Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Стрельцова Л. Е. Учебники литературы нового типа. Часть 2

Автор: Л. Е. Стрельцова


Л. Е. Стрельцова
УЧЕБНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ТИПА
(Часть вторая)
Урок 4 (Продолжение изучения “Хитрой науки”)
Задачи. 1. Обратить внимание на варианты мотива превращений и создать условия для уяснения смысла превращений в заключительных событиях сказки "Хитрая наука".
2. Дать возможность детям выявить все признаки пространства, в котором находится дом колдуна. Побудить их к сопоставлению и размышлению над событиями, происходящими в этой части пространства, т. е. заложить первоначальное представление (ощущение) о связи между пространством и событиями.
3. Организовать совместное обсуждение, т. е. создать условия для развертывания интерпретационного "поля" с целью выбора возможных смыслов из наблюдений многих детей.
Средства. Текст сказки, рисунки детей.
Форма урока. Эвристическая беседа с элементами диалога.
Ход урока. Учитель пишет на доске тему "Дом старика и дом колдуна", собирает рисунки с домашним заданием у детей, пожелавших их обсудить.
У. Прежде чем мы рассмотрим ваши рисунки, разберемся в том, как закончилась сказка "Хитрая наука". На прошлом уроке вы высказали предположение, что сын снова вернется к старику и превратиться в человека.
А в самой сказке точно такой конец или немного другой?
Д. В сказке сын старика убивает колдуна; они начинают превращаться, и ястреб задрал петуха.
У. Самое интересное и неожиданное — стали превращаться и тот, и другой, и ястреб задрал петуха. Давайте прочитаем, как об этом рассказывает сказка.
Д. (Читают по фразам-действиям от слов "Батюшка, конь убежал!")
У. Что случилось дальше?
Д. "Колдун хлопнулся о сырую землю, сделался. . . "
У. Погодите, кем он сделался?
Д. "Серым волком и пустился в погоню, вот близко, вот догонит, . . . конь прибежал к реке".
У. И что сделал?
Д. Ударился оземь, оборотился ершом — и бултых в воду, а волк за ним. . .
У. Кем оборотился волк?
Д. Щукою.
У. Что произошло дальше?
Д. "Ерш бежал, бежал водою, добрался к плотам, . . . перекинулся злотым кольцом и подкатился купеческой дочери под ноги”.
У. В кого превратился колдун?
Д. В человека и стал просить кольцо.
У. Какое кольцо?
Д. Золотое.
У. Заметьте это, необычное кольцо — золотое. И что дальше?
Д. Девица бросила кольцо наземь.
У. И что случилось?
Д. "Как ударилось оно, в ту же минуту рассыпалось мелкими зернами".
У. А колдун в кого превратился?
Д. В петуха и бросился клевать зерна.
У. Давайте посмотрим еще раз, в кого превращаются сын старика и колдун. Называйте пары с начала погони (записывает на доске).
Д.
Сын старика
Колдун

конь
ерш
золотое кольцо
зерно
ястреб
серый волк
щука
человек
петух
петух

У. Заметили, в кого превращается каждый раз колдун по отношению к сыну старика?
Д. В того, кто сильнее; кто может догнать; или съесть; погубить; убить.
У. Верно. Теперь скажите, что же происходит в последнем событии? Как вы его понимаете?
Д. Происходят превращения; (сначала не могут осмыслить ситуацию, восклицают, недоумевают. Учитель знаками, междометиями побуждает детей думать, соображать, напрячь воображение), как будто такое состязание; как борьба; такая страшная игра, кто кого обгонит.
У. Молодцы. Хорошо представили погоню. Теперь подумайте, ученику нужно только уйти от колдуна или что-то другое ему нужно?
Д. Убежать, уйти, чтобы его не догнали.
У. Чем заканчивается сказка?
Д. Ястреб задрал петуха.
У. Кто ястреб, кто петух?
Д. Сын старика — ястреб, колдун — петух.
У. Кто кого перехитрил? Кто сильнее?
Д. Получается, что сын старика перехитрил колдуна; ястреб сильнее.
У. Если бы колдун догнал ученика, что было бы?
Д. Он бы его убил; привел домой; оставил у себя.
У. Да, или убил, или оставил у себя навек, как и обещал старику. Значит, чтобы насовсем освободиться от колдуна, что нужно сделать ученику?
Д. (Некоторые в растерянности. ) Нужно его убить, уничтожить, задрать, чтобы его не стало.
У. Вот теперь сказка закончилась. Давайте рассмотрим ваши рисунки. (Располагает на доске три или четыре наиболее четких рисунка. ) Как вы думаете, где находился дом колдуна? В городе, в деревне или где-то в особом месте?
Д. (Высказывают свои предположения, мнения могут разделиться; большинство детей считает, что в городе; несколько могут не соглашаться, но обосновать несогласие не умеют).
У. Посмотрим на рисунки. На каком из них дом колдуна отличается от дома старика и чем отличается?
Д. Они одинаковые; по цвету — дом колдуна черный (красный); дом колдуна большой, рядом конюшня.
У. Можно сказать по этим рисункам, что дом колдуна находится не в городе, а где-то в особом, другом месте?
Д. Нет, такой дом может быть и в городе.
У. Давайте посмотрим другие рисунки. (Рассматривают предлагаемые рисунки. Дети ищут рисунок, где дом был бы необычный, особый. Возможно, кто-то из детей изобразил события, происходящие в нем, т. е. превращения в голубей, коней и пр. , но такого рисунка может не оказаться. В любом случае наблюдения и рассуждения детей учитель направляет к событиям, происходящим в доме колдуна и способам, с помощью которых в этот дом попадают или из него выходят. ) Вспомните, что говорится в сказке о том, как можно попасть в дом колдуна и как можно из него уйти?
Д. (В процессе рассуждений называют моменты: сын старика рассказал ему, как пройти, сам бы старик не нашел; сын старика первый раз улетел из дома колдуна птичкой; второй раз ушел вместе с отцом; третий раз превращался в коня, в ерша, плыл в реке. )
У. Можно выйти из этого дома так, как из обычного? Просто из него уйти?
Д. Получается, что не просто. Одиннадцать работников навсегда там остались, потому что за ними не пришли; они сами не могли уйти.
У. А что происходит в доме колдуна?
Д. Старик узнает сына; происходят превращения; колдун превращает работников в голубей и коней.
У. Как же вы считаете, обычный это дом или необычный, особенный?
Д. Особенный, необычный, колдовской.
У. Посмотрите, на рисунках дом старика и дом колдуна нарисованы рядом. Как вы думаете, правильно ли это по отношению к сказке?
Д. (Большинство склоняется к тому, что нужно нарисовать два дома на большом расстоянии друг от друга, ведь когда сын старика бежал от колдуна, он мчался конем, плыл ершом, в начале птичкой летел — значит, лучше нарисовать дома на расстоянии, чтобы было видно, как трудно уйти. )
У. Возьмите рисунки, дома постарайтесь дорисовать на них такие детали, чтобы сразу было видно, где дом старика, а где дом колдуна, и что этот рисунок относится к сказке "Хитрая наука", а не к какой-то другой. Прочитайте сказку еще раз.
Урок 5
Тема. Народная волшебная сказка "Морской царь и Василиса Премудрая".
Задачи. 1. В процессе чтения сказки позволить детям обнаружить (и зафиксировать в виде условного рисунка) поступки и действия персонажей, события, похожие на события предшествующих двух сказок, т. е. самостоятельно выявить (увидеть) варианты фольклорных мотивов.
2. Обратить их внимание на события, не встречавшиеся ранее и попытаться выяснить их смысл, исходя из текста сказки (сравнивая события между собой).
Средства. Текст учебника, иллюстрации к сказке.
Форма урока. Комментированное чтение.
Ход урока.
У. Я буду читать сказку "Морской царь и Василиса Премудрая", а вы будете внимательно слушать и отмечать в тетрадях те моменты, которые показались вам похожими на поступки и действия персонажей или на события сказок "Заклятый царевич" и "Хитрая наука".
(Читает медленно, останавливаясь после каждого уже знакомого мотива, подбадривая и побуждая детей к размышлению-сравнению взглядом. )
Понравилась сказка? Кто из вас ее раньше слышал или читал?
Д. (Обмениваются впечатлениями, чаще всего выясняется, что слышали (видели) похожие, но саму сказку не читали. )
У. Давайте посмотрим, что вы отметили у себя в тетрадях. Какие события, поступки, места действия показались вам похожими на те, что встретились вам в сказках "Заклятый царевич" и "Хитрая наука"? Попробуйте объяснить, в чем вы увидели сходство?
Д. (Называют моменты в том порядке, в каком отметили их в тетрадях. ) Первый похожий момент — морской царь сказал: "Давай то, чего дома не знаешь, а то не отпущу бороду". Царь согласился. Это похоже на сказку "Заклятый царевич". Змей говорит купцу: "Отдай того, кто первый выйдет тебя встречать, а то везде тебя найду, если обманешь".
У. Кто считает, что эти моменты похожи?
Д. (В большинстве случаев все соглашаются, если кто-либо считает, что сходства нет, следует подробнее выяснить, что происходит в первом случае и что во втором. )
У. Какой следующий похожий момент?
Д. Царь как узнал, что у него сын родился, залился горькими слезами, — это в сказке "Морской царь. . . ", а в сказке "Заклятый царевич" — "Купец и голову повесил, смотрит на свою любимую дочь и горькими слезами обливается".
У. Что же это значит в той и в другой сказке?
Д. Нужно отдать самое дорогое, своих детей, царь никогда не увидит сына, а купец — дочь. В сказке "Хитрая наука" старик тоже отдал сына колдуну; старик отдал сам, его никто не пугал, ему не грозили, это не похоже; все равно отдал на три года, а если не узнает, то насовсем; что-то похожее, есть.
У. Ваши наблюдения очень интересны. Действительно, есть общее, похожее в поступках действующих лиц во всех трех сказках. Что вы еще отметили?
Д. "Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами. . . " В "Хитрой науке" были превращения — сын прилетел птичкой, ударился о завалинку и стал добрым молодцем.
У. Что же вы можете сказать об этих девицах-голубицах? На кого они похожи?
Д. Они могут превращаться; они необычные, они похожи на двенадцать молодцев у колдуна.
У. Чем похожи?
Д. Тем, что все одинаковые.
У. А все молодцы у колдуна умели превращаться?
Д. Все; нет, только сын старика; он сам превращается, а работников колдун превращает (спорят).
У. Вы верно заметили, похоже, но не все. Какие события или моменты вы отметили еще?
Д. Иван-царевич и Василиса Премудрая превращались три раза, когда убегали от погони морского царя. В "Хитрой науке" сын старика тоже бежит от колдуна и превращается в разных зверей, рыб, птиц.
У. Действительно, конец сказки "Хитрая наука" похож на событие погони в "Морском царе. . . " Может быть вы и слова похожие найдете в последней сказке?
Д. (Ищут по тексту, предлагают разные варианты, останавливаются на слове "ухитряться". )
У. Кто это говорит: "Надо ухитряться" и в какой момент?
Д. Это говорит Василиса Премудрая, когда Иван-царевич захотел вернуться домой, к родителям, на святую Русь.
У. Как вы понимаете эти слова?
Д. Это значит, надо перехитрить морского царя, его обмануть; может быть — превращаться?
У. С вашим объяснением можно согласиться, ведь дальше в сказке все так и происходит.
Нашли еще похожие моменты?
Д. Больше нет, все назвали.
У. Тогда давайте обсудим те события с начала сказки, о которых мы еще не говорили. Посмотрите по тексту, как Иван-царевич попал на берег озера?
Д. Его царь привел. "Взял Ивана-царевича за руку, привел прямо к озеру".
У. Кто рассказал Ивану-царевичу, почему он оказался на озере, и объяснил, что нужно сделать, чтобы попасть к морскому царю?
Д. Старушка рассказала и объяснила, что нужно делать. А в "Хитрой науке" сын тоже объяснял отцу, как попасть к колдуну. Это чем-то похоже. Совсем не похоже, там старик и сын ему помогает, тут царевич и старушка; не похоже; чем-то похоже.
У. Общее в этих моментах есть. Чем они похожи, мы с вами поймем, когда прочитаем еще несколько сказок. Теперь посмотрим, что происходит во дворце морского царя, когда туда попадает Иван-царевич.
Д. Морской царь задает ему разные задания, просит сослужить службу.
У. Давайте прочтем по тексту, как рассказывается в сказке, что это за службы.
Д. (Читают три фрагмента: 1 — от слов "есть у меня пустошь. . . " до слов "голова твоя с плеч долой"; 2 — от слов "Вот тебе другая работа. . . " до слов "скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой"; 3 — от слов "Сделай мне еще церковь. . . " до слов "это будет твоя последняя служба". )
У. Может ли Иван-царевич сам выполнить эти три "службы"?
Д. Нет.
У. Может ли какой-либо человек выполнить такую работу?
Д. Может; кто может? Не может. Нельзя это сделать.
У. Кто же выполняет задания за него?
Д. Василиса Премудрая.
У. Найдите в тексте фрагменты, в которых изображается, как она выполняла заданную работу.
Д. (Находят в тексте и читают. )
1 — от слов "Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом: "Гей, вы муравьи ползучие. . . " до слов "чтоб к утру поспело".
2 — от слов "Василиса Премудрая вышла на крылечко. . . " до слов "чисто начисто".
3 — от слов "Василиса Премудрая вышла на крылечко. . . " до слов ". . . Чтоб к утру была готова".
У. Что же это значит? Почему ее все слушают?
Д. Она волшебница, она может превращаться; они ее бояться; нет, не боятся, а слушают.
У. Что говорит о себе Василиса Премудрая, кто она такая?
Д. Она дочь морского царя.
У. Еще раз прочитайте фрагменты 1, 2, 3. Может быть вы обнаружите в них что-то общее и это вам поможет понять, кто такая Василиса Премудрая?
Д. (Читают про себя. ) Вот общее — "вышла на крылечко и закричала громким голосом", все три раза так; вот еще два раза — "сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда", "летите сюда"; она со всего света их созывает; ее голос везде слышно; она как хозяйка, как главная.
У. Правильные наблюдения. Теперь вспомните, что происходит во дворце Змея, когда туда попадает купеческая дочь, что происходит в доме колдуна, когда туда попадает старик, и что происходит во дворце морского царя. Сравните эти события. Не обнаружите ли вы в них какого-либо сходства?
Д. (Обсуждают. ) Во дворце Змея купеческая дочь что ни захочет, все исполняется; в доме колдуна старик отгадывал, кто его сын.
У. Легко было старику решить эти загадки, мог он сам угадать? Кто ему помогает?
Д. Нет, не мог, ему помогает сын.
У. Есть ли сходство со сказкой "Морской царь. . . "?
Д. Есть. Иван-царевич тоже не может выполнить задания, ему помогает Василиса Премудрая.
У. Сколько заданий у Ивана-царевича?
Д. Три задания и у старика три загадки; он три раза узнает сына, вот что похоже.
У. Есть ли что-либо похожее в "Заклятом царевиче"? Если вы плохо помните, откройте текст, найдите ту фразу, с которой мы будем читать.
Д. (Находят и читают от слов "купеческая дочь вошла в спальню. . . " до слов "скрепила свое сердце". )
У. Что же похоже?
Д. Змей три раза просит купеческую дочь постелить ему постель.
У. Трудно было купеческой дочери выполнить эту просьбу?
Д. Трудно; она очень боялась.
У. Можно сказать, что для нее это тоже трудная задача?
Д. Можно; нельзя; она сама ее выполняет, в тех сказках героям помогают, они не могут выполнить.
Д. Правильные наблюдения. Действительно, во всех трех случаях это — трудные задачи. Но героям кто-то помогает, а героиня — купеческая дочь — сама справляется. Запомните этот момент, мы к нему вернемся.
Домашнее задание. Прочитать сказку "Морской царь. . . ". Нарисовать иллюстрацию "Дворец морского царя". Подумать над вопросами: “Как попал Иван-царевич в царство морского царя?”, “Почему в сказке не говориться о спуске под воду и о том, что герой все время находится под водой?” При иллюстрировании следует помнить главное условие: зрителю сразу понятно, что это иллюстрация к сказке "Морской царь. . . ".

Урок 6 (продолжение)

Задачи. 1. Прояснить представление о признаках "иного" царства ("иного" мира) при рассмотрении и сравнении иллюстраций к трем сказкам.
2. Обнаружить границу между двумя мирами, попытаться соединить пространственные части в целое, позволив детям увидеть перемещение героя из одной части пространства в другую.
3. Пронаблюдать способы перехода из одного мира в другой, а также способы узнавания (признания) персонажа в чужом для него мире.
Средства. Тексты сказок, рисунки детей, фрагменты из музыкального произведения, в основе которого лежит сказочный сюжет.
Тип урока. Диалог.
Ход урока. Учитель пишет на доске тему "Дом в ином мире". Включает запись фрагмента из балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро", чтобы создать у детей определенное настроение и вызвать возможные ассоциации с воссоздаваемым в их воображении "иным миром".
У. Что вам вспомнилось, что вы почувствовали, что возникло в вашем воображении, когда вы слушали эту музыку?
Д. Что-то страшное, опасное, необычное, может быть, волшебный замок или дворец.
У. Есть ли в сказке "Морской царь. . . " такие события, которые в какой-то мере совпадают с этой музыкой?
Д. Это может быть эпизод, когда Иван-царевич во дворце морского царя; или когда они убегают от морского царя, а погоня их настигает; когда морской царь схватил царя за бороду и держит; это что-то страшное, необыкновенное.
У. Мне тоже представлялось что-то подобное. В связи с этим впечатлением, не скажите ли вы, какие события в этой сказке кажутся вам до сих пор необычными, загадочными, непонятными?
Д. Где живет морской царь; почему слюнки говорят; почему погоня их не узнала; почему Иван-царевич сразу забыл Василису Премудрую.
У. Очень хорошо, что вам теперь так много непонятно. Помните, когда мы только начали читать волшебные сказки, вы говорили, что вам все понятно. На все вопросы сразу не ответить. Сначала попробуем разобраться в том, где живет морской царь, как Ивану-царевичу с Василисой Премудрой удалось уйти от погони и оказаться в царстве Ивана-царевича. Остальные моменты запишите в тетради и подчеркните ярким фломастером, чтобы мы не забыли в них разобраться.
Теперь вернемся к домашнему заданию — рисункам, изображающим дворец морского царя. Какие условия были важны при выполнении этого задания? Мы обговаривали их специально.
Д. Нужно, чтобы зритель мог сразу понять, что это дворец морского царя нарисован; чтобы было понятно, что рисунок относится к сказке "Морской царь. . . ", нужно было обратить внимание на рассказ старушки.
У. Помня об этих условиях, будем рассматривать ваши рисунки.
(Учитель поочередно показывает детям иллюстрацию за иллюстрацией. Чаще всего обнаруживается два типа рисунков. На одних нарисовано подводное царство, морской царь с бородой и трезубцем, вокруг русалки, раковины, рыбы и т. п. Ко второму типу относятся рисунки, где изображается дворец (дом) без всяких признаков подводного мира. )
(Показывает рисунки первого и второго типа. ) Обратите внимание на эти рисунки: что изображено на первом и что на втором?
Д. На первом нарисован дворец морского царя, вокруг вода, рыбы плавают, сам царь сидит.
У. Так ли рассказывается в сказке о том царстве, куда попал Иван-царевич?
Д. (Часть детей при обсуждении ссылается на то, что Иван-царевич попал к морскому царю, что царь отдал его в подводное царство, поэтому нарисовано правильно. Некоторые настаивают на том, что в сказке ничего не говорится ни о воде, ни о рыбах, ни о русалках. )
У. Чтобы разобраться, ответим на первый вопрос: каким представляется подводное царство в рассказе старухи? Найдите в тексте этот фрагмент.
Д. (Читают. ) У морского царя кругом дворца стоит частокол высокий, на целые десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто, только одна порожняя, не угоди на нее попасть".
У. Что значат слова: "порожняя", "частокол"?
Д. Пустая, частокол — забор из острых палок или кольев.
У. Есть ли на этих рисунках частокол или забор с черепами?
Д. Нет; есть (отыскивают среди изображений подводного (рыбьего) царства рисунок с частоколом. ) Вот такой.
У. Давайте его отложим. Что по поводу оставшихся можно сказать — подходят они к сказке или нет?
Д. Не подходят. Если ответить на второй вопрос: как попал Иван-царевич в подводное царство и что он там увидел, то получится: "Иван-царевич отправился в подводное царство; видит — и там свет такой же, как и у нас, и там поля, и луга, и рощи зеленые, и солнышко светит".
У. Значит, в сказке говориться, что в подводном царстве все так же, как и на земле. Найдите в тексте, о чем говорит морской царь, когда задает царевичу трудные задачи.
Д. (Читают. ) "Есть у меня пустошь. . . " "Есть у меня триста скирдов. . . ", "Пришли на гумно. . . ", "Сделай мне церковь из воску. . . "
У. Сказано ли что-либо о морских чудищах, рыбах, водорослях?
Д. (Удивлены, хотя читали текст два раза. ) Ничего не сказано про рыб и про воду. Все как на земле в подводном царстве.
У. Что же мы будем делать с теми рисунками, где изображено подводное царство? Соответствуют они сказке или нет?
Д. Не соответствуют, хотя все равно сказано, что он морской царь.
У. Как вы думаете, почему не говорится о спуске под воду и том, что герой все время находится в воде?
Д. (Каждый раз здесь бывают самые разные недоумения и объяснения, чаще всего дети не могут разрешить этой задачи. )
У. Как Иван-царевич попал в царство морского царя? Он сам нашел дорогу или кто-то ему помог?
Д. Сначала ему помогала старушка, она научила, как спрятать рубашку, чтобы Василиса Премудрая отдала ему кольцо.
У. Какое кольцо?
Д. Золотое.
У. Вспомните, встречалось ли нам в прошлой сказке золотое кольцо?
Д. Нет, да; сын старика превратился в золотое кольцо.
У. Верно. Золотое кольцо уже было. Как вы думаете, какое кольцо дала Василиса Премудрая Ивану-царевичу, если в сказке сказано, что оно золотое?
Д. Наверное волшебное, чудесное, особенное; оно-то и вело Ивана-царевича, оно показывало ему путь, вот в чем дело; дорогу показала ему Василиса Премудрая, а кольцо охраняло.
У. Сказано ли подробно, как шел Иван-царевич?
Д. Нет. Отправился и пришел, и все.
У. Посмотрим на рисунки. Что же представляет собой дворец морского царя, куда пришел Иван-царевич. (Показывает оставшиеся иллюстрации. ) Какой рисунок более всего соответствует сказке?
Д. Вот нарисован дворец и забор с черепами, это подходит. Вот нарисованы еще скирды хлеба на полях, зеленая поляна, церковь из воска. Вот терем и Василиса Премудрая на крыльце.
У. Что же получается? На каком рисунке сказка самая узнаваемая?
Д. Если соединить три рисунка: тот, где частокол с черепами; тот, где поля и церковь; тот, где дворец и терем Василисы Премудрой.
У. То есть у нас получится рисунок, где будет изображен не только дворец, но и события, которые в нем происходят. Какие же это события?
Д. Это трудные задания, которые должен выполнить Иван-царевич.
У. Что грозит Ивану-царевичу во дворце морского царя, если он не выполнит задания? Как об этом говориться в сказке?
Д. Смерть ему грозит. "Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой".
У. А что грозит в доме колдуна сыну старика? Что грозит купцу во дворце Змея?
Д. Тоже смерть.
У. Запомните это. Теперь подумайте, что это значит, что Василиса Премудрая считает желание Ивана-царевича посетить родителей самой большой бедой? Как об этом говорится в сказке?
Д. (Читают. ) "Вот это беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая; морской царь разгневается и предаст нас смерти".
У. Давайте разберемся, как же удалось Василисе Премудрой и Ивану-царевичу уйти из царства морского царя. Высказывайте ваши наблюдения.
Д. Они обманули морского царя; не царя, а стражу; они ускакали, а потом Василиса Премудрая превратила царевича старым пастухом, коней зеленым лугом, а сама стала овечкою; погоня их не узнала и вернулась обратно.
У. А морского царя можно обмануть?
Д. Нет, нельзя; он сразу догадался, кто это был, и сам поскакал в погоню.
У. Что же произошло, когда морской царь догнал беглецов?
Д. Василиса Премудрая превратилась в уточку, Ивана-царевича сделала селезнем, а коней — озером. А морской царь обернулся орлом.
У. А как морской царь стал орлом?
Д. (Читают. ) "Ударился о сыру земля и обернулся орлом".
У. Смог орел поймать уточку и селезня?
Д. Нет, они под воду ныряли.
У. А если бы морской царь оборотился щукою?
Д. Тогда уточка и селезень улетели бы; поднялись из воды.
У. То есть вы хотите сказать, что Василиса Премудрая перехитрила морского царя? Или обманула?
Д. Перехитрила. Это похоже на конец сказки "Хитрая наука". Сын старика тоже перехитрил колдуна.
У. Что же произошло дальше?
Д. Иван-царевич приехал домой; встретился с отцом, с матерью и забыл про Василису Премудрую; потом вспомнил и привел ее во дворец.
У. Верно. До конца сказки еще далеко. Еще много событий должно произойти. Помните, вы записали в тетрадях, что вам показалось непонятным, удивительным в этой сказке?
Д. (Читают. ) Почему слюнки говорят; почему погоня не узнала беглецов; почему Иван-царевич сразу забыл Василису Премудрую.
У. На первые два вопроса мы с вами еще ответить не можем, а вот с третьим попробуем разобраться. Найдите и прочитайте фрагмент текста, где Иван-царевич приехал в тридесятое царство.
Д. (Читают от слов «долго ли, коротко ли, приехали они в тридесятое царство. . . » до слов «на радостях позабыл Иван-царевич про Василису Премудрую». )
У. Давайте сначала выясним, может ли Василиса Премудрая пойти к отцу и матери вместе с Иваном-царевичем. Чтобы догадаться, в чем тут дело, вернемся к событиям на озере. Старушка говорит Ивану-царевичу: "Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихонько». Найдите фрагмент, где Иван-царевич стал действовать так, как ему велела старушка.
Д. (Читают от слов «Иван-царевич поблагодарил старушку. . . » до слов: «Только сказала последнее слово, показался Иван-царевич». )
У. Почему же он раньше не вышел, когда все девицы-голубицы улетели?
Д. (Выражают недоумение, т. к. все догадки не подходят. )
У. Давайте рассуждать вместе. Припомните все, что вы знаете теперь о Василисе Премудрой.
Д. Она дочь морского царя; ее слушают муравьи и пчелы; они все — ее слуги; она умеет превращаться сама и всех может превратить.
У. А кто такой Иван-царевич?
Д. Он сын царя; он обычный человек, он сам не умеет превращаться.
У. Где живет Василиса Премудрая? К какому миру она принадлежит?
Д. Она живет в царстве морского царя; во дворце морского царя; в необычном мире; значит, принадлежит необычному миру.
У. Как вы предполагаете, могут ли встретиться и говорить друг с другом существа, принадлежащие разным мирам? В вашем суждении вам следует опираться только на факты из сказок, только на действия и события, которые вы наблюдали. Чтоб вы поняли, о чем идет речь, прочитаем еще раз, как встретились Иван-царевич и Василиса Премудрая на берегу озера. Читайте от слов: "Осталась одна девица, огляделась кругом. . . "
Д. (Читают до слов: "Только сказала последнее слово, показался Иван-царевич". )
У. Что же значат эти слова Василисы Премудрой? О чем она говорит тому, кого не видит?
Д. Она говорит, что он будет как родной батюшка, братец или милый друг.
У. Правильное наблюдение. Только после этих слов Иван-царевич показался. Заметьте, не вышел из-за куста, а показался, т. е. стал виден.
Теперь вернемся к последним событиям. Как вы думаете, знает ли Василиса Премудрая, что произойдет с Иваном-царевичем, когда он встретится с родителями? Припомните, что по этому поводу она говорит.
Д. Она говорит, что Иван-царевич ее забудет. Только почему он забывает — не понятно.
У. Давайте поставим вопрос не "почему", а при каких обстоятельствах, что с ним происходит во дворце. Найдите и прочитайте точно по тексту сказки.
Д. (Читают. ) "Пришел Иван-царевич во дворец; увидали его родители и стали целовать-миловать его; на радостях позабыли Иван-царевич про Василису Премудрую".
У. Не торопитесь с ответом, вспомните эпизод с поцелуем в сказке "Заклятый царевич". Сравните эти два события.
Д. В "Заклятом царевиче" купеческая дочь вернулась во дворец змея, а он "мертвый в пруду лежит. . . " Она "вытащила змея из воды, обняла одну голову и поцеловала крепко-накрепко — змей встрепенулся и вмиг обратился в доброго молодца".
(Обсуждают события, но сходства не находят: змей превратился в человека, в царевича, а Иван-царевич ни в кого не превратился, он только забыл Василису Премудрую. )
У. Что должно было произойти, чтобы Иван-царевич вспомнил Василису Премудрую?
Д. Голуби начали биться в окна; она ему сказала: " Вспомни обо мне, когда два голубка станут в окна биться".
У. Почему царская прислуга не могла отогнать их от окон?
Д. Потому что они превращенные; они из теста сделаны; они специально сделаны Василисой Премудрой.
У. Теперь, пожалуйста, найдите тот момент в сказке, после которого Василиса Премудрая могла войти во дворец царя.
Д. (Перебирают фразы в последнем абзаце, наконец утверждаются в мнении, что такой момент: "Взял за руки белые, поцеловал в уста сахарные и привел к отцу с матерью". )
У. Можете ли вы объяснить, на основании каких фактов в известных вам сказках вы так считаете?
Д. Купеческая дочь поцеловала змея, и он стал царевичем; родители поцеловали Ивана-царевича, и он все забыл; поцелуй все меняет; он тоже что-то поворачивает, превращает; это важный момент.
У. Ваши рассуждения мне представляются убедительными.
Домашнее задание. Прочитайте сказку "Морской царь и Василиса Премудрая". Попробуйте нарисовать карту, на которой изобразите основные места действия сказки и стрелочками покажите путь Ивана-царевича от начала сказки (из родительского дома) и до конца. Сверяйте вашу карту с текстом.

Урок 7 (продолжение)

Задачи. 1. Позволить (помочь) детям воссоздать в воображении и зафиксировать с помощью рисунков-карт художественное пространство сказки "Морской царь. . . "
2. Определить с помощью наблюдений над текстом сказки ориентиры, позволяющие распознавать пространственные части сказочного мира — обычный мир, необычный мир (иной), граница между мирами на пути туда и обратно.
3. Ввести термин "мотив" для обозначения повторяющихся из сказки в сказку действий, поступков персонажей и событий.
4. Побудить детей сделать первоначальные обобщения накопившихся у них наблюдений над фактами (событиями) трех сказок первого раздела.
Средства. Тексты сказок; иллюстрации к трем сказкам в учебнике и детские рисунки; карты-рисунки к "Морскому царю. . . "
Форма урока. Диалог с элементами эвристической беседы.
Ход урока. Учитель пишет на доске тему: "Путешествие Ивана-царевича в царство морского царя и обратно".
У. Прежде чем мы рассмотрим ваши карты, давайте обсудим некоторые особенности трех прочитанных сказок. Вспомните, где начинаются события в каждой сказке.
Д. В доме купца; в доме старика (говорится: "жил-был старик, он был бедный" — это значит, в его доме?); сначала на озере, а потом в доме царя, во дворце, нет в доме (вот приезжает домой, царица встречает его. . . ").
У. Далее герои всех трех сказок покидают свой дом. Выясним, из-за чего (по какой причине) они отправляются в путь.
Д. В "Заклятом царевиче" купец обещал отдать того, кто первый его дома встретит; а в "Хитрой науке" старик сам отдает сына колдуну для обучения; в "Морском царе. . . " царь обещал отдать то, чего дома не знает, т. е. сына; (удивляются, как похожи начальные события).
У. Куда же попадают герои трех сказок?
Д. Во дворец змея; в дом колдуна; во дворец морского царя (опять удивляются сходству).
У. Достаньте ваши рисунки; попробуем выяснить, похожи ли чем-либо эти дворцы или дома.
Д. Дворец змея очень красивый; дом колдуна неизвестно какой; дворец морского царя окружен частоколом с черепами — что же общее?
У. Есть ли сходство между событиями, которые там происходят?
Д. Есть; везде герои выполняют трудные задания; они три раза выполняют; три трудных задания; есть превращения в доме колдуна и во дворце змея; какое превращение у Змея? Он стал царевичем? Разве это превращение? А как же. Да.
У. Есть ли сходство между змеем, колдуном и морским царем? Похожи ли чем-то хозяева этих дворцов и домов?
Д. Они задают трудные задания: они все угрожают смертью; они могут превращаться, они все знают; они страшные (приходят к этим выводам после долгого обсуждения).
У. Очень верные наблюдения. Постарайтесь припомнить еще важную особенность, которая отмечает эти дома (дворцы) от обычных (человеческих).
Д. В эти дома трудно попасть, их трудно покинуть; это почти невозможно; их хозяева грозят, что оставят тех, кто к ним попал, навсегда у себя.
У. Как бы вы назвали эти дворцы (дома) и места, где они находятся, в сравнении с теми местами, где начинается сказка?
Д. Сказка начинается в обычном доме или месте или каком-то царстве, а это необычные места, необыкновенные, страшные, удивительные, заколдованные.
У. Назовем эти места "иным" миром, так, как сказано в учебнике. Раздел, где помещены три сказки, называется "Дом в ином мире". Понятно ли вам теперь, почему он так назван?
Д. Да. Все герои попадают в дом в "ином" мире; в ином мире происходят самые интересные и страшные события.
У. Найдите в учебнике иллюстрации к "Заклятому царевичу", "Хитрой науке" и "Морскому царю. . . " Попробуйте определить, в каком мире происходят изображенные на них события? По каким деталям на иллюстрации вы делаете свое заключение?
Д. (Рассматривают иллюстрации, приходят к выводу, что на каждой из них изображен иной мир, указывают детали; змей, необыкновенный пруд; странные растения; красный свет внизу; двенадцать одинаковых молодцев, огромная муха и т. д. )
У. Итак, мы с вами установили, что в этих сказках два мира: обычный (земной) и необычный — "иной". Теперь давайте рассмотрим ваши карты, на которых вы изобразили путешествие Ивана-царевича в подводное царство и обратно. Кто хочет нарисовать свою карту на доске? (По желанию ученик воспроизводит на доске свой рисунок. Обсуждение карт продолжается. )
Глядя на ваши карты, называйте по порядку те места действия, которые вы изобразили.
Д. Первое место действия: озеро, потом дворец царя, затем опять озеро.
У. Это другое озеро или то же самое, что вы уже нарисовали?
Д. Другое; то же самое; его привел царь на берег озера, как обещал; (Называют места действия, дополняют друг друга, сравнивают и обсуждают факты).
У. Обозначьте стрелочками путь Ивана-царевича из дворца на озеро. Куда же он направился дальше?
Д. Во дворец морского царя, потом терем Василисы Премудрой, затем Иван-царевич и Василиса Премудрая бегут от первой погони и останавливаются. Это нужно нарисовать?
У. Как вы считаете?
Д. (Обсуждают и приходят к выводу, что нужно отметить все места встречи с погоней); затем вторая остановка — это церковь и старенький поп; затем озеро, уточка с селезнем и морской царь-орел, затем долгая дорога до тридесятого царства.
Нужно ли рисовать лесочек, где осталась Василиса Премудрая?
У. Как вы считаете?
Д. Нужно. Это важный момент. Это уже царство Ивана-царевича. Рядом город и дворец. Вот и все.
У. В городе Василиса Премудрая нанялась к просвирне в работницы. Кто такая просвирня?
Д. . ?
У. Просвирня — при церкви помощница, она печет специальные белые хлебцы — просфоры для церковного обряда (ритуала).
Все ли отметили стрелочками путь Ивана-царевича? Проверьте на картах.
Д. Все отметили.
У. Давайте посмотрим, что у вас получилось. [Проходит по рядом, по желанию детей берет их рисунки. На многих из них все перечисленные (названные) места действия изображены на одной линии, как цепочка, поэтому путь Ивана-царевича из родительского дома в подводное царство и обратно повторяет эту прямую (иногда — изогнутую кривую). При этом на карте оказывается два дома (дворца) Ивана-царевича — в начале пути и в конце. ]
(Показывает две или три карты, на которых путь Ивана-царевича — прямая или кривая линия. ) Как вы считаете, мог ли Иван-царевич таким путем вернуться обратно в свой дом, как об этом сказано в сказке?
Д. Мог; не мог; он вернулся назад; нет, он шел по-другому; на этих рисунках два дома у Ивана-царевича — сначала просто дворец на озере, а потом дворец и город.
У. Как же разместить все места действия, чтобы Иван-царевич вернулся к отцу с матерью в тот самый дворец, из которого он вышел в начале пути? Посмотрим, что нарисовано на доске, какая здесь получилась карта. (Возможны два варианта. Первый — путь Ивана-царевича на доске изображен как замкнутая кривая, он начинается во дворце и заканчивается в этом же месте. Второй — путь героя повторяет кривую /прямую/ линию, как и на рассмотренных ранее картах. В первом случае ученик объясняет, почему он таким образом расположил места действия и так соединил их. Дети, обсуждая предложенный вариант, исправляют свои рисунки. Во втором случае можно использовать следующий прием: учитель дает ученику карточки, на которых написаны (могут быть и нарисованы) названия основных мест действия и предлагает расположить их на доске так, чтобы получилась карта (не цепочка) того мира, в котором происходят события сказки. И в первом, и во втором случаях общими усилиями учеников достигается приемлемый, обсужденный со всеми вариант).
Согласны ли вы с тем, что если таким образом расположить места действия и так их соединить, то Иван-царевич совершит то самое путешествие, о котором рассказано в сказке?
Д. Да.
У. Отличается ли на ваших картах-рисунках обычный мир или тридесятое царство Ивана-царевича от "иного" мира, от царства морского царя? Можно, глядя на ваши карты, сразу сказать, что на них изображены два разных царства, два разных мира.
Д. Можно; нельзя; нужно дорисовать; иной мир следует нарисовать другим.
У. Хорошо. Дома дорисуете ваши карты так, чтобы все сразу было понятно. Теперь подумайте над таким моментом: если в сказке есть два царства (два мира) и Иван-царевич путешествует из одного в другой, то где, в каком месте происходит переход? Показывает сказка это место?
Д. (После обсуждения дети приходят к выводу, что переход происходит на озере: Василиса Премудрая дала кольцо и показала дорогу в подводное царство. )
У. Как бы вы назвали место, где герой переходит из одного царства в другое, из одного мира в другой?
Д. Такое место можно называть границей.
У. Молодцы, правильно определили. Отметьте на ваших картах границу на пути в подводное царство особым значком или надпишите.
Теперь попробуйте показать границу между владениями морского царя и обычным миром на обратном пути.
Д. (После споров и разных предположений сходятся во мнении, что такой границей служит место, где морской царь не смог перехитрить Василису Премудрую и повернул назад. )
У. Отметьте эту границу на ваших картах. Подумайте, почему погоня повернула обратно, когда увидела пастуха с овечкой, а затем церковь с попом? Сейчас вы уже сможете ответить на этот вопрос, вспоминая ваши предыдущие рассуждения, наблюдения и выводы.
Д. (Перебирают разные варианты, в основном настаивают на том, что сказали старый пастух и старенький поп: "сорок лет стою на этом месте, ни одна птица не пролетывала. . . " Но бывают и детские догадки-открытия. Если этого не произойдет, учитель может подсказать. )
У. Погоня принимает церковь с попом и пастуха с овечкой за границу между двумя царствами. Дальше ей пути нет, и она поворачивает обратно. Вспомните сказки, где убегающие от погони красная девица или добрый молодец бросают позади себя гребень — вырастает лес, полотенце — течет река, зеркальце — становится озеро. Это все — препятствия на пути погони, ложная граница.
Теперь давайте подведем итоги наших наблюдений за событиями сказки и тем миром, в котором они происходят. Припоминайте и называйте все новое и неизвестное вам ранее, в чем вы сами разобрались на занятиях.
Д. Мы узнали, что в сказке есть обычный мир и мир "иной", необычный и граница между ними, что колдовство — это превращение, узнали, как оно происходит: "ударился оземь и обернулся. . . "
— узнали, что герой сказки обязательно решает трудные задачи и ему кто-то помогает;
— наблюдали за особенностями иного мира, за тем, что там происходит и кто там живет.
У. Кроме того, мы с вами увидели, что сказки похожи друг на друга; в них есть моменты, которые повторяются. Для того, чтобы нам было удобно наблюдать и рассуждать в дальнейшем, назовем повторяющиеся в сказках поступки и действия персонажей, события и места действия мотивами. Например, в сказках есть мотив превращений, мотив трудных задач, мотив чудесного помощника.
Как вы думаете, вы уже все узнали о волшебной сказке, или есть еще что-то, что вам непонятно?
Д. Все понятно; не все; наверное, есть еще неизвестное.
У. Кто считает, что в сказке еще многое нам неизвестно? Попробуйте объяснить ваше мнение.
Д. Мы еще не знаем ответа на два вопроса, которые записаны в тетрадях; в начале занятий мы думали, что хорошо понимаем сказки, а получилось, что в сказках все по-другому.
У. Я соглашаюсь с тем, что есть еще много моментов в сказке, над которыми можно подумать. Например, мы наблюдали особенности иного мира, но что имеет в виду сказка под "иным" миром, как сама сказка понимает "иной" мир, мы не знаем.
Мы с вами знаем, что герой переходит границу иного мира, и что ему кто-то помогает. Но мы с вами не знаем, какого героя сказка пропускает через границу. Что он должен сделать, чтобы получить помощь? И кто такой чудесный помощник, откуда он появляется и какому миру принадлежит? Вот задачи, которые мы попробуем разрешить, читая сказки второго раздела.

Раздел II. Герои, не подающие надежд
"Свинка — золотая щетинка, утка — золотые перышки и золотогривый конь"; "Золотой гусь"; "Три пряхи"

Сказки этого раздела интересны с позиции нашей методики обучения в нескольких отношениях.
Прежде всего, герои этих сказок — дураки, как их открыто называют родители, братья или окружающие. Тем нагляднее, заметнее для читателя-ребенка проступают те их поступки, те их заслуги, за которые сказка одаряет их чудесным даром или помощником. Заметив именно эти поступки главного действующего лица, дети смогут обнаружить их и в других сказках, в которых герой изначально добрый молодец, Иван-царевич и т. п.
В связи с героем-дураком более заметны место и роль помощника в событиях сказки. Это создает условия для подробного, пристального рассмотрения и сравнения моментов (мотивов), связанных с появлением этого персонажа и его действиями.
Особое обучающее значение имеет тот факт, что основные события этих сказок происходят в обычном мире. Иной мир и граница между мирами может не изображаться совсем, как в "Трех пряхах".
В "Золотом гусе" иной мир только подразумевается, некоторые события происходят как бы на границе. Поэтому нужно, сопоставив факты сказки и предшествующие наблюдения, объяснить, кому принадлежат чудесные предметы и за что чудесный помощник оказывает герою помощь.
В сказке "Свинка — золотая щетинка. . . " иной мир и граница между мирами хотя и присутствуют, но имеют необычный, не наблюдаемый ранее детьми облик. В силу этого им необходимо напрячь не только воображение, но сопоставить детали, события и поступки по их функции, по их роли в судьбе героя, но отнюдь не по внешнему виду. В связи с этим качеством художественного материала предполагается, что дети-читатели смогут увидеть не внешнее, а внутреннее, глубинное сходство, что позволит складываться теоретическому мышлению и способствовать синтезирующей деятельности сознания. Таким образом могут быть реализованы задачи обучения, как задачи собственно учебной деятельности детей-читателей.
Задачи. 1. Закрепить складывающуюся способность узнавать и выявлять персонажей — главного героя, дарителей и помощников.
2. Позволить наблюдать, при каких обстоятельствах, каким образом и за какие заслуги герой получает чудесный дар или чудесного помощника.
3. Развивать способность видеть пространственные ориентиры в художественном мире конкретной сказки и уяснить их символику.

Урок 8

Тема. "Свинка — золотая щетинка. . . " (обработка А. Н. Афанасьева)
Задачи. 1. Помочь детям выявить уже известные им мотивы и, обозначив область неизвестного, обнаружить:
— основные события сказки;
— пространственные части, в которых они происходят;
— каковы трудные задачи; кто их задает и с какой целью; кто помогает в их решении;
— какому миру принадлежит помощник и даритель.
2. Попытаться на основе наблюдений за событиями сказки и сравнения с мифологической картиной мира впервые осознать характерный признак "иного" мира, его смысловую сущность как части сказочного пространства.
Средства. Текст сказки, иллюстрации в учебнике.
Форма урока. Диалог с элементами эвристической беседы.
Ход урока. Учитель читает первую часть сказки до слов: "живо свадьбу справили". Ученики следят по тексту учебника. На доске написано название сказки.
У. Как вы считаете, почему в этом месте сказка не заканчивается?
Д. Потому что дурак только добыл невесту, но не стал царем; он еще остался в прежнем облике; о нем в сказке говорится: "голова тряпицей завязана, по лицу слюни да сопли текут".
У. Как же так получается: дурак с помощью сивки-бурки может стать красавцем, а на пир приходит в прежнем облике?
Д. (Многие не знают, где искать ответ. Некоторые догадываются. ) Вот сказано: "царское слово — закон"; дурак хотел испытать, сдержит царь слово или нет; еще важно, что царевна его признала, нашла за печкой, "утерла платком, поцеловала". Значит, она тоже сдержала слово.
У. Скажите, какое событие в этой части сказки вы считаете главным и на каком основании.
Д. (Происходит долгое обсуждение: часть детей считает, что главное событие — получение коня, другая часть — добывание невесты. )
У. Какие моменты (мотивы) в этой части сказки вам уже знакомы?
Д. Превращения. В одно ушко влез — превратился в молодца; три раза исполняет задание.
У. В предшествующих сказках с чем было связано главное событие, как оно происходило и где?
Д. В прежних сказках главное событие — это решение трудных задач; оно происходило в ином мире; герою помогал помощник, кроме сказки "Заклятый царевич".
У. В этой сказке где происходит решение трудных задач?
Д. (Обсуждают. ) Получается, что в обычном мире; браться едут смотреть, кто поцелует царевну.
У. Кто задает задачи и с какой целью?
Д. Задачи задает царь, чтобы выбрать жениха для своей дочери.
У. Кто выполняет требования царя и каким образом?
Д. Выполняет дурак с помощью чудесного коня (дети подробно рассказывают, как это происходит все три раза).
У. Каким образом дурак получает в дар чудесного коня? Давайте рассмотрим это событие подробно, поскольку многие посчитали его основным, главным событием этой сказки.
Д. Дурак получил коня, потому что сидел на могиле отца три ночи; он очень боялся, но сидел, а братья не хотели.
У. Посмотрите по тексту, кто дал дураку чудесный дар и что при этом говорил.
Д. (Находят по тексту. ) Отец дал ему три конских волоса и сказал: "Вот тебе от меня великое благословение".
У. Каким образом дурак вызывает чудесного помощника?
Д. (Читают по тексту. ) "Дурак вышел в заповедные луга, прижег-припалил три волоса и крикнул зычным голосом: "Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань предо мной, как лист перед травой".
У. Какие слова в этом фрагменте вам непонятны?
Д. Каурка, вещий, заповедные луга.
У. Посмотрим их значение по словарю Даля:
заповедный — пишется через ять — заказанный, запрещенный;
вещий — тоже через ять — это старинное слово — тот кому ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель;
каурка — конская масть, рыжеватый, светло-бурый.
Теперь подумайте, откуда прибегает сивка-бурка и почему вы так считаете?
Д. Конь прибегает из иного мира. Это чудесный конь; он вещий; он знает будущее; дальше сказано — "изо рта полымя пышет, из ушей дым валит".
У. С такими доводами (наблюдениями) можно согласиться. Следующая задача более сложная: где находится иной мир в этой сказке? Что имеет ввиду эта сказка под иным миром? Чтобы в этом разобраться, сопоставьте такие факты: кто дарит коня, откуда появляется даритель и где он все время пребывает. Смотрите по тексту сказки.
Д. Дарит коня умерший отец, он появляется из могилы: "вдруг земля раскрывается, выходит его батюшка. . . "; если он умер, то после смерти он все время пребывает под землей.
У. Вспомните мифологические истории: где пребывают умершие после смерти, куда они отправляются?
Д. В царство мертвых; в подземное царство; в царство Хель или царство Аида, еще в царство Осириса.
Что же получается, что в этой сказке "иной" мир — это мир мертвых, подземный мир? (Дети удивлены. )
У. Мы проверим это наблюдение по другим сказкам. Для этой сказки ваши рассуждения справедливы.
Теперь еще одно серьезное наблюдение. Внимательно перечитайте текст от слов: "Дурак вышел в заповедные луга. . . " до слов: "ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать". Показано ли в этом фрагменте путешествие героя в иной мир, а если показано, то как это происходит?
Д. (Обсуждают детали и поступки: дурак выходит в заповедные луга, вызывает коня необычным способом — может быть, это граница? Побывав в коне, он получает еду, цветное платье и новый облик. Некоторые из детей высказывают предположение, что залезая в ушко коня, дурак попадает в иной мир. )
Путешествие не показано. Но получается, что чудесный конь сивка-бурка — это как бы вход в иной мир. Сказано: "Изо рта полымя пышет, из ушей дым столбом валит". Когда дурак влезает в ушко, он переходит в иной мир, а вылезает — возвращается обратно.
У. Знаете ли вы сказку «Хаврошечка»? Помните, кто помогает Хаврошечке и как?
Д. Ей помогает коровушка. Хаврошечка в одном ушко влезает, из другого вылезает, и вся работа готова. (Если дети не знают или не помнят сказку, учитель зачитывает фрагмент. )
Похоже на сивку-бурку.
У. Можете ли вы утвердиться в том, что ваши предыдущие рассуждения справедливы?
Д. Да.
У. Теперь вам должно быть понятно, почему многие из вас посчитали этот фрагмент главным событием сказки.
Д. Это действительно важное событие — переход в иной мир и обратно. Только сказка об этом подробно не рассказывает.
Домашнее задание. Дочитать сказку «Свинка — золотая щетинка. . . » до конца, ответить на вопросы учебника, нарисовать иллюстрацию к любому событию.

Урок 9 (продолжение)

Ход урока. У. Дома вы читали вторую часть сказки "Свинка-золотая щетинка. . . " Есть ли в этой части трудные задачи?
Д. Есть; три задачи.
У. Давайте определим и прочитаем фрагменты текста, в которых описывается каждая задача и ее решение.
Д. (Обсуждают каждый вариант. ) Первый фрагмент от слов "Один раз призывает он (царь). . . " и до слов "Ох, больно! Рука болит". (Читают по цепочке).
Второй фрагмент от слов "Поутру призывает к себе царь умных зятьев. . . " до слов ". . . и взяли свинку-золотую щетинку с двенадцатью поросятами". (Читают. )
Третий фрагмент от слов: "Наутро призывает к себе царь умных зятьев, приказывает им. . . " до слов "отдал кобылицу с двенадцатью жеребятами". (Читают по цепочке. )
У. Кто задает трудные задачи и для чего?
Д. Задает царь; наверное, для того, чтобы определить, какой зять самый достойный, или, может быть, чтобы от дурака избавиться?
У. Есть ли сходство между трудными задачами в первой части сказки и во второй?
Д. Есть. Царь задает задачи и в том, и в другом случае; их выполняет дурак; ему помогает сивка-бурка; еще царь считает дурака дураком, он относится к нему так же, как и братья. (Зачитывают фрагменты текста в подтверждение своих наблюдений: "Пойдем, дурак, с нами!", "Да где тебе такого коня достать, утри прежде под носом-то!", "Приказал оседлать им добрых коней, а дураку дал шелудивую лошаденку!")
У. А чем же отличаются задачи во второй части от первой трудной задачи?
Д. Они все разные.
У. Чем же они разные?
Д. Первый раз нужно достать уточку-золотые перышки, второй раз — свинку-золотую щетинку и третий раз — золотогривого коня.
У. Есть ли сходство между тем, что нужно добыть? Сравните и подумайте, что это за существа? Обычные они или необычные?
Д. Это необычные животные; у всех есть что-то золотое; значит, они принадлежат иному миру; получается, что задачи во второй части похожи — нужно добыть необыкновенное, чудесное животное или птицу.
У. Так чем же вторая задача отличается от первой?
Д. Первый раз надо было поцеловать царевну, а во второй раз — достать чудесное существо.
У. Как же справляется дурак с трудными задачами во второй части сказки? Где происходит поимка чудесных животных?
Д. Дураку помогает сивка-бурка; дурак делает все, как ему говорит конь; достает он чудесных животных в ином мире.
У. Как вы думаете, где он ставит шатер с пойманными диковинками?
Д. Наверное, на границе, ведь братья дальше ехать не могут; в чистом поле, где никого нет.
У. Зачем нужно, чтобы дурак брал у других зятьев заветы?
Д. Чтобы показать царю, кто действительно достал все три диковинки; чтобы царь сразу догадался, что это не умные зятья добыли и задал вторую и третью задачу.
У. Сравните, чем заканчивается первая часть сказки и вторая честь.
Д. (Читают. ) "Видит царь, что жених нашелся, хоть дурак, а делать нечего — царское слово закон! И сейчас же приказал обвенчать их. У царя известно дело — ни пиво варить, ни вино курить; живо свадьбу справили".
"Дурак. . . сделался такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! С того времени жил он со своей женой по-царски, ездил в коляске, пиры задавал".
В конце первой части дурак только женился на царевне, но так и остался, как был; а в конце сказки он превратился в красавца и стал жить по-царски.
У. Как вы считаете, за что же сказка наградила дурака?
Д. (Долго обсуждают, перебирая разные моменты. ) За то, что решил все задачи; за то, что добыл чудесных животных; за то, что три ночи сидел на могиле отца; за то, что выполнил завет отца.
У. Какой из перечисленных вами поступков дурака вы считаете самым важным для сказки?
Д. Наверное то, что он выполнил завет отца. С этого сказка начинается.
У. Кто же считает героя этой сказки дураком?
Д. Его считают дураком братья, царь, зятья.
У. А сказка как считает?
Д. Сказка его только называет дураком, но таким не считает.
У. Дома вам следует прочитать две сказки: "Золотой гусь" и "Три пряхи". Обратите внимание на следующие моменты: каковы трудные задачи, кто их задает и кому, кто помогает их выполнить и за какие заслуги, в каком мире происходят основные события. Нарисуйте иллюстрации к любому событию одной из сказок.
(Продолжение следует)




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter