Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Соколова А. В. Феерия музыкальных тембров

Автор: А. В. Соколова

 

Феерия музыкальных тембров                                                        

     13 ноября 2007 года в конференц-зале Федерации мира и согласия состоялся концерт «Феерия музыкальных тембров» для детских домов и школ-интернатов №№ 5, 58, 486 и Социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних «Отрадное». В организации концерта приняли участие Федерация мира и согласия, Союз композиторов России, Детская музыкальная школа им. В.А.Моцарта, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Отрадное». Этот концерт-представление  –  часть проекта «Слушаем – играем – рисуем – сочиняем», который проводится в ФМС в рамках программы «Детство мира, добра и согласия». Проект предполагает активное участие слушателей в подготовке и проведении концертов, вовлечение их в процесс исполнения и сочинения музыки. Слушатели становятся полноправными участниками концертов-представлений, а музыка перестаёт быть «вещью в себе», превращаясь в занятие, объединяющее всех. Темой  данного концерта стало богатство и разнообразие музыкальных тембров. Были продемонстрированы как сами инструменты: деревянные и медные духовые, струнные смычковые и щипковые,  ударные, пневматические струнные и клавишные, так и различные принципы извлечения звука на основе самых простых моделей-приспособлений, в которых эти принципы  наиболее наглядны.
     Как сделать концерты юных музыкантов более понятными для детской аудитории и более доступными ей? Можно пообщаться с исполнителями, рассмотреть поближе музыкальные инструменты и потрогать их. Но вот представить себе, что кто-то из музыкантов даст поиграть на своей скрипке, или флейте, или трубе…. Это маловероятно, да и не нужно. Но так хочется подержать в руках хотя бы что-то похожее, то, из чего можно извлекать звуки!  Вот – коробка с натянутой на крышку шляпной резинкой, а вот балалайка, гитара, домра. Вот -  глиняная свистулька, а вот – валторна, на которой ученик  7 класса Виталий Савенков исполняет концерт Моцарта. Одно – простое, другое - сложное, но смотрите: у коробки с натянутой резинкой есть и корпус, и резонансное отверстие, и струны, и подставка, и порожек – всё как у настоящего инструмента. Основная идея – дать почувствовать, ощутить природу звука, природу звукоизвлечения на разных видах инструментов.
     Почему-то считается, что слушателю, незнакомому с ощущениями, которые возникают и формируются у исполнителя в процессе занятий на определённом инструменте, достаточно минимального постороннего воздействия для того, чтобы пробудить в нём богатейшую и разнообразнейшую гамму эмоций и мыслей, рождённых вдохновенной игрой услышанного им исполнителя. Такая острая эмоциональная отзывчивость – качество достаточно редкое для современного человека, тем более – для обычного школьника, ребёнка или подростка. Чувства, как правило, подчиняются рациональному, «практическому» началу, не имеющему ничего общего с тонкой работой живого творческого ума.
     Поколение нынешних молодых людей, школьников, подростков – это неслышащее и неслушающее поколение, отделившее себя от окружающего мира наушниками компьютеров, плееров, гарнитурами мобильных телефонов. А что они услышат, сняв их?
     «Какая птица так чудесно поёт?» – «Это – сигнализация», - цитата из популярной компьютерной комедии «Хоттабыч». Рёв проезжающих автомобилей, лязг строительной площадки, хлопанье дверей. Дальше можно не продолжать – после нескольких минут такой слуховой «зарядки» человек просто отключается, погружаясь в себя или в свой собственный звуковой мир. Мы не видим уродства и не замечаем безобразия потому, что мы от них устали. Так возникают равнодушие и отчуждение. С трудом пробить их толстый слой могут лишь яркие, кричащие непристойности рекламных щитов или ухающие басы дискотек. Потому так важно общение с настоящими живыми звуками, которые рождаются с нашей помощью здесь и сейчас, которые мы чувствуем и ощущаем.
     Всё сказанное выше – об  обычных детях, живущих в обычных семьях. А сейчас речь пойдёт о детях, находящихся в критической жизненной ситуации, лишённых в данный момент семьи временно или постоянно. Человек, даже взрослый, оказавшись в тяжёлой жизненной ситуации, часто инстинктивно перестаёт реагировать на многие сопутствующие обстоятельства. Часть его эмоций временно «отключается», поскольку эмоциональная реакция могла бы быть слишком болезненной. Психика в данном случае срабатывает как датчик-предохранитель, отключающийся при угрозе возможного выхода из строя всей системы.  Хорошо, если тяжёлый, сложный, неопределённый период жизни занимает сравнительно малое время. А если он растягивается на месяцы, годы? И если речь идёт не о взрослом, сложившемся человеке, а о ребёнке, которому в это время надо расти и развиваться не только физически, но и эмоционально? Нельзя же временно «отключить» его от восприятия всех слишком сложных и слишком серьёзных для него вещей, на которые ему всё равно лучше не реагировать?
     Более логично и более гуманно, наоборот, дать ему возможность познакомиться с настоящими, глубокими, сильными чувствами и  серьёзными мыслями, которые, может быть, в будущем помогут ему справиться с другой трудной ситуацией. Это возможно при условии, что эти мысли и чувства будут по-своему поняты и пережиты самим ребёнком на его уровне эмоционального и интеллектуального развития. Слушание разнообразных классических музыкальных произведений даёт такую возможность. Речь идёт, в первую очередь, об «активном» слушании музыки, связанном с определёнными действиями, движениями. Здесь неоценима роль шумовых инструментов, потому что игра на них связана с разнообразными ощущениями. Осязание помогает восприятию музыки, положительно влияя при этом как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы.
      Шумовые инструменты – это превосходный материал как для общения ребёнка с инструментом, так и для общения детей между собой. Если группе детей дать в руки разные шумовые инструменты и звучащие предметы, то они очень быстро начинают общаться между собой при их помощи. Изобретают новые способы игры, договариваются об очерёдности, составляют небольшие ансамбли: дуэты, трио. Девочки -  больше «разговаривают» друг с другом, мальчики – больше конструируют, выдумывают. Это – настоящее живое творчество, пусть на самом простом материале, и, как в настоящем творчестве, открыв что-то для себя, хочется поделиться этим с окружающими. Те, кто уже что-то знает, жаждут передать свои знания и умения тем, кто ещё не знает ничего. Так родилась идея проведения на концерте 13 ноября мастер-классов по игре на различных инструментах.
     Мастер-класс – это когда профессионалы учат профессионалов. В данном случае мастер-класс – это непрофессионалы для непрофессионалов. А почему бы и нет? Мы просто опускаем планку ниже, а суть остаётся той же самой. Среди тех, кто ничего не знает и ничего не умеет, оказываются как дети, так и взрослые. Взрослые вообще, как правило, имеют мало представления о занятиях детей.  Но какая разница, в каком возрасте учиться! Ведь всё равно игра на этих нехитрых инструментах – обычно занятие для детей 2-х – 3-х лет. А нам, и взрослым, и детям постарше, неплохо было бы почаще в каких-то занятиях возвращаться к этому возрасту  - возможно, мы и наверстали бы что-нибудь в своё время упущенное и давно забытое.
     Двухлетний малыш, играющий на металлофоне, подрастёт, и, глядишь, со временем станет знаменитым скрипачом, флейтистом, или ударником. А мы с вами (увы!) уже не станем знаменитыми, но зато испытаем неповторимые ощущения, как бы без усилия,  плавно «въезжая» в гору, поднимаясь на другой, более высокий  уровень познания, от простого – к сложному.
      Итак, в начале концерта-представления слушатели познакомились с различными инструментами, которые демонстрировали им воспитанники и сотрудники СРЦ «Отрадное». «Мастер-классы» проходили сначала в фойе, а потом переместились в зал. Были представлены струнные инструменты: балалайка, мандолина, шестиструнная и семиструнная гитары, а также модели однострунного и многострунного инструментов;  и духовые инструменты: глиняные свистульки:, бамбуковая дудочка, блокфлейты сопрано и альт, губная гармошка, а также настоящая гармонь; и ударные инструменты: треугольники, металлофон, ксилофон, бамбуковый ксилофон, бубен, кастаньеты, деревянные колокольчики, медный и хрустальный колокольчики, а также трещотка и замечательно звучащий таз для варенья, в который нужно было ударять разными шариками и мячиками. Был представлен даже такой экзотический инструмент, как «Палочка дождя». Слушатели могли поиграть на всех этих инструментах.
         После «мастер-классов» был концерт, в котором прозвучали настоящие, профессиональные музыкальные инструменты. Он начался видеозаписью из Рахманиновского зала Московской консерватории с финала IY Международного конкурса молодых композиторов им. П.И. Юргенсона -  фрагментом сочинения для  ансамбля ударных инструментов лауреата 1 премии Ван Си (Китай). В начале произведения два исполнителя хлопают в ладоши и топают, но как! Сразу понятно, что это – настоящая музыка. Естественно, посмотрев этот фрагмент, слушатели тоже захотели похлопать и потопать.
      Вся остальная программа была исполнена учениками и педагогами ДМШ имени В.А.Моцарта.  Школа, носящая имя композитора, чей лучезарный гений вот уже третье столетие освещает нам путь к гармонии и совершенству, обязана сохранять преемственность культурных традиций. И, может быть, потому здесь естественно сосуществуют такие разные направления, как, например, джазовая импровизация и исполнение на клавесине, эстрадный вокал и традиционные хоровые ансамбли, обучение на народных инструментах и на синтезаторе. Есть в школе и класс композиции. Творчество детей и педагогов живёт и развивается, опираясь на богатство музыкальных традиций прошлого и настоящего.
     Преемственность и сохранение традиций – вот то, что поможет нашим детям чувствовать себя уверенно в будущем. Уважение к традициям – это бережное отношение к жизненному опыту каждого человека и его семьи. Сохранение семьи – главное для ребёнка, - к этому выводу пришли специалисты Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Отрадное» в результате многолетней работы и напряжённых поисков выхода из ситуации, когда дети из неблагополучных семей оказываются в положении социальных сирот. Жить в семье - естественное желание ребёнка, и счастье, если этому желанию дано осуществиться. Ведь опыт твоей семьи – это твой жизненный опыт. Он может быть как позитивным, так и негативным, но в любом случае ценность этого опыта несомненна.
     Занятия музыкой помогают преобразовать негативный опыт так, чтобы влияние его последствий на ещё неокрепшую психику маленького человека было минимальным, дают возможность ребёнку пережить то, что он порой не в состоянии понять и выразить словами. И на концерте 13 ноября интерес аудитории к происходящему на сцене был вызван тем, что дети хотели общаться с музыкой, стремились узнать что-то новое ля себя.
     Программа, исполненная учениками и педагогами ДМШ им.В.А.Моцарта, стала настоящей феерией музыкальных тембров. Прозвучали валторна, труба, скрипка, гитара, домра, баян, фортепиано. Дружеское расположение, симпатию публики юные исполнители завоевали своим искренним эмоциональным отношением к тому, что  они хотели передать, рассказать слушателям своей игрой. Ярким и светлым тембром своего инструмента поразил публику Антон Зыбин, исполнивший на трубе Неаполитанскую песенку П.И.Чайковского (педагог - Куров Н.Л., концертмейстер – Ханин Е.А.). Мелодичной и лиричной была скрипка в руках Геннадия Акинфина, исполнившего Андалузский романс П.Сарасате (педагог – Станиславчик Т.П., концертмейстер – Чен И.Н.). Ярко и темпераментно прозвучали сочинения Э.Грига и М.Шмитца для фортепиано в 4 руки в исполнении  сестёр Анастасии и Юлии Гершинковых (педагог Шишкина И.В.). Весёлой и искромётной была «Веснянка» Гольчинского, сыгранная на баяне Павлом Белых (педагог Гусаков В.П.) Самое крупное и сложное произведение на концерте – первою часть валторнового концерта Моцарта – исполнил Виталий Савенков  (педагог – заслуженный артист России Токарев А.Г., концертмейстер – Ляховская Л.Г.). Педагоги и учащиеся Детской музыкальной школы имени Вольфганга Амадея Моцарта подтвердили то, что они достойны этого великого имени.
     В школе имени Моцарта есть разные творческие коллективы, например, джазовый оркестр Big-Band “Amadeus-jazz”п.у. Кузнецова Б.Д.  Есть в школе и замечательный дуэт «Акварель» в составе: Екатерина Агафонова (домра), Оксана Осадчая (гитара). Два молодых педагога, помимо работы с учениками, создали ансамбль, неповторимое звучание которого полностью соответствует его названию. В заключение концерта прозвучали Русская народная песня «Волга – реченька» и «Тамбурин» Госсека в исполнении дуэта «Акварель».
     Концерт, может быть, потому прошёл так живо и весело, что он, как настоящее «серьёзное» сценическое действо, перемежался менее серьёзными «интермедиями», в который участвовали слушатели. Между номерами программы  прозвучали: «Румба», исполненная на деревянных ложках и бубенцах учащимися интерната № 58, а также три номера в исполнении воспитанников СРЦ «Отрадное».  Это были: «Нержавеющая музыка» для двух треугольников и таза для варенья на темы сонаты Скарлатти, - настоящий маленький спектакль с масками; «Камаринская» Чайковского для  колокольчиков, ложек и трещотки; а также музыкальная импровизация «Тишина» для палочки дождя, треугольника и колокольчика.
« Для того, чтобы услышать музыку, надо сначала услышать тишину», - сказала перед началом этого номера Люда Савёлова, игравшая на палочке дождя.
    Одной из интермедий было выступление учеников школы № 486, которые вместе со своими учителями рассказывали о том, как они рисуют под музыку Чайковского, Вивальди, Баха, и о том, что они «живут в музыке», потому что она занимает в их жизни очень большое место.
    В заключение концерта координатор программ Федерации мира и согласия В.Б.Кефели пригласила к микрофону желающих рассказать о своих любимых звуках и своих любимых музыкальных инструментах. Желающих нашлось очень много! Ведь предварительно, до концерта, слушателям было дано задание, - рассказать о своих любимых звуках и своих любимых музыкальных инструментах. Среди любимых инструментов оказались скрипка, балалайка, арфа, гитара. Последним рассказчиком был Серёжа Афанасьев из СРЦ «Отрадное» который сыграл на блокфлейте маленькую пьесу.
     После концерта слушатели сказали, что они не устали!
Цель музыкальных занятий для ребёнка – ощутить и выразить себя как личность, проявить свои индивидуальные личностные черты в исполнении и сочинении музыки: выразить с помощью музыки то, что не удаётся выразить по-другому. Но занятия должны прийти к какому-то результату. Результат -  это прежде всего ощущение творческой свободы. Но результат должен быть не только ощутим для участников процесса, он должен быть заметен и понятен  окружающим. Давайте посмотрим, что привело нас к этому результату - атмосфере свободного творческого общения, проявившемуся на концерте-представлении 13 ноября.    
     Творчество – это всегда игра. Игра воображения, фантазии, игра ума. В творчестве, как и в игре, возможны неожиданные повороты, как будто случайные, а на самом деле, очень закономерные и ожидаемые открытия. Музицирование на шумовых инструментах во многом и есть такая игра-творчество. Шумовые инструменты, с одной стороны,  - симпатичные «говорящие» игрушки, а с другой стороны – предметы, позволяющие услышать настоящую музыку, извлекаемую из них  нехитрыми, и, вместе с тем, остроумными способами.
     Они, как игрушки, целиком в нашей власти, от нас зависит, каким содержанием мы их наделим. Конечно, «характер» здесь отчасти задан: общительная и словоохотливая трещотка не может сравниться с нежным и мечтательным треугольником, но «проявить свой характер» инструменту поможем только мы – исполнители. Кому-то из профессиональных музыкантов, может быть, странным покажется утверждение, что характер, тембровая краска, переданные в исполнении на шумовом инструменте, важнее точного совпадения отдельных ритмических фигур. Именно импровизационное исполнение, а не заученный точно ритмический рисунок способно дать возможность ребёнку в большей степени раскрыться, выразиться эмоционально в совместном общении – игре на инструментах. Музицирование на шумовых инструментах, всё больше и больше «обрастая» разнообразными новыми тембрами, а потом и связанными с ними театрально-сценическими идеями, постепенно привело к желанию увидеть связь между звучанием не только шумовых инструментов, но и некоторых обычных бытовых предметов с инструментами настоящими, профессиональными, на которых играют настоящую музыку настоящие профессиональные исполнители.
     Есть ли связь между движением смычка по струне и скольжению пальца по краю стакана, смоченного водой? Или звуком, когда проводишь ногтем по натянутой ткани?  - Конечно! Это уже из области физики – и здесь, и там мы имеем дело с законами трения скольжения.
     Есть ли связь между заброшенной в лесу железобетонной плитой с торчащей из неё арматурой, по прутьям которой так хорошо проводить или ударять палкой, и треугольником, или металлофон, или даже вибрафоном? – Конечно, есть! И здесь и там звук получается при вибрации металлических частей. Можно почувствовать, как вибрирует, дрожит треугольник, прикоснувшись к нему пальцем. А звук на хорошем треугольнике тянется долго-долго, и, если поднести его к уху, можно дослушать его до самого конца.
     Мы живём в звучащем мире, где у каждого предмета есть свой «голос». Конечно, есть голоса очень неприятные – например, шум стройки за окном или звук работающей дрели. Но есть и такие голоса, которые, раз услышав, хочется слушать ещё и ещё. Когда-то так появились первые музыкальные инструменты – человек захотел повторить понравившиеся ему звуки. И если стараться услышать как можно больше самых разнообразных звуков, то, может быть, мы услышим весь окружающий  нас мир по-другому, и в неизбежном городском шуме сможем различить новые голоса. А наши дети, не интересовавшиеся этим раньше, захотят играть на настоящем музыкальном инструменте или изобретут свой собственный музыкальный инструмент, который до этого никто никогда не слышал.
     Проект «СЛУШАЕМ-ИГРАЕМ-РИСУЕМ-СОЧИНЯЕМ»  -  это серия концертов. Следующий концерт серии на тему «Музыка и рисунок» состоится в конференц-зале Федерации мира и согласия (проспект Мира, 36) 16 января 2008 года в 15.00 часов.
     В программе концерта-представления:
 - рисунки детей на темы музыкальных произведений;
 - выступления юных музыкантов;
 - произведения юных композиторов по мотивам детских рисунков;
 - сочинение музыки и рисование непосредственно на концерте.
 
                                                                                                    Соколова А.В.,
                                                                                      педагог ДМШ им. В.А.Моцарта,
                                                                            музыкальный  руководитель СРЦ «Отрадное»
                                                                                                    г. Москва



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter