Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Тамарченко Н. Д. и др. Русские былины. Часть 3

Автор: Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман, Л. Е Стрельцова


Русские былины: Методика рассмотрения и анализа средневековой эпической песни в 4-ом классе.

Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман, Л. Е. Стрельцова

Публикация Л. Е. Стельцовой

Часть третья

ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ

Жил-был в Новгороде-Великом господине посадский по имени Буслай; до девяноста лет уже дожил он тихо и мирно: не заводил ссор с Псковом, ладил с матушкой Москвой и в Новгороде все любили и уважали его.

Жил Буслай, не старился, да ведь не два века жить на белом свете! Пришла смерть и к Буслаю. Оставил он по себе вдову да единственного сына, Васильюшку. Буслаева вдова была женщина опытная и разумная: стала она воспитывать Васильюшку в страхе божием, научила его письму, чтению церковному, и так хорошо читал и пел Василий в церкви, что народ, бывало, слушает не наслушается, толпой сбегается в соборный храм.

Выучился понемногу Васильюшка и ратному делу и почуял в себе великую, неслыханную силушку; не даёт Василью покоя его силушка: так вот и толкает его на борьбу, на драку - испробовать удаль молодецкую, удачу богатырскую.

Стал Васильюшка по новгородским улицам погуливать, нехорошие шуточки пошучивать: кого возьмёт за руку - тому руку оторвёт, кого схватит за ногу - тот без ноги останется, кто на ногах стоял - тот сидьмя сидит, а кто сидел - тот лежмя лежит.

Говорят новгородцы:

- Уймись, Васильюшка, эдак ты весь Волхов закидаешь убитыми телами, да и своей головы тебе не сносить!

Услышав это, пошёл Василий домой, закручинился. Встречает его родимая матушка, Авдотья Васильевна, и спрашивает:

- Отчего Васильюшка, ты невесел домой вернулся? Кто тебя не обидел ли на улице?

- Никто меня, родная, не обидел - нет такого человека, который был бы мне равен силою; но грозят мне жители новогородские расплатиться со мною за своих убитых.

- Брось, милый сын, свои недобрые шутки, - говорит Авдотья Васильевна, - да набери себе хорошую дружинушку, чтобы было кому постоять за тебя, если захотят твои враги переведаться с тобою.

Послушался Василий материнского совета, сел на ременный стул, принялся писать записочки; каждую записочку привязывал к стреле калёной, расстрелял по разным улицам все свои стрелы.

А в записочках было написано: "Зовёт Василий жителей новгородских к себе на почётный пир: кто хочет сладко пить, есть даровое, носить цветное платье - тот иди к Буслаеву на широкий двор".

Как пошли жители по улицам от вечерней службы, подобрали записки, прочитали их, и все почти собрались на Буслаеве дворе; всем хочется дарового сладкого угощенья - идут толпа за толпой.

На дворе стоит чаша зелена вина в полтора ведра.

Говорит Василий:

- Кто поднимет эту чару одной рукой, выпьет за один раз - того возьму к себе в дружинушку.

- Ну, Василий, - говорят новгородцы, - пришли мы теперь к тебе в гости, всё твоё кушанье съедим, всё твоё вино выпьем, цветное платье всё поизносим, золотую казну порастаскаем.

Не понравились Василию такие дерзкие речи, выскочил он на широкий двор, схватил дубовую палку, стал по двору похаживать и палкой помахивать: махнёт направо - лягут побитые улицей, махнёт налево - ложатся переулком; словно градом набило на землю новгородских жителей.

Видит тут Василий Буслаев - идёт к нему в гости Костя Новоторжанин; подходит Костя к чаре зелена вина, берёт чару одной рукой, выпивает её за единый раз. Выскочил Василий из сеней да как ударит Костю своей дубинкой со всего размаха: стоит Костя, с места не тронется, на голове кудри не шелохнутся.

- Будь моим дружинником, - сказал ему Буслаев, увидав его силу и мужество, - войди в мои палаты белокаменные.

Пришёл за Костей вслед Потанюшка Хроменький, взял чару одной рукой, выпил единым духом, так же как Костя выдержал - не шелохнулся под ударом Буслаевой дубинушки, и его Василий позвал в свою дружину.

Принял к себе Василий и Фомушку Горбатенького и порешил, что с такими товарищами ему больше некого бояться во всём Новгороде.

Была в Великом Новгороде община Никольщина. Собрались однажды братчики все вместе пир пировать: каждый давал старосте свою долю денег, а старосты на те деньги устроили пир.

Собралось на тот пир много князей, бояр, удалых добрых молодцев; не позвали только Василия с дружиною.

Тогда пришёл он на пир незваный, непрошеный, привёл с собой и свою дружинушку. Спрашивает:

- Почём следует с брата?

Отвечаю братчики нехотя:

- Званому-то гостю хлеб да соль, а незваному места нет.

Однако Василий заплатил им по пяти рублей за своих товарищей, а за себя самого пятьдесят рублей дал и говорит им:

- Званым-то гостям почётные места отведены, а незваным надо устраиваться, как бог пошлёт!

Идёт Василий, никого о дороге не расспрашивает; левой ногой вступили они в горницу, а правой прямо шагнули к большому столу в красный угол, на самое лучшее место; стал Василий правой рукой народ раздвигать: кто на скамье сидел - в угол попал, а из угла его к сеням оттеснили, а оттуда иной за дверь угодил, и поднялась тут теснота и давка.

Кричит Василий:

- Хотите со мной побиться о великий заклад? Буду я с вами бороться: если одолею вас - заплатите мне денег по три тысячи, а если меня одолеете, повалите хоть до мосту, хоть на мосту - отдам вам свою буйную голову.

- Что ж, мы готовы бороться с тобой, - отвечают новгородцы, - только будем уже всем народом биться с тобой, Василий Буслаев!

И сделали то, что Василий надумал. Родная матушка его, Авдотья Васильевна, со страху сердце у ней так и упало:

- Убьют, убьют новгородцы моего милого сына!

Заперла Авдотья Васильевна сына своего дома, дверь закрыла крепкими замками железными, отобрала у него всё оружие, сама насыпала полную чару красного золота, а другую чистого серебра, а третью скатного жемчуга, пошла поклониться новгородскому князю, просить помиловать её любезного сына.

Говорит новгородский князь:

- Ничего не могу для тебя сделать, честнáя вдова, уже у нас записи сделаны о великом закладе, что держит твой сын; тогда прощу Василия, как голову с него снимут!

Пошла домой Авдотья Васильевна, заплакала горько, все дары свои по земле рассыпала.

- Не дороги мне ни жемчуг, ни золото, дорога победная головушка родимого сына Васильюшки!

Поутру собрались на мосту новгородцы; народу видимо-невидимо, а Василий спит себе за железными запорами, позабыл, какая беда ждёт его.

Выскочил тут Фомушка Горбатенький; один пошёл против всех новгородцев, перебил силы пятьсот человек; пришёл ему на смену Потанюшка Хроменький, а за ним Костя Новторжанин, перебили силы видимо-невидимо; только стали уставать добрые молодцы, а много ещё против них новгородцев - всё приходят новые и новые, нет конца борьбе.

В это время мыла на Вóлхове цветные платья служанка Василия, девушка Чернавушка; кричит ей Васильева дружина:

- Девушка Чернавушка! Не дай нам погибнуть понапрасну, позови к нам Василия на помощь!

Стала Чернавушка к дому Васильеву пробиваться: уложила на месте новгородцев пятьсот человек, разбудила доброго молодца, отворила замки железные, вышел Василий к мосту, говорит своей дружине:

- Храбрая моя дружинушка, подите вы теперь отдохните, а я без вас тут управлюсь.

Стал Василий по мосту похаживать, стал дубинкой помахивать, набил словно градом новгородских жителей и всё не унимается; пришла беда на новгородских жителей, сам воевода да с посадником пошли к Авдотье Васильевне, кланяются ей в пояс, просят, чтобы уняла она своего любезного сына, не то перебьёт Василий весь Новгород!

Отвечает им честная вдова:

- Не могу я ничего сделать для вас теперь; сердит на меня мой милый сын за то, что заперла я его железными замками, спрятала его оружие. Пойдите поклонитесь его крестовому батюшке, старчищу Питиримищу, и может быть, послушает его Василий, уймёт своё сердце.

Выслушал старчище Питиримище просьбу новгородцев, надел шапку-колокол весом в девяносто пуд, языком колокольным, как дубинкой, подпирается, вышел унимать своего крестового сына.

- Слушай меня, милое моё чадо: уймись до поры до времени; всей воды тебе из Волхова не вычерпать, не перебить тебе всего Новгорода, да и меня уважь, своего крёстного, не наступай на меня с дубиной!

- А для чего ты, крёстный, не вовремя мне попадаешься? Не шутки ведь я шучу: буйную свою голову отстаиваю!

Поднял Василий свою дубинушку в девяносто пуд да как ударит по колоколу: разбил колокол вдребезги, а ещё раз ударил - и дух вон вышиб из крестового батюшки.

Тогда сам князь новогородский пошёл к Авдотье Васильевне, поклонился ей великими дарами, упросил, умолил её заступить за новгородцев.

Надела Авдотья Васильевна смирную чёрную одежду, надела шубку соболью, пошла на мост, зашла Авдотья Васильевна сзади милого сына, положила ему руки на плечи:

- Милый сын! Уйми своё ретивóе сердце; просят у тебя новгородцы прощения за свои великие вины.

Остановился тут Буслаев:

- Родимая матушка! хорошо ты сделала, что зашла ты сзади меня, а не то убил бы я тебя, как своего крестового батюшку: разыгралось моё сердце, расхóдились сильные руки... Только ради твоей просьбы помилую я новгородцев: отпущу им великие вины.

И ушёл Васильюшка с места побоища, увёл с собой и свою храбрую дружину.


Читая эту былину, ученики знакомятся с еще одним типом былинного богатыря. Знакомство происходит на фоне прочитанных былин и предусматривает сравнение способностей и действий Василия Буслаева с поступками и подвигами уже известных им героев.


1. Чем похоже воспитание Василия Буслаева на воспитание Добрыни и Волха? А чем не похоже? Что заменяет Василию те вещие способности, которыми обладал Волх?

Возможно, что, предваряя ответ на первый вопрос, ученики-читатели отметят то внимание, которое уделяет эпический автор отцу богатыря и городу, в котором он родился. В былине перечисляются качества посадского «по имени Буслай», он «до девяноста лет дожил тихо и мирно, не заводил ссор с Псковом, ладил с матушкой Москвой». Несомненно, качества эти оцениваются былиной как достоинства, поскольку именно за них «в Новгороде все любили и уважали его». Можно заметить также намек на традиционный мотив рождения чудесного ребенка: Василий – единственный сын престарелого отца, воспитанный матерью-вдовой, «женщиной опытной и разумной».

Успехи будущего богатыря в грамоте и чтении эпический певец отмечает как положительные: «так хорошо читал и пел Васильюшко, что… народ слушает не наслушается, толпой сбегается в соборный храм». Этим похож Василий на Добрыню, к двенадцати годам постигшего науки, и на Волха. Похож он на них еще и могучею силою. А отличается Василий от этих богатырей тем, что «не даёт Василью покоя его силушка: так вот и толкает его на борьбу, на драку - испробовать удаль молодецкую, удачу богатырскую».

Следующее задание предлагает рассмотреть эту особенность новгородского богатыря более подробно.


2. В чем проявляется непомерная сила Василия Буслаева? Кого из богатырей, героев былин, напоминает Буслаев и своей силой, и незнанием того, на что ее следует направить?

Выучившись ратному делу и почувствовав в себе «великую, неслыханную силушку», стал испробовать ее богатырь в борьбе и драках со своими согражданами: «Стал Васильюшка по новгородским улицам погуливать, нехорошие шуточки пошучивать: кого возьмет за руку – тому руку оторвет, кого схватит за ногу - тот без ноги останется…».

Важно обратить внимание на тот фрагмент текста, в котором эпический певец изображает основного противника богатыря в этой былине. Противник Василия – не чудовище, не чужеземный богатырь или царь (как в предшествующих песнях), а все жители Новгорода, вставшие на свою защиту. Каждая из противоборствующих сторон понимает силу того, с кем предстоит бороться. Новгородцы видят, что Василий способен «весь Волхов закидать убитами телами» (невольно вспоминается непомерная сила Ахиллеса, запрудившего реку Скамандр телами троянцев). «Грозят мне жители новогородские расплатиться со мною за своих убитых» - так объясняет матери свою печаль Василий.

-«Брось, милый сын, свои недобрые шутки, - говорит Авдотья Васильевна, - да набери себе хорошую дружинушку, чтобы было кому постоять за тебя, если захотят твои враги переведаться с тобою».

Итак, с точки зрения героя и его матери, врагом богатыря являются его сограждане, жители Новгорода. Разделяет ли эту точку зрения эпический певец или у него другой взгляд?


3. Сравни, как набирали себе дружину Волх и Василий Буслаев: с какой целью и как они это делают? О чем говорят различия?

Следующее событие – выбор Василием «дружинушки» – следует рассмотреть по эпизодам, поскольку каждый из них содержит мотивы, известные ученикам из древнего эпоса и волшебных сказок. Основная интрига учебного задания – увидеть сочетание мотивов в связи с изображением необычного противника.

В составе первого эпизода прочитывается известный ученикам мотив пира – битвы. Буслаев продолжает «шуточки пошучивать» с новгородцами и посылает им приглашение на пир в записочках, привязанным к стрелам каленым. Способ приглашения (записочка на стреле) и содержание приглашения («кто хочет сладко пить, есть даровое, носить цветное платье – тот иди к Буслаеву на широкий двор») по видимости противоречат друг другу, но содержат несомненную угрозу и предупреждение. Мотив пира-битвы сочетается с мотивом состязания: кто из гостей поднимет чашу в полтора ведра и разом выпьет ее, тот войдет в «дружинушку» Василия.

Противник Василия, как его изображает былина, оказывается не из робкого десятка. Не стали новгородцы участвовать в состязании, а в ответ выставили свое условие: «Ну, Василий, пришли мы теперь к тебе в гости, все твое кушанье съедим, все твое вино выпьем, цветное платье все поизносим, золотую казну порастаскаем». Здесь явно узнается мотив противостояния, знакомый ученикам по «Одиссее» (женихи пируют в доме Одиссея и тем самым разоряют его). В ответ на «дерзкие речи» Василий предпринимает действия, свойственные всем былинным богатырям при встрече с противником: «схватил дубовую палку, стал по двору похаживать и палкой помахивать: махнет направо – лягут побитые улицей, махнет налево – ложатся переулком». Здесь также можно сравнить былинное описание ратной силы богатыря, в одиночку расправившегося с противником, с описанием битвы с женихами в «Одиссее», где герою помогают не только Телемах и Эвдей, но и богиня Афина.

Выбор Буслаевым дружинников интересен также с точки зрения состава состязания для достойных: к полуведерной чаше зелена вина прибавляется еще удар по плечу «дубиной со всего размаха». В этих деталях можно угадать признаки древнейших мотивов испытания питьем и битьем, восходящих к мифу и сказке (Тор в Утгарде, Кремешок-богатырь у Змея). Присутствие этих мотивов в описании действий богатырей свидетельствует о сохранении эпическим певцом памяти о чудесном происхождении героев. Об этом же говорят имена второго и третьего соратников – Потанюшки Хроменького (сравнить с первоначальной хромотой Ильи Муромца) и Фомушки Горбатенького. В результате состязаний в дружину Василия вошли три соратника. Возможно, сопоставляя место и способ испытания, ученики придут к выводу, что Василий выбирал соратников не по воинской доблести и умениям, а по чудесным способностям.

Если вспомнить (или перечитать) как Волх набирал дружину, то увидеть разницу между ним и Буслаевым достаточно просто. Прежде всего, Волх видит себя воином, защитником. Сразу после рождения просит он матушку «громовым голосом»:

Пеленай меня, матушка,

В крепки латы булатные,

А на буйну голову клади злат шелом,

По праву руку - палицу,

А и тяжку палицу свинцовую,

А весом та палица в триста пуд".

Дружину Волх подбирает в течение трех лет и в количестве семи тысяч молодцев, из чего можно заключить, что его цель – ратные подвиги, битва с чужеземным врагом. Об этом же свидетельствуют дальнейшие события в Индейском царстве.


4. Какое значение имеет рассказ о том, как Василий и его товарищи явились на пир, устроенный общиной Никольщиной? О чем поспорил Василий с новгородцами на этом пиру и для чего он затеял этот спор?


Событие, послужившее поводом для спора между Василием Буслаевым и новгородцами, - появление богатыря с сотоварищами незваными на пиру. Василий занимает лучшее место за пиршественным столом, вызвав тем самым тесноту и давку среди присутствующих. Этот эпизод можно сопоставить с подобным из былины «Алеша Попович и Тугарин», выявив сходство и различия в связи с задачей эпического певца. Заплатив деньгами за свое участие в пире, ведет себя Буслаев не по правилам, как «чужанин», как недруг новгородцам, вызывая тем самым их гнев и недовольство. Вторично возникает мотив пира-битвы.

Буслаев предлагает новгородцам помериться с ним силою: если он одолеет, то они платят деньгами, а если они пересилят, то платит богатырь своей «буйной головой». Новгородцы соглашаются биться с Василием только всем народом. Этот договор говорит о том, что не ценит Буслаев ни денег, ни своей жизни, ценит только «удаль молодецкую, да удачу богатырскую».


5. Какие богатырские сражения напоминает тебе бой Василия с новгородцами и чем он отличается от сражений, описываемых в других былинах? Не напомнил ли тебе этот бой один эпизод сражения у стен Трои? Какой именно?

Изображение битвы с новгородцами складывается из трех этапов. На первом этапе традиционно для героического эпоса показана сила неприятеля. Три богатыря-дружинника – Фомушка Горбатенький, Потанюшка Хроменький и Костя Новторжанин бьются на мосту поочередно с горожанами, но не могут одолеть их: «все приходят новые и новые, нет конца борьбе». Им помогает девушка Чернавушка, которая будит и освобождает Василия.

Второй этап битвы – появление на мосту Буслаева. Бой богатыря с новгородцами показан коротко, как дело для него легкое, которое совершает он без всякого усилия: «Стал Василий по мосту похаживать, стал дубинкою помахивать, набил словно градом новгородских жителей». Этот эпизод может быть соотнесен с картиной четвертого дня сражения под стенами Трои. В этот день Зевс разрешил всем богам помогать троянцам, так как Ахиллес один мог перебить все их войско, что он почти и сделал.

С момента легкой расправы Буслаева над новгородцами начинается третий этап битвы. Былинный певец изображает поражение новгородцев как беду для города, поскольку Василий, избивая жителей, не может остановиться.


6. Как ты думаешь, с какой целью былина сначала рассказывает о попытке Авдотьи Васильевны упросить новгородского князя отменить сражение и помиловать её сына, а потом, наоборот, — о просьбе к ней князя заступиться за новгородцев?

Эпический певец показывает отношения к «закладу великому» окружающих, из которых он выбирает самые значимые для каждой из сторон фигуры. На стороне Василия его мать, она сомневается в способности сына противостоять всему городу и несет богатый выкуп за его жизнь новгородскому князю, просит его помиловать. Но князь отказывает в ее просьбе. Он уверен в силе новгородцев: «тогда прощу Василия, когда голову с него снимут».

Во время боя Буслаев не только «набил словно градом новгородских жителей», но еще и не может совладать со своей силой, не может прекратить избиение. Теперь воевода с посадником просят мать богатыря, чтобы она усмирила своего сына, но она отказывает им. Получается «зеркальная» ситуация. В зеркальном удвоении событий, несомненно, проявляется оценка былинным певцом противников как равных по силе.


7. Какой смысл имеет последовательное изображение в былине двух попыток “унять” Василия Буслаева, которые делают его крестный отец и его мать?

Финальные события, в отличие от заключительных событий в предыдущих былинах, состоят из описания того, как усмиряли богатыря. Присутствует известный ученикам прием повторения. Сначала выходит к Василию его крестовый батюшка – чудище Питиримище, унимать его ласковыми словами, но падает замертво от богатырского удара. Успокаивает богатыря только заступничество за жизнь горожан родной матушки, выполненное особым способом: «Надела Авдотья Васильевна смирную чёрную одежду, надела шубку соболью, пошла на мост, зашла Авдотья Васильевна сзади милого сына, положила ему руки на плечи». Из сопоставления событий следует вывод о том, что одолеть «стихийную» силу Василия Буслаева нельзя обычным способом, но можно только колдовством, заговором.


8. Какое событие находится, с твоей точки зрения в центре былины, так что всё остальное — либо причина этого события, либо его последствия? На чьей стороне, по-твоему, былина в споре, о котором она рассказывает?

Два вопроса задания в равной мере направлены как на выяснение связей между событиями, так и на определение способов рассмотрения текста. Предполагается, что ученики приобрели достаточный опыт наблюдения за фактами текста и способны выстроить и проанализировать свои действия.

. С помощью простого перебора ученикам не сложно заключить, что в центре былины находится сражение Василия с новгородцами, то есть поединок двух противников. Следует обратить внимание на то, что противник богатыря «коллективный» - все жители Новгорода или весь город. «Свой» выступает против «своих».

Один из способов выяснения того, как относятся к Василию окружающие, - поиск определений, сопровождающих имя и действия богатыря. В тексте былины нет ни одного уничижительного слова в его адрес. В песни он назван Васильюшкой, любезным сыном, милым сыном, победной головушкой.

В поступках и высказываниях персонажей также выражено их отношение к богатырю. Но ни тот, ни другой способ изображения не раскрывает авторской оценки действий богатыря. Это отношение можно будет выявить при сопоставлении заключительного события былины, финалов песен, рассмотренных ранее, и событий последней былины о Василии Буслаеве.




СМЕРТЬ ВАСИЛИЯ БУСЛАЕВА


Не бела берёзонька к земле клонится,

Не бумажное листьё расстилается, -

Кабы кланялся Василий своей матушке,

Он кланялся ей да во резвы ноги,

Да сам говорил жа таковы речи:

"Ты, свет государыня моя матушка,

Честная вдова Омельфа Тимофеевна!

Уж ты дай благословенье мне великое,

Мне велико благословенье, вековечное,

Со буйной-то главы да до сырой земли, -

Мне ехать, Василью, в Ерусалим-град,

Свезти положеньицо немалое,

Мне немало положеньё - сорок тысячей".

Говорит государыня его матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна:

"Ты, свет моё чадо нонче милоё,

Ты младой Василий сын Буслаевич!

Ерусалим-град - дороженька не ближняя, -

Кривой ездой ехать ровно три годы,

Прямой ездой ехать нынь три месяца,

На прямоезжей дорожке есть субой быстёр,

Субой-от быстёр, дак есть разбой велик".

Говорит государыня его матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна:

"Кому думно спасаться, дак можно здесь спастись,

Туда много добрых молодцов ведь уже хаживало,

Назад молодцы не ворочались".

Он кланялся, Василий, ей во второй раз:

"Ты, свет государыня моя матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна!

Уж ты дай благословенье мне великое,

Великое благословеньицо, вековечное,

С буйной главы да до сырой земли, -

Мне ехать, Василью, в Ерусалим-град,

Святоей святыне помолитися,

Ко господней гробнице приложитися.

У меня смолоду было бито-граблено,

Под старость-ту надо душу спасти.

Нас тридясять удалых добрых молодцов.

Субой-от быстёр - дак мы перегребём,

Разбой-от велик - дак мы поклонимся".

Говорит-то Васильева матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна:

"Кому думно спастися, можно здесь спастись".

Он кланялся, Василий, во третей наклон,

"Ты, свет государыня моя матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна!

Уж ты дашь - я поеду, и не дашь - я поеду,

Не отстать мне-ка дружинушки хороброей,

Мне тридесять удалых добрых молодцов "

Говорит сударыня его матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна:

"Как будь благословеньё великоё

На младом на чаде на Василие,

Тебе ехать, Василью, в Ерусалим-град,

Святой святыне помолитися,

Ко господней гробнице приложитися,

Свезти положенье немалое,

Немало положеньё - сорок тысячей".

Да стал-то Василий снаряжатися,

Сын Буслаевич стал да сподоблятися,

Испостроил Василий нов черлён корабь, -

Да нос-де, корма да по-звериному,

Да хоботы мечёт по-змеиному,

Дерёва были у корабля кипарисные,

Оснасточка у корабля бела шелкова,

Не здешнего шелку, шемахинского,

Паруса были у корабля белополотняны,

Как флюгарочка была на корабли позолочена,

Как цена этой флюгарочке пятьдесят рублей,

Якоря были у корабля булатные,

Место очей было у корабля положено

По тому жо по камешку самоцветному,

Место бровей было у карабля положено

По тому жо по соболю по чёрному,

Не по здешнему соболю - по сибирскому,

Место ресниц было у карабля положено

По тому по бобру да нынь по сизому,

Не по здешнему бобру - по закаменскому.


Пошёл-то Василий на черлён корабь,

Со всёй дружинушкой хороброю,

Обирали-то сходенки дубовые,

Поклали-то сходенки вдоль по кораблю,

Вынимали-то якоря булатные,

Подымали тонки парусы полотняны.

Фома-то толстой тот на кормы стоит,

А Костя Микитич на носу стоит,

Потому-де Потаня окол парусов,

Горазд был Потаня по снастям ходить.


Они долго бежали нынь, коротко ли,

Подбежали под гóру Сорочинскую,

Выходил-то Василий на черлен карабь,

Он здрил-смотрел, Вася, на круту гору,

Увидал Василий нынь чуден крест,

Говорит-то Василий сын Буслаевич,

Говорит-то Василий таковы речи:

"Вы ой есь, дружинушка храбрая,

Вы тридесять удалых добрых молодцев!

Опускайте вы паруса полотняны,

Помечите-тко вы якори булатные,

Кладите -тко сходни концом на берег, -

Мы выйдем-ка, братцы, на круту гору,

Мы чудному кресту Богу помолимся".

Кабы вся его дружина не отслышалась,

Опускали-то парусы полотняны,

Пометали-то якори булатные,

Поклали-то сходни концом на берег.

Кабы вышел Василий на крут бережок,

Пошёл-то Василий по крутой горе,

Не нашёл-то Василий нынь чудна креста,

Нашёл Василий только сухую кость,

Суху голову, кость человеческу,

Он пнул ей, Василий, правою ногой,

Говорит голова, кость человеческая:

"Не попинывай, Василий, меня, сухую кость,

Суху голову, кость человеческу, -

Да был молодец я не в твою пору,

Не в твою пору, да не в твою ровню,

Как убила сорочина долгополая,

Как та жо ли чудь да двоёглазая.

Не бывать тебе, Василью, на Святой Руси,

Не видать тебе, Василий, своей матушки,

Честной вдовы Омельфы Тимофеевны".

Он ведь плюнул-то, Василий, сам чурается:

"Себе ты спала, да себе видела".

Он пнул ей, Василий, во второй раз:

"Ужли, голова, в тебе враг мутит,

Тебе враг-от мутит, да в тебе бес говорит?"

Говорит голова-то человеческа:

"Не враг-от мутит, мне не бес говорит, -

Я себе-то спала, да тебе видела:

Лежать тебе, Василью, со мной в едином гробу,

Во едином гробу, да по праву руку".

Пошёл-то Василий на черлён карабь.

Пришёл-то Василий на черлен корабь,

Обирали-то сходенки дубовые,

Вынимали-то якори булатные,

Подымали-то паруса полóтняны,

Побежали они да в Ерусалим-град.


Заходили-то в гавань корабельною,

Опущали тонки парусы полотняны,

Пометали-то якори булатные,

Поклали-то сходни концом нá землю,

Пошли-то они да в Еросалим-град,

Заходили они во церковь божию,

Да господу богу помолилися,

Ко господней гробнице приложилися.

Положил Василий положеньицо,

Немало положеньё - сорок тысячей,

Пошёл-то Василий ко Ёрдан-реке,

Скинывал-то Василий цветно платьицо,

Спускался Василий во Ёрдан-реку.

Приходит жона да староматера,

Говорила сама да таковы речи:

"Ты ой есь, Василий сын Буслаевич!

У нас во Ёрдан-реке не купаются,

Как только в Ёрдан-реке помоются -

Купался в Ёрдан-реки сам ведь Исус Христос.

Не бывать тебе, Василий, на Святой Руси,

Не видать тебе родимой своей матушки,

Честной вдовы Омельфы Тимофеевны".

Он ведь плюётся, Василий, сам чурается:

"Себе же ты спала, да себе видела".

Говорит-то жона староматера:

"Себе я спала, тебе видела",

Выходил-то Василий из Ёрдан-реки,

Надевал-то Василий цветно платьицо,

Пошёл-то Василий на черлен карабь.

Зашёл-то Василий на черлен карабь

Со всёй своей дружинушкой хороброю,

Обирали-то сходенки дубовые,

Поклали-то сходенки вдоль по кораблю,

Выздымали-то якори булатные,

Подымали тонки паруса полотняны.

Побежали-то они да во своё царство.


Они долго бежали нынь, корóтко ли,

Побегали под гору Сорочинскую,

Выходил-то Василий на черлен карабь,

Он здрит-смотрит на все стороны.

Как увидел Василий нынь чуден крест,

Говорит-то Василий таковы речи:

"Вы ой есь, дружинушка хоробрая!

Уж мы выйдём-ка, братцы, на круту гору,

Уж мы чудному кресту Богу помолимся".

Кабы вся его дружина не ослушалась,

Опускали тонки парусы полотняны,

Метали якоря они булатные,

Они вышли нынь, братцы, на круту гору,

Пошли-то они да по крутой горы,

Подошли-то они да ко крутой горы,

Не нашли-то они да чудна креста,

Нашли-то да сер горюч камень,

В ширину-то камень тридцать локот,

В долину-то камень да сорок локот,

Вышина его, у камешка, ведь трёх локот.

Говорит-то Василий сын Буслаевич:

"Вы ой моя дружинушка хоробрая!

Мы станем скакать через камешок, -

Вперёд-то мы скочим, назад отскочим;

Один у нас Потанюшка есь маленькой,

Кабы маленькой Потанюшка, хроменькой, -

Вперёд ему скочить, назад не отскочить".

Скакали они-де через камешок,

Вперёд скочили, назад отскочили.

Говорит-то Василий сын Буслаевич:

"Не чёсть-то хвала да молодецкая,

Не выслуга будёт богатырская -

Мы станём скакать да вдоль по камешку,

Мы вперёд-то скочим, назад отскочим;

Один у нас Потанюшка есть хроменькой -

Вперёд ему скочить, назад не отскочить".

Скакали они да вдоль по камешку,

Вперёд-от скочили, назад отскочили,

Скочил Василий сын Буслаевич,

Да пал-то Василий грудью белою,

Да пал, разломил-то да грудь свою белую.

Поворотится у Василья ещё язык в голове:

"Вы ой моя дружинушка хоробрая!

Уж вы сделайте гроб да белодубовой,

Найдите суху кость человеческу,

Положьте-тко кость со мной в единый гроб,

В единой-от гроб да по праву руку".

Они сделали гроб да белодубовой,

Нашли кость, голову человеческу,

Завертели во камочку белу хрýщату,

Положили их да во белой гроб,

Закрыли-то их да гробовой доской,

Копали могилу им глубокую,

Спускали в могилу во глубокую,

Засыпали жёлтым песком сыпучим,

Поставили во резвы ноги им чуден крест,

На кресте подписали подпись книжную:

"Лежат два удала добра молодца,

Два сильни могучи русски богатыря, -

Да один-от Василий сын Игнатьевич,

Другой-от Василий сын Буслаевич,

Их убила сорочина долгополая,

Да та же ли чудь да двоеглазая".


Пошли-то дружина на черлен карабь,

Обирали-то сходенки дубовые,

Поклали-то сходни вдоль по караблю,

Вынимали-то якори булатные,

Они сняли со дерева флюгарочку,

Как вынесли из карабля ясны очи,

Как взяли они да черны брови, -

Не стало на карабле хозяина,

Того же Василья Буслаевича.

Подымали тонки парусы полотняны,

Побежали они да во своё царство.


Да втапоры Васильева матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна,

Да ждёт-то Василия Буслаевича,

Как смотрит она в трубочку подзорную, -

Как бежит из-за моря черлен карабь,

Не по-прежнему кораблик, не по-старому, -

Да нету на карабле флюгарочки,

Как нету на карабле ясных очей,

Как нету на карабле чёрных бровей.

Как плачёт Омельфа Тимофеевна,

Она плачет да горючьми слезьми:

"Видно, нету на кораблике хозяина,

Пошла она, Васильева матушка,

Честна вдова Омельфа Тимофеевна,

Пошла-то она да во божью церковь,

Служить панафиды нынь почетные

По младом Василье по Буслаевичу.


Вторая былина о богатыре Василии Буслаеве позволяет подтвердить сделанные ранее наблюдения за событиями, интересующими эпического певца в судьбе героя. Уже при первом чтении былины обращает на себя внимание прием повторения, как отдельных эпизодов, так и событий. Задания к тексту последовательно подводят учеников-читателей к осмыслению роли этого приема в сюжете песни и в отношении эпического певца к своему герою.


1. О чем просит Василий Буслаев свою матушку в начале былины? Сколько раз он обращается к ней и что нового ты узнаешь после каждого обращения?

В начальном событии просит Буслаев у своей матушки благословение на поездку в «Ерусалим град». Поскольку Василий обращается с этой просьбой трижды, в задании предлагается пронаблюдать, как составлено каждое обращение, что в нем остается неизменным, а что меняется и в какой момент.

Прежде всего, следует отметить, что богатырь просит благословения «по правилам»:

«Ты свет государыня моя матушка,

Честная вдова Омельфа Тимофеевна!

Уж ты дай благославенье мне великое,

Мне велико благославленье, вековечное,

С буйной-то главы да до сырой земли».

Знание «правил» ценит былинный автор. Их исполнением отличается русский богатырь от чужеземного, тем более врага-чудища. Для сравнения можно вспомнить поведение Алеши Поповича с товарищем в «гриденке» князя Владимира: «да крест-от кладут-де по-писаному, поклон-от ведут да по-ученому».

Дважды повторяет Василий формулу обращения. В первый раз он говорит матери, что хочет «свезти положеньицо немалое – сорок тысячей». Во второй раз он объясняет, зачем ему нужно ехать так далеко (кривой ездой ездить ровно три года):

«Святой святыне помолиться,

Ко господней гробнице приложитися.

У меня с молоду было бито-граблено,

Под старость ту надо душу спасти».

Дважды отказывает Василию матушка. Первый раз она предупреждает его об опасности: «Туда много добрых молодцев ведь уже хаживало, назад молодцы не ворочались». Во второй раз она повторяет уже высказанное замечание: «Кому думно спастися, можно здесь спастись».

Форма третьего обращения Василия к матери свидетельствует о том, что терпение богатыря на пределе. Опускается половина «правильной» словесной формулы перед его уверением: «Уж ты дашь – я поеду, и не дашь – я поеду», в ответ на что «государыня матушка» немедленно благословляет сына.



2. Ты, конечно, замечаешь, что здесь у матери героя другое имя, чем в предшествующем рассказе о том же богатыре. Вспомни, у кого еще из богатырей его овдовевшую мать звали точно так же. Как можно объяснить совпадение имен?

Зада предполагает, что первоначально будет сделана попытка припомнить былину, в которой мать богатыря – вдова. Скорее всего, ученики назовут былину «Добрыня Никитич», а вот вспомнить, как звали «честную вдову» сможет не каждый. По тексту выясняется ее имя – Мамелфа Тимофеевна. Затем высказываются гипотезы о том, почему в трех былинах у одной и той же героини разные имена, а у разных героинь – одинаковые. Так, мать Василия Буслаева зовут и Авдотья Васильевна и Омельфа Тимофеевна, в то время как мать Добрыни тоже зовут Мамелфа Тимофеевна.

Путь рассуждений при ответе на этот вопрос может быть примерно таким. Следует вспомнить содержание пересказа одной из древних эпопей, допустим «Одиссеи», и задать вопрос: мог ли эпический автор, рассказывая о событиях на острове Итака, называть жену Одиссея разными именами? Ответ будет отрицательным, и ученики не затруднятся в объяснении: события на острове Итака – это одна история о том, как Одиссей вернул царство и жену. Две былины о Василии Буслаеве не образуют единого сюжета, так же как и песни о богатыре Добрыне. Каждая из них самостоятельна и может исполняться независимо от другой былины. Поэтому исполнители былин, сохраняя имена главных богатырей, могут варьировать без ущерба для содержания имена второстепенных персонажей.


3. Для чего хочет Василий Буслаев ехать в Еросалим-град? (Для ответа на этот вопрос обрати особое внимание на его второе обращение к матери).

С помощью повтора особое внимание обращает былинный певец на цель поездки Василия Буслаева – получить прощение у «святой святыни» за грехи.

У меня смолоду было бито-граблено,

Под старость-ту надо душу спасти.


4. Ты уже знаешь, для чего отправлялись в поездку герои былин. Попробуй сказать, чем отличается цель Буслаева от цели путешествий других былинных богатырей.

Действия богатырей в знакомых ученикам средневековых героических песнях чаще всего направлены на бой с противником (соперником), на защиту города от вражеского нападения, на спасение пленников, то есть на «внешние» цели. Василий Буслаев предпринимает путешествие для «спасения души».


5. Внимательно присмотрись к кораблю Буслаева. Что необычного в этом корабле? Черты каких существ соединены в нем? Что означает такое соединение? Сколько раз в былине повторяется описание корабля и как его вид изменяется после смерти хозяина? Что означает это изменение?

В описании корабля легко угадываются знакомые ученикам мотивы, указывающие на связь его хозяина с высшими силами, с землей, подводным и подземным миром: «нос-де, корма да по-звериному, да хоботы мечет по-змеиному». И хотя у корабля нет имени, все детали описания говорят, что он единственный в своем роде, и не только построен из лучшего, самого дорогого, «заморского» материала, но и сделан, как живое существо.

«Место очей было у корабля положено

По тому по камешку самоцветному,

Место бровей было у корабля положено

По тому же по соболю по черному,

Не по здешнему соболю – по сибирскому,

Место ресниц было у корабля положено

По тому по бобру да нынь по сизому,

Не по здешнему бобру – по закаменскому».

То, что для эпического певца корабль и его хозяин слиты воедино, как богатырь со своим «чудесным» конем, показано им в конце былины после смерти Василия Буслаева:

«Как вынесли из корабля ясны очи,

Как взяли они да черны брови, -

Не стало на корабле хозяина».


6. Сколько раз и где останавливается корабль Василия Буслаева?

Трижды за время плавания пристает корабль к берегу и трижды отправляется в путь. Первая остановка у горы Сорочинской, вторая – в гавани корабельной, откуда отправился Василий в Ерусалим-град, третья остановка снова у горы Сорочинской.


7. Присмотрись к первой остановке. Почему Василий решил остановить корабль у гоы Сорочинской? Что он увидел с корабля, а что — сойдя на берег?

Как ты понимаешь это различие: герою показалось, что на горе “чуден крест” или крест там действительно был, только Василий почему-либо не мог его найти? Если ты придерживаешься второго мнения, то в чем причина затруднений героя?

Как повел себя Василий Буслаев в этой ситуации? Что предсказала голова Василию и как он отнесся к предсказанию? Можешь ли ты объяснить поведение героя?

Действие происходит в «чужой» стране, на горе Сорочинской. В былинах горы Сорочинские – место встречи богатыря с потусторонней, часто враждебной для него силой. Буслаев мог сразиться здесь со Змеем (как Добрыня) или с исполинским великаном (как Илья Муромец). Но былину не интересует подобное сражение, ибо нет такой живой силы, которую бы Василий не одолел.

С моря видит богатырь некий знак – «чуден крест», пристает к берегу, но находит на горе только «суху голову, кость человеческу». «Он пнул ее, Василий правою ногой», и услышал в ответ от черепа, что потревожил кости мертвого богатыря, более сильного и могучего, чем Буслаев: «был молодец я не в твою пору, не в твою пору, да не в твою ровню». Сказала ему «кость человеческа», что не вернется он на «Святую Русь». То, как отвечает черепу Василий, говорит слушателю (читателю), что понял богатырь, о чем идет речь. В его ответе: «себе ты спала, себе видела» прослеживается мотив непробудного, «мертвого» сна. Слова черепа повторяют этот мотив, усиливая его значение: «я себе-то спала, да тебе видела», то есть предсказание о том, что ждет богатыря, исходит из иного мира. Презрел богатырь слова черепа, плюнул и пнул его во второй раз. И второй раз предсказал ему череп скорую смерть: «Лежать тебе, Василью, со мной во едином гробу, во едином гробу, да по праву руку».

Ученики могут сравнить это событие с событиями спора богатыря с новгородцами (пир в доме Василия, «великий заклад»). Проведенное сравнение помогает им объяснить действия героя, какими показывает их былинный певец, и заключить, что «под старость», как и смолоду, полон Василий пренебрежением к закону, силе, к смерти. Он не только не совершил положенного погребального обряда над богатырем, которого «убила сорочина долгополая», но плюнул и пнул ногой сухие кости.


8. Присмотрись ко второй остановке корабля. Напоминает ли поступок Василия Буслаева на реке Иордань его же поведение на Сорочинской горе? Подходит ли для оценки этих поступков слово “кощунство” (если значение слова тебе неизвестно, найди его в словаре)? Что предсказала герою женщина, и как он отнесся к ее предсказанию? Как ты думаешь, стремились ли авторы былины к тому, чтобы читатель уловил сходство между ответами героя мертвой голове и женщине?

Следующее событие, на котором останавливает внимание былина – купание Буслаева в Ердан-реке. Запрет купания в этой реке связан с крещением в ней Иисуса Христа. О том, что Василий совершил кощунственный поступок, говорит ему «жона староматера» и повторяет слова, уже слышанные богатырем от черепа:

«Не бывать тебе, Василий, на Святой Руси,

Не видать тебе родимой своей матушки,

Честной вдовы Омельфы Тимофеевны».

Ответный поступок Василия как бы удивляет даже былинного певца.

«Он ведь плюется, Василий, сам чурается:

- Себе же ты спала, да себе видела».

И во второй раз пренебрегает Буслаев предсказанием и оскорбляет пророчицу. Дважды повторенное предсказание и дважды высказанное пренебрежение со стороны Василия позволяет заключить, что былинный певец намеренно усиливает сходство между ответами богатыря мертвой голове и женщине.


Чего мы ожидаем от третьей остановки Василия Буслаева, зная о законе троекратного повторения, который действует и в былинах, и сказках?

Закономерно возникает вопрос, рассчитанный на читательское предвидение учеников: каково содержание последнего события, изображающего третью остановку богатыря. Поскольку четвероклассники не единожды наблюдали закон троекратного повторения событий в сказках и былинах, им понятно, что в заключительном событии предсказанная герою судьба исполнится. Следовательно, основное внимание учеников-читателей направляется на то, чтобы уяснить, каким образом сбылось предсказание, и какую силу не смог одолеть Василий Буслаев.


9. Как погиб Василий Буслаев? Что, по твоему мнению, погубило его? Что оказалось сильнее его непомерной силы?

Возможно, чтобы детальнее проследить описание поступков богатыря, следует назвать эпизоды, составляющие заключительное событие. Допустим:

- видение «чудного креста» и остановка на Сорочинской горе;

*

предложение Буслаева состязаться с камнем (тягой земной);
*

начало состязания – победа богатыря;
*

продолжение состязания - поражение Василия;
*

предсмертное завещание Буслаева;
*

похоронный обряд над двумя богатырями.

Теперь следует рассмотреть каждый эпизод детально, сопоставляя поступки героя и описание их с известными мифологическими и фольклорными мотивами и событиями прочитанных былин.

Сравнение начальных эпизодов первого и четвертого событий важно для развития наблюдательности читателей-учеников, их представлений о роли каждой детали описания. В первом событии Василий «зрил-смотрел на круту гору, увидел Василий нынь чуден крест». В эпизоде заключительного события Василий действует так, как будто ждет появления прежнего видения, ищет его. Прошедшее время в глаголе «зрил-смотрел» заменяется настоящим: «зрит-смотрит» Василий и не «на круту гору», а «на все стороны». Если при первом посещении Сорочинских гор былинный певец показывает действия только одного Буслаева (его встречу и разговор с «укостью человеческой»), то во втором посещении в событии участвует вся дружина:

«Не нашли-то они да чудна креста,

Нашли-да сер горюч камень».

Ученики знакомы по волшебным русским сказкам с предметом, называемым «сер горюч камень». Они знают, что камень этот связан с иным миром: на нем читают путники надпись, предупреждающую о смерти, под ним бывает вход «туда, не знаю куда». Былинный певец не случайно заостряет внимание слушателей на внушительных размерах камня: около двенадцати метров в ширину, шестнадцати метров в длину и полутора метров в высоту (в современном исчислении). Такой «камешек», как ласково называет его певец и вслед за ним Василий, подходит богатырю для испытания судьбы. Буслаев назначает такое испытание для себя и дружинников:

«Мы станем скакать через камешек, -

вперед-то мы скочим, назад отскочим».

При этом Буслаев не сомневается в своей силе, не уверен он только в способностях маленького и хроменького Потанюшки:

«Вперед ему скочить, назад не отскочить».

Выдержали на первый раз испытание вся дружина и сам богатырь. Но не остался доволен Василий результатом состязания и повелел всем прыгать во второй раз, теперь уже вдоль камня. Возможно, ученики смогут самостоятельно вспомнить похожие поступки Святогора (богатырь сначала поднимал «сумочку скоморошью», затем примеривал на себя гроб) и сопоставить их с испытанием Буслаева. Интересно отметить, что в двух былинах совпадает одна деталь – присутствие наблюдателей и соратников при состязании. В былине о Святогоре – это Илья Муромец, в былине о Буслаеве – его дружина.

Второе испытание выдержала вся дружина, не сумел перепрыгнуть камень только Василий:

«Да пал-то Василий грудью белою,

Да пал, разломил-то грудь свою белою».

«Земная тяга» оказалась сильнее богатыря. Понял Василий, что сбылось предсказание.


Можно ли сказать, что перед смертью Василий Буслаев прозрел, и если да, то почему? Как нужно понимать его завещание? (Отвечая на этот вопрос, постарайся объяснить, почему он велел похоронить себя вместе с мертвой головой, которую до этого кощунственно пинал; обрати внимание на то, как звали богатыря, которому принадлежала голова, и подумай, есть ли какой-нибудь смысл в совпадении имен?)

Перед смертью завещал Буслаев похоронить себя вместе с черепом, предвещавшим ему смерть.

На вопрос, почему таким оказалось последнее повеление богатыря, можно высказать несколько предположений.

Во-первых, потому, что сбылась первая часть предсказание черепа: «не бывать тебе, Василий, на Святой Руси», значит, следует исполнить второе предсказание.

Во-вторых, потому, что не выполнил в первый раз древний обычай Василий и не похоронил кости богатыря (можно сравнить с обязательностью выполнения похоронного обряда в «Илиаде» и «Одиссее»).

В-третьих, мертвого богатыря звали Василий Игнатьевич, как выяснилось из надписи на могильном кресте. Совпадение имен не может быть случайностью. Среди былинных богатырей есть Василий Игнатьев, славный своими подвигами подстать Буслаеву. Кроме того, погиб богатырь в том же месте, что и Буслаев. У двух богатырей как бы одна судьба.


10. Как описано возвращение корабля с телом Василия Буслаева и какое отношение былины к герою выражено в этом описании?

Определив фрагмент искомого эпизода, ученики без труда назовут детали, свидетельствующие о сочувствующем отношении былины к погибшему богатырю.


11. Сравни смерть Василия Буслаева и смерть Святогора. Что общего и что различного можно увидеть в их судьбах?

Задание предполагает наблюдение за описанием смерти героев и выполнения похоронного обряда над каждым из них. Общее у богатырей – их безмерная сила, которую одолеть смогла лишь «тяга земная». Но в уходе Святогора много чудесного. Смерть его предполагается, но не изображается. Уже находясь в закрытом гробу, Святогор разговаривает с Ильей Муромцем и предлагает ему своего коня и свою силу. Гроб с богатырем запечатывается ударами сабли, от которых образуются железные обручи. Эти детали убеждают, что смерть Святогора изображается в былине как уход богатыря-великана, богатыря-титана.

Василий Буслаев разбивается о камень, и хоронят его как богатыря-воина:

Спускали в могилу их глубокую,

Засыпали желтым песком сыпучим,

Поставили в резвы ноги им чуден крест,

На кресте подписали подпись книжную».

"Лежат два удала добра молодца,

Два сильни могучи русски богатыря, -

Да один-от Василий сын Игнатьевич,

Другой-от Василий сын Буслаевич,

Их убила сорочина долгополая,

Да та же ли чудь да двоеглазая".

Возможно, ученики заметят в приведенном фрагменте две детали, интересные по отношению к истории паломничества Василия Буслаева. «Чуден крест», который виделся Василию с корабля и который не находил он на горе, стоит теперь на том самом месте, где лежал череп. Надпись на кресте уравняла двух богатырей и по силе, и по судьбе: «их убила сорочина долгополая…»


Сопоставление эпизодов, изображающих смерть Святогора и Василия Буслаева, показывает, что оба героя состязались с «тягой земною», и оба потерпели поражение. Предполагается, что ученики выскажут гипотезы о том, что означает в былине поражение богатыря, а не его полная победа и прославление. Проверяться высказанные мнения будут по мере выполнения итоговых заданий.



ПОДВИГ ГЕРОЯ И ЕГО ОЦЕНКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЭПОСЕ

/итоговые задания/


Цель раздела – обобщить сделанные наблюдения над строением былин и способом описания богатырей, их противников и событий; сравнить состав событий в древней эпопее и былине и на этом основании попытаться выявить и осознать отличия в понимании мироустройства и содержания героического подвига в поэме древности и средневековой героической песни.

«Формульность» в народной сказке, древней эпопее и средневековой песни.

«Практическое» представление о стилистических формулах ученики-четвероклассники имеют еще с дошкольного детства. В таких сказках, как "Теремок", "Нет козы с орехами", "Звери в яме" и др., почти весь текст состоит из повторяющихся с незначительными изменениями выражений. Гораздо меньше места занимают словесные формулы в волшебных сказках и в древней эпопее. Теперь ученикам предстоит рассмотреть построение, место и роль словесных формул в составе средневековой эпической песни. Сделать это можно с помощью игры.

Игра 1. Рассказывание кумулятивной сказки по «цепочке», от одного ученика к другому. Начинают сказку ученики первой группы (по домашним заготовкам), обрывая рассказ после появления словесной формулы. Задача следующих рассказчиков – продолжить сказку и безошибочно воспроизводить словесную формулу, определив (угадав) ее строение. Наряду с хорошо знакомыми сказками «Колобок», «Нет козы с орехами» желательно разыгрывание более сложных формульных текстов, таких как «Яичко», «Старик и волк», «Звери в яме». В таком рассмотрении этого материала роль повторов-формул становится очевидной и легко формулируется.

Игра 2. На доске вывешиваются рисунки-схемы, изображающие «узор» словесной формулы конкретной сказки-цепочки. Автор каждого рисунка предлагает назвать сказку на основании схемы и защищает свою версию «узора» в случае, если одноклассники выразят несогласие.

Наблюдение за построением словесной формулы в сказке-цепочке (устный рассказ) и сравнение нескольких рисунков-схем позволит ученикам выяснить способы присоединения словесных звеньев: в схеме с нарастанием и убыванием повторов, в схеме вопросов и ответов, в схеме прямого и обратного движения повторяющихся фраз. После этого они могут сформулировать свое заключение о месте и роли словесной формулы в сказке-цепочке. Допустим:

- почти весь текст сказки-цепочки состоит из повторяющихся словесных формул;

*

словесные формулы сказки - игра в запоминание последовательности фраз, в безошибочное воспроизведение всего текста; это игра со словами, плетение словесных узоров по определенным правилам;
*

строение словесной формулы иногда может показать, каковы персонажи сказки – глупые, трусливые, остроумные, тупые и т. п.;
*

с помощью присоединения новых звеньев создается впечатление продолжительности действия, его нарастания и напряженности; (для доказательства высказанной мысли можно пересказать сказки только по сюжету и сравнить впечатления) и т. д.

Вторая группа учеников, наблюдавшая за формулами волшебной сказки, может представить результаты своей работы также в форме игры или в форме рассуждения о месте и роли словесных повторов в ходе повествования.

Игра 3. Она составляется по известному правилу: вопрос – ответ. В качестве вопроса выступает фрагмент текста, содержащий словесную формулу, в качестве ответа - определение места словесной формулы в композиции сказки и ее роли в повествовании. Например:

«В некотором царстве, в тридевятом государстве…» – начало сказки, показывает неопределенность (условность) места действия;

«Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» – в середине повествования, до перехода границы или после него; неопределенность времени и пространства;

«Стали жить-поживать и добра наживать» - благополучный конец приключений героя и конец сказки;

«На той свадьбе я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» - концовка сказки сообщает, что весь рассказ – вымысел.

Наблюдение за подобными словесными формулами позволяет ученикам сделать самостоятельный вывод: неопределенность места и времени действия сказки передается с помощью словесных повторов, специальных формул, которые переходят из сказки в сказку. Формулы присутствуют в начале сказки и в ее конце. С помощью словесной формулы сказитель подчеркивает вымышленность всей истории.

Игра 4. Наблюдения можно продолжить, подготовив фрагменты текста, содержащие словесные формулы, которые встречаются в ходе событий и переходят из сказки в сказку или повторяются в пределах одной истории. Определение их роли в составе повествования - более сложная задача для учеников-читателей.

«Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - к лесу задом, а ко мне передом» - обращение к чудесному предмету;

«Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, нынче русска коска сама на двор пришла!» - формула, указывающая на хозяина иного мира или стража границы;

«Кто бы ты ни был таков, выходи сюда. Коли старый человек – будешь мне родной батюшка, коли средних лет – будешь братец любимый, коли ровня мне – будешь милый друг!» - обращение к невидимому гостю;

«По щучьему велению, по моему хотению» – магическая формула исполнения желания или необходимого действия;

«Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» - вызов чудесного помощника;

«Сивка-бурка бежит, изо рта полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой» - признаки существа, принадлежащего иному миру;

«Сделался такой молодей – ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать» - формула метаморфозы героя в результате посещения иного мира и т. д.

Теперь можно сравнить словесные формулы сказок-цепочек и словесные формулы волшебных сказок по «внешнему оформлению» и роли в составе повествования. Результатом сравнения окажется заключение, что роль и место словесных формул в двух типах сказок различна и в каждом случае соответствует художественной задаче произведения.

Рассказывание сказок с целью наблюдения за словесным оформлением повествования сделает более наглядным формульность текста как признак устного жанра, существовавшего тысячелетиями в устном изложении и запоминании наизусть. Это, в свою очередь, позволит ученикам осознать формульность как специфику фольклора. Все его формы тяготеют к сохранению и многократному воспроизведению той или иной стилистической традиции.

Древние эпические поэмы сохраняют эту традицию в значительно меньшей степени. Роль словесных повторов в них не так велика. Повторяется состав описания (например, вооружение воина, поединок противников), но повтор одной и той же словесной формулы достаточно редок.

Третья группа учеников может выступить в роли сказителей и воспроизвести фрагменты оригинальных текстов былин, в которых присутствуют повторяющиеся стилистические формулы. Ученики отмечают, какую смысловую роль выполняют словесные формулы в составе сюжета, вспоминая и обобщая сделанные ранее наблюдения:

*

повтор формулы указывает на связь персонажа с мировыми силами («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Волх Всеславьевич»);
*

формулой обозначаются действия богатыря, только ему одному свойственные («Волх Всеславьевич», «Смерть Василия Буслаева»);
*

повтор формулы подчеркивает чудесные свойства оружия («Алеша Попович и Тугарин»), коня («Илья Муромец и Соловей-разбойник») или корабля («Василий Буслаев»).

В заключение проделанной работы можно попытаться сформулировать определение понятия «стилистическая формула». Стилистическая (словесная) формула - сочетание слов, предложение или группа предложений, повторяющиеся целиком или с незначительными изменениями. Такие выражения имеют не только устойчивый лексический (словарный) состав, но и строго определенный синтаксис и связанный с ним ритм.



Значимость эпизода и смысл сюжетной схемы в былине.


Поскольку ученики имеют достаточный запас наблюдений за фактами текста былин и опыт сопоставления событий в произведениях одного жанра, можно предложить им путь самостоятельного обобщения и выводов о событийном составе сюжета былин и его смысле. Рассуждения можно начать со сравнения событий следующих былин: «Добрыня Никитич и Змей», «Вольга Святославьевич и Микулушка Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Алеша Попович и Тугарин».

Просмотр содержания четырех былин и заданий к ним позволяет предположить, что ученики самостоятельно могут назвать центральное событие, одинаковое для этих песен. Это поединок с противником (или состязание, как в былине «Вольга Святославич и Микулушка Селянинович»). Точно также ученики могут отметить, что событие поединка или состязания всегда изображается кратко. Можно посчитать по строчкам, какое их количество отведено для изображения поединка в каждой былине.

В этом моменте наблюдений возникает видимое противоречие между повторяемостью события поединка и, следовательно, его важностью для былины, и той краткостью, с которой оно изображено. Отсюда напрашивается вывод о том, что предшествующие поединку события и последующие за ним важны для былинного певца в большей степени, чем подробное описание единоборства противников. Какие же события предшествуют поединку?

Из проведенных наблюдений явствует, что таким событие становится недоверие к силе и способностям богатыря, выражаемое наблюдателями (окружением) или самим противником (соперником). По тексту не трудно подтвердить присутствие этого события в каждой былине.

Так, в былине «Добрыня Никитич и Змей» мать предостерегает сына: «Молод ты еще слишком, милый сын, чтобы ездить богатырствовать в чистое поле» и просит его не купаться в Пучай-реке.

Черниговские мужички предупреждают Илью Муромца о непобедимой силе Соловья-разбойника, а над Алешей Поповичем смеется сам противник Тугарин.

Особый интерес в изображении недооценки сил богатыря представляет былина «Вольга Святославич и Микулушка Селянинович». Желательно, чтобы ученики самостоятельно указали тот момент, который определяет различия в изображении встречи двух героев в этой былине по сравнению с остальными. Оба ее героя - русские богатыри, они соперники, то есть могут померяться силой и удалью, но не противники, когда при встрече в поединок вступают богатырь и его враг (чужанин). Кто из двух богатырей в этом случае первоначально недооценивается? Кому принадлежит недооценка - участникам события или былинному автору? Представляется, что ответы на эти вопросы не вызовут затруднений учеников. Важно только, чтобы были названы все моменты недооценки: продвижение пахаря в поле, вес его «сошки», стоимость его лошадки. Учителю также следует подготовить фрагмент подлинной записи былины на тот случай, если ученики захотят узнать, как былина изображает событие недооценки.

Следующий момент, повторяемый в былинах, - появление противника богатыря. На этот момент обращалось внимание в заданиях к текстам и при обсуждении ответов. Ученики, сопоставив проделанные ранее наблюдения, могут сделать вывод, что противник богатыря перед поединком изображается всегда как более сильный и могущественный. С чьей точки зрения показан богатырь и его противник? С позиции участников события или эпического певца? Ответом на эти вопросы как раз и служит последующий поединок. Легкость победы над противником свидетельствует о том, что былинный автор изначально знает о непревзойденных способностях своего героя. Следовательно, недооценка героя выражена с позиции участников события.

Краткость изображения поединка (или состязания) показывает, что это событие не является главным, основным в сюжете. Его роль – обеспечить перемену в оценке богатыря со стороны тех, кто его окружает, в том числе и слушателей (читателей).

Восхваление героя и через это посрамление тех, кто выражал ему недоверие – заключительное событие былины. Обобщая наблюдения, можно обозначить последовательность событий в былине следующим образом:

недоверие к богатырю (хула) - поединок (состязание) – победа и хвала.

Таким образом, смысл сюжетной схемы в былине – показать перемену мнения окружающих о богатыре и тем самым возвеличить его.

«Картина мира» в былине и древней эпопеи


Для того чтобы художественная задача средневекового певца, воплощенная в сюжете былины, выступила в наиболее доступной для наблюдения форме, следует выявить различия в картине мира, типах событий и героев в древних эпических поэмах и средневековых эпических песнях. В этих целях можно попытаться вместе с учениками составить карту-картину основных мест действия и событий прочитанных былин. Вопросы о пространстве, в котором происходят начальные события и встреча героя с противником (соперником) обсуждались при рассмотрении названных выше былин.

Составление такой карты интересно тем, что показывает складывающиеся способности учеников ориентироваться в художественном пространстве произведения, различать типы пространственных сфер по их признакам и событиям, в них происходящим.

Начинать рисунок можно с обсуждения вопроса о том, какие места действия, называемые былиной, можно соотнести с географической картой Европейской части России или с картой Древней Руси. Таковыми окажутся города: Киев, Новгород, Чернигов, Муром, Ростов Великий, Суздаль. Их местоположение на карте-рисунке отмечается с ориентацией на реальные географические координаты.

Когда наметились некоторые «контуры» географического пространства, воплощающие для читателя-слушателя также признаки исторического времени, можно попытаться изобразить то пространство, в котором происходят встречи богатырей и поединки. Но прежде чем обозначать места событий на карте, следует обсудить сложившиеся представления учеников о признаках и свойствах этого пространства. Обсуждение может проходить в двух формах:

- рассматривание и сопоставление карт, выполненных учениками дома;

- совместное рассуждение о пространстве, в котором происходят богатырские деяния. 




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter