Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Рослов В. А. Что происходит со школьной биологией?

Автор: В. А. Рослов

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИЕЙ?

Взятый государством курс на клерикализацию всех областей жизни и деятельности россиян коснулся в первую очередь отечественного образования. Церковному воздействию, в той или иной степени, уже подверглись и продолжают подвергаться все школьные предметы. Главной же целью атак со стороны религии стала биология. Причина ясна, и заключается она в крайнем неудобстве этой науки для религиозного мировоззрения. Религии вообще присуще возвышать веру над наукой, но активнее всего она противодействует тем областям знания, фундаментальные положения которых вступают в вопиющее противоречие с религиозными взглядами и догматами. Биология, в своём классическом выражении, более чем какая-либо другая наука как раз и носит антидогматический характер и в этом смысле является невольным противником религиозного мировоззрения, традиционных библейских представлений о возникновении и развитии жизни. На ней и сосредоточены основные усилия церкви в борьбе со светской системой обучения и воспитания.
Дело, собственно, в том, что при преподавании предметов гуманитарного цикла (литература, искусствоведческие дисциплины, в какой-то мере обществоведение и история, а также психология) учитель воздействует не столько на ум учащихся, сколько обращается к их чувствам. Главенствующую роль при этом играют нравственные позиции, обязательно возникающие при изучении материала. А вот естественным наукам (физика, химия, биология, география, астрономия) присуща, наоборот, нравственная и чувственная нейтральность. Для них на первом месте стоит его величество факт, добытый на основе сугубо рационального усвоения доступной для исследования действительности. К примеру, такие понятия как «трансцендентный бог», «творящий дух», «первоначало мира», «абсолютная идея» или «бессмертная душа», выражающие исторические, культурные и, в первую очередь, религиозные представления людей, окрашенные в значительной степени их эмоциональным отношением к объективному миру, за исключением отдельных спекулятивных попыток, не являются предметом изучения естественных наук. Цель естественных наук – вскрывать объективные законы явлений и давать им объяснения. Сила этих наук заключается в их обобщениях, в их проникновении в суть природных явлений, в строжайше выдерживающемся применении принципа единства теории и практики, соблюдении законов логической непротиворечивости, доказуемости, тождественности, достаточного основания, последовательности, исключения третьего. И что нужно подчеркнуть особым образом, естественные науки опираются на широкую доказательную базу в виде прошедших экспериментальную проверку теорий, идей и понятий. Для естественных наук опыт является основой познания и критерием истины.
Характер этих наук непосредственно обуславливает перечень тех педагогических задач, встающих перед теми, кто преподаёт в школе биологию, физику, астрономию, антропологию, психологию. Главная задача заключается в формировании у школьников научного мировоззрения при исследовании феноменов живого и неживого мира, воспитание таких качеств как интеллект, системное мышление, логичность. Если же при преподавании перечисленных наук нарушаются основные научные принципы, смысл их преподавания можно подвергнуть сомнению. Формирование и воспитание упомянутых психических свойств личности становится проблематичным. Почему об этом приходится говорить?
Да потому, что с недавних пор в российской школе произошёл серьёзный мировоззренческий раскол, нарушивший единство взглядов учителей на самые что ни на есть теоретические основы преподаваемых ими предметов. Не без директивного участия со стороны руководящих органов случилось так, что главный удар на себя приняла и продолжает принимать школьная биология, всё более и более расстающаяся со своей питательной базой - наукой. В условиях слияния государства и церкви и усиливающегося наступления религии на науку наблюдается процесс насаждения в народе такого мнения, что вера должна господствовать над разумом. «Во что верую, то и истинно!» Стремление возвысить веру над любой наукой вообще присуще религии. Но из всех наук первоочередной жертвой стала биология, представляющая собой в области познания крайнее неудобство для религиозного мировоззрения.
Вынужденная подчиняться определённым политическим установкам государства, школа стала выхолащивать из школьной биологии то, что входит в вопиющее противоречие с церковными представлениями о жизни, её происхождении и механизмах её функционирования. В результате наблюдается замена преподавания естественнонаучной картины мира на различные формы так называемого креационизма. Школьный курс биологии отпочковывается от биологии, являющейся наукой, в первую очередь, этиологической, то есть учением о причинах явлений живой природы. В угоду церкви, а зачастую и под её непосредственным руководством, на материале биологии идёт активный и весьма опасный процесс совмещения богословия с наукой. Теория эволюции или совсем отрицается или чудовищным образом накладывается на библейскую мифологию. И в этом совмещении науке отводится, безусловно, подчинительная роль. Биология ставится в позицию подчинения по отношению к задачам этнологического, культового и бытового плана. Под религиозные взгляды подстраивается содержание всего биологического курса, устраняются ведущие научные понятия, с антинаучных позиций критикуются мысли и идеи учёных, внёсших неоценимый вклад в мировую науку, переписываются учебники и методические материалы, предаются забвению труды выдающихся учителей-естественников (А.Я.. Герд, Д.Н. Кайгородов, Н.В. Верзилин, В. М. Корсунская). Эволюционное учение преподносится как второстепенное и малодостоверное. За хороший тон стало принятым высмеивать и порочить как самого Чарльза Дарвина, так и его теорию. Дошло до того, что было инспирировано в суд обращение девочки-пятиклассницы, требовавшей исключить из школьного образования какие-либо добрые упоминания об эволюционной теории. А ведь ещё в девятнадцатом веке, на фоне широкого интереса общества к проблемам естествознания и естественным наукам, учение Ч. Дарвина о происхождении видов и об эволюции, как историческом развитии живого мира, получило в России прочную прописку. В шестидесятых годах ещё позапрошлого века А.Я Герд под влиянием учения Дарвина осуществил ряд успешных попыток включения в школьные программы идей и теоретических элементов эволюционного учения. В его учебнике зоологии была отражена картина исторического развития мира в восходящем порядке, как она представлялась основоположнику эволюционной теории. Во многих учебных заведениях досоветской России изучение основополагающих вопросов эволюции сочеталось с рассмотрением особенностей взаимоотношений организмов со средой. В стране проводились широкие исследовательские работы в области естествознания, и имена многих русских учёных-естествоиспытателей, работавших в русле эволюционной теории, пользуются мировой известностью. Но только не в России. Печально то, что очень и очень редкий российский школьник может сегодня назвать кого-нибудь из выдающихся российских учёных-дарвинистов, коими бесспорно являются К.А.Тимирязев, братья А.О. и В.О. Ковалевские, А.Н. Бекетов, И.И. Мечников, Сеченов И.М., Докучаев В.В. Да и педагогов перечисление этих фамилий порой вводит в смущение. Не получила должного распространения «синтетическая эволюция», в русле которой развивается сегодня передовая биологическая мысль.
В нынешней школе в результате пересмотра идеологических ориентиров имена учёных-дарвинистов или замалчиваются или подвергаются голословной унизительной критике, имеющей мало общего с подлинно научной аналитикой. Методические рекомендации по преподаванию биологии обнаруживают всё больший и больший крен в сторону от науки. В содержании естественнонаучных школьных дисциплин перестают рассматриваться причинность и историзм рассматриваемых природных явлений. И это всё не встречает сколько-нибудь заметного протеста со стороны школьных преподавателей. Если что их сильно и волнует, так это происходящее сокращение часов, отводимых на изучение биологии. В последнее время потери стали компенсироваться уроками основ безопасности жизни, а то и прямо занятиями по основам религии. Что, впрочем, не способствует улучшению душевного состояния молодёжи. По числу суицидов среди молодых людей школьного возраста Россия находится в Европе на первом месте и на одном из первых мест в мире. Велик уровень психофобии – страха разговоров о душе с посторонними, страха поделиться своими жизненными проблемами. И уроки биологии могли бы помочь детям справляться с возникающими трудностями, не прибегая к крайним мерам. Но этим урокам в школе начинает придаваться странный смысл.
Под патронатом Московской патриархии вышла в свет книга, именуемая учебником «Общей биологии» для учащихся 10-11 классов (автор Вертьянов С.Ю). Пока она используется лишь в тех школах, где ведётся углублённое изучение основ православной культуры. Однако, одобренная Президентом Российской академии образования, скоро может получить статус главного учебника по биологии для общеобразовательных школ. О том, что это за «учебник», можно судить по нескольким отрывкам, взятым наугад из книжного текста.
В предисловии к так называемому учебнику старшеклассники прочитают следующее: «Многие научные факты, которые в этой книге приведены в достаточном количестве, показывают на то (так в тексте), что сама теория эволюции как минимум ошибочна. Кроме того, показывается то, насколько безответственно и крайне ненаучно работают эволюционисты, что многие факты буквально притянуты к этой теории за уши. С другой стороны, исследования показывают, что, по всей видимости, весь мир был сотворён ровно таким, каким мы его видим, - то есть не было этапа развития в миллионы лет, и вся живность, в том числе и человек, были сотворены уже во взрослом возрасте». Вот так вот! Хоть стой, хоть падай! Подмена науки религиозной «бытовщиной» - на лицо. Тон задан.
Другой пример: «Улитки (т.е. брюхоногие моллюски) долгое время делились более, чем на 200 видов, но при более внимательном исследовании оказалось, что их можно свести лишь к двум». Грамотные биологи невольно задаются вопросом, а кто проводил это «более внимательное исследование»? В соответствии с научными данными класс брюхоногих моллюсков насчитывает порядка 90 тысяч видов. Даже дети, далёкие от биологической науки, назовут и прудовиков, и виноградных улиток, и слизняков, и катушек, и обратят внимание на существование множества морских «ракушек», которых они любят собирать. И уж никак не двух.
В другом месте, действуя в русле ниспровержения эволюционной теории, автор пишет следующее: «Учёные отмечают, что хотя внешнее сходство многих млекопитающих позволяет предположить эволюционную взаимосвязь, строение макромолекул (ДНК, белков и пр.) такую связь отвергает». И здесь остаётся лишь развести руками. Глупостей, подобных приведённым, можно встретить чуть ли ни на каждой странице. А ведь книга претендует на статус учебника для выпускников школы, которые не сегодня-завтра будут поступать в высшие учебные заведения, в том числе и такие, где биология является профилирующим предметом.
Герой редко цитируемого стихотворения Пушкина «Странник» стремительно бежит от родного порога к «тесным вратам» веры, несмотря на крики жены и детей скорее «воротиться» домой. Вот и школа сегодня полоумно бежит от здравой биологии в «городовое поле» церковности и антинаучности. Так она бежала в известные периоды и от генетики в сторону шарлатанской лысенковщины. Ничего хорошего, понятное дело, такие побеги не приносят. Возвращения, рано или поздно, происходят, но уже со значительным отставанием от лидеров. Наверстать потерянное не удаётся.
Несколько десятков лет тому назад видные советские методисты-биологи Н.В. Верзилин и В.М. Корсунская, сыгравшие важнейшую роль в судьбе методической науки, отмечали: «Биология как учебный предмет представляет собой исключительный путь для воспитания материалистического мировоззрения, так как весь изучаемый на его уроках материал является доступным наблюдению и требует логических выводов на основе наблюдаемых фактов и явлений». Чего же лучше!? И ведь действительно, биологическая наука имеет огромную воспитательную силу, позволяющую формировать у людей целостную картину мира, на основе обобщений получать знания о закономерностях жизни и развития растительного и животного мира, понимать их диалектическое единство. Это-то как раз и пугает противников сохранения светского характера отечественного образования, сосредоточивших главные свои усилия на дискредитации биологии как науки. В результате школа становится заложником очередного политического выверта государственной власти, лишающего наших детей полноценного обучения и воспитания, ставящего под угрозу экологическую безопасность нации.
Можно с сомнением относиться к такому допущению, что на земном шаре встречаются люди, которые в той или иной мере не интересовались бы живой природой. Понятно, что человеку, какого бы он ни был возраста, свойственно интересоваться природой, а, следовательно, и любить её. Но почему же мы тогда так варварски относимся к нашему природному достоянию – губим леса, водоёмы и всё живое, что в них обитает? Почему у нас столько бездомных несчастных кошек, собак? Были такие периоды в истории российской школы, когда биология как предмет служила целям наглядного показа детям цельности биологических и духовных начал в жизни природы. На занятиях по биологии дети учились слушать голоса леса, поля, дикой и окультуренной природы. Теперь таких задач не ставится.
Из школ сегодня практически исчезла некогда очень популярная среди детей юннатская деятельность. Наблюдения за жизнью природы, бывшие ещё совсем недавно обязательным и естественным условием существования школы, переходят в ранг событий исторического прошлого. Дети не знают, как живые, настоящие коровки «делают» молоко. Не больно ли им при дойке? Почему они всё жуют и жуют? Работа у них такая? Да, что уж тут говорить: биология, как предмет, под громкие разговоры про важность экологического воспитания пребывает в золушках сегодняшнего школьного образования. И это очевидно, каким взглядом ни смотри, ни оценивай. Школьная биология терпит тяжёлое бедствие. Терпит не сама по себе, а по воле недальновидных политиков. В лице же преподавателей не находится её достойных защитников. Безвольные и бессловесные учителя-естественники сдают свой предмет на откуп временщикам школьного образования. Находясь на вторых ролях в школьной учительской иерархии, они не находят в себе сил сопротивляться злу. Ни о какой чистоте риз речи не идёт. Поведение учителей слишком схоже с позицией Пилата, умывающего руки. Так что и модернизация школы и рождение в ней новых технологий протекают в ущерб главному – жизни человека, сохранению его экологической безопасности. Двоедушие педагогов-биологов играет в этом процессе свою отрицательную роль.

Владимир Рослов, педагог-психолог



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter