Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Бим-Бад Б. М., Петровский Артур В. Образование в контексте социализации

Автор: Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский

Образование в контексте социализации

Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский

В отечественной педагогике и психологии существует давняя традиция установления родовидовых отношений между социализацией и образованием. При этом социализация понимается широко — как процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. В этом смысле социализации противостоит робинзонада, ибо вне общества невозможно присвоение индивидом своих сущностных характеристик и развитие собственно человеческих способностей. Указанной позиции придерживались В. Вагнер, В. Бехтерев, Н Ланге, П. Лесгафт, А Лазурский, П. Каптерев, А. Красновский, Л. Выготский и др. Таким образом, рассмотрение природы современного образования сквозь призму социализации продолжает указанную традицию, представляющуюся небезынтересной для теории и практики образования.

Понятие образования
Социализация, осуществляемая в общении и деятельности, может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования.
Образование является ведущим и определяющим началом социализации, главным инструментом культурной преемственности поколений. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком (учитывает возрастные возможности и ограничения) и процессами его стихийной социализации. Образование выступает одновременно и как фактор, и как средство социализации.
Образование влияет на предпочтения людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение. Оно организует и упорядочивает стихийную социализацию. Все остальные факторы социализации опосредствуются воздействием этих предпочтений на людей, на образ жизни, нравы и обычаи общества, его ценности и нормы.
Поэтому образование можно рассматривать как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит.
Необходимость образования предопределена не только невозможностью культурной преемственности поколений по механизмам биологического наследования, но также и принципиальной недостаточностью стихийного опыта. Обществу и самой личности необходимы такие особенности последней, которые сами по себе, стихийно, не формируются или формируются в недостаточной степени.
Кроме того, необходимость образовательной деятельности общества объясняется диверсифицированностью квалифицированного труда в современном обществе, сложностью передаваемых и приобретаемых в процессе образования пластов культуры.
Возможность образования обусловлена обучаемостью и воспитуемостью человека, способностью приобретать, сохранять и перестраивать любой опыт. Развитие душевных сил человека благодаря образованию происходит во взаимодействии врожденных программ анатомо-физиологических изменений с культурно-историческим по своему происхождению и функционированию социумом.
Образование возможно, только когда существует программа, стратегия и тактика, хронологический план и методы, материальная инфраструктура и квалифицированные управленческие и педагогические кадры.

Обоснование и обеспечение эффективности образования является предметом комплекса специализированных наук или же их особых отраслей. Образование невозможно без обращения к педагогике, психологии, возрастной физиологии, дефектологии и другим гуманитарным и естественным наукам.

В качестве социальной практики и социального феномена образование возникло в глубокой древности. Каждая историческая эпоха характеризуется своими, присущими ей чертами и особенностями образования как «социальной акции», как системы образовательных мероприятий, отвечающих интересам общества и/или личности. Образование может способствовать или препятствовать общественному прогрессу. В первом случае оно обеспечивает человеку успех в социальной жизни, готовность ответить вызову времени. Во втором — может существенно замедлить темпы психического развития, дать извращенную картину мира, вызвать негативное отношение к науке и интеллектуальной деятельности, ухудшить физическое и психическое здоровье учащихся.
История концепций образования как теоретического обоснования его целей и плана, способа и видов деятельности насчитывает тысячи лет.
Теории образования отвечают на следующие вопросы:
1. Зачем учить (цели обучающих)?
2. Какое место образование занимает в жизни человека на ее разных возрастных этапах (мотивация включенности индивида на разных ступенях образования)?
3. Чему и сколько учить (содержание образования)?
4. Кого учить (контингент обучающихся)?
5. Кому учить (педагогические кадры)?
6. Когда учить (учет учебной последовательности и сенситивного возраста)?
7. Как учить (методы и средства образования; в западной литературе — «методология»)?
8. Какими должны быть образовательные учреждения и как организуется их функционирование (управление образованием)?
9. Каковы ожидаемые и реальные результаты образования и как они соотносятся с целями (критерии и оценка эффективности образования)?
Теоретическому осмыслению подвергаются связи между образованием и экономикой, образованием и политикой, образованием и социальной стратификацией и мобильностью, образованием и государством и правом. Это способствует развитию специализированных научных отраслей — экономики образования, управления образованием, социологии образования, образовательной политики и др.

Функции образования как фактора социализации
Образование призвано помочь в приобретении личностью научных понятий в отличие от понятий житейских, формирующихся спонтанно. Образование способствует соединению непосредственного бытия человека с культурой.
Объективно образование представляет собой одну из высших ценностей для личности и общества, выступая в качестве предпосылки их существования и развития. Образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Вне образования невозможна интеграция общества, его целостность и стабильность, гарантирование прав отдельной личности. Развитие производства, квалифицированных рабочих сил общества напрямую зависит от образования. Даваемые экономистами оценки ближне-, средне- и долгосрочных результатов национального образования свидетельствуют о его решающем вкладе в рост национального дохода. Оплата разноуровневых образовательных услуг в настоящее время становится для многих приоритетной статьей семейного бюджета.
Образование есть необходимая предпосылка народовластия. Томас Джефферсон, один из родоначальников демократии в Америке, писал: «Источник высшей власти над обществом есть само общество. Если мы думаем, что общество недостаточно просвещено, чтобы осуществлять свою власть с полной ответственностью и компетентностью, то выход из положения заключается не в лишении общества власти, а в облечении его этой властью посредством образования» (Jefferson T. Democracy. N.Y., 1969. P. 88).
Организация образования и системы управления им должны обеспечить доступ к истинному, глубокому и целостному образованию всем, способным его усвоить. Стартовые условия должны быть одинаково качественными для всех людей. Дифференцированность образования обязана иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности. Этот тезис предполагает наличие системной социальной программы по защите, поддержанию и развитию таланта.

Цели образования
Цели современного образования — предельно достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; включение личности в социально
ценную активность; обеспечение возможностей самообразования за пределами институциональных образовательных систем.
Цели общества и цели личности сложным образом связаны друг с другом. «Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, — развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, — тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты», — справедливо утверждал Н. Кареев (Идеалы общего образования // Alma mater 1992. № 2. С. 51).
Чем менее образован обучаемый человек, тем более расходятся его спонтанные цели со средне- и дальнесрочными целями обучающих.
Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов, слияние целей обоих участвующих в образовании сторон.

В настоящее время преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как к целям образования. Будучи важнейшими его средствами, они обеспечивают достижение генеральной образовательной цели — полноценного развития личности. Знания, умения и навыки служат усвоению и применению в жизни усваиваемой культуры.
Образование должно вести человека от знания (понятия о том, чем является данный предмет или явление) к познанию (понятию об их сущности, природе, происхождении, их месте в системе мира, факторах, процессе и тенденциях их развития).
Едва ли не самое важное в образовании — осознание способов познания, умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов, умение отказываться ради истины от своих прежних, вечно недостаточных знаний, от предвзятости, субъективности. Образование способно развить в человеке необходимую для него и общества способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и очищению его, к постоянной самокорректировке.

Процессуальные аспекты образования
Процесс образования есть совместное движение обучающих и обучаемых к целям, опосредствованное культурным содержанием и методами его усвоения и совершаемое в социокультурной среде. В этом процессе постоянно возникает необходимость соотносить образовательное руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью, в частности, тесно увязывая содержание усваиваемой культуры с наличным знанием учащихся о себе и об окружающем их мире. Важно обеспечивать положительную мотивацию учащихся в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей.
Обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке благодаря усвоению объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла («значения для меня») того, что усваивается в ходе образования. В то же время любое усвоение ценностей (от гигиенических привычек до нравственных высших ценностей) невозможно без обучения. Семиотическое и аксиологическое начала, таким образом, с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах.
Это единство воспитания и обучения подчеркивается этимологией термина «образование» и современным словоупотреблением в других языках. Русское слово «образование» восходит к слову "образ": образование есть выявление и становление образа; приобретение правильных представлений о чем-либо; вхождение в курс дела; усвоение культуры; просвещение, обретение грамотности, хороших манер.
Движущая сила образовательного процесса — мотивированность учащихся, проявляющаяся в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. В процессе образования происходит постепенное соединение личного опыта растущего человека с социальным опытом, отраженным и закрепленным в образах искусства и в научных понятиях, постепенно расчленяющихся внутри себя, конкретизирующихся, обогащающихся содержанием. Другой компонент этого процесса — рефлексия — необходим для преодоления личностью инертности сначала чувственного мышления, представлений, затем — суждений и, наконец, — самих методов познания, способов мышления.
Принципы структурирования образовательного процесса: интеграция в органическое и сбалансированное целое учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающая полноценное «проживание» детства, отрочества и значительной части юности; выстраивание психологически обоснованной последовательности усвоения культурного содержания и видов деятельности; соединение национального и общечеловеческого с региональным и этническим компонентом цивилизованности; обеспечение условиями (временем, культурным материалом и руководством) развития различных структур способностей в их связи и взаимозависимости у индивидов и групп, а также для успешного самоопределения молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных и общественных отношений.
Динамика образовательного процесса требует постоянного учета обратных связей. Логика его организации диктуется учебной последовательностью, которая имеет два плана: диахронический — возрастную последовательность в освоении различных пластов культуры и синхронический — сочетаемость и взаимодополнительность компонентов этой культуры. Опираясь на сензитивные периоды онтогенеза, образование нацеливается на своевременное усвоение того, без чего затруднительно последующее развитие, например языковых навыков. Одновременно учитывается зависимость последующих восприятий от содержания и объема предшествующих. Чем раньше и качественнее усваиваются растущим человеком образцы высокой культуры, тем менее он восприимчив к культурным суррогатам. По той же причине важно самое раннее по времени его столкновение с высокими образцами вкуса.
Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, образование движется от преимущественно переживаемого детьми познания окружающей их среды к рефлективно и активно осваиваемой «вселенной». Сказанное предполагает акцентирование в учебно-воспитательном плане концентрического принципа его построения в разумном сочетании с линейным. С позиций учащихся образовательный процесс предстает в качестве приобретаемого под влиянием школы опыта: понимания, эмоциональной и аналитической оценки доступной части мира, посильной самостоятельной деятельности и общения. Это предполагает единство информирования растущего человека с его деятельностью, т.е. единство ориентирующего в мире и культуре компонента с деятельностным, творческим компонентом.
Отбор образовательного материала проводится по критерию полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательной, эмоционально-ценностной, волевой и физической сторон личности. А также — по критерию полноты и системности культурного содержания, необходимого для выполнения главных видов деятельности на различных уровнях ее сложности.
С этой точки зрения процесс образования есть усложняющееся действование растущего человека в специально организованной среде, апеллирующей к его активности, поощряющей ее, насыщающей ее новым, все более трудным, посильным, увлекательным культурным материалом.
Образовательная среда есть постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека, включающая в себя все большее богатство опосредствованных культурой его связей с окружающим миром. Образовательная среда учит извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях (осуществлять перенос, занимающий огромное место в образовательном процессе и в практической жизни).

Содержательные аспекты образования
Подлежащее усвоению учащимися содержание образования предстает как определяющая (наряду с его методами) развитие способностей личности часть социально-культурного опыта, - отобранная в соответствии с образовательными целями и процессуальными аспектами образования. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе образования, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и конструктивной практической деятельности.
С культурно-содержательной точки зрения образование представляет собой особый вид духовной рекапитуляции, как ее понимали Г. Лессинг и И. Гёте, утверждавшие, что, двигаясь по тому же самому пути, по которому человечество достигает совершенства, через эпохи мировой культуры должен пройти каждый человек. Содержание образования должно носить по преимуществу исторический характер.
Все содержательные аспекты образования, интенсивно развивающие способности, интегрируются в учебно-воспитательном плане, который соединяет в единое целое
теоретическую и опытную, совместную с преподавателями и самостоятельную; аудиторную и внеаудиторную, обязательную и дополнительную, познавательную и производственную работу, обеспечивающую единство учения и воспитания, обучения и самообразования.
Учебно-воспитательный план, обеспеченный соответствующим культурным его содержанием, включает в себя следующие виды деятельности:
• образно-эстетическую, художественную;
• ценностно-ориентационную, деятельность самоопределения;
• познавательно-понятийную, интеллектуальную;
• конструктивно-практическую и
• коммуникативную.
Современный учебно-воспитательный план отличается:
• вычленением инварианта общего образования;
• акцентированием изучения окружающей действительности и применения усваиваемой культуры, к решению проблем жизни;
• четким вычленением усваиваемых видов деятельности и типов развиваемых способностей вкупе с их культурным наполнением;
• соединением ориентирующих в культуре и обобщающих компонентов с углубляющими, конкретизирующими и тренирующими специальные способности компонентами.
Общее и специальное образование взаимно предполагают друг друга.
Содержание общего образования определяется особой, так называемой общей культурой, вызывающей к жизни и укрепляющей общие способности в их единстве — универсальные способы деятельности, генеральную человеческую способность — трудоспособность, а также способности к постоянному совершенствованию. Ядро общей культуры — культура умственного, духовного и практико-ориентированного труда.
Чтобы системность знаний адекватно отражала системность мира, отдельные учебные курсы синтезируются с помощью философского образования, как пропедевтического, так и обобщающего, завершающего циклы курсов и полный законченный курс общего образования. Общеобразовательная философская культура охватывает начала праксеологии, антропологии и психологии, натурфилософии, науковедения, логики, этики, эстетики. Знания основ наук, передаваемые системой общего образования, составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач. Особенно большое значение имеют знания о природе и сущности человека: они обладают свойством ослаблять религиозные, философские, идеологические и иные психогенные перегородки между людьми.
В своем специальном образовании человек проходит через уровни ученичества, механической, как бы ремесленной квалифицированности и только потом достигает уровня мастерства, творчества. Этого высшего уровня специального образования невозможно достичь без общего образования, но, чтобы стать целостной личностью, необходимо достаточно полно развить и специальные способности.

Методы образования
Содержательная сторона образования неотрывна от метода (способа) обучения. Так, при содержании образования, очерченном выше, акцент в методах обучения переносится с запоминания информации на переживание и изучение действительности, на применение присваиваемой культуры к решению личных проблем растущего человека и текущих задач окружающей его и личной жизни.
Поскольку важнейший компонент образования — перенос приобретаемых способов и видов деятельности (нравственной, умственной, социальной, материальной, практической) во все новые ситуации, предполагающие согласование, переплетение, новые качества и сочетания деятельностей, постольку ценнейшим методом образования становятся упражнения в переносе знаний о способах деятельности в новые, нетиповые ситуации.
Генеральный метод образования — постепенно убывающая помощь (например, система постепенно убывающих подсказок о способах действий) учащимся в овладении способами (способностями) самостоятельного действия.
Большое значение имеет метод проектов, предполагающий разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование в качестве и эффективности общеполезного дела, ответственность каждого за общий успех и ответственность всех за успех каждого.

Эффективность и результаты образования
Эффективность образования определяется его результатами в сопоставлении их с целями и средствами достижения; его вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству правильно жить не только в будущем, но в сегодняшней действительности. Сопоставление целей с результатами образования способствует ответу на вопросы: необходимы ли, достаточны ли существующие формы, методы и содержание образования с точки зрения затраченных усилий?
Результаты достижения целей образования называются образованностью, уровни которой характеризуют и индивида, и общество, и проявляются как в содержании сознания, так и в характере поведения.
Критерии образованности —
• ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек; определенность и конкретность мышления;
• умение обнаруживать нерешенные проблемы, ставить вопросы и выдвигать гипотезы;
• осознание связей между предметами и явлениями, действительных тенденций в развитии процессов;
• способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа наличных тенденций; количество и качество процесса и продуктов труда.

Основные тенденции развития образования в начале XXI века
В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно ориентированная модель, центрирующаяся вокруг подхода к учащимся как полноправным партнерам в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним. Образование возвращается к формуле времен классической древности: non scholae, sed vitae discimus (учимся не для школы, а для жизни), ориентируется на демократизацию социальных институтов образования, его гуманизацию, на возвращение к национальным культурно-историческим традициям.
Перед государством и обществом стоит сложная задача в ходе партнерского сотрудничества экспериментально совершенствовать систему, характер, содержание и методы образования, подготовку педагогических кадров, стандарты образования и способы оценки их результативности, обеспечивать высокий социальный и экономический статус педагога, «выращивать» новые формы практики.
Основными принципами политики в области образования в настоящее время становятся:
непрерывность образования; развитие дошкольного воспитания;
устранение жестких разграничений между различными уровнями и видами образования;
приобретение начальным и средним образованием комплексного характера, т.е. в одно и то же время — теоретического и практического, трудового и технологического;
обеспечение молодежи широкой общекультурной подготовкой, дающей возможность овладеть различными специальностями;
развитие школьного и внешкольного образования взрослых (первоочередная задача, так как в условиях малограмотного или недостаточно функционально грамотного окружения дети не могут получить настоящего образования);
расширение и диверсификация высшего образования;
пересмотр критериев приема студентов в университеты не столько на основе вступительных экзаменов, сколько — мотивов и профессиональных интересов поступающих;
обеспечение такой подготовки педагогов, чтобы они могли быть хорошими воспитателями, а не только передавать знания;
расширение профиля учителей, которых готовят сегодня, чтобы они получали возможность работать как с детьми, так и со взрослыми, как в школе, так и вне ее, стать организаторами просветительской работы.
Оценка достижений школьника или студента должна основывается не столько на результатах экзаменов, сколько на изучении его деятельности в течение определенного периода. При этом важно не выяснение того, какую массу фактов сумел он запомнить, а насколько развиты его умственные силы, склонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике, переносить известные ему способы действия в новые для него ситуации и открывать новые способы деятельности.
========================


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter