Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. Примеры задач на понимание литературных произведений

Автор: Б. М. Бим-Бад, Л. Е. Стрельцова

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ НА ПОНИМАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Б. М. Бим-Бад, Л. Е. Стрельцова

Памятка по решению литературных задач

1. Перескажи содержание и вопрос задачи своими словами. Проверь, не упустил ли ты какого-нибудь из условий или не ввел чего-нибудь дополнительного от себя, чего нет в тексте и вопросе задачи.

2. Как можно ярче и яснее представь себе события, действующих лиц, их внешность, поступки, манеру говорить и т. д., всё, что относится к задаче.

3. Проверь, не противоречат ли твои представления тексту произведения.

4. Отвечая на вопрос задачи, ищи слова и отрывки в изучаемом произведении, которые заставляют тебя думать так, а не иначе.

5. Ответь себе на вопрос, могут ли эти слова в других случаях иметь иное значение. Сопоставление с какими другими местами в произведении заставляет тебя выбрать именно эти, а не другие возможные значения?

6. Проверь, является ли твое решение ответом на вопрос задачи. Полон ли ответ, все ли данные произведения ты учел при ответе ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Проверь, правилен ли твой ответ. Посмотри, совпадает ли твое решение с другими событиями, поступками, высказываниями, описаниями, данными в произведении.

8. Проверь, готов ли ты ясно и убедительно изложить доказательство решения.

---------------------------------------------------------

Задачи
к повести "Дубровский" А. С. Пушкина1


*

"Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров." Так начинается повесть. Скажите, какие слова помогают нам предположить, что Троекуров очень богат? Какое слово свидетельствует о знатности Кирилы Петровича?

*

Продолжая чтение, мы получаем подтверждение полученным из первой фразы сведениям об этом помещике: ’"Его богатство, знатный род и связи (вспомните: "старинный русский барин") давали ему большой вес в губерниях (множественное число!), где находилось его имение."

Но в этом предложении заложена и характеристика Троекурова. Докажите это, обратив внимание на то, что Пушкин счел необходимым не просто сообщить о "большом весе", который имел Троекуров в своих губерниях, но уточнить, что именно придавало ему вес.

*

Какое чувство может возникнуть у читателя по отношению к человеку, который, как это бывало с Троекуровым, "Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе"?

*

Покажите, что в устах старого кучера Антона русское cлово приобретает красоту, отличается точностью, а речи Троекурова оставляют впечатление косноязычия.

Какие мысли хотел передать автор читателю с помощью этой речевой характеристики героев?

*

В следующем отрывке отыщите слова, показывающие, что А. С. Пушкин видел несколько причин появления таких отвратительных и страшных людей, как барин Троекуров:

"Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения ... В домашнем быту Кирила Петрович высказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума".

Назовите эти причины. Которую из них вы считаете главной и почему?

*

Какой смысл вложим мы в слова "старинный русский барин" после того, как дочитаем повесть до конца и все узнаем о Троекурове?

*

Чтобы глубоко понять повесть, важно живо и полно представить себе все лучшее, что было в старом Дубровском. За что мы сочувствуем ему? Как относится автор повести к Андрею Гавриловичу Дубровскому, к его недостаткам и достоинствам ? Почему вы думаете так, а не иначе ?

*

Чем было вызвано и как проявилось негодование крестьян Дубровского? Какие детали поведения заседателя суда Шабашникова свидетельствуют о грозной силе народного возмущения? Каким предупреждением и предсказанием дворянам того времени служит сцена бунта в Кистеневке?

*

Когда Владимир Дубровский убеждал крестьян не трогать чиновников, он сказал: "Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети."

Однако вместо просьб и прошений Дубровский стал "грабить помещичьи дома и предавать их огню."

Автор не противопоставляет слова и дела Дубровского прямо. Но мы понимаем, что эта "забывчивость" Дубровского имеет глубокий смысл. Какой?

*

Как характеризует няню Егоровну ее письмо Владимиру, встреча, которую она оказала молодому Дубровскому, и ее слова, обращенные к больному старому барину:

"Зачем ты встал с постели, на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди" (глава III)?

В самом конце повести есть слова, позволяющие проверить читателю, правильно ли он разгадал по названным поступкам характер Егоровны. Найдите эти слова и скажите, о чем они свидетельствуют и как помогают лучше представить себе облик этой простой русской женщины.

*

Отчасти уже в I и, главное, в III главе повести заложены некоторые сведения о Владимире Дубровском и Маше Троекуровой. Найдите их. Какие события предвещают они и почему вы так думаете?

*

Из писем матери Владимира его отцу, направленному из Кистеневки в армию во время турецкого походами, из портрета ее предстает перед нами образ прекрасной женщины.

Какие достоинства ее особенно подчеркивает автор повести ?

Почему помогает нам этот образ лучше понять отказ Маши от свободы, которую так поздно, с ее точки зрения, предложил ей Дубровский?

Сочувствует ли автор твердости Маши? Как вы узнали?

*

По каким многочисленным и разнообразным признакам, мы узнали, что среди многих проблем, поднятых Пушкиным в повести, важное место занимает проблема человеческого достоинства ?

*

Какая мысль о влиянии "дикого барства" на людей возникает при чтении слов:

"С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.".

Какое важное событие в сюжете повести предвещают эти слова?



К стихотворению М. Ю. Лермонтова "Парус"


*

Стихотворение "Парус" наводит на размышление о людях, презирающих покой и ищущих битвы, мятежа, бури.

Сочувствует ли им поэт? Гордится ли ими? Обоснуйте свой ответ.

*

Пусть жизнь человека протекает в достатке, пусть покой и даже красота окружают его, но он не может быть счастлив в одиночку, не может быть доволен счастьем для себя.

Пусть враждебные силы неизмеримо могущественнее его, но он принимает бой, он хочет померяться силами со слепой и неудержимой стихией.

Пусть даже гибель! Зато он будет сражаться, он не будет рабом!

Докажите, что в стихотворении "Парус" заложены эти мысли. Покажите, что они выражены гораздо сильнее и красивее, чем это можно сделать прозой.

*

Какой бы вам хотелось услышать песню на стихи "Паруса", бодрой, веселой или томительно-грустной ? Какие строки следовало бы пропеть с особой выразительностью и силой ? Почему именно эти строки ?


Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.


*

"... и казаки, прилегши несколько к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только быстрая молния сминаемой травы показывала бег их."

Какая картина украинской степи, что была домом, колыбелью и могилой казака, степи, что воспитывала, выковывала его характер, возникает в воображении, когда мы читаем эти строки?

Как метафора "молния травы" помогла нам представить людей, покоряющих эту "сказочно-богатырскую степь"?

*

Какую сторону повести можно охарактеризовать словами Гоголя обо всей истории Украины, в которой имеется "и поток речей неугасимой отрасти, и решительный, отрывистый лаконизм силы и свободы, и ужасный, дышащий мщением порыв, и грубые суровые добродетели, и железные, несмягченные пороки, и самоотвержение неслыханное".

*

В повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголь часто использует сравнения, чтобы выделить ту или иную черту своих героев.

Так, о матери Остапа и Андрия он пишет: "Она с жаром, страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими...". "Но, когда выехали они за ворота, она, со всей легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота...".

Встретившегося казакам в степи татарина Гоголь описывает так: "Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая, и, как серна, пропала, увидевши, что казаков было тринадцать человек".

О запорожце, первым попавшемся на пути Тараса в Сечи, Гоголь пишет: "Запорожец, как лев, растянулся на дороге".

Что общего в характере всех этих сравнений? Найдите в тексте повести другие сравнения и посмотрите, сохраняется ли и там характер сравнений, обнаруженный вами. Почему подобные сравнения значительно помогают нам понять образы героев повести?

*

Силу, красоту к мужество Остапа н Андрия в момент сражения показывает Гоголь с помощью сравнений.

"Как плавающей в небе ястреб, давший много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный, на одной месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги перепела, так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего..."

Об Андрии Гоголь пишет: "А он, между тем, объятый пылом и жаром битвы,... понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник - и он понесся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись на бок всем телом, взрывая снег и в десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега. Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево".

Но Остап и Андрий в разных станах. Первый с казаками, второй с ляхами. Покажите, как сравнения подчеркивают разницу между братьями.

*

Докажите, что чувства владеют Андрием сильнее, чем разум, а Остап - не просто более сдержанный, но еще и более умный, осмотрительный человек. Материал для доказательства возьмите из описания боя.

*

Образ Тараса Бульбы глубоко врезался в сознание нашего народа, создавшего пословицу: "Отыскался след Тарасов!" Объясните смысл этой пословицы, учитывая, что особенно часто приводами ее в годы Великой Отечественной войны (Указание. - Слово "след" означает здесь "наследник").

*

Если Тарас - наиболее законченный тип казака-патриота, то зачем даны в повести Остап и Андрий? Какую мысль несут в себе образы Кукубенко, Мосия Шило и всего казачества?

*

Как доказать, что казачье войско - не фон, не историческая декорация в повести, а один из главных его героев?

*

Припомнив былину об Илье Муромце, расцените, какое впечатление создается о запорожских казаках в результате прямого заимствования былинных средств изобразительности в описании сражения с поляками: "Где прошли незамайновцы - так там и улица, где повернулися, - там уже и переулок.".


Н. А. Некрасов. На Волге.


*

Восстановите, исходя из отдельных намеков и из общего смысла поэмы, мечты и планы молодого Валежникова.

*

Валежников говорит о себе:

"Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока розданного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба."

Какое значение вложено здесь в слово "раб"? Как объединяет это слово Валежникова и бурлаков ?

*

Какие стихи в поэме создают контраст между величием, свободными просторами, красотой родины и неволей, страданиями ее сыновей? Какой образ помогает создать этот контраст ?

*

Мальчиком еще потрясенный Валежников подслушал разговор бурлаков:

"... Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще..."

Он замолчал и навзничь лег,
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной ..."

Что значили слова бурлака, которых не мог понять тогда маленький Валежников?

*

Краткое упоминание о приказчике, бегающем со своей спутницей по палубе "расшивы" (баржи), усиливает трагическую ноту поэмы. Почему? Ведь в самих словах о приказчике нет ничего грустного, напротив, эпизод этот как бы пронизан солнцем и радостью.


А. П. Чехов. Толстый и Тонкий.


*

В рассказе "Толстый и Тонкий А. П. Чехов оставляет двух приятелей безымянными. Имеет ли этот факт значение для понимания авторского отношения к героям?

Какую обобщенную мысль об обществе выразил Чехов одной этой деталью ?

*

Какое качество своей жены ценит Тонкий больше воего? Как вы узнали?

*

Рассказ "Толстый и Тонкий" делится на две части. Первая часть кончается словами: "приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. были приятно ошеломлены".

Вот заключительные слова второй части того же рассказа: "Тоникй пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены".

Вчитываясь в каждое слово рассказа, докажите, что в первой части описывается встреча двух людей, а во второй - встреча двух чиновников.


М. А. Светлов. Гренада.

*

Что такое малахит? Где он встречается? Что хотел подчеркнуть поэт, называя молодую траву "степным малахитом"?

*

Отряд конников, обнажив сабли, неудержимо мчится на врага. Бойцы громко поют лихую, широкую песню: "Эх, яблочко, куда ты катишься,..".

В боях много героев сложило голову, погибло с песней на устах. Их предали земле. Вместе с ними трава покрыла и схоронила их песню. Тихо, шагом идет эскадрон...

Давно это было. Но и сейчас под степной зеленой травой хранится "Яблочко" - песня.

Покажите, что все сказанное действительно содержится и лучше, точнее, короче, красивее, сильнее передано в одном только первом восьмистишии стихотворения "Гренада":

"Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях,
И "Яблочко" - песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая -
Степной малахит."

*

В первых четырех строчках стихотворения Светлова найдите точное созвучие возгласу "Ах" (начало пятой строки). Какой смысл рождается из этого созвучия?

*

В последней строфе стихотворения ’"Гренада" Светлов повторяет несколько раз:

"Не надо, ребята о песне тужить,
Не надо, не надо, не надо, друзья!"

Но в той же строфе скрыто прямо противоположное утверждение? Отыщите его.
---------------------------------------------------------------------------------

Публикуется с изменениями по кн.: Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (экспериментальный дидактический материал - VI класс) / Под редакцией И. Я. Лернера. Москва: НИИ общей педагогики АПН СССР; Лаборатория общих проблем дидактики, 1971. - 31 с.

1 В скобках приводится комментарий составителей.
==========================


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter