неотличимо похожими, в силу чего не возникает способность увидеть «узор» сказочного сюжета, новый поворот уже известных мотивов и новое их сочетание. Такое качество читательского восприятия мы рассматриваем как инерцию учебной работы. Подобное новообразование свидетельствует о возникновении процессов обобщения (очевидно, неосознанных) и усвоение некоторых способов анализа текста волшебной сказки. «Дефект инерции» желательно преодолевать в период его возникновения. Ибо закрепленность, а тем более укорененность его, изменяет (подменяет) предмет учебной читательской деятельности. Место традиционного художественного языка как архаического способа (формы) освоения и изображения мира занимает некая упрощенная (примитивная) схема. Новая сказка в этом случае выступает как пример для накладывания шаблона, и получаемый при этом процесс обучения перестает быть учебной деятельностью, поскольку не развивает и не обогащает складывающиеся интеллектуальные структуры.
Следующая особенность сказок третьего раздела — развернутое путешествие главного героя, его «наглядное» перемещение из одной части пространства в другую. Изображение путешествия на карте-рисунке с обозначением всех мест действия создает условия для наблюдения за неповторимым обликом каждой сказки. В то же время уже усвоенные детьми пространственные ориентиры (признаки обычного и иного миров, границы между ними) позволяют им в достаточной степени самостоятельно увидеть (осознать) существенный признак сказочного персонажа: его способность перемещаться из одной пространственной сферы в другую или его прикрепленность к определенному месту и способам (формам) перехода границы.
Этот объективны признак, выявленный и обобщенный, становиться основой для первоначального понимания разницы между главным действующим лицом и персонажем. Таким образом, термины «герой» и «персонаж» получают возможность переродиться в содержательные понятия, способные к развитию.
Урок 13
Тема: «Волшебная сказка «Кузьма Скоробогатый». Обработка А. Н. Толстого.
Задачи. 1. Развивать способности:
к наблюдению за словесными формами текста (мотивами);
к словесному оформлению наблюдений;
к образованию суждений на основе сравнения;
к ориентированию в художественном пространстве сказки.
2. Позволить детям осознать моменты собственного непонимания прочитанного, выявить эти моменты и найти способ снятия противоречия. (Противоречие в данном случае состоит в стремлении детей действовать по усвоенному правилу и в сопротивлении художественного материала шаблону и трафарету в способах читательской деятельности.)
Материал к уроку: текст сказки, карты-рисунки учащихся.
Форма урока: диалог.
Ход урока
Тема урока записана на доске.
У. Дома вы читали сказку «Кузьма Скорбогатый» и рисовали карты. Есть ли в этой сказке что-либо, вам непонятное?
Д. Непонятно, как нарисовать карту. У нас получилось два варианта. (Прикрепляют к доске две карты с изображением мест действия. )
У. Какие же это варианты?
Д. Вариант первый на карте слева: Царь живет в ином мире, Кузьма в обычном и Змей Горыныч в ином.
Второй вариант на карте справа: Кузьма живет в обычном мире, а царь и Змей в ином.
У. Давайте сверим, какие места действия вы изобразили на двух картах.
Д. Дом Кузьмы, дворец царя, реку и мост, дворец Змея Горыныча.
У. А заповедные царские луга, куда бегала лисица? Где эти луга находятся и кому принадлежат?
Д. Луга нарисованы на одной карте. Они находятся около дворца царя или, лучше сказать, между домом Кузьмы и дворцом царя. Это запретные луга, так же как в «Свинке-золотой щетинке…» Это как бы граница с иным миром.
У. Как вы показали путь лисы?
Д. Она бежит от дома Кузьмы в заповедные луга, встречает волка и ведет к царю сорок сороков волков. Потом бежит к Кузьме, ест курочку и снова в заповедные луга. Так три раза. Вот здесь на карте показана тройная линия в луга (вокруг лугов леса, дубравы) и встреча лисы с волком, медведем, соболем и куницей. Вот стрелочками показано, как она их ведет во дворец к царю.
У. А где дорога, по которой Кузьма поехал к царю?
Д. Вот эта дорога, вот река и мост, который подпилили по совету лисы, чтобы Кузьма упал в реку.
У. Давайте думать, что это значит: река, мост, новая одежда для Кузьмы?
Д. Река и мост — это граница между обычным миром и «иным». Здесь непонятно, где обычный, где иной. В каком мире живет царь, если у него невесту сватают? В ином или в обычном? Здесь на картах различие. Но если царь живет в обычном мире и Кузьма в обычном, зачем же тогда граница-река?
У. Давайте начнем выяснять с Кузьмы. Установим, где он жил, в каком доме и в каком мире.
Д. (Читают начало сказки. ) «Жил-поживал Кузьма один-одинешинек в темном лесу. Ни скинуть, ни надеть у него ничего не было, а постлать — и не заводил».
У. Вы на картах нарисовали дом Кузьмы. А что в сказке о нем говорится?
Д. «Ни скинуть, ни надеть у него ничего не было, а постлать — и не заводил». Выходит, что у него не было одежды и вообще ничего? Жил один-одинешинек в темном лесу? Ведь не сказано, что он — бедный, а сказано, что он ничего не заводил, т. е. ему ничего не нужно было? Получается, что Кузьма —необычный, а темный лес — это иной мир? (Дети крайне удивлены тем, что не заметили этих деталей. )
Если так, то тогда река и мост — это граница иного мира, где живет Кузьма, и обычного мира, где живет царь. Переход через реку — это переход через границу. Нужно исправить обе карты, стереть дом Кузьмы и нарисовать очень темный лес.
У. Прочитайте эпизод перехода Кузьмы через реку и объясните, как вы понимаете это событие? Старайтесь объяснить каждое действие персонажей.
Д. (Читают, обсуждают и объясняют. ) Если Кузьма живет в ином мире, то нужно, чтобы он не только перешел границу, но чтобы его признали в обычном мире, чтобы он стал «своим», как в «Морском царе…» Василиса Премудрая. Поэтому лиса кричит сначала, чтобы слуги царя Кузьму из реки вытащили, а потом кричит, чтобы ему царское платье дали: «Одежу — какую получше». Кузьма одел одежду царскую и стал такой же, как царь? Или еще нет?
У. Он превратился или переоделся?
Д. Он переоделся; о том, что превратился ничего не сказано.
У. Хорошо. Вот Кузьма перешел границу, переоделся и женился на царской дочери. Почему же сказка не закончилась? Вспомните, в каких сказках была подобная ситуация?
Д. «Хитрая наука», «Морской царь…», «Свинка-золотая щетинка…» Значит, нужно Кузьме еще что-то сделать.
У. Подумайте, есть ли в этой сказке трудные задачи? Если есть, то каковы они? Сравните с предшествующими сказками.
Д. (После долгого обсуждения и вопросов: «Кто задает задачи? Кому? Кто решает?», приходят к выводу. ) Трудная задача есть, но только ее задает не царь, как в прошлых сказках. Трудная задача — это сделать Кузьму Сокробогатым или женить его на царской дочери. Эту задачу выполняет лиса.
У. Как же она ее решает?
Д. Она обманывает волка, медведя, соболя и царя; она хитростью женит Кузьму.
У. В прежних сказках «хитрость» — это колдовство, превращения, как в «Хитрой науке». А здесь есть превращения?
Д. Нет, в этой сказке только обман.
У. Почему же самые разные персонажи поддаются обману?
Д. Волк, медведь и соболь хотят попасть на обед к царю, царь хочет выдать дочь замуж за богатого человека; они хотят получить то, что им показывает лиса, вот и обманываются.
У. Что же происходит после женитьбы Кузьмы? Есть ли у него дом, дворец? Как ему решить эту задачу?
Д. Это еще одна трудная задача; ее сразу и не заметишь. У Кузьмы как не было ничего, так и нет (дом его на картах мы стерли); эту задачу опять выполняет лиса. Вот почему сказка не заканчивается.
У. Как же лиса ее выполняет? Смотрите по вашим картам.
Д. Она бежит впереди и ведет царя с Кузьмой во дворец Змея Горыныча. На картах дворец Змея — это иной мир. Первая граница — пастухи овец, вторая — пастухи коров, третья — пастухи коней, потом дворец Змея.
У. Почему же все персонажи выполняют то, что им говорит лиса?
Д. Потому что она опять их обманывает; не только обманывает, но пугает, это главное; она говорит, что едет царь Огонь и царица Молния, все жгут и палят; наверное, в ином мире это главные владыки (силы), поэтому их бояться не только пастухи, но и Змей Горыныч.
У. Чем же заканчивается сказка?
Д. Кузьма по совету лисы пошел в сад с царем, они расстреляли заповедный дуб, где прятался Змей Горыныч. После этого Кузьма стал жить в его дворце и стал Скоробогатым.
У. Выполнила лиса свое обещание?
Д. Да.
У. А за что она обещала Кузьме богатство?
Д. За то, чтобы ее не убивал, за свою жизнь.
У. Где закончилось путешествие Кузьмы?
Д. Путешествие Кузьмы закончилось во дворце Змея.
У. Покажите по карте путь Кузьмы, царя с царевной и лисы.
Д. Из дворца царя они едут по дороге, переходят границу иного мира как бы три раза вместе с лисой и достигают дворца Змея. Вот дуб, где прячется Змей; на нем крест. Это значит, что Змея расстреляли.
У. Запишите домашнее задание: сравните карту к сказке «Морской царь…» с картой к сказке «Кузьма Скоробогатый». Определите, чем похожи путешествия главных героев. Может быть, вы обнаружите и что-то непохожее; подумайте, с чем это связано.

Урок 14 (продолжение)

Ход урока
На доске две карты: к сказке «Морской царь…» и к «Кузьме Скоробогатому».
У. Продолжим наши рассуждения. Вам следовало сравнить карты к двум сказкам. Чем же они похожи и чем отличаются?
Д. Эти карты не похожи.
У. Совсем не похожи или в них есть общее?
Д. Есть одинаковые места: обычный мир, граница, иной мир, дворец морского царя и дворец Змея в ином мире. А путешествия героев непохожи.
У. Давайте рассмотрим каждое путешествие более подробно.
Д. Путь Ивана–царевича начинается в своем дворце, идет к озеру — это граница, затем в иной мир во дворец морского царя, из этого дворца через границу в обычный мир и в свой дом (дворец). У Кузьмы нет дома. Из иного мира через границу (реку) он попадает в обычный мир во дворец царя, женится на царевне; они едут во дворец Змея в ином мире и там остаются. Получается совсем наоборот по отношению к сказке «Морской царь…».
У. Вспомните и назовите сказку из прочитанных вами, в которой герой остается в ином мире.
Д. (Вспоминают подробности заключительных событий каждой сказки и приходят к выводу, что они заканчиваются в обычном мире. )
У. Что же получается, сказка «Кузьма Скоробогатый» исключение? Может быть в финальном событии есть момент, которому вы не придали значения? Вспомните сказку, в которой есть событие, похожее на финал «Кузьмы Скоробогатого».
Д. Если считать смерть Змея Горыныча заключительным событием, то похожий конец в сказке «Хитрая наука». Там сын старика убивает колдуна.
У. Что же это означает — убить колдуна? Что мы говорили с вами по этому поводу?
Д. Это значит избавиться от него совсем, не бояться, что колдун его поймает; уйти от смерти.
У. Правильно. Но еще здесь есть что-то очень важное. Дворец Змея в ином мире. Подумайте, если Кузьма убивает Змея, его дворец остается в ином мире или он превращается в земное царство, в обычный мир? Вспомните по мультфильмам, что случается, если убивают хозяина (владыку) какой-то части иного мира?
Д. В некоторых мультфильмах колдовство исчезает и все восстанавливается, оживает. То же самое и в «Кузьме Скоробогатом»? После смерти Змея его дворец и владение превращаются в обычный мир? И сам Кузьма становится обычным человеком? Но ведь сказка об этом не рассказывает.
У. Вы верно заметили, в этой сказке не описано превращение, но указано на конец Змея. Читая следующие сказки, мы с вами проверим наше предположение (гипотезу) — освобождается ли от смерти, заклятия владения Змея Горыныча, если сам он погибает.
Д. Как же показать на карте, что часть иного мира превращается в обычный, в человеческий? Все равно это какая-то «хитрая» сказка. А как Кузьма попал в иной мир? Получается, что у этой сказки нет начала?
У. Мне нравятся ваши вопросы и ваши недоумения. Ответы на них вы найдете сами, поскольку у нас еще много непрочитанных сказок в учебнике. А сейчас подумайте над такими вопросами, на которые вы можете ответить. Какую роль в этой сказке выполняет лиса? На каких персонажей известных вам сказок она похожа и чем от них отличается?
Д. (Вспоминают помощников в других сказках: обсуждают их действия. ) Лиса выполняет трудные задачи, как Василиса Премудрая и старичок из «Золотого гуся». Но она не превращается и ничего не дарит. Отличается тем, что обманывает, ее хитрость — это обман.
У. Что еще общего у лисы со всеми помощниками? Какова их роль в ходе событий?
Д. (Перебирают уже названные действия. )
У. В каком месте герой встречает помощника и для чего нужен помощник в сказке?
Д. (Вспоминают события встречи с помощником по разным сказкам. ) Герой встречает помощника на границе с иным миром; он помогает герою решать трудные задачи; на границе он указывает ему дорогу в иной мир или дает какой-то предмет (кольцо). Может быть, он помогает герою попасть в иной мир и выйти из него?
У. Конечно, это роль всех помощников. Проследите еще раз по сказкам, что делают помощники?
Д. Все помощники каким-то образом соединяют героя с иным миром: дают ему чудесные предметы из иного мира или ведут в иной мир и обратно, помогают решать трудные задачи.
У. Прекрасные наблюдения. А теперь откройте учебники, будем читать сказку «Вещий сон» и смотреть, что еще нового расскажет она нам о помощниках и событиях, в которых они принимают участие.
Учитель начинает читать сказку «Вещий сон» и задает домашнее задание: дочитать сказку до конца и выполнить 1, 4 и 5 задания.


Урок 15

Тема. «Вещий сон» (Обработка А. Н. Афанасьева)
Задачи. 1. Увидеть главное действующее лицо сказки и определить его роль (тип).
2. Выявить варианты трудных задач, объяснить их сходство и различие с трудными задачами из сказок 1 и 2 разделов.
3. Путем сравнения установить, чем похожи хитрые помощники в сказках «Кузьма Скоробогатый» и «Вещий вон», чем отличаются от помощников в предшествующих сказках.
4. Попытаться обобщить накопленные наблюдения за вариантами мотивов трудных задач и добычи невесты в сказках 1, 2 и 3 разделов.
5. Предоставить детям возможность выявить и в определенной степени осознать способ учебной работы, т. е. действия, приводящие к выяснению смысла наблюдаемых фактов (вариантов мотивов) в волшебной сказке.
Средства. Текст сказки, иллюстрации к ней в учебнике.
Тип урока. Диалог с элементами эвристической беседы.
Ход урока.
У. Дома вы читали сказку «Вещий сон» и отвечали на вопросы 1, 4 и 5. Хорошо ли вы помните содержание? Нужно читать текст сказки еще раз?
Д. Не нужно.
У. Понятно ли вам, почему сказка называется «Вещий сон»?
Д. Понятно. «Вещий» — это предсказывающий то, что будет, это такое предвидение.
У. В какой сказке вам встретилось это слово и по какому поводу?
Д. В сказке «Свинка — золотая щетинка. . . » Там был конь сивка-бурка, вещая каурка. Этот конь знал все, что нужно делать и помогал дураку.
У. Вы правильно нашли значение слова «вещий». Подумайте, как сказка понимает это событие — увидеть вещий сон? Можете ли вы объяснить, что это значит?
Д. (Не понимают вопрос и повторяют прежнее лексическое значение).
У. Читая предыдущие сказки, мы с вами выясняли, что означают действия, предметы, события, о которых рассказывается. Например, что значит: «В одной ушко влез — наелся-напился. . . »?
Д. Это значит, что дурак побывал в ином мире. Сивка-бурка — это как граница, вход в иной мир.
У. Что значит золотое кольцо?
Д. Это необычное кольцо, может быть превращенное; сын старика превратился в золотое кольцо.
У. Что значит спрятаться за куст и не показываться до поры дочерям морского царя?
Д. Это значит, что обыкновенному человеку нельзя быть там, где необычные существа из иного мира, пока его не пригласят; это значит, что человека живого не видно тем, кто из иного мира.
У. Правильно. Теперь вам должен быть понятен мой вопрос. Можете ли вы сказать, почитав сказку «Вещий сон», что это значит — увидеть сон, который что-то предсказывает? Как понимает сказка это событие?
Д. (Высказывают разные предположения, но не находят ответ).
У. Подумайте над таким фактом: почему вопрос, который мы с вами обсуждаем, поставлен последним в ряду заданий к сказки? Что нужно сделать, чтобы на него ответить?
Д. Наверное, это «хитрый» вопрос. Мы знаем, что означает слово «вещий», но не знаем, что имеет в виду сказка, когда человек видит вещий сон. Если этот вопрос стоит в конце, значит, чтобы на него ответить, нужно выполнить все предшествующие задания и только после этого найдется ответ.
У. Это правильное наблюдение за тем, как мы с вами работаем. Для того, чтобы понять, о чем рассказывает сказка, нужно разобраться во всех ее события. Да еще сравнить с похожими событиями в других сказках.

* * *

Учитель с учениками обсуждают содержание 1, 4 и 5 заданий к сказке. Эти задания связаны между собой предметом рассмотрения: мотивом трудных задач и мотивом сватовства. Их общая цель — позволить детям увидеть соответствие между трудной задачей и средством для ее решения.

Возможная процедура учебного диалога

Учитель предлагает детям вспомнить способ рассмотрения трудных задач, которым они пользовались на уроке «Помощник, даритель и чудесный дар». Этот способ состоит в том, что каждый читатель (слушатель) сказки старается точно то тексту ответить на вопросы: кто задает трудные задачи? Кому? С какой целью? Кто их решает и каким образом? Где это происходит (в каком мире, в какой части сказочного пространства)? Постановка таких вопросов имеет целью научить детей (приучить их) искать и находить ответ в тексте, обращаться в первую очередь к тексту в поисках смысла изображенного.
Отвечая последовательно на эти вопросы, дети обнаруживают два ряда трудных задач, которые задает один и тот же персонаж (Елена Прекрасная), но разным действующим лицам
Первый ряд задач предназначен для царевича с целью предать его смерти, отменить сватовство. Детям нужно найти формулу задачи в тексте, что не так-то просто сделать («ухитрись-ка, царевич, да принеси к моему незнаемому свое под пару»). В сказке три варианта задач (башмачок, селезень, золотой и серебряный волос) не просто названы, а показаны развернуто во всех подробностях «изготовления» того самого «незнаемого», которое служит загадкой. Детям следует определить границы фрагмента, изображающего каждый вариант задачи, указать, кто ее решает и каким образом (Иван-купеческий сын с помощью шапки-невидимки и сапог-скороходов).
Второй ряд трудных задач предназначен для помощника — Ивана-купеческого сына. Такой поворот мотива детям встречается первый раз. Учителю в данной учебной ситуации предоставляется возможность наблюдать, каким образом дети выявляют мотив, на какие моменты (поступки, высказывания) опираются в узнавании и назывании его, проводят ли сопоставления и по какому признаку, насколько развернуто аргументируют свой ответ, в каком случае обращаются сами (без напоминаний учителя) к тексту, слушают ли высказывания учеников как собеседников.
На этом этапе занятий дети накопили достаточно наблюдений за вариантами названных мотивов и приобрели опыт выявления нужных фактов. Они способны сами описать две «хитрости», с помощью которых Елена Прекрасная хочет обнаружить помощника и погубить его (Золотая чарка и остриженный висок).
Теперь им нужно увидеть, чем отличается решение трудных задач в этой сказке от подобных ситуаций в сказках уже прочитанных. Отправным моментом для создания такой учебной ситуации может послужить вопрос: в каких сказках 1, 2 и 3 разделов есть мотив добычи невесты (сватовства). Этот мотив встречался им в сказках «Морской царь. . . », «Золотой гусь», «Свинка – золотая щетинка. . . », «Кузьма Скоробогатый». Соответственно, в каждой из них он повторялся в другой форме. Просьба вспомнить и назвать сказки, в которых есть мотив сватовства, позволяет учителю убедиться в том, что его ученики способны заметить сходное за внешне непохожим, т. е. у них формируются механизмы обобщения.
В названных сказках следует обнаружить не только общее (мотив), но различия в оформлении мотива, увидеть, что каждый раз меняются несколько моментов в составе события сватовства и решения трудных задач. В сказке «Морской царь. . . » трудные задачи Ивану-царевичу задает сам морской царь, отец Василисы Премудрой, а выполняет трудную службу его дочь-царевна. Событие разворачивается в ином мире. В «Свинке-золотой щетинке. . . » решение трудной задачи происходит в обычном мире (земном), ее условие ставит царь в поисках жениха для своей дочери, как и в сказке «Золотой гусь». Но содержание задач — разное, и выполняют их сами герои с помощью чудесных даров.
Возможно, в процессе обсуждения и зачитывания нужных фрагментов кто-либо из учеников заметит, что во всех названных сказках герою предстоит дважды решать трудные задачи, и определит, с какой целью они задаются герою во втором случае.
Разнообразие задач при сравнении ситуаций их задавания позволяет детям самостоятельно увидеть, что всякий раз герою грозит смерть, если он не сумеет их выполнить (общая функция трудной задачи), и что в каждом случае герой наделен средством для их выполнения. Если такое соответствие в составе рассматриваемых событий сказки будет детьми установлено, можно попробовать побудить их к следующему обобщению — предложить подумать, что означает для героя выполнение трудных задач?
Большинство детей склонны видеть в награде (получении невесты) главный смысл выполнения трудной задачи. Если такое мнение будет преобладающим (единственным), следует отложить обсуждение и вернуться к нему при выполнении итоговых заданий к главе, т. е. после рассмотрения еще трех сказок.
Но возможен такой ход обсуждения, такой состав и напряжение коллективного «смыслового» поля, при котором ученики улавливают различие между наградой за испытание и смыслом самого испытания. Для них становится ясным, что выполнение трудных задач для героя есть спасение от неминуемой смерти.
Сказка «Вещий сон» показывает детям, как составляется неразрешимая для простого смертного задачи, называет источник хитрости и мудрости Елены Прекрасной, позволяет увидеть, что наряду с царевнами-помощницами в сказках бывают царевны, желающие погубить своих женихов. Поскольку в этой сказке нет превращений и главные ее персонажи действуют хитростью, ловкостью, умом, можно побудить учеников вспомнить мифологические истории, персонажи которых также пользовались хитростью и обманом для достижения своих целей. И для учителя, и для самих учеников представляет несомненный интерес, каких персонажей и какие события вспомнит каждый из них, в чем увидит хитрость и обман, и каким образом истолкует ситуацию их применения. Учителю следует заранее по первой книге учебника «Глаголъ и Добро» подобрать фрагменты из мифов: «Похищение Идунн», «Путешествие Тора в Утгард», «Смерть Бальдра», «Сказание об Осирисе», «Новый владыка приходит на смену прежнему», «Как Прометей в первый раз пытался обмануть Зевса», чтобы полностью владеть ситуацией вспоминания и сравнения
Момент возврата к прошлым знаниям существенный для становления образно-понятийного мышления учеников. Дети не только напрягают память и воссоздают фрагменты мифологических событий, но с помощью освоенных способов работы с материалом волшебных сказок систематизируют приобретенные ранее сведения. Узнавая и различая повторяющиеся действия, типы персонажей, они устанавливают факт сходства между мифом и сказкой. Накопление подобных наблюдений позволит в дальнейшем на доступном уровне осмыслить различия между ними, установить их принадлежность к разным формам сознания — священным сведениям о мироздании и произведениям словесного искусства.

Возможный ход сопоставления

У. Попробуйте вспомнить персонажей мифологических историй, которые прибегали к хитрости, ловкости, обману для достижения нужной им цели.
Д. Локи часто обманывал; Локи обманул Хёда; Сет специально сделал большой саркофаг, чтобы погубить Осириса, он его обманом заманил в саркофаг; Прометей обманул Зевса, когда готовил для него жертву; еще Геракл обманул Атланта, когда он держал небо.
У. Молодцы. У вас хорошая память. Что же вы можете сказать по этому поводу?
Д. Можно сказать, что в мифах часто встречается хитрость и обман; что в мифах есть боги, такие как Локи и Сет, которые всегда хитрят, обманывают и придумывают всякие пакости.
У. А Прометей? Вспомните, как он добыл огонь из очага Зевса.
Д. (Пытаются пересказать событие похищения божественного огня по памяти).
У. Я прочитаю фрагмент из мифа «Похищение огня», а вы проследите за всеми поступками Прометея и определите, где и как он действовал (читает фрагмент от слов: «Но огонь из кузницы Гефеста не божественный, а обыкновенный. . . » и до конца истории. (С. 133 первой книги учебника).
Д. Зевс называет Прометея обманщиком, он запретил ему появляться в своем дворце; Прометей обманул Афину, он сказал ей, что очень хочет посмотреть на золотых слуг Зевса; Прометей хитростью и ловкостью добыл огонь (украл огонь); он принес стебель специального растения, в котором может храниться огонь, и зажег его в очаге Зевса; Прометей очень ловко все придумал, он перехитрил Афину, и она ничего не заметила.
У. Вы правильно отметили и обман, и хитрость, и ум Прометея. Подумайте, в каком случае Прометей прибегает к обману и хитрости? Всегда ли он так поступает, или только в каких то особых случаях?
Д. Прометей стал хитрить, потому что иначе он ничего бы не сделал; он поклялся водами реки Стикс, это самая нерушимая клятва, что добудет огонь с неба; Зевс никогда не дал бы ему огонь; Прометей не мог сражаться с Зевсом, он мог победить только хитростью; у Прометея не было выбора и т. п.
У. Припомните еще случаи, в которых действует обман и хитрость и подумайте, можно ли было поступить по-другому.
Д. В греческих мифах есть история о том, как Рея обманула Крона и положила ему на колени камень, завернутый в пеленку, а сына спрятала в пещере. Если бы она так не поступила, Крон проглотил бы всех ее детей и Зевса тоже; Сет не мог победить Осириса, поэтому он решил обмануть его и т. п.
У. Что же вы скажете по поводу ваших наблюдений? В каких случаях боги, титаны, великаны или герои, такие как Геракл, прибегают к хитрости и обману?
Д. В тех случаях, когда по-другому действовать нельзя; когда нет других средств; когда ничего не поможет и т. д.
У. Теперь вернемся к сказкам. В каких случаях вы наблюдали обман или хитрость?
Д. Лиса в сказке «Кузьма Скоробогатый» всех обманывает: и зверей, и царя, и Змея, и его слуг; но по другому у нее ничего бы и не получилось; это как будто бы, так и надо; она не может победить Змея Горыныча по-другому; Иван-купеческий сын обыкновенный человек; он хитрит, потому что все видел во сне и знает, как ему нужно поступать; если бы он не взял ковер, шапку и сапоги у стариков, как бы он помог царевичу? И п. т.
У. Есть ли сходство между мифом и сказкой?
Д. Конечно, есть. И там, и там есть персонажи хитрецы. В тех случаях, которые мы наблюдали, хитрость и обман применяются тогда, когда иначе цели не достичь; против очень сильного врага, противника.
У. Ваши рассуждения совпадают с мнением ученых-фольклористов. Вот что пишет по этому поводу Владимир Яковлевич Пропп: «Проблема хитрости — одна из сложнейших проблем сказочной поэтики. Хитрость есть орудие слабого против сильного. Поэтому хитрость в сказках не только не осуждается, но героизируется. . . Обманутые в этих случаях всегда более сильны, чем герой. Это не обыкновенные люди, а лешие или великаны». (В. Я. Пропп «Русская сказка», Л. 1984, с. 188).

* * *

Обучающий эффект четвертого задания к сказке «Вещий сон» также направлен на создание условий для развития мыслительных способностей к наблюдению, сравнению, обобщению. Меняется плоскость их приложения. Детям предлагается объяснить, как художник интерпретирует событие сказки, изображая его на иллюстрации (т. е. средствами другого искусства). В процессе выполнения задания ученикам следует найти фрагмент текста, к которому сделана иллюстрация и выявить смысл события (мотив). Затем сравнить собственное толкование мотива с тем толкованием, которое представлено на иллюстрации, т. е. сказать, что именно изобразил художник, какими средствами он это передал и насколько иллюстрация соответствует (по обоснованному мнению) смыслу сказочного события. Поскольку обсуждается вопрос: «Почему зрители видят Ивана-купеческого сына, несмотря на шапку-неведимку, а царевна и ее служанка его присутствия не замечают», можно выяснить, в какой мифологической истории встречалась детям шапка-невидимка (миф о Персе), кому из героев она была подарена, кем и для какой цели, кому принадлежала ранее (шапка-невидимка — это шлем Аида, властителя подземного царства мертвых). Воссоздание этого фрагмента мифа помогает детям утвердиться в их первоначальном предположении (сказка «Свинка-золотая щетинка. . . ») о том, что имеет в виду сказка под иным миром, как древние представляли себе взаимоотношения живых и мертвых, каким образом об одном и том же событии рассказывает миф и сказка (посещение Аида Орфеем и Гераклом).
Домашнее задание. Нарисовать карту к сказке «Вещий сон», выполнить 2, 3 и 6 задания.


Урок 16 (продолжение)

Задачи. 1. Узнать в событиях «Вещего сна» и местах их свершения пространственные ориентиры и воссоздать целостную картину художественного мира этой сказки.
2. Попытаться выяснить, какое событие сказка называет «вещим сном», т. е. установить смысл мотива, представленного вариантом вещего сна; увидеть разницу между значением слова в словаре и смыслом события в составе сказки.
3. Обратить внимание на течение времени в сказке и способы его отсчета. Побудить к наблюдению за формой художественного времени в волшебной сказке.
Средства. Текст сказки, карты-рисунки учеников; карточки-символы, изображающие основные места действия волшебных сказок (дом, изба, дворец, темный лес, избушка на курьих ножка, необыкновенный дворец, река и т. п. ). С помощью этих карточек-символов дети быстро изображают на доске карту художественного пространства конкретной волшебной сказки.
Тип урока. Диалог.
Ход урока.
Учитель предлагает двум ученикам (по желанию) составить из карточек-символов на доске карту художественного пространства сказки «Вещий сон», надписать возле каждого места действия персонажей, которые там обитают или встречаются. Затем обозначить разноцветными линиями пути передвижения героев сказки и других персонажей внутри одной пространственной части, а также из одного мира в другой.
Пока на доске составляется карта, учитель с учениками обсуждают 2, 3 и 6 задания.
Цель второго задания — позволить детям увидеть роль хитрого помощника в ходе событий (от события к событию), т. е. обнаружить, что помощник может выступать в сказке как главное действующее лицо, а герой сказки -–царевич, как пассивный персонаж, выполняющий советы помощника. Чтобы дети сумели увидеть тип помощника, который действует хитростью, ловкостью и обманом, в задании предлагается сравнить сказку «Кузьма Скоробогатый» и «Вещий сон». Роль лисы в первой сказке детьми подробно рассматривалась. При сравнении двух сказок они легко усматривают сходство между помощниками как по способу, с помощью которого они достигают цели, так и по роли в каждом событии. Чтобы наглядно показать особенность этих персонажей, ученикам можно предложить сравнить героев в сказках «Свинка-золотая щетинка. . . » и «Золотой гусь» и в сказках третьего раздела. При этом окажется, что в сказках второго раздела герои активны, они сами участвуют в решении трудных задач (дурак вызывает сивку-бурку, преображается, скачет на нем до окна царевны и т. п. ), в то время как в сказках третьего раздела и Кузьма, и царевич на втором плане, а сказка изображает все действия помощников.
Действия хитрого помощника в сказке «Вещий сон» наиболее наглядны в момент добычи им чудесных предметов, необходимых для решения трудных задач Елены Прекрасной. Это событие происходит на границе двух миров и отмечается несколькими особенностями. Здесь впервые дети встречают мотив спора, который разрешает герой. Чаще всего за разрешение спора герой вознаграждается. Он приобретает или чудесное качество или чудесный предмет. Такие варианты этого мотива будут представлены в сказках третьей главы.
Разрешение спора в сказке «Вещий сон» интересно тем, что это событие прикреплено не только к определенному пространству (границе), но и к определенному, явно ощущаемому отрезку времени (пока каждый из спорящих отыщет предназначенную ему стрелу и принесет на поляну). Детям предлагается пронаблюдать, сколько времени, по словам сказки прошло с тех пор, как Иван-купеческий сын забрал у стариков шапку-невидимку, ковер и сапоги и отправился в царство Елены Прекрасной, до тех пор, когда он вернулся на границу и отдал чудесные предметы.
Чтобы установить тот отрезок времени, следует перечитать текст сказки, предварительно определив начало и конец нужного фрагмента (от слов: «Прилетели к ее стольному городу. . . » до слов: «опустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули»). Читая обозначенный фрагмент, дети отмечают слова, показывающие ход времени: в тот же день; утро вечера мудренее; завтра и дело рассудим; на заре на утренней встал; вечером поздно воротился царевич; утро вечера мудренее; на другой день у Елены Прекрасной опять гости; вечером воротился царевич; утро вечера мудренее; на следующий день собрались к ней гости; вот ночью, как уснули все крепким сном; поутру проснулся Иван-купеческий сын; три дня народ веселился. . . »
Если посчитать время, как оно отмечается в сказке, то Иван-купеческий сын пробыл в царстве Елены Прекрасной семь дней. Стоит обратить внимание на формулу «утро вечера мудренее» и попросить детей объяснить, сравнивая три случая ее применения, какое время и для кого она отмеряет; какое событие происходит за это время и с кем; может ли присутствовать при этом событии царевич, и если не может, то что означает его сон (не тужи, царевич, ложись лучше спать»). Возможно, кто-либо из детей догадается, что царевич — обыкновенный человек и не может быть свидетелем того, что совершают хозяева иного мира. Иван-купеческий сын одевает шапку-невидимку (шлем владыки царства мёртвых), чтобы присутствовать при тайных событиях. Сон царевича — это его устранение от событий, в которых он не может участвовать (обычно дети объясняют это событие другими словами, но приближаются к осмыслению мотива).
После того, как выяснено время, в течение которого Иван-купеческий сын находился во дворце Елены Прекрасной, ученики обсуждают вопрос: значит ли это, что старики бегали за стрелами семь дней, или время в ином мире течет не так, как в обычном?
Рассмотрение этого факта (соответствия или несоответствия) всегда вызывает интерес и удивление, поскольку дети при самостоятельном чтении сказки упускают временную характеристику событий, отмечая лишь благополучное разрешение спора и возвращение чудесных предметов владельцам. Вообще, до этого случая характер протекания времени в сказке детьми не осознается. Данный момент позволяет привлечь их внимание к отсчету времени во всех последующих сказках, к наблюдению за его влиянием на ход событий и персонажей.

* * *

После обсуждения 2 и 3 заданий дети рассматривают и дополняют карту художественного пространства сказки, которая получилась на доске: сверяют, все ли места действия изображены; выясняют, где проходит граница между двумя мирами; к какому миру принадлежат отмеченные места действия и персонажи, обитающие там или встречающиеся на пути героя; прослеживают, как обозначены на карте путь Ивана-купеческого сына, передвижение царевича и Елены Прекрасной (соответственно, они изображены линиями разного цвета).
Одновременно с обсуждением ученики сверяют собственные карты с изображением на доске. Когда карта признается всеми окончательно прорисованной, ученики обсуждают шестое задание. Его цель — подвести к пониманию вещего сна с позиции персонажа (а не читателя-слушателя). Этот прием позволяет дать дополнительные факты для истолкования события.
У. Чтобы доказательно ответить на вопрос, что же понимает сказка под вещим сном, обратимся к карте.
Как вы считаете, с какого места начинается сон Ивана-купеческого сына?
Д. (Высказывают предположения: со встречи с царевичем, с разговора с отцом, с самого начала; соглашаются с тем, что со встречи с царевичем более всего подходит).
У. Подумайте, как обозначить на карте этот сон, если все, что случилось затем, Иван-купеческий сын уже видел, как бы проделал и прошел.
Д. (После обсуждения решают обозначить сон как передвижение Ивана от столба на дороге через все места действия до возвращения во дворец царевича; чтобы отличить от путешествия, уже изображенного, путь во сне обозначают пунктирной линией, но тем же цветом).
У. Посмотрите, что получилось на карте. Сколько путешествий Ивана-купеческого сына изображено?
Д. Два, первое — во сне, второе — на самом деле, наяву.
У. Теперь подумайте, что происходит с героем, когда ему сниться «вещий» сон?
Д. (Многие догадываются сразу; с теми, кто не понял, следует проследить путь во сне не по местам действия, а по частям пространства: путь в обычном мире, переход границы, путь в ином мире, пребывание в нем, переход через границу в обратном направлении, возвращение в обычный мир). Получается, что «вещий» сон — это путешествие героя в иной мир; герой во сне попадает в иной мир и возвращается назад; он в ином мире видит все и сам узнает, что нужно делать. Вот почему такой сон нельзя рассказывать, знать, что происходит в ином мире и т. д.
У. Найдите фрагмент текста, в котором говориться, какой сон снился старшему сыну Дмитрию. Попробуйте истолковать (объяснить), что означает этот сон, и сказать, можно ли считать его «вещим».
Д. (Всегда горячо обсуждают это задание, высказывая разные суждения и привлекая свой житейский опыт).
У. Домашнее задание. Прочитать сказку «Царевна-змея» и выполнить задания к ней.

(Продолжение следует)




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter