Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Фейгенберг И. М. Задача задаче рознь

Автор: И. М. Фейгенберг

 
Фейгенберг Иосиф, профессор, Израиль
ЗАДАЧА ЗАДАЧЕ РОЗНЬ
Редактор представляет:
«Это все в теории, в жизни совсем не так» – известный аргумент в споре. Возможно, это злокачественное противопоставление теории и практики, которое так вредит в жизни, закладывается еще в школе. И закладывают его задачи, которыми «мучают» в школе, и которые, действительно, мало связаны с реальными жизненными задачами. 
О жизненных и школьных задачах – эта небольшая, но емкая статья.                                                  
Электрон Добрускин,
редактор 
 
 
Зачем мы учим детей? Какая при этом цель? ,боюсь услышать ответ некоторых читателей – мол, «чтобы дети много знали». Но это ли главное? Ведь знания – это лишь средство, призванное помочь человеку решать задачи, поставленные перед ним самой жизнью. Врача  мы оцениваем по тому, как он решает задачу «что с больным и как ему помочь?», а не по тому, как он умеет рассказать (и, стало быть, знает!) о симптоматике болезней. Встреча больного с таким «знатоком», обремененным мертвым грузом знаний, нередко может обернуться трагедией. Именно о таком медике-схоласте с грустной иронией писал Гёте:
   Постичь нетрудно медицины дух:
   Изучишь ты мир этот и мир тот,
  Чтоб всё  в конце концов оставить вдруг, 
  Как Бог пошлет. 
 Деятельность человека состоит  прежде всего в решении задач. Под решением задачи мы понимаем принятие целе-сообразного решения в заданных условиях. Я написал слово «целе-сообразно» через дефис, чтобы еще раз подчеркнуть,  что «целесообразно» значит «сообразно цели».  Если же цель четко не обозначена, то лишены смысла рассуждения о том, что надо делать, чтобы ее достичь. Задачи решает и врач (чем болен человек и как ему помочь?), и инженер (что испортилось в машине и как устранить неисправность?), и домохозяйка (как, используя не кухне только то, что есть под рукой,  угодить вкусам всей семьи?).
Итак, одна из основных целей обучения – научить ребенка применять свои знания при решении задач, или, по меткому выражению известного психолога Д.Б.Эльконина, «научить ребенка учиться». Но эта цель трудно достижима, если ребенок специализируется в решении задач, построенных по принципу «все дано», то есть задач с набором всех необходимых условий. Школьников с первого класса тренируют в решении подобных задач. Они отличаются друг от друга по сложности, по материалу (математические, физические, химические), но по общей структуре схожи как две капли воды: «Дано то-то и то-то. Требуется определить то-то и то-то». Простейший пример такой задачи: трое детей разделили между собой 15 конфет; сколько конфет досталось каждому? 
Жизнь редко балует нас столь обстоятельными задачами. Вечно условий или слишком много, или их не хватает. Приведем примеры. 
Водитель уловил в мерном гуле двигателя посторонний шум. И тут же в его голове начинает роиться разные вопросы: «Что случилось? Что предпринять?» 
Герои романа Жюля Верна «Таинственный остров», потерпев крушение, сразу сталкиваются с проблемой: «Как добыть огонь?» Проще всего спичкой. И они с трудом разжигают костер последней мокрой спичкой, но буря сводит на нет их кратковременный успех. Тогда происходит переформулировка задачи: «А не попытаться ли нам добыть огонь трением?» И опять неудача. Затем находчивый инженер Смит  еще раз «переворачивает» задачу, изменяя ее условия. Он скрепляет глиной стекла двух часов, заполнив пространство между ними водой, и с помощью такой лупы зажигает костер. 
Мы  видим, что в реальной ситуации человек до тех пор «вертит» в уме задачу,  пока не придаст ей решаемую форму. Процесс творческого решения представляет собою не  что иное, как длинную цепочку  активных преобразований задачи – либо через обнаружение новых свойств материала, либо через проигрывание в уме и действительности различных условий решения задачи. 
В задачниках же учащемуся предлагают уже «готовую», не нуждающуюся в подобных преобразованиях задачу, подчас забывая, что именно эти преобразования составляют специфическую особенность творческого мышления. Кроме того, в жизни всегда сначала – вопрос,  а затем активный поиск необходимых для решения условий, а в традиционных задачах учебника – сначала все условия, потом вопрос. 
Столь коренные различия между задачами учебника и  жизни порой выступают на поверхность в весьма неприятных формах. В одной из типовых задач на контрольной по математике было по рассеянности опущено условие, без которого задача просто-напросто неразрешима. Казалось бы ученик, обративший внимание на этот факт, напишет: «Для ответа   на поставленный вопрос не хватает сведений о том-то.» Такой ответ бесспорно заслуживал бы положительной оценки. Но что-то упорно мешало школьникам додуматься до этого. И причина их  своеобразной «слепоты» кроется, по-видимому, не в слабых знаниях математики, а в особенностях мышления.  Прошлый опыт, сформировавшийся в процессе решения «готовых» задач, задач по принципу «все дано», на этот раз оказал ученикам дурную услугу. 
Учащемуся внушили: если ты не можешь решить задачу, то причина – недостаток знаний. Таким образом, решение задач, построенных по принципу «все дано», приводит к формированию психологического барьера внутри нас, - барьера, мешающего заметить пропущенное условие. 
Детей нужно учить решать задачи, похожие на те, с которыми им предстоит встретиться в жизни. И чем раньше мы начнем учить их решению жизненных задач – таких задач, где вначале вопрос, а затем – поиск необходимых для решения сведений – тем лучше! 
Возьмем простенькую задачу о конфетах, которую мы приводили выше. Она примет теперь такую форму (почти игровую, а стало быть, привлекательную для ребят). 
- Мама принесла пакетик с конфетами и отдала его детям. Дети обрадовались и разделили конфеты поровну. Сколько конфет досталось каждому? – спрашивает учительница.
- Не знаю.
- А что бы ты хотел знать, чтобы решить задачу?
- Какие были конфеты? Шоколадные?
- Да. Теперь тебе легче решить задачу?
-…
- А что бы ты еще хотел знать?
- Пакет был большой?
- Полкило.
- …
- А сколько конфет было в пакете?
- 15.
- А детей?
- Трое.
- Каждый получил по 5 конфет!
- Молодчина! Верно! 

Такая задача, несмотря на всю ее простоту, по своей структуре гораздо ближе к жизненным, чем задачи из учебников. Впрочем, мы здесь далеки от того, чтобы предлагать готовые рецепты. Цель нашей статьи будет достигнута в том случае, если она побудит педагогов и родителей искать мост, соединяющий задачи из учебника и задачи из жизни. 

Прислано автором 10 мая 2012 г.
для обсуждения на семинаре
Ранее опубликовано в «Силует» №5за 1988 г. стр 48-49
(Приложении к «Новости недели», Израиль)
Подробнее в кн. автора «Учимся всю жизнь»
М. Смысл 2008 г.  
 
Регистрационный номер статьи: 0320
Разделы: Образование
Дата публикации: 17.05.2012



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter