Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Тамарченко Н. Д. и др. Русские былины. Часть 2

Автор: Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман, Л. Е. Стрельцова

Русские былины: Методика рассмотрения и анализа средневековой эпической песни в 4-ом классе.
Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман, Л. Е. Стрельцова

Публикация Л. Е. Стрельцовой

(Часть вторая)

Читатель увидит в предлагаемом учебном материале три разновидности текстов: пересказы и подлинные записи былин; вопросы и задания к былинам; «ответы» на вопросы после каждого задания.

Назначение каждого типа учебного материала в организации читательской работы четвероклассников различно. Так, отбор и специально продуманная последовательность былин создают условия для сравнения героев и событий средневековой песни и способов их изображения. В ходе чтения сравнение присутствует постоянно: вторая былина сопоставляется с первой, третья былина - с первой и второй и т. д.

Сравнение фрагментов пересказа и подлинной записи былины позволяет увидеть изменения смысла событий средневековой песни при ее адаптации для современного читателя. Так, как бы сама собой, возникает проблема интерпретации былинных текстов в соответствии с мировидением средневекового эпического певца.

Интерпретация события, поступка, внешнего облика персонажа и места его обитания основана на «расшифровке» архаических мотивов, которые в былине присутствуют как знаки, символы, а не в подробном изображении. Способ их расшифровки (способ проникновения в смысл былинного повествования) как раз и задан в вопросах к текстам каждой былины.

Таким образом, задания выступают в качестве основного обучающего средства, организующего, направляющего и развивающего учебную читательскую деятельность. Мы называем эти задания типовыми задачами, поскольку они могут быть применены к любому тексту данного вида.

Типовые учебные задачи имеют одинаковую структуру. Обычно задание состоит из нескольких вопросов и его цель – выяснить смысл рассматриваемого события. При этом первый вопрос чаще всего требует зачитывания или пересказа фрагмента былины, в котором это событие описывается.

Например: О чем предупреждала мать Добрыню, и почему он нарушил ее запрет?

Чтобы предупредить произвольную интерпретацию действий персонажей (ученики довольно часто говорят о том, что мать жалела Добрыню и не хотела, чтобы он попал в беду), в задании предлагается вспомнить и назвать сказки, в сюжете которых присутствует подобное событие, и на основе сравнения выяснить его роль.

Вспомни, какую роль играют запреты и их нарушения в волшебных сказках.

Называние разных сказок и припоминание их содержания позволяет заключить, что в каждой из них есть запрет, а сопоставление последующих за запретом действий показывает, что запрет всегда нарушается, и это ведет к одинаковым последствиям для героя. Таким образом, делается попытка выяснить значение повторяющегося поступка (мотива).

Следующий вопрос предлагает увидеть сходство между поступками персонажей сказки и былины, и, вследствие проделанных наблюдений, приблизиться к пониманию смысла былинного события.

К чему приводит нарушение запрета в этой былине?

Так же как и в сказке, результатом нарушения запрета становится встреча героя с представителем иного мира.

Еще один пример:

Внимательно перечитай описание места, где “сидит” Соловей-разбойник. Как ты понимаешь выражения: река Смородина, береза покляпая (искривленная), черные грязи, крест Леванидов, дуб?

Понятно, что в условии задания перечисляются знаки-символы, позволяющие обратить внимание читателя-ученика на необычность описания и, возможно, сделать предположение, что изображенная часть пространства есть граница между двумя мирами. Следующие указания направлены на то, чтобы ученик увидел в тексте былины дополнительные «знаки», разъяснение смысла которых может подтвердить сделанное ранее предположение.

Теперь всмотрись в изображение “гнезда” Соловья. Постарайся объяснить, о чем говорят такие особенности жилья этого персонажа: двор на семи верстах, железный тын, головы богатырские на маковках, подвалы глубокие, золото и другие сокровища в подвалах.

Наконец, предлагается вспомнить подобные описания в сказках и на основании сравнения утвердиться в своем выводе.

Не встречались ли тебе похожие описания в сказках? Как ты думаешь, “палаты” (дворец) Соловья находятся по эту или по ту сторону реки Смородины? Случайно ли то, что Илье, чтобы попасть в Киев, необходимо переправиться через реку (на этот раз — через Днепр)?

Мы рекомендуем учителю при подготовке к уроку подобрать несколько сказок (или, по требованию задания, мифологических историй) и выделить в их тексте соответствующие фрагменты для зачитывания. Его задача состоит в том, чтобы создать «смысловое поле» из ответов учеников. Держа в памяти названные ими сказки, учитель побуждает учеников к воспроизведению фрагментов, выбору из них наиболее подходящих и сравнению с событием былины. При этом наиболее трудный для учителя момент – сохранить «чистоту» наблюдений и сравнений. Читатели-ученики по разным причинам называют истории и сказки, в которых нет искомого события или, называя сказку правильно, не могут воспроизвести нужный фрагмент. Успех поиска обеспечивается в том случае, если учитель хорошо знает многие сказки из сборников Н. Афанасьева и тексты из собраний мифов, преданий и легенд, читаемых детьми. Это позволит ему своевременно поддержать ученика, если тот не может воспроизвести словесную формулу, или исправить ошибку, если история была названа неправильно.

Очевидно, что приблизительные ответы на вопросы, в которых искомые действия, поступки персонажей или события были заменены обобщающими определениями, не позволяют провести сравнение. Увидеть сходство ученик-читатель может только в том случае, если его память воспроизведет словесные формулы сказки (текст) и былины, и в этих формулах, в словесных обозначениях он опознает повторение.

Как видно из приведенных выше примеров, для всех учеников - участников обсуждения, предметом рассмотрения служат фрагменты текста одного или нескольких произведений. Этот предмет объективен (одинаков и для учеников, и для учителя) и является критерием правильности выдвигаемых читательских интерпретаций.

Мы предполагаем, что содержание типового задания, как оно представлено в последовательности вопросов, позволяет соединить наблюдения над составом былины и усвоенные ранее представления о персонажах и событиях мифов, волшебных сказок и героических песен в непосредственной читательской деятельности ученика. При этом результат размышлений ученика ощущается им самим как его собственная догадка (открытие). Факт этого открытия свидетельствует, что в сознании ученика образуется новая форма, новый способ мышления, который позволяет не только выявлять структурные элементы текста (мотивы), но видеть внутреннее, сущностное сходство и связи между ними. Это есть момент зарождения понятийного мышления и, вместе с тем, качественно нового способа наблюдения за предметом познания.

Под понятием в данном случае мы понимаем совокупность однотипных фактов текста, наблюдаемых учеником, которую он обозначает одним и тем же термином. Поскольку наблюдаемые факты (мотивы) в большинстве случаев воссоздаются в воображении и запечатлеваются в сознании в виде «картин», то складывающееся понятие одновременно состоит из совокупности «картин» обобщаемых однотипных фактов. При этом не происходит (или не должно происходить) обобщение «картин» в некий совокупный «образ», а предполагается сохранение этих картин в их индивидуальном, конкретном, единичном облике так, чтобы «образ» объединял их все на основе внутренне (а не внешне) присущего им сходства. В этом случае в сознании ученика складывается образ-понятие (а затем система понятий) как средство для узнавания и обозначения наблюдаемых художественных явлений, средство их сравнения и классификации, установления новых черт, особенностей, значений в каждом конкретном случае.


Наконец, третий тип текстов - ответы на вопросы заданий. Этот тип носит сугубо информационный характер и не имеет обучающего потенциала. Предлагаемые ответы на вопросы не следует использовать ни в качестве образца «правильного» ответа, ни для предварительного ознакомления учеников с содержанием былин, ни для выводов, к которым нужно подвести читателей-детей. Это лишь примеры, с помощью которых мы пытаемся заинтересовать учителя необычностью интерпретации событий и содержания былин по сравнению с толкованиями, бытующими в школьном обучении. Кроме того, в некоторых случаях учитель видит путь рассуждений, последовательность рассмотрения фактов текста или нескольких текстов и способы установления связей между ними. Это также иллюстрация, пример содержания учебной читательской деятельности, попытка показать повторяемость способов текстового анализа и на этой основе возможность их запоминания, усвоения учениками. Критерий оценки любой интерпретации – его соответствие строению текста. Право и долг учителя – проверить степень адекватности предложенного ответа, обратившись к самостоятельному анализу текста.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР


Как не далече-далече во чистом во поли,

Тута куревка да поднималася,

А там пыль столбом да поднималася, -

Оказался во поли добрый молодец,

Русский могучий Святогор-богатырь.

У Святогора конь да будто лютой зверь,

А богатырь сидел да во косу сажень,

Он идет в поли, спотешается -

Он бросает палицу булатную

Выше лесушки стоячего,

Ниже облаку да ходячего,

Улетает эта палица

Высоко да по поднебесью;

Когда палица да вниз спускается,

Он подхватывает да одной рукой.


Наеждяет Святогор-богатырь

Во чистом поли он на сумочку да скоморошную,

Он с добра коня да не спускается,

Хотел поднять погонялкой эту сумочку -

Эта сумочка да не ворохнется.

Опустился Святогор да со добра коня,

Он берет сумочку да одной рукой -

Эта сумочка да не сшевелится;

Как берет он обема руками,

Принатужился он силой богатырской,

По колен ушел да в мать сыру землю, -

Эта сумочка да не сшевелится,

Не сшевелится да не поднимется.

Говорит Святогор да он про себя:

"А много я по свету еждивал,

А такого чуда я не видывал,

Что маленькая сумочка да не сшевелится,

Не сшевелится да не здымается,

Богатырской силы не сдавается".

Говорит Святогор да таковы слова:

“Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла".

И взмолился он да своему коню:

"Уж ты верный богатырский конь!

Выручай теперь хозяина".

Как схватился от да за уздечку серебряну,

Он за ту подпругу золоченую,

За то стремечко да за серебряно, -

Богатырский конь да принатужился,

А повыдернул он Святогора из сырой земли.


Тут садился Святогор да на добра коня

И поехал во чисту полю

Он ко тым горам да Араратскиим.

Утомился Святогор да он умаялся

С этой сумочкой да скоморошноей,

И уснул он на добром коне,

Заснул он крепким богатырским сном.

Из-под далеча-далеча из чиста поля

Выезжал старый козак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Увидал Святогора он богатыря:

“Что за чудо вижу во чистом поли,

Что богатырь едет на добром кони,

Под богатырем-то конь да будто лютый зверь,

А богатырь спит крепко-накрепко".

Как скрычал Илья да зычным голосом:

"Ох ты гой еси, удалой добрый молодец!

Ты что, молодец, да издеваешься,

А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,

Не ко мне ли, старому, да подбираешься?

А на это я могу ответ держать".

От богатыря да тут ответу нет.

А вскричал Илья да пуще прежнего,

Пуще прежнего да зычным голосом, -

От богатыря да тут ответа нет.

Разгорелось сердце богатырское

А у старого казака Ильи Муромца,

Как берет он палицу булатнюю,

Ударяет он богатыря да по белым грудям, -

А богатырь спит, не просыпается.

Рассердился тут да Илья Муромец,

Разъеждяется он во чисто поле,

А с разъезду ударяет он богатыря

Пуще прежнего он палицей булатнею, -

Богатырь спит, не просыпается.

Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,

А берет он шалапугу подорожную,

А не малу шалапугу - да во сорок пуд,

Разъеждяется он со чиста поля,

И ударил он богатыря по белым грудям, -

И отшиб он себе да руку правую.

Тут богатырь на кони да просыпается,

Говорит богатырь таково слово:

“Ох, как больно русски мухи кусаются".

Поглядел богатырь в руку правую,

Увидал тут Илью Муромца,

Он берет Илью да за желты кудри,

Положил Илью да он к себе в карман,

Илью с лошадью да богатырскоей,

И поехал он да по святым горам,

По святым горам да Араратскиим.

Как день он едет до вечера,

Темну ноченьку да он до утра,

И второй он день едет до вечера,

Темну ноченьку он до утра,

Как на третей-то да на денечек

Богатырский конь стал спотыкатися.

Говорит Святогор да коню доброму:

“Ах ты волчья сыть да травяной мешок!

Уж ты что, собака, спотыкаешься,

Ты идти не мошь аль везти не хошь?"

Говорит тут верный богатырский конь

Человеческим да он голосом:

“Как прости-тко ты мне, хозяинушко,

А позволь-ка мни да слово вымолвить:

Третьи суточки да ног не складучи

Я вожу двух русских могучих богатырей,

Да й в третьих с конем богатырским".

Тут Святогор-богатырь да опомнился,

Что у него в кармане тяжелешенько, -

Он берет Илью да за желты кудри,

Он кладет Илью да на сыру землю

Как с конем его да богатырским,

Начал спрашивать, да он выведывать:

"Ты скажи, удалый добрый молодец,

Ты коей земли, да ты какой орды?

Если ты богатырь святорусский,

Дак поедем мы да во чисто поле,

Попробуем мы силу богатырскую".

Говорит Илья да таковы слова:

"Ай же ты удалой добрый молодец!

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобой сражатися,

Я желаю с тобой побрататися".

Святогор-богатырь соглашается,

Со добра коня да опущается,

И раскинули оне тут бел шатер,

А коней спустили во луга зеленые,

Во зеленые луга оне стреножили.

Сошли они оба во белой шатер,

Они друг другу порассказалися,

Золотыми крестами поменялися,

Они с друг другом да побраталися,

Обнялись они, поцеловалися:

Святогор-богатырь да будет большой брат,

Илья Муромец да будет меньший брат;

Хлеба-соли тут они откушали,

Белой лебеди порушали

И легли в шатер да опочив держать.

И недолго-немало спали - трое суточек,

На четверты оне да просыпалися,

В путь-дороженьку да отправлялися.


Как седлали оне да коней добрыих,

И поехали оне да не в чисто поле,

А поехали оне да по святым горам,

По святым горам да Араратскиим.

По святым горам да Араратскиим.

Прискакали на гору Елеонскую,

Как увидели оне да чудо чудное,

Чудо чудное, да диво дивное:

На горы на Елеонския

Как стоит тута да дубовый гроб;

Как богатыри с коней спустилися,

Оне ко гробу к этому да наклонилися,

Говорит Святогор да таковы слова:

“А кому в этом гробе лежать суждено?

Ты послушай-ка, мой меньшой брат, -

Ты ложись-ка во гроб да померяйся, -

Тебе ладен ли да тот дубовый гроб".

Илья Муромец да тут послушался

Своего братца большего,

Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб, -

Этот гроб Ильи да не поладился,

Он в длину длинен и в ширину широк.

И стал Илья да с того гроба,

А ложился в гроб да Святогор-богатырь, -

Святогору гроб да поладился,

В длину по меры и в ширину как раз.

Говорит Святогор да Ильи Муромцу:

"Ай же ты Илья да мой меньший брат!

Ты покрой-ка крышечку дубовую,

Полежу в гробу я, полюбуюся".

Как закрыл Илья крышечку дубовую,

Говорит Святогор таковы слова:

"Ай же ты Ильюшенька да Муромец!

Мни в гробу лежать да тяжелешенько,

Мни дышать-то нечем да темнешенько.

Ты открой-ка крышечку дубовую,

Ты подай-ка мне да свежа воздуху".

Как крышечка не поднимается,

Даже щилочка не открывается.

Говорит Святогор да таковы слова:

“Ты разбей-ка крышечку саблей вострою".

Илья Святогора послушался,

Берет он саблю вострую,

Ударяет по гробу дубовому, -

А куда ударит Илья Муромец,

Тут становятся обручи железные.

Начал бить Илья да вдоль и поперек, -

Всё железные обручи становятся.

Говорит Святогор да таковы слова:

"Ах ты младший брат да Илья Муромец!

Видно, тут мни, богатырю, кончинушка,

Ты схорони меня да во сыру землю,

Ты бери-тко моего коня да богатырского,

Наклонись-ка ко гробу ко дубовому, -

Я здохну тиби да в личко белое,

У тя силушки да поприбавится".

Говорит Илья да таковы слова:

“У меня головушка есть с проседью,

Мни твоей-то силушки не надобно,

“А мне своей-то силушки достаточно:

Если силушки у меня да прибавится,

Меня не будет носить да мать сыра земля;

И не надо мне твоего коня да богатырского, -

А мни-ка служит верой-правдою

Мни старой бурушка косматенький".

Тута братьица да распростилися,

Святогор остался лежать да во сырой земли,

А Илья Муромец поехал по святой Руси

Ко тому ко городу ко Киеву,

А ко ласковому князю ко Владимиру.


Рассказал он чудо чудное,

Как схоронил он Святогора да богатыря

На той горы на Елеонскии.

Да тут Святогору и славу поют,

А Ильи Муромцу да хвалу дают.

А на том былинка и закончилась.

1. Эта былина знакомит читателя с самым древним и загадочным героем — Святогором.

Как ты думаешь, о чем говорит имя Святогор? Знаешь ли ты каких-либо других героев, связанных с горами, скалами, камнями. Вспомни сказки или предания, в которых есть такие герои.

Высказать предположение, что значит имя Святогор, не трудно, тем более, что это имя прямо перекликается с названием «Святые горы» (чудесные горы), место, куда направляются два богатыря после встречи и братания. Что касается других героев, связанных с горами и скалами, то ученики, как минимум, могут назвать Атланта, древнегреческого титана, превратившегося в скалу, вспомнить великанов-хримтурсов из скандинавских мифов и троллей из «Хоббита» Р. Толкина.

2. Ты, конечно, видишь, что Святогор даже по сравнению с самым могучим из русских богатырей, Ильей Муромцем, наделен какой-то неслыханной, непомерной силой.

Как ты думаешь, почему в рассказе о нем первое событие - не встреча его с Ильей, а попытка поднять "сумочку скоморошную"? Связаны ли друг с другом эти два эпизода? Если да, то о чем говорит слушателю-читателю их сопоставление?

Эпизод, с которого начинается первое событие, интересен описанием силы и мощи Святогора. Способ описания знаком ученикам по сказкам - богатырь бросает «палицу булатную выше лесушки стоячего, ниже облаку ходячего; когда палица да вниз спускается, он подхватывает да одной рукой». В сказках такой богатырь всегда чудесного происхождения.

При рассмотрении следующего эпизода следует обратить внимание на то, как контрастно противопоставляются в былине действия богатыря и противодействие такого малозначительного на вид препятствия - скоморошьей сумочки. Предполагается, что ученики-читатели сумеют опознать в этом эпизоде состязание с «тягой земной», которое они наблюдали в былине «Вольга Святославич и Микулушка Селянинович». Желательно, чтобы на основе сравнения фрагментов двух былин они попытались самостоятельно сформулировать способ изображения события. Применяется излюбленная в былинном повествовании фольклорная формула - трижды повторенное действие с усилением. Сначала Святогор хочет поднять сумочку, не слезая с коня: «сумочка не ворохнется». Второй раз пытается богатырь поднять сумочку одной рукой, но уже стоя на земле. Деликатно по отношению к герою эпический певец изображает степень его бессилия: «сумочка да не сшевелится». Наконец, он берет сумочку двумя руками, «принатужился он силой богатырской», но не сумочка подвинулась, а богатырь по колена ушел в землю. Этот момент погружения богатыря в землю известен ученикам как мотив, входящий в состав поединка героя с чудовищем, и он означает переход в иной мир или временную смерть. (Можно вспомнить поединок Кремешка со Змеем в сказке «Кремешок-богатырь»)

Именно так понимает результат своего состязания с силой земной сам богатырь: «Верно тут мне, Святогору, да и смерть пришла», и обращается за помощью к богатырскому коню.

Возможно, что ученики сразу уловят сходство между двумя событиями: и Святогор, и Илья в чистом поле встречаются с «чудом». Первый - с неподъемной сумочкой, второй – со спящим великаном-богатырем. И оба хотят выведать, что может означать эта встреча.

Ответ на этот вопрос будем считать предварительным. Последующие размышления над текстом покажут, какое из высказанных предположений было более правильным.

3. Для проверки своих гипотез подумай: нет ли сходства в самих способах или приемах изображения первого и второго событий былины? (Например, между попытками Святогора поднять сумочку с земли и попытками Ильи разбудить богатыря. С какой целью оба героя это делают? К чему приводят их усилия? Заметь, что Святогор уходит в землю, откуда его "выдергивает" конь, а Илья оказывается в кармане полусонного Святогора, откуда тот его достает, "опомнившись". Есть ли что-то общее между этими заключительными моментами двух эпизодов? Попробуй определить их общий смысл.

Встречу Святогора с Ильей Муромцем следует рассмотреть по эпизодам, узнав в каждом из них соответствующий мотив. Так, крепкий богатырский сон, которым уснул Святогор, сидя на своем коне, распознается как мотив временной смерти, пребывания в ином мире или (по сказкам) мотив непробудного сна. Этот мотив получает развитие в действиях второго богатыря – Ильи Муромца, который пытается разбудить Святогора сначала зычным окриком (дважды повторенным), а затем ударами «палицей булатною». Просыпается богатырь только от третьего удара «шелапугой подорожной». Это оружие знакомо ученикам (по комментарию) как обладающее чудесной силой, и только оно способно вернуть Святогора в земной мир.

С какой целью Святогор хочет поднять переметную сумочку, а Илья Муромец – разбудить богатыря, спящего на коне? И тот и другой хотят померяться со встречными своей силою. Оба состязания былина изображает одинаково: богатыри раз за разом прилагают все большие усилия для достижения цели, а «соперник» никак не реагирует. И результат действий героев оказывается сходным: Святогор уходит в землю, откуда его «выдергивает» конь, а Илья оказывается в кармане полусонного Святогора, откуда титан достает его лишь на третий день по напоминанию того же коня. Общий смысл двух событий, исходя из их изображения, – пребывание героев в ином мире. Второе событие заканчивается эпизодом братания двух богатырей и отправкой к святым горам Араратским.

4. С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: "Как больно русски мухи кусаются". Разве он сам - не русский ? В чем же дело? (Сравни слова "Русским духом пахнет" в сказках).

Эпизод с пробуждением Святогора важен в двух отношениях: как подтверждение временного пребывания богатыря в ином мире и как показ соотношения силы и мощи двух богатырей. Оба эти момента заложены в словах Святогора по поводу ударов Ильи: «Ох, как больно русские мухи кусаются». Выражение «русские мухи» равнозначны «русскому духу», который всегда распознает персонаж подземного мира (Баба Яга), оно подтверждает предположение о переходе героем границы между двумя мирами.

Одновременно, следует вспомнить эпизод из мифологической истории «Путешествие Тора в Утгард», с которым русская былина совпадает в некоторых деталях. Боги Тор и Локи заночевали в хижине, которая оказалась рукавицей великана, а когда Тор попытался его разбудить, ударив по голове своим знаменитым молотом, тот «приоткрыл глаза и спокойно сказал: кажется, на меня с дерева упал лист». Представление о великанах-хримтурсах, их первородстве по отношению к богам, гигантских размерах и невероятной силе, способности обращаться в горы – все это поможет ученикам составить представление о типе богатыря, подобного Святогору. Им станет понятным смысл изображения русского титана, который за волосы поднимает могучего Илью вместе с конем и «кладет их к себе в карман». Ученики хорошо помнят по былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», какой мощью обладал Илья и как силен был его конь. Речь в этом случае идет не только о размерах и силе богатырей, но и о принадлежности героев к разным эпохам мироздания.

5. Отвечая на предшествующие вопросы, ты, возможно, приходишь к мысли, что земля и смерть в былине противостоят любой силе (или превосходят ее). Теперь обратись к третьему событию в былине, т. е. к рассказу о смерти Святогора.

Почему Святогор сначала заставил Илью примерять на себя гроб, найденный на Елеонской горе, а потом и сам стал выяснять, "ладен" ли этот гроб ему? Причина всего, что за этим последовало, наверное, приказание Илье закрыть крышку. Для чего же Святогор это сделал?

В третьем событии былины сразу узнается мотив, знакомый по египетским мифам – примеривание гроба, заранее изготовленного для определенного героя (Сет и Осирис). Скорее всего, ученики выскажут предположение о том, что Святогор заставляет Илью «примерить» гроб, чтобы выяснить, кому из богатырей «смерть пришла». «Этот гроб Илье да не поладился, он в длину длинен и в ширину широк… Святогору гроб да поладился, в длину по меры и в ширину как раз». Дальнейшие действия Святогора сходны с его желанием «спотешаться» при встрече с первым «чудом» – сумочкой скоморошьей. Просит он закрыть гроб крышкой: «Полежу в гробу я, полюбуюся». Но смерть не любит шутить с тем, кому гроб впору: «крышечка не поднимается, даже щелочка не открывается». Просит Святогор Илью разбить «крышечку саблей вострою… Начал бить Илья вдоль да поперек, все железны обручи становятся». Так изображает былина победу земли-смерти над титаном, который пытался состязаться с ней в силе и удали.

Теперь сравни это событие с двумя предшествующими: с каким из них заметно больше сходства? Обрати внимание на то, как сам Святогор в итоге понимает значение двух своих встреч с "чудом". В каких словах он выражает смысл обоих событий?

Предполагается, что ученики сумеют увидеть сходство между первым событием (состязанием с «сумочкой скоморошьей»), в результате которого Святогор по колено ушел в землю, и третьим событием, когда «крышечка» гроба навсегда скрыла богатыря.

В первом чуде богатырь видит предсказание своей смерти:

“Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла".

После встречи со вторым чудом он утверждается в этом предчувствии

Видно, тут мни, богатырю, кончинушка,

Ты схорони меня да во сыру землю,

и предлагает Илье своего коня и часть своей силы.

6. Подумай, почему былина начинается с поездки Святогора "во чисто поле" для того, чтобы "спотешаться", а продолжается (после встречи с сумочкой) путешествием к совсем другим местам. Куда держит путь Святогор после встречи с Ильей Муромцем? Сравни две былинные формулы:

а) И поехал по чисту полю

Он ко тым горам да Араратскиим.

б) И поехали оне да не в чисто поле,

А поехали оне да по святым горам

По святым горам да Араратскиим.

Чем отличаются эти формулы? Что означает поездка Святогора к святым горам?

Можно предположить, что в сознании учеников после чтения трех предшествующих былин отложилось представление о «чистом поле» как пространстве, где богатырь встречается с чудовищем, вступает в поединки или «спотешается». После встречи с неподъемной сумочкой и непробудного сна Святогор едет к святым горам как месту своей предстоящей смерти.

7. Какие еще есть в былине намеки на предстоящую смерть Святогора? Как в конце былины подчеркивается победа земли над героем, похожим на титанов древнегреческих мифов?

Несомненно, намеком на предстоящую смерть Святогора является его сон, от которого разбудил богатыря Илья с третьего раза. Можно также указать на «забывчивость» Святогора. Положив Илью в карман вместе с конем, он вспоминает о нем только на третий день, да и то после слов своего коня. Не случайно на горе Елионской на пути Святогора оказался дубовый гроб как раз по его размеру. И то, что крышка сама «приросла» к гробу, и ни сдвинуть ее, ни разрубить не смог Илья, подчеркивает победу земли над титаном.

8. Объясни, почему Илья Муромец отказался наследовать силу Святогора. Приведи его собственное объяснение этого поступка.

Найти фрагмент текста и на его основании объяснить поступок Ильи не затруднит учеников-читателей.

Говорит Илья да таковы слова:

“У меня головушка есть с проседью,

Мни твоей-то силушки не надобно,

“А мне своей-то силушки достаточно:

Если силушки у меня да прибавится,

Меня не будет носить да мать сыра земля;

И не надо мне твоего коня да богатырского, -

А мни-ка служит верой-правдою

Мни старой бурушка косматенький".

9. Ты вполне понимаешь, что два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются. В чем смысл этого контраста? Бросается в глаза, конечно, то, что Илья слабее. Но нет ли у него каких-либо преимуществ перед Святогором? Что означают его слова: "Мне своей силушки достаточно"? Для чего Илье его сила и для чего сила Святогору? И что означает "не будет носить мать сыра земля"?

Преимущество Ильи перед Святогором состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, тому, в котором он живет и в котором подвиг его востребован. Святогор – великан, и время его подвигов прошло. Он сам не знает, куда бы применить свою силу – то ли палицу к небу подбрасывать, то ли сумочку поднимать, то ли встречного богатыря вместе с конем в карман положить. Не то - Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.

Что касается ответа на последний вопрос, то, возможно, ученики выскажут мнение, что погружение Святогора в землю по колена как раз и есть свидетельство того, что земле тяжело носить на себе такого великана.

Сопоставление двух богатырей в былине говорит о том, что Святогор и Илья – герои разных поколений, разные типы богатырей.


АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН


Из далече-далече из чиста поля

Тут едут удалы два молодца,

Едут конь о конь, да седло о седло,

Узду о узду да тосмяную,

Да сами меж собой разговаривают:

"Куды нам ведь, братцы, уж как ехать будет:

Нам ехать, не ехать нам в Суздаль-град, -

Да в Суздале-граде питья много,

Да будет добрым молодцам испропитися,

Пройдет про нас славушка недобрая;

Да ехать, не ехать в Чернигов-град, -

В Чернигове-граде девки хороши,

С хорошими девками спознаться будет,

Пройдет про нас славушка недобрая;

Нам ехать, не ехать во Киев-град, -

Да Киеву-граду на оборону,

Да нам, добрым молодцам, не выхвальбу".


Приезжают ко городу ко Киеву,

Ко тому жо ко князю ко Владимиру,

Ко той жо ко гриденке ко светлоей,

Ставают молодцы да со добрых коней,

Да мечут коней своих невязанных,

Никому-то коней не приказанных, -

Никому-то до коней да право дела нет, -

Да лазят во гриденку во светлую,

Да крест-от кладут-де по-писаному,

Поклон-от ведут да по-ученому,

Молитву творят да все Исусову,

Они бьют челом на вси чотыре стороны,

А князю с княгиней на особинку:

“Ты здравствуй, Владимир стольно-киевской!

Ты здравствуй, княгиня мать Апраксия!"

Говорит-то Владимир стольно-киевской:

“Вы здравствуй, удалы добры молодцы!

Вы какой же земли, какого города,

Какого отца да какой матушки,

Как вам, молодцов, да именем зовут?"

Говорит тут удалой добрый молодец:

“Меня зовут Олешей нынь Поповичем,

Попа бы Левонтья сын Ростовского,

Да другой-то - Еким, Олешин паробок".

Говорит тут Владимир стольно-киевской:

"Давно про тя весточка прохаживала, -

Случилося Олешу в очи видети;

Да право те место да подле меня,

Друго тебе место супротив меня,

Третье тебе место - куды сам ты хошь".

Говорит-то Олешенька Попович-от:

“Не сяду я в место подле тебя,

Не сяду я в место супротив тебя,

Да сяду я в место, куды сам хочу,

Да сяду на печку на муравленку,

Под красно хорошо под трубно окно".

Немножко поры-де миновалося,

Да на пяту гриня отпиралася,

Да лазат-то Чудо поганое,

Собака Тугарин был Змеевич-от:

Да богу собака не молится,

Да князю с княгиной он не кланется,

Князьям и боярам он челом не бьет;

Вышина у собаки ведь уж трех сажон,

Ширина у собаки ведь двух охват,

Промежу ему глаза да колена стрела,

Промежу ему ушей да пять бумажная.

Садился собака он за дубов стол,

По праву руку князя он Владимира,

По леву руку княгины он Апраксии, -

Олешка на запечье не утерпел:

"Ты ой есь, Владимир стольно-киевской!

Али ты с княгиной не в любе живешь?

Промежу вами Чудо сидит поганое,

Собака Тугарин-от Змеевич-от".

Принесли-то на стол да как белу лебедь,

Вынимал-то собака свой булатен нож,

Поддел-то собака он белу лебедь,

Он кинул, собака, ей себе в гортань,

Со щеки на щеку переметыват,

Лебежье косье да вон выплюиват, -

Олеша на запечье не утерпел:

"У моего у света у батюшка,

У попа у Левонтья Ростовского,

Был старо собачищо дворовое,

По подстолью собака волочилася,

Лебежею косью задавилася, -

Собаке Тугарину не минуть того,

Лежать ему во далече в чистом поле".

Принесли-то на стол да пирог столовой,

Вымал-то собака свой булатен нож,

Поддел-то пирог да на булатен нож,

Он кинул, собака, себе в гортань, -

Олешка на запечье не утерпел:

“У моего у света у батюшка,

У попа у Левонтья Ростовского

Был старо коровищо дворовое,

По двору-то корова волочилася,

Дробиной корова задавилася, -

Собаке Тугарину не минуть того,

Лежать ему во далечем в чистом поле".

Говорит-то собака нынь Тугарин-от:

"Да что у тя на запечье за смерд сидит,

За смерд-от сидит, да за засельщина?"

Говорит-то Владимир стольно-коевской:

"Не смерд-от сидит, да не засельщина, -

Сидит русской могучей да богатырь,

А по имени Олешенька Попович-от".

Вымал-то собака свой булатен нож,

Да кинул собака нож на запечье,

Да кинул в Олешеньку Поповича.

У Олеши Екимушко подхватчив был,

Подхватил он ведь ножичек за черешок, -

У ножа были припои нынь серебряны,

По весу-то припои были двенадцать пуд.

Да сами они-де похваляются:

“Здесь у нас дело заезжое,

А хлебы у нас здеся завозные, -

На вине-то пропьем, хоть на калаче проедим".


Пошел-то собака из застолья вон,

Да сам говорил-де таковы речи:

“Ты будь-ка, Олеша, со мной нá поле".

Говорит-то Олеша Попович-от:

"Да я с тобой, с собакой, хоть топере готов".

Говорит-то Екимушко да парубок:

"Ты ой есь, Олешенька названой брат!

Да сам ли пойдешь али меня пошлешь?"

Говорит-то Олеша нынь Попович-от:

"Да сам я пойду, да не тебя пошлю, -

Да силы у тя дак есь ведь с два меня".

Пошел-то Олеша пеш дорогою,

Навстрету ему идет названой брат,

Названой-от брат идет Гурьюшко,

На ногах несет поршни кабан-зверя,

На главы несет шелон земли греческой,

Во руках несет шалыгу подорожную, -

По весу была шалыга девяносто пуд, -

Да той же шалыгой подпирается.

Говорит-то Олешенька Попович-от:

“Ты здравствуй, ты мой названой брат,

Названой ты брат да ведь уж Гурьюшко!

Ты дай мне-ка поршни кабан-зверя,

Ты дай мне шолон земли греческой,

Ты дай мне шалыгу подорожную".

Наложил Олеша поршни кабан-зверя,

Наложил Олеша шолон земли греческой,

В руки взял шалыгу подорожную,

Пошел-то Олеша пеш дорогою,

Да этой шалыгой подпирается.

Он смотрел собаку во чистом поле, -

Летает собака по поднебесью,

Да крыльё у коня нонче бумажное.

Он втапоры, Олеша сын Попович-от,

Он молится Спасу вседержителю,

Чудной матери божей Богородице:

“Уж ты ой еси, Спас да вседержитель наш,

Чудная есть мать да Богородица!

Пошли, господь, с неба крупна дожжа,

Подмочи, господь, крыльё бумажное,

Опусти, господь, Тугарина на сыру землю".

Олешина мольба богу доходна была -

Послал господь с неба крупна дожжа,

Подмочилось у Тугарина крыльё бумажное,

Опустил господь собаку на сыру землю.

Да едет Тугарин по чисту полю,

Крычит он, зычит да во всю голову:

"Да хошь ли, Олеша, я конем стопчу,

Да хошь ли, Олеша, я копьем сколю,

Да хошь ли, Олеша, я живком сглону?"

На то-де Олешенька ведь верток был, -

Подвернулся под гриву лошадиную.

Да смотрит собака по чисту полю,

Да где-де Олеша нынь стоптан лежит, -

Да втапоры Олешенька Попович-от

Выскакивал из-под гривы лошадиноей,

Он машот шалыгой подорожною

По Тугариновой-де по буйной головы, -

Покатилась голова да с плеч, как пуговица,

Свалилось трупье да на сыру землю.

Да втапоры Олеша сын Попович-от

Имает Тугаринова добра коня,

Левой-то рукой да он коня держит,

Правой-то рукой да он трупье секет,

Рассек-то трупье да по мелку часью,

Разметал-то трупье да по чисту полю,

Поддел-то Тугаринову буйну голову,

Поддел-то Олеша на востро копье,

Повез-то ко князю ко Владимиру.


Привез-то ко гриденке ко светлоей,

Да сам говорил-де таковы речи:

Ты ой есь, Владимир стольно-киевской!

Буди нет у тя нынь пивна котла -

Да вот те Тугаринова буйна голова;

Буди нет у тя дак пивных больших чаш -

Дак вот те Тугариновы ясны очи;

Буди нет у тя да больших блюдищов -

Дак вот те Тугариновы больши ушища".

Былина «Алеша Попович и Тугарин» дается в записи, что позволяет продолжить наблюдения за способом изображения и оценки героя средневековым певцом. В ней представлен еще один тип богатыря-воина по сравнению с Вольгой, Ильей Муромцем и Добрыней. Алеша Попович не только смел и силен, но еще хитер и «догадлив». Действия, которые изображают эти качества богатыря, их смысл в сюжете предстоит пронаблюдать и установить ученикам. Кроме того, они наблюдают за фактами, которые позволят выявить сходные черты былины с другими древними жанрами и установить отличия средневековой песни.

1. Перед каким выбором стоят богатыри в начале былины и что они выбирают? Чем похож и чем непохож выбор, который совершают герои в сказке и герои этой былины?

Богатыри на распутье трех дорог выбирают между «доброй славою и недоброй». «Недобрая» слава – «гульба» богатырская, что ждет их в Суздале и Чернигове. А «добрая» слава – оборона Киева-града.

Мы предполагаем, что четвероклассникам в определенной мере знакома сюжетная роль мотива выбора в волшебной сказке, притче и древней эпопее. С образцами этих жанров ученики знакомились во 2-м и в 3-м классах. Они могут воспроизвести и сравнить действия героев этих произведений, находящихся в ситуации выбора. Между чем и чем совершается выбор? Так, герой сказки, находясь на перепутье трех дорог, не знает, что его ждет и куда ему идти, но всегда выбирает труднейший путь (убитым быть), ибо по сюжету сказки ему следует попасть в иной мир и там добыть невесту или вернуть похищенное.

Герои притчи стоят перед выбором жизненного пути, и каждый из них по-своему отстаивает справедливость своего решения.

Герои древнего эпоса выбирают между волей богов (судьбой, предназначением, известным им) и собственными стремлениями. Герой, выполняющий волю богов, совершает подвиг, обретает славу и через нее – бессмертие.

Богатыри в былине не знают о своем предназначении. Выбор совершается по их доброй воле и изображается былинным автором как поступок, судить о котором будут люди, жители городов Суздаля, Чернигова и Киева. И богатыри выбирают «добрую славу», то есть защиту города от неприятеля. Таким образом, цель богатырских деяний – слава, но объяснение причины поступков иное, чем в сказке и древней эпопее.

2. Как получилось, что герои решили ехать в Киев именно тогда, когда князь Владимир очень нуждался в их помощи?

Чтобы ответить на этот вопрос, обрати внимание на то, какие признаки "беспорядка" и беды видны во дворце Владимира. Как встречают богатырей и их коней? Из чего видно, что Тугарин угнездился во дворце князя? Как он входит в гридницу Владимира, и как это делают наши богатыри? Как он ведет себя на пиру и что означает такое поведение? Где сидит Тугарин на пиру и что это означает? Найди, как объясняет это Алеша Попович.

Факты, которые предлагается рассмотреть, - признаки беды во дворце князя Владимира в изображении средневекового автора. Читая былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ученики познакомились с ритуалом приема в палатах великого князя. Подобные действия богатырей на княжеском дворе повторены и в этой былине:

«Да крест-от кладут-де по-писаному,

Поклон-от ведут да по-ученому,

Молитву творят да все Исусову,

Они бьют челом на вси чотыре стороны,

А князю с княгиней на особинку:

«Ты здравствуй, Владимир стольно-киевский!

Ты здравствуй, княгиня мать Апраксия!»

Повторение действий приветствия из былины в былину говорит о том, что эпический певец воспроизводит освещенный традицией обычай, которому жители города и гости призваны следовать неукоснительно. Нарушение установленного правила как раз и есть признак беды, «беспорядка» в княжестве Владимира. Персонаж, который не выполняет предписанные обычаем правила, есть противник, неприятель, враг.

«Собака Тугарин был Змеевич-то:

Да Богу собака не молится,

Да князю с княгиной он не кланятся

Князьям да боярам он челом не бьет».

Далее ученики наблюдают за ритуалом застолья в княжеской гриднице сначала в «положительном» варианте, при участии Алеши Поповича и князя Владимира, а затем в «отрицательном» варианте, в исполнении Тугарина. При этом важно увидеть не только то, что Тугарин нарушает все правила, но и объяснить смысл этих нарушений.

Так, Тугарин садится не на почетное место по левую руку от князя (именно это место предлагал Владимир занять Алеше), а между князем и княгинею. Это означает, что Тугарин «замещает» собою князя, выступает в роли хозяина над домом Владимира и над его женой. Как бы подтверждая свое право хозяина, Тугарин ведет себя непристойно за княжеской трапезой. Былинный певец подчеркивает недопустимость такого поведения «гостя» двумя способами. С одной стороны, неприятие выражено в изображении его поступков. За столом подает себе еду Тугарин булатным ножом, поддевает с блюда «белу лебядь» и целиком кидает «себе в гортань», «лебяжье косье да вон выплюет».

С другой стороны, открытое осуждение и угроза звучат в репликах Алеши после каждого действия Тугарина.

«У моего у света у батюшка,

У попа у Левонтья Ростовского,

Было старо собачище дворовое,

По подстолью собака волочилася,

Лебяжею косью задавилася, -

Собаке Тугарину не минуть того,

Лежать ему во далече во чистом поле».

3. Итак, Тугарин сел на почетное место, да еще между князем и его женой. А где сел Алеша, явившись на пир к Владимиру?

Как ты думаешь, почему Алеша выбрал такое неподходящее для богатыря место? А для каких героев подходит это место? Вспомни, кто в сказках сидит у печи (или на ней), часто перепачканный в золе? Что это за герои сказок и в чем их особенность? Чем Алеша в былине похож и чем не похож на таких героев, "не подающих надежд"?

В этих пунктах задания выясняется смысл поступков Алеши Поповича во время пира у Владимира. Прежде всего, что означает выбор богатырем места не рядом с князем и не напротив его, а на запечье под трубным окном? В условии задания есть подсказка, позволяющая сопоставить место и персонажа, который всегда это место занимает. В волшебной сказке это «герой, не подающий надежд». Следует вспомнить, в чем особенность такого героя, какова его роль в ходе действия и как к нему относятся окружающие и сама сказка. «Герой, не подающий надежд» в глазах окружающих всегда выглядит дураком и чаще всего так и прозывается (Дурень в «Золотом гусе», Дурак в «Свинке, золотой щетинке…», Емеля в «По щучьему велению…» и т. п.). Его дразнят, ему не доверяют, считают непригодным ни для какого дела. Но именно этому герою достается магическое средство или чудесный помощник. В ходе событий сказки он оказывается победителем.

Богатырь Алеша Попович не похож на дурня или недотепу, но, заняв место за печкой, он хочет исполнить эту роль. Ему нужно ввести в заблуждение гостя-неприятеля, и реплики, которые он подает с печки, производят именно это действие. Тугарин спрашивает у князя Владимира: «Да что у тя на запечье за смерд сидит, за смерд-то сидит, да засельщина?» В этой записи былины князь представляет Алешу как богатыря, но есть варианты, где Владимир подыгрывает Алеше и отвечает: «А маленьки ребятишки промеж себя говорят, сами бабки делят».

4. На какого еще героя, известного нам по древнему эпосу, чем-то похож здесь Алеша? Сравни Одиссея на пиру женихов и Алешу на пиру у Владимира. Что общего в их поведении? (Постарайся выделить все моменты сходства, обратив внимание также на мотив "жены" в обоих произведениях.) А чем поведение Алеши не похоже на поведение Одиссея?

Для чего нужен богатырю этот розыгрыш? Чтобы действия героя стали понятны читателю-ученику, в задании предлагается сравнить поступки Алеши и поведение Одиссея на пиру у женихов. Одиссей сознательно унижает себя, играет роль нищего, садится возле двери, терпит насмешки женихов. Ему нужно узнать силу противника и, в то же время, вызвать его на битву. Эти же две задачи стоят перед Алешей. Он не хочет участвовать в застолье, ему нужно со стороны оценить обстановку. Тугарин раздражен его словами и кидает в него свой булатный нож весом в двенадцать пудов. (Сила противника уже измерена и видна герою и слушателю.) Напарник Алеши богатырь Ефимушка поймал-«подхватил ножичек за черешок», проявив недюжинную ловкость и силу. При этом оба богатыря, в отличие от Одиссея на пиру женихов, дразнят незваного гостя: «На вине-то пропьем, хоть на калаче проедим». Их поступки достигли цели - Тугарин вызывает Алешу на бой.

5. Теперь найди в тексте описание облика Тугарина и Алеши Поповича и расскажи об их поведении перед поединком. Можешь ли ты вспомнить другие былины (или сказки, героические поэмы), в которых герой и его враг сначала кажутся несоизмеримыми по своей силе? С какой целью былина использует такой контраст?

Перечитывание (беглое просматривание) текста первого и второго фрагментов былины показывает, что описывается только «внешность» Тугарина:

«Вышина у собаки ведь уж трех сажон,

Ширина у собаки ведь двух охват,

Промежу ему глаза да калена стрела,

Промежу ему ушей да пядь бумажная».

По этому описанию понятно, что противник Алеши – чудище. Кроме того, Тугарин назван Змеевичем, что прямо связывает его с подземным миром, с драконом, облик и силу которого в былине часто имел противник богатыря.

Вспоминая противника, на первый взгляд превосходящего героя размерами и силой, ученики довольно часто называют великана и Кота из сказки Перро «Кот в сапогах». Можно также напомнить персонажей поэмы «Рамаяна»: Лакшмана и его противник Кумбкахарна, подобный горе, под его тяжестью прогибалась земля и реки выходили из берегов; Рама и его соперник – двенадцатиголовый Равана.

Алеша Попович в начале былины назван только «удалым молодцем» и никаких других необыкновенных способностей (кроме дерзости по отношению к Тугарину) былина в этом герое не отмечает. Можно предположить, что тем заметнее будет торжество богатыря над противником в конце былины, когда он одержит победу в поединке.

6. Как ты думаешь: нужна ли, с точки зрения создателей былины, для победы над Тугариным только сила или необходимо ещё и "хитроумие", как у Одиссея?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуй объяснить сначала, почему Алеша не посылает на бой с Тугариным Екима, хотя говорит, что Еким в два раза сильнее его самого? Зачем Алеша перед боем отправляется "пеш дорогою"? Как Алеша вооружился для боя? Какая часть его вооружения особенно важна и сколько раз она упоминается в былине? Где мы уже встречали это оружие и каким качеством оно обладает? Как проявилось хитроумие Алеши во время самого боя? (постарайся отметить все моменты, начиная с молитвы Алеши и кончая тем, как он убивает Тугарина).

В этом пункте задания предлагается подробно, шаг за шагом, проследить, каким образом побеждает богатырь в бою противника, во много раз превосходящего его силой. Главная задача этой работы – увидеть, как былина подчеркивает, что для победы над Тугариным нужна не только сила, но и хитроумие.

Прежде всего, из двух богатырей, присутствовавших на пиру Владимира, былина выбирает не Екимушку, который легко поймал «ножичек» Тугарина весом в двенадцать пудов. Понятно, что богатырь, наделенный такой способностью, в битве с противником будет надеятся на свою силу. Если предпочтение отдается другому герою, значит и действовать он будет другим способом. Чтобы понять, что означают действия Алеши, нужно «расшифровывать» каждую фразу в составе описания поединка.

Зачем Алеша перед боем отправляется «пеш дорогою»? Для того чтобы вооружиться соответственно качествам его противника. Ему нужно обрести такое оружие, которое обеспечит ему связь с двумя мирами – с земным и подземным – как у Тугарина. «На пеш дороге» встречает он «названого брата Гурьюшку» в доспехах и вооружении. Этот богатырь

«На ногах несет поршни кабан-зверя,

На главы несет шелом земли греческой,

Во руках несет шалыгу подорожную, –

По весу была шалыга девяносто пуд, -

Да той же шалыгой подпирается».

Былинный певец еще дважды повторяет словесную формулу, описывающую состав вооружения богатыря: когда Алеша просит его у названиго брата и когда надевает на себя нужные ему доспехи. Троекратное воспроизведение формулы свидетельствует о ее смысловой важности (на что указывается в вопросе задания) и предполагает выяснение значения каждого ее элемента.

Возможно, «поршни кабан-зверя» (Пóршни – обувь, которая не шьется, а гнётся из одного лоскута сырой кожи или шкуры) на ногах – это обозначение архаического мотива связи с земными силами. По аналогии можно вспомнить звериный крик Соловья-разбойника, в качестве многократно повторенного признака указывающий слушателю (читателю) на связь персонажа с земным миром.

«Шелом земли греческой» в данном контексте не поддается «мотивно-магическому» объяснению. Тем не менее, эта деталь может свидетельствовать о географическом ареале воинских деяний русских былинных богатырей, знакомых с вооружением греческих воинов и умеющих использовать его в бою.

Но особо значимым, как подчеркивает условие задания, является «шалыга подорожная». С этим видом оружия ученики знакомы по былине «Илья Муромец и Святогор». Им следует вспомнить (или перечитать по тексту былины), для чего и в какой момент применил Илья это оружие. Илья пытается разбудить Святогора, уснувшего после попытки поднять «сумочку скоморошную». Сон богатыря в свое время был расшифрован учениками как пребывание героя в ином мире. Святогор просыпается только после удара «шалапугой подорожной», хотя до этого Илья дважды применял в этих целях «палицу булатную». Из этих наблюдений следует, что «шалапуга подорожная» (или «шалыга подорожная» в былине об Алеше Поповиче) - чудесное оружие, могущее противостоять силам подземного мира.

Но и этих приготовлений оказывается мало для поединка с Тугариным. В чистом поле, куда вызвал он богатыря, «летает собака по поднебесью». Тут появляется мотив молитвы о помощи. Алеша – христианин. Он обращается с молитвой к Спасу вседержителю и Богоматери (к небу), но просит не дополнительной силы, а «крупна дожжа...», чтобы намокли крылья у коня и опустился Тугарин на «сыру землю». Уже в этом поступке сказывается замысел Алеши, его план боя с сильнейшим противником.

Тугарин на поле ведет себя традиционно, то есть хвастается своей мощью перед богатырем. Мотив хвастовства соперника хорошо известен ученикам по древней эпопее.

«Крычит он, зычит да во всю голову:

- Да хошь ли, Олеша, я конем стопчу,

- Да хошь ли, Олеша, я копьем сколю,

- Да хошь ли, Олеша, я живком сглотну?»

Ответный ход богатыря необычен для поединка. Алеша использует сначала в качестве оружия хитрость и прячется от неприятеля, но ни где-нибудь, а рядом, под гривой его коня. «Догадливость» богатыря изображается в былине как насмешка над тупой силой Тугарина, потерявшего противника из виду:

«Да смотрит собака по чисту полю,

Да где-де Олеша нынь стоптан лежит».

Вот теперь, неожиданно для чудовища, богатырь применяет свое чудесное оружие – «шалыгу подорожную», и бой с Тугариным заканчивается полной победой.

«Покатилась голова да с плеч, как пуговица,

Свалилось трупье да на сыру землю».

Описание боя занимает в былине всего пять строчек, этот факт также стоит отметить для последующих обобщений.

7. В чем смысл того, что Алеша рассек Тугарина на части и разметал их по полю? А почему голову Тугарина он привез Владимиру? Возможно ли, что этот поступок — “след” какого-то очень древнего обычая?

Два финальных эпизода изображают расправу над трупом чудовища и прославление подвига богатыря. В волшебных сказках часто встречается мотив рассечения тела персонажа на части для того, чтобы погибшего трудно было вернуть к жизни. В этих эпизодах ученики без труда опознают архаические мотивы и древние обычаи. По древнейшим поверьям считалось, что голова врага – вместилище его силы и мощи. Из черепа побежденного неприятеля принято было делать чашу для вина. Вместе с вином сила и мощь противника переходила к победителю.


ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ


По саду, саду по зеленому

Ходила-гуляла молода княжна

Марфа Всеславьевна.

Она с каменю скочила на лютого на змея,

Обвивается лютой змей

Около чебота зелен сафьян,

Около чулочка шелкова,

Хоботом бьет по белу стегну.

А втапоры княгиня понос понесла,

А понос понесла и дитя родила:

А и на небе просветя светел месяц, -

А в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молоды Вольх Всеславьевич.

Подрожала сыра земля,

Стряслося славно царство Индейское,

А и синея моря сколыбалося

Для ради рожденья богатырского,

Молода Вольха Всеславьевича,

Рыба пошла в морскую глубину,

Птица полетела высоко в небеса,

Туры да олени за горы пошли,

Зайцы, лисицы по чащицам,

А волки, медведи по ельникам,

Соболи, куницы по островам.

А и будет Вольх в полтора часа -

Вольх говорит, как гром гремит:

“А и гой еси, сударыня матушка,

Молода Марфа Всеславьевна!

А не пеленай во пелену червчатую,

А не поясы в поясья шелковые, -

Пеленай меня, матушка,

В крепки латы булатные,

А на буйну голову клади злат шелом,

По праву руку - палицу,

А и тяжку палицу свинцовую,

А весом та палица в триста пуд".


А и будет Вольх семи годов, -

Отдавала его матушка грамоте учиться,

А грамота Вольху в наук пошла;

Посадила его уж пером писать,

Письмо ему в наук пошла.

А и будет Вольх десяти годов, -

Втапоры поучился Вольх ко премудростям:

А и первой мудрости учился -

Обвертоваться ясным соколом,

Ко другой-то мудрости учился он, Вольх, -

Обвертываться серым волком,

Ко третей-то мудрости учился Вольх -

Обвертываться гнедым туром-золотые рога.

А и будет Вольх во двенадцать лет, -

Стал себе Вольх он дружину прибирать.

Дружину прибирать в три годы,

Он набрал дружину себе семь тысячей;

Сам он, Вольх, в пятнадцать лет,

И вся его дружина по пятнадцати лет.

Прошла та слава великая.


Ко стольному городу Киеву

Индейской царь наряжается,

А хвалится-похваляется,

Хочет Киев-град за щитом весь взять,

А божьи церкви на дым спустить

И почестны монастыри розорить.

А втапоры Вольх он догадлив был:

Со всею дружиною хороброю

Ко славному царству Индейскому

Тут же с ними во поход пошел.

Дружина спит, так Вольх не спит:

Он обернется серым волком,

Бегал-скакал по темным лесам и по раменью.

А бьет он звери сохатые,

А и волку, медведю спуску нет,

А и соболи, барсы - любимой кус,

Он зайцам, лисицам не брезгивал.

Вольх поил-кормил дружину хоробрую,

Обувал-одевал добрых молодцов,

Носили они шубы соболиные,

Переменные шубы-то - барсовые.

Дружина спит, так Вольх не спит:

Он обернется ясным соколом,

Полетел он далече на сине море,

А бьет он гусей, белых лебедей,

А и серым малым уткам спуску нет.

А поил-кормил дружинушку хоробрую,

А все у него были ества переменные,

Переменные ества, сахарные.

А стал он, Вольх, вражбу чинить:

“А и гой еси вы, удалы добры молодцы!

Не много, не мало вас - семь тысячей,

А и есть ли у вас, братцы, таков человек,

Кто бы обвернулся гнедым туром,

А сбегал бы ко царству Индейскому,

Проведал бы про царство Индейское,

Про царя Салтыка Ставрульевича,

Про его буйну голову Батыевичу?"

Как бы лист со травою пристилается,

А вся его дружина приклоняется,

Отвечают ему удалы добры молодцы:

“Нету у нас такова молодца

Опричь тебя, Вольх Всеславьевича".

А тут таковой Всеславьевич

Он обвернулся гнедым туром-золотые рога,

Побежал он ко царству Индейскому,

Он первую скок за целу версту скочил,

А другой скок не могли найти;

Он обвернулся ясным соколом,

Полетел он ко царству Индейскому.

И будет он во царстве Индейском,

И сел он на палаты белокаменны,

На те на палаты царские,

Ко тому царю Индейскому,

И на то окошечко косящатое.

А и буйные ветры по насту тянут, -

Царь со царицею в разговоры говорят.

Говорила царица Аздяковна,

Молода Елена Александровна:

"А и гой еси ты, славной Индейской царь!

Изволишь ты наряжаться на Русь воевать,

Про то не знаешь, не ведаешь:

А и на небе просветя светел месяц, -

А в Киеве родился могуч богатырь,

Тебе, царю, сопротивничек".

А втапоры Вольх он догадлив был:

Сидючи на окошке косящатом,

Он то-то-де речи повыслушал,

Он обвернулся горносталем,

Бегал по подвалам, по погребам,

По тем по высоким по теремам,

У тугих луков тетивки накусывал,

У каленых стрел железцы повынимал,

У того ружья ведь у огненного

Кременья и шомполы повыдергивал,

А все он в землю закапывал.

Обвернется Вольх ясным соколом,

Звился он высоко по поднебесью,

Полетел он далече во чисто поле,

Полетел ко своей ко дружине хоробрыя.

Дружина спит, так Вольх не спит,

Разбудил он удалых добрых молодцов:

“Гой еси вы, дружина хоробрая!

Не время спать, пора вставать,

Пойдем мы ко царству Индейскому".

И пришли они ко стене белокаменной,

Крепка стена белокаменна,

Вороты у города железные,

Крюки-засовы все медные,

Стоят караулы денны-нощны,

Стоит подворотня-дорог рыбий зуб,

Мудрены вырезы вырезено,

А и только в вырезу мурашу пройти.

И все молодцы закручинилися,

Закручинилися и запечалилися,

Говорят таково слово:

“Потерять будет головки напрасные,

А и как нам будет стена пройти?"

Молоды Вольх он догадлив был:

Сам обвернулся мурашиком

И всех добрых молодцов мурашиками,

Прошли они стену белокаменну,

И стали молодцы уж на другой стороне,

В славном царстве Индейскием, -

Всех обернул добрыми молодцами,

Со своею стали сбруею со ратною.

А всем молодцам он приказ отдает:

“Гой еси вы, дружина хоробрая!

Ходите по царству Индейскому,

Рубите старого, малого,

Не оставьте в царстве на семена,

Оставьте только вы по выбору

Не много, не мало - семь тысяч

Душечки красны девицы".

А и ходят его дружина

По царству Индейскому,

А и рубят старого, малого,

А и только оставляют по выбору

Душечки красны девицы.

А сам он, Вольх, во палаты пошел,

Во те во палаты царские,

Ко тому царю ко Индейскому.

Двери были у палат железные,

Крюки-пробои по булату злачены.

Говорит тут Вольх Всеславьевич:

“Хотя нога изломить, а двери выставить!"

Пнет ногой во двери железные -

Изломал все пробои булатные.

Он берет царя за белы руки,

А славного царя Индейского,

Салтыка Ставрульевича,

Говорит тут Вольх таково слово:

А и вас-то, царей, не бьют, не казнят".

Ухватя его, ударил о корпищатый пол,

Расшиб его в крохи <...>.

И тут Вольх сам царем насел,

Взявши царицу Азяковну,

А и молоду Елену Александровну,

А и те его дружина хоробрые

И на тех на девицах переженилися.

А и молоды Вольх тут царем насел,

А то стали люди посадские,

Он злата-серебра выкатил,

А и коней, коров табуном делил,

А на всякого брата по сту тысячей.

Прочитав эту былину, ученики познакомились с еще одним типом богатыря. Чтобы лучше понять его, следует учесть, что Волха, как и Святогора, считают самыми древними по своему происхождению героями былин. Последовательность вопросов, организующих наблюдения учеников, показывает им, как можно, опираясь на данные текста, доказать это утверждение.

1. Как вы думаете, почему у Волха и его матери одно и то же отчество (какое)? Отвечая на этот вопрос, вспомните, как родился Волх?

Уже первое прочтение былины позволяет заметить, что по описанию способностей и действий героя-богатыря и по составу событий эта песнь отличается от тех, которые им известны. Прежде всего, события в начале былины содержат мотив чудесного рождения богатыря. Он сын Змея. Но в былине он не Змеевич, а Всеславьевич. У него то же отчество, что у его матери.

2. Какие вы знаете русские слова, у которых такой же корень, как и у слова «Волх»? Что говорит вам о герое его имя? А о чем говорит его отчество? Как вы объясните смысл слова «Всеслав»?

Имя героя в древнем эпосе обозначало постоянно присущие ему качества. В русском языке до сих пор сохраняются слова, однокоренные с именем Волх. Это – волхвы, волхование. Истолковать значение этих слов можно как способность к предвидению, волшебству, предсказанию. В древности они означали еще и связь человека с высшими силами. Оба значения эти слова имеют в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?..»

«…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен»…

Имя «Всеслав» состоит из двух слов – «все» и «славить». Таким образом, имя богатыря можно расшифровать как кудесник (волшебник), прославляемый всеми или славный для всех. Можно предположить, что «молода княжна Марфа Всеславьевна» с точки зрения эпического певца также была «славной для всех».




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter