Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бим-Бад Б. М. Развивающий подход к начальному обучению естествознанию в некоторых современных школах

Автор: Б. М. Бим-Бад

 
Б. М. Бим-Бад
 
Сравнительно недавно я закончил чтение весьма любопытной книги: «Developmental Approaches in Science, Health and Technology (DASH): Instructional Guide / Francis M. Pottenger III, Donald B. Young, Carol Ann Brennan, Larma M. Pottenger. ©2000 University of Hawai’i. Published by the Curriculum Researcg & Development Group of Hawai’I, Honolulu. All rights reserved».
 
Это – руководство для учителей, ведущих учебный курс в первых шести классах общеобразовательных школ, которые работают по системе DASH («Развивающий подход к обучению окружающего мира и здоровья»).
 
В этом «Руководстве» находим шесть разделов: во-первых, – о целях изучения настоящего курса, во-вторых, – как, почему и что предстоит делать школьникам на занятиях в классе, дома, на опытном участке, на природе, в их населённом пункте. В-третьих, – о достижениях учеников и о пользе, которую они получают в ходе и в результате изучения окружающего мира. В-четвёртых – когда и как оцениваются успехи учеников, их достижения, степень полученной ими пользы для понимания окружающего их мира и умения успешно действовать в нём. В-пятых, – что именно изучается ими в окружающем мире, и в какой последовательности. В-шестых, – об особенностях работы учителя со школьниками и с родителями, а также – о взаимодействии родителей с детьми и учителем.
 
1. Цели. В последние десятилетия естественные и гуманитарные науки становятся всё более междисциплинарными. Поэтому цель подготовки новых поколений к быстро меняющемуся миру требует интегрированных (комплексных) учебных курсов, в которые включены еще и технические (технологические) знания и умения. С продуктами информационных и других технологий современные школьники сталкиваются едва ли не каждый день, без них немыслим новый окружающий мир, и они неразрывно сопряжены с естественными и общественными науками.
В цели интегрированного курса входит научить школьников делать своими руками предметы, игрушки, приборы, инструменты. Научиться размышлять, предвидеть условия и последствия тех или иных действий, хорошо обосновывать принимаемые решения.
В ходе неспешного изучения важнейших явлений природы и общества школьники приобретают взгляды и методы строгого научного исследования. Среди них – тщательное наблюдение, всесторонний анализ, проверка и перепроверка получаемых данных, логичность и доказательность объяснений и обобщений. Тем самым обучающиеся поддерживают в себе любознательность, непредвзятость (открытость ума) и привычку не рать на веру ни своих, ни чужих впечатлений.
Не менее важную цель курса составляет приобретение умений и навыков работать в группах, сотрудничать с другими, уточняя при этом собственные знания и совершенствуя умения.
 
Цели DASH имеют четыре уровня.
На первом уровне эти цели рассматриваются с точки зрения ожиданий, стремлений и интересов обучающихся.
На втором уровне выделяются учебные цели, совокупность которых призвана обеспечить достижение целей обучающихся.
На третьем уровне находятся цели и задачи, достигаемые на каждом отдельном году обучения. 
На четвёртом уровне рассматриваются виды действий обучающихся, необходимые для достижения целей учения.
Главная цель программы DASH – сохранить и развить любознательность детей, увлечь их воображение исследованием и постижением неизвестного в области естественных наук, техники и заботы о здоровье, изобретением и изготовлением инструментов, приборов и полезных вещей, приобретением знания и понимания, которые необходимы для дальнейшего обучения и образования.
Цель обучения – развитие и совершенствование у обучающихся:
знания и понимания основных понятий естественных наук,
знания и понимания фундаментальных путей и способов поддержания здоровья,
знания и понимания принципов техники, машин, механических орудий, устройств,
знание и понимание связей наук и технологий с нуждами и потребностями людей,
способности приобретать знания о неизвестном в окружающем мире с помощью научных методов,
способностей находить проблемы, планировать их решение и разрешать их, проверять правильность решений,
способности применять знание, понимание и умения в области науки, техники и сбережения здоровья в новых ситуациях,
способности адекватного применения языковых, математических и изобразительных знаков в ходе изучения наук, здоровья и технологий,
способностей работать как индивидуально, так и коллективно при изучении наук, здоровья и технологий,
приверженность сохранению природной среды,
приверженность сохранению себя и других людей,
осознание ценности и важности личного знания и науке, здоровье и технике,
изучение наук, здоровья и технологий для удовольствия и интереса, независимо от пола, этнической принадлежности или мнений о своих способностях,
готовность к дальнейшему изучению наук и получению опыта исследований,
принятия естественных наук, здоровья и техники как ценностей для личности и общества.
 
2. Деятельность школьников при этом включает в себя:
- систематическое ведение календаря учебных событий («что я делал и чему я научился сегодня в школе»), летописи продвижения в науках;
- ведение книги тайн и открытий, книги связей и отношений, книги таблиц и графиков;
- постоянную работу с «коробкой изобретателя» и картами понятий;
- постоянное обновление книги рабочих определений и рабочего словаря понятий.
 
3. Совместная работа ребят в школе предполагает кооперацию, групповые виды учебной деятельности и взаимное обучение.
Прежде всего, в совместной работе осуществляются исследования. Они начинаются с совместной постановки проблем и поисков путей их решения. Далее следует планирование поисков и выполнение плана.
За проверкой полученных результатов непременно идёт уточнение стратегии и тактики изысканий, обсуждение и объяснение результатов в ходе разворачивающихся дискуссий и применения открытий на практике.
Естественно, действия обучающихся включают в себя оформление отчётов и проведение различных проектов (как коллективных, так и индивидуальных).
 
3. Результаты. Умения эффективного действования в мире. Применение карт понятий при конспектировании, подготовке материала по определенной теме, решении задач и разработке проектов, составление списков и календарей дел, решении личных проблем. Поддержание здоровья, гигиенические навыки, профилактика заболеваний
Умения учиться и учить. Самоуправление в ходе познания. Выработка стратегии.
Общение. Научился – научи того, кто ещё не умеет или не знает чего-то важного и интересного.
Соотнесение научных понятий с житейскими.
 
4. Учебные успехи, подлежащие текущей и итоговой оценке. Понимание окружающего мира. Формулирование задач на понимание причин, процессов и явлений. Умение решать познавательные задачи. Умение планировать деятельность и принимать осмысленные решения. Самостоятельность и уверенность в своих силах. Склонность и умение приобретать и проверять знания, владение познавательными стратегиями и научными методами. Видение себя со стороны и адекватная самооценка. Способность представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, смотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние. Связывание новых знаний с имеющимися, применение знаний на практике. Лингвистические, логико-математические, музыкальные способности. Умение двигаться, пространственные представления, межличностные отношения. Способность к рефлексии и самокритике, самосовершенствованию.
 
5. Содержание учёбы (чему учимся). Наука. Время. Погода. Небо.  Животные.  Растения.  Вещество, пространство, конструкции.  Питание и продукты.  Здоровье и безопасность. Технологии. Транспорт и ориентирование на местности. Энергия и коммуникация.  Ресурсосбережение, переработка, утилизация. Общение с людьми, этикет. История, культура,  гуманитарная, культурная и физическая география, краеведение. Информационные технологии. Изобразительные искусства, ремесла. Музыка и спорт.
 
6. Деятельность учителя. Учитель выступает как помощник в индивидуальной работе учеников и в групповых видах деятельности. Учитель служит тренером основных трудовых навыков. Учитель ни в коем случае не сообщает ученикам никаких готовых знаний. Учитель организует открытие знаний школьниками. Учитель интенсивно работает с родителями, обсуждая с ними пути и способы взаимодействия с их детьми и школой.
 
Основные инструменты учебной деятельности школьников рассматриваются на конкретных примерах.
 
Это, во-первых, – учебный календарь («что я делал и чему я научился в школе»), то есть летопись действий и успехов ребят. Учебный календарь заполняется ежедневно. Выполненные дома работы тоже отмечаются в календаре.
 
 
В-третьих, это ведение и уточнение списка ответственных за работы в классе (поддержание чистоты и порядка, уход за растениями и животными-любимцами класса. Например, на этой неделе ты - планировщик и ведущий «летописи» (журнала выполненных работ), а на следующей неделе ты снимаешь показатели термометра. Сообщение другим о том, что мы такие-то работы выполнены. Должности  или обязанности все школьники исполняют по очереди. Предусматриваются «запасные игроки» на случай отсутствия в классе кого-то из ответственных.
 
В-четвёртых, это – т. н. Тетрадь связей, в которой обозначается то, чему дети научились в школе в сопоставлении с тем, что они видят вне школы. Детям даётся инструкция:  «Над какими вопросами ты сейчас работаешь? Связана ли эти вопросы с тем, что ты изучал прежде? Знаком ли с этими или подобными вопросами? Встречалось ли тебе это в твоей жизни? Видел ли это раньше? Как это может пригодиться в жизни? Как и кем это применяется?
Обсуди эти вопросы с товарищами и потом запиши в «Тетрадь связей» или в компьютерном файле. Не забудь записать дату своей записи и оставь место для дальнейших добавлений и исправлений. Например. Ты теперь умеешь ухаживать за животными, выращивать растения и многое другое. Кто еще делает это, какие профессии посвящены тем же занятиям? Где ты видел, что подобные вещи делают большие, взрослые люди? Как называются их профессии? Как еще можно применить умение наблюдать за направлением ветра? За температурой воздуха? И так далее».
 
В-пятых, это сотрудничество и взаимное обучение. Дети получают инструкцию типа: «Твои успехи во многом зависят от совместной работы. Выполняя свою часть совместной работы, ты разговариваешь с другими людьми. Хорошо также проговорить для себя, что и как ты собираешься делать, до начала работы. Особенно это полезно, когда перед тобой стоит довольно трудная задача. – Ты помогаешь, тебе помогают – предлагают, спрашивают, обсуждают. К примеру, перед тобой и твоими друзьями стоит задача собрать пазл (складную картинку). Ты можешь сказать новичку: «Ну, а теперь попробуй сам найти следующую деталь». Или рассказать и показать ему, как ты будешь искать следующую деталь. В этом случае ты работаешь, как учитель. – А при решении другой, новой для тебя, задачи кто-нибудь из твоих друзей станет помогать тебе, как учитель: объяснять, показывать, рассказывать. Представь себе, что перед твоей «командой» находится новый для тебя текст (рассказ, сказка или стихотворение). Участники команды спрашивают друг у друга, не знает ли кто из них автора …  Задают вопросы типа «Как ты понял это? Что это значит?» Успех твоей совместной учёбы зависит от хорошего качества работы каждого. Например, ты делаешь фотографии, твой товарищ рисует дерево целей, кто-то ещё выпиливает лобзиком нужную деталь и так далее. Без твоих фотографий результат общей работы, и твоей, конечно, тоже будет не очень высоким. Все другие члены команды качественно выполняют свою часть общей работы. – Помоги товарищу сделать то, что ему пока с трудом удаётся сделать. Поделись материалом, например, клеем или фломастером. Посоветуй, похвали, подскажи, как сделать лучше. Выдвини новое предположение, поведай о своих опасениях или сомнениях. Подумай, удачно ли ты взаимодействовал с другими членами команды. Что еще хорошо бы делать, что работа была безопасной и успешной? Смело спрашивай у учителя, в правильном ли ты движешься направлении. Учитель – участник твоей команды, работающей над проектом. Конечно, ответственность за учение лежит на тебе – ведь никто не может учиться вместо тебя. Но учитель готов прийти тебе на помощь: посоветовать, что-то подсказать, обсудить с тобой твои проблемы и успехи. - В ходе совместной работы твои главные роли – сотрудника и активного участника. До начала изучения какой-либо темы ты наряду с другими ставишь цели и формулируешь учебные задачи. А в ходе изучения той же темы ты участвуешь в решении этих задач, советуешь, как прийти к поставленной цели. Когда работа над темой завершена, ты и твой сотрудники оценивают достигнутые результаты и строят планы относительно следующего шага в познании. Чего ты хочешь добиться в данном проекте (например, изготовление домика)? Обсуди свои цели с товарищами. Сравни цели разных одноклассников – помогают ли их цели в достижении твоих? Не может ли помешать твоя цель достижению цели кого-нибудь другого? Что особенно хорошо получилось в совместной работе? А над чем ещё надо поработать, чтобы получилось, как надо? Например, группа ребят, с которыми ты работал над историей Гражданской войны, решила, что выбранные источники не очень достоверны и что круг этих источников неполон. Тогда принимается коллективное решение продолжить сбора материалов. – Узнал ли ты лично, что хотел и собирался узнать? Интересно, каким способом ты это узнал? Надёжен ли этот способ? Как ты оцениваешь материалы, которые использовались в совместной работе? В классе разговаривай негромко, чтобы не мешать окружающим. Ты знаешь одно, а твои одноклассники знают другое. Все выигрывают от обмена наблюдениями и опытом каждого. Рассказывай друзьям, о чём знаешь, и они увеличат твои знания, сообщая тебе о том, что знают сами. Научи их делать что-то полезное, и они научат тебя делать полезные вещи, играть в интересные игры.
 
В-шестых, это «ящики (коробки) изобретателя». Давай откроем «Ящик изобретателя» и один за другим вынем из него хранящиеся в нём инструменты. Составим их список (или рисунки) и наклеим его на крышку «Ящика». Теперь любой из твоих товарищей легко узнает, какие же инструменты лежат в твоём «Ящике».
А во втором твоём «Ящике изобретателя» хранятся не инструменты, а материалы для изготовления и переноски нужных вещей. Например, разные материалы для упаковки (пакеты, мешочки, сумочки, ящички…).
Сколько разных вещей можно сделать с помощью этих инструментов и материалов! Изобрети свой способ изготовления того-то. Изобрети свой вариант того-то. Какие ещё материалы и инструменты могут понадобиться тебе и твоим соученикам, чтобы сделать новые вещи?  …
 
 
Например, что такое домашнее животное. Это – такое животное, как собака, кошка, рыба, о котором мы заботимся и которое мы любим.
Растение – живой организм, у которого обычно есть корни, стебель, листья, цветы и которое бывает зелёным. Растения растут, дают семена и увядают.
Значение слов можно постепенно уточнять.
Из объяснений значений хорошо составить «Рабочий словарь». Удобно пользоваться также «Рабочим словарём» к форме компьютерного файла.
Слова, значения которых вы нашли, важно расположить в таком порядке, чтобы их легко было найти. Их можно расположить по алфавиту или по дате внесения в словарь. А можно и собрать по смыслу (например, астрономия, животные и т.п.).
Ты можешь в любое время узнать, как ты продвинулся в понимании слов и мыслей. Просто загляни в свой «Рабочий словарь», и ты увидишь, как много мыслей и слов ты умеешь теперь объяснить по сравнению, например, с прошлым учебным годом. Взрослые тоже могут посмотреть в твой Рабочий словарь и увидеть, как ты умнеешь, как всё точнее и точнее становятся твои объяснения. Ты можешь гордиться своими достижениями.
 
 
Давай подумаем, кто такие домашние животные. Каких домашних животных ты знаешь? Нарисуй их на небольших отдельных кусочках бумаги или вырежи картинки с их изображением из газеты или журнала. Можно взять также фотографии или рисунки.
В центре большого листа бумаги в клеточку напиши «Домашние животные». Вокруг слов «Домашние животные» наклей картинки. От каждой картинки проведи линию к надписи «Домашние животные» в центре большого листа. Эти линии показывают, что при мысли о домашних животных ты вспоминаешь именно тех животных, картинки которых наклеил.
Под твоими картинками можно написать, как называется это животное, например, «рыбка», «черепаха» или «собачка».
Теперь видно, о ком ты думаешь, когда слышишь или говоришь слова «Домашние животные». Это – твоя Карта мыслей.
Для такой Карты мыслей, как мысль «Растения», можно наклеить не только рисунки и картинки, но ещё и часть настоящего растения, например, опавший лист.
Чтобы сделать Карты мыслей более подробными, можно нарисовать группы и даже подгруппы. Например, для мысли «Домашние животные» хорошо бы добавить мысль «Потребности» и мысль «Виды». А потом связать их линиями с главной (в центре) мыслью. Вокруг мысли «Потребности» можно написать, например, «Пища» и наклеить картинки с изображением пищи.  Не забудь всё, что нужно, правильно соединить линиями!
Станешь опытнее – сможешь, работая в небольшой группе, делать карты еще более подробными. Например, для центральной мысли о насекомых твоя группа разработает подтему «Места обитания», а другая группа – подтему «Ступени развития», третья – «Классы (виды) насекомых».
Линии на картах мыслей показываю связи между мыслями – между картинками или словами. Например, от мысли «Домашние животное» идёт линия к мысли «Потребности». От мысли «Потребности» одна из линий идёт к мысли «Пища», а от мысли «Пища» - к мысли «Семена». От картинки, на которой показаны семена, линии могут идти к самым разным животным, питающимся семенами.
А теперь давай разыграем какую-нибудь «Карту понятий (мыслей)». Например, кто-то по желанию будет играть кошку, кто-то – рака или рыбку, четвёртый – собаку и так далее. По сигналу учителя кошка и собака берутся за руки. Рак, рыбка и черепаха берут за руки друг друга и движутся к рисунку аквариума. Кролик направляется – к рисунку морковки. Кошка и собака движутся в сторону своих мисок с едой.
 
Дети с увлечением озвучивают «Карты мыслей». Заранее можно придумать песенки, короткие стишки. Ученики предлагают друг другу спеть песенку или рассказать стищок на тему той или иной «Карты мыслей».
О большой «Карте мыслей» можно коллективно сочинить целую историю в стихах или прозе.
Карты мыслей надо время от времени обновлять: что-то добавлять, что-то стирать, что-то изменять. Ведь ты растёшь и умнеешь. То, что казалось тебе правильным прежде, теперь может показаться не очень точным.
«Карты мыслей» помогут тебе планировать дальнейшую работу, выбирать виды деятельности, например, садовника или историка. Эти карты показывают твой путь в открытии для себя научных явлений.
Заполнять и уточнять «Карты мыслей» тебе поможет «Книга тайн и открытий».
 
Книга тайн и открытий (девятый инструмент DASH).
Книга «Тайн и открытий» – это собрание интересующих тебя твоих вопросов и ответов на них.
Много на свете удивительного. Почему вода мокрая? Как птицы учатся петь? Почему хочется пить? Как гусеница превращается в бабочку?..
Почему после ночи наступает день? А потом – опять ночь? И утро? И вечер?
Почему зимой, даже в самый яркий солнечный день, холодно? Почему солнце не греет, хотя и сильно светит?
Почему идёт снег и дождь, почему бывают грозы, почему летом по вечерам выпадает роса?
Где рождается снег? Почему снежинки – красивые шестиугольные звёздочки? Когда снежинки тают, они превращаются в воду. А из воды не может получиться снежинка. Из воды может при охлаждении получиться лёд, градинки, но не снег. Почему?
Каждый вопрос, который возникает у тебя, записывай в «Книгу тайн и открытий». Один вопрос – на одной странице. Укажи своё имя и день, в который ты записываешь вопрос.
Попробуй сам найти ответ. Проверь, правилен ли твой ответ. Как можно проверить свою догадку? Проверь своё открытие: посмотри справочники, погугли. Придумай опыт, благодаря которому можно было бы проверить имеющийся ответ. Запиши, что тебе открылось, что ты понял, и чего еще не понял. 
Спроси у своих товарищей и у взрослых (например, у учителя), точен ли полученный тобой ответ. Посмотри, подтверждается ли твоё открытие в других случаях, похожих на тот, который вызвал твоё удивление. Если понадобится, продолжи своё исследование.
Предложи обсудить вопрос и твой ответ на вопрос с взрослыми. Спроси у знатоков, что еще полезно почитать по этому вопросу, какие провести опыты или наблюдения.
Кроме твоей личной «Книги тайн и открытий», есть и общая для всего класса «Книга тайн и открытий». Она напомнит тебе о вопросах, которые задавали и ответы на которые искали твои товарищи. Может быть, ты с кем-то из них начнёшь совместную исследовательскую работу. Может быть, ты предложишь коллективное обсуждение отдельных тем или будешь участвовать в обсуждении, которое предложит кто-нибудь другой.
Не все тайны удастся раскрыть в текущем году. Если сохранится твоя и общая книги тайн и открытий, то начатые тобой поиски ответов на трудные вопросы можно продолжить и в будущем году.
 
 
«Тетрадь научных наблюдений»  – это твоё личное собрание знаний, фактов, свéдений, мыслей, планов и другой важной информации. В этой «Тетради» могут быть данные из «Рабочего словаря», из «Книги тайн и открытий» и из «Тетради связей». «Тетрадь научных данных» тебе надо будет вести из года в год до конца шестого класса (до конца обучения в начальной школе).
Именно в «Тетради научных данных» ты будешь хранить графики своего роста и веса на протяжении каждого учебного года. Здесь же найдут своё место контурные обводки твоей кисти и ступни, а также – диаграммы роста зубов.
С помощью «Тетради научных наблюдений» ты сможешь проследить историю своего роста. Она выступает также как доказательство твоих достижений и совершенствования.
 
«Тетрадь моих успехов» («Чему я уже научился») – ещё один инструмент DASH.
 
Ты помнишь, что узнал и что научился делать в прошлом году?
Проверь, не упустил ли чего-либо важного и ценного. Ты берешь прошлогодние записи в Учебном Календаре? Правильно делаешь! Там имеются полезные записи. Рисунки, которые ты нарисовал. Песни и танцы, которые ты разучил и исполнял. Стихи, которые ты запомнил и рассказывал.
В каких еще тетрадях хранится информация о твоих достижениях? Да, конечно, в «Рабочем словаре», в «Книге тайн и открытий», а также – в «Тетради связей». 
Все эти записи – документы. Когда рассматриваешь документы и пользуешься ими, ты работаешь как историк. Ты изучаешь историю своих успехов в учёбе.
 
/Примечание для родителей. В первом классе лучше спрашивать у детей «Что ты отметил сегодня в Учебном Календаре?», чем «Что ты сегодня узнал в школе?». Постепенно дети научатся подробнее рассказывать о своих действиях и о событиях в классе. А в начале их школьного пути они лучше запоминают условные значки и короткие предложения (например, «День рождения Аси»).
 
Со временем дети сумеют сопоставлять события вчерашнего дня и сегодняшние события. Вслед за этим они начнут упражняться в составление планов, опираясь на уже полученный опыт. Это важно, чтобы уметь предсказывать события, предвидеть обозримое будущее и последствия тех или иных действий.
 
Постепенно у школьников разовьётся «чувство будущего». Всё яснее и детальнее станут их планы на каникулы и праздничные дни, всё точнее станет работа над проектами в школе/.
 
В данном руководстве фиксированы результаты многолетней практической работы в опытных и обычных школах. Оно применяется и ныне в образовательной системе США и ряда других стран.
 
«Руководство» по системе DASH хорошо иллюстрировано.
 
 
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter