Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Бим-Бад Б. М. Антитеза "индивидуализм-коллективизм" ложна

Автор: Б. М. Бим-Бад

Антитеза «индивидуализм – коллективизм» ложна
 
Б. М. Бим-Бад
 
Индивидуализм — не есть противоположность коллективизма и его разновидностей.
 
Индивидуализм легко и плодотворно уживается с взаимопомощью, сотрудничеством, точно так же, как разделение труда не противоречит зависимости всех от всех. Ведь и доверие при групповой деятельности не исключает взаимной проверки.
 
Индивид всегда является членом разных социальных групп и организаций, что не мешает ему быть независимым, самостоятельным и преследующим свои личные цели.
 
Есть виды творчества, которые предполагают только самостояние, или «отдельность», человека – сочинение романа в стихах или симфонии. А есть виды творчества, невозможные вне коллективизма – постановка оперы или балета, например.
 
Антитеза «индивидуализм – коллективизм» ложна. Эта антитеза – проявление ошибочного мышления в терминах крайностей. Современные ученые исходят из единства индивидуализма и коллективизма на уровне не только индивидуального, но и коллективного сознания. В каждой культуре есть как черты одного, так и свойства другого.
 
И то и другое равно необходимо личности и обществу, поэтому и то и другое обязано входить в семейное и школьное воспитание.
 
Воспитывая в детях самостоятельность, важно поощрять детей заботиться о членах семейного коллектива и учиться посильно и достойно самим зарабатывать.
 
В хороших школах значительное место занимает взаимная забота, помощь, сотрудничество. При этом не упускается индивидуальный труд, навыки самостоятельного обучения.
 
В воспитании важно, как огня, избегать каких-либо крайностей. Ничем не ограниченная, эгоистическая свобода выбора приводит к росту таких форм поведения, которые не просто отклоняются от нормы, но являются откровенно вредящими благополучию человека и его окружения. Сплошной коллективизм предопределяет убогость самостоятельной мысли, ослабляет новаторство, рационализацию труда, ведёт к выученной беспомощности. 
 
Нам, как дыхание, нужен синтез индивидуалистических и коллективистских ценностей, уместных и плодотворных в своих ситуациях.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter