Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Соколова А. В. Музыка для нас

Автор: А. В. Соколова

 
                                                                                                                        
                                      МУЗЫКА ДЛЯ НАС
                                                                          Соколова Александра Витальевна
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Отрадное», г. Москва
 
         В сентябре 2007 года в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Отрадное» г. Москвы начался необычный эксперимент. Два раза в неделю в начале рабочего дня, перед традиционной 9-ти часовой утренней «планёркой», в течение 10-15 минут в зале звучит классическая музыка в живом исполнении. В основном – популярные и несложные для восприятия произведения: пьесы Глинки, Чайковского, Баха, Бетховена, Шумана, Шопена, Грига, Брамса, Лядова, Шостаковича. Цель эксперимента состоит не в том, чтобы за короткое время добиться ощутимо выраженного и документально подтверждённого результата. Эксперимент рассчитан на целый год и ставит целью постепенное введение практики регулярного слушания классической музыки в распорядок дня взрослых сотрудников центра. Классическая и популярная музыка в живом исполнении регулярно звучит также для детей – воспитанников центра во время завтрака, обеда и во время свободных игр детей дошкольного возраста.
         В условиях переживания неблагоприятных жизненных обстоятельств, неопределённого положения детей, пока не имеющих социального статуса, семьи, близких людей, заинтересованных в их судьбе (речь идёт о воспитанниках центра) и непростых условиях работы, связанной с необходимостью принятия жёстких решений и соответствия множеству административных норм (речь идёт о сотрудниках центра) классическая музыка может стать средством незаметного смягчения напряжённых ситуаций и создания оптимального настроя, помогающего найти в критический момент наилучший выход из трудного положения.
         Такое слушание музыки можно назвать «фоновым». На фоне её звучания происходит вся остальная жизнь, которая течёт, как она текла, но вместе с тем в ней что-то едва уловимо меняется. Музыка создаёт иную атмосферу, так же едва ощутимо изменяя её. Этот эксперимент  называется «Музыка для нас», - для взрослых и детей разного возраста и разного социального положения. Можно ещё добавить, что, конечно, большинство из нас в своей жизни слышат и слышали совсем другую музыку, а такую не слышали вообще или слышали редко. Так что это слушание – своеобразная компенсация того, что должно быть дано каждому человеку для настоящего гармоничного развития его личности, но часто, к сожалению, не даётся вовремя или не даётся совсем.
         Музыка нужна всем. Это так же несомненно, как и то, что она по-своему влияет на каждого человека, просвещая его, воспитывая, обогащая в любом возрасте и любом положении. На самом деле, конечно, взаимосвязь между востребованностью той или иной музыки определённой категорией слушателей, воздействию её на них и конечным результатом этого воздействия очень сложна. Давайте посмотрим, как она прослеживается в самом процессе целенаправленного, «обучающего» слушания классической музыки.                                                                                                                                           
 
         В настоящее время в практике образования и воспитания, а также в научной и методической литературе, посвященной этой тематике, принято чёткое разделение и даже обособление друг от друга различных категорий обучаемых. Одни педагоги и методисты занимаются детьми дошкольного возраста, другие – младшего школьного, третьи – среднего, и т.д. Бесспорно, у каждой возрастной категории не только детей, но и взрослых, есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Один и тот же тематический материал освещается для  каждой аудитории по-разному, с учётом её возраста. Педагог неправ, если он «обращается не по адресу», не принимая во внимание возрастные особенности учеников. Но неправ также педагог, который начинает уделять этому чрезмерное внимание в ущерб содержанию предмета, которое он хочет донести до своих слушателей. Стремление «подогнать» ту или иную тематику под определённый возраст учащихся может пагубно сказываться на результатах обучения в особенности тогда, когда речь идёт о темах, существующих «вне времени»: вечных понятиях красоты и гармонии, которые составляют изначальное содержание любого вида искусства.       
        Понятие красоты не требует дополнительной расшифровки. Заложенное в глубинах подсознания  как идеал соразмерности пропорций, оно, помимо нашего желания и воли, отзывается эмоциональной реакцией на данное конкретное воплощение этого идеала. Задача педагога как руководителя процесса обучения и воспитания – представить ученикам яркое воплощение совершенного идеала красоты и позволить им свободно следовать за ним согласно не только  возрастным, но и личным особенностям характера и темперамента каждого.
         Когда речь идёт о слушании классической музыки, которое является неотъемлемой частью процесса общего музыкального образования и воспитания, то, конечно, эмоциональная реакция представителей каждого возраста, отражающая их восприятие музыки, может быть различной. Дети младшего дошкольного возраста (1,5 – 2,5 лет) могут слушать очень внимательно, буквально замерев, а могут быть заняты своими делами и как будто не обращать никакого внимания на то, что звучит. Они могут реагировать активно и пассивно, - просто слушать или пытаться участвовать в процессе живого исполнения. Дети постарше (3 – 5 лет) могут производить впечатление совершенно невнимательных и занятых посторонними разговорами, в то время как они будут горячо обсуждать с друзьями или родителями произведение, которое сейчас звучит.
         Чем старше ребёнок, тем важнее становятся для него два момента: момент отображения и момент управления. Нормальной реакцией во время слушания является попытка пластического воспроизведения приёмов игры на инструменте, дирижирование исполнением, после исполнения музыки – стремление сесть за фортепиано и сыграть также, или похоже, или выразить свою эмоциональную реакцию в свободной импровизации (момент отображения). Такая непосредственная реакция на живое исполнение музыки в основном свойственна детям дошкольного и младшего школьного возраста. В более старшем возрасте, когда дети всё более и более вынуждены подчиняться правилам своего жизненного распорядка (уроки в школе, приготовление домашнего задания, дополнительные занятия, бытовые обязанности), большое значение приобретает момент управления. Ребёнку всё менее и менее позволено делать то, что он хочет, и поэтому к пожеланиям детей на занятиях нужно особенно чутко прислушиваться.
          Детям среднего и старшего школьного возраста нужно обязательно в определённой форме и на определённых условиях предоставить свободу выбора. Гораздо более эффективным методом в этом плане является не прослушивание одного произведения с предварительным или последующим его анализом, а знакомство с циклом пьес, которые исполняются фрагментарно с короткими замечаниями о характере и содержании каждой из них; причём ученикам предварительно предлагается выбрать из всех пьес одну, чтобы потом прослушать её целиком. Циклами, предполагающими такой вид работы, могут быть «Детский альбом» и «Времена года» Чайковского, «Лирические пьесы» Грига, «Альбом для юношества» Шумана и другие. Сюиты старинных танцев : Английские, Французские сюиты Баха, сюиты Пёрселла и Куперена также можно использовать с этой целью, делая акцент на разнообразном характере танцев и ярких эпизодах в истории их развития.
         Лучше выбирать циклы с чётко прослеживаемыми, простыми и ясными закономерностями строения, естественно сочетающие разнообразие отдельных частей с гармонией целого. Яркий пример – «Времена года» Чайковского. Исполнение фрагмента каждой пьесы и замечание о её характере и содержании вызывают у учеников множество ассоциаций с жизнью, с тем, что они сами делали в это время года и как провели тот или иной месяц. Ассоциации очень быстро приобретают личный характер – например, дети хотят прослушать целиком пьесу, посвящённую месяцу своего рождения. Ощущение гармонии, «обустроенности», логичности и завершённости всего цикла становится очень важным в условиях неопределённости и неустроенности в настоящем и неизвестности, ожидающей ребёнка в недалёком будущем. Выбирая пьесу для прослушивания целиком, ребёнок тем самым неосознанно вставляет в гармонично выстроенный музыкальный цикл что-то своё, личное, при этом ощутив себя, хотя бы на короткое время, частью соразмерного, стройного и завершённого целого.  
         Цикл другого плана – «Французская увертюра» Баха – даёт воображению иную, но тоже очень богатую пищу. Не перечислить всех тем и сюжетов, ассоциации с которыми вызывает эта музыка: оркестр и солирующие инструменты, орган, клавесин, история каждого танца, костюмы, нравы и обычаи прошлых эпох и т.д. Это произведение вряд ли может вызвать, как «Времена года», цепь личных ассоциаций в «горизонтальном» направлении, т.е., с тем, что сейчас окружает человека в его жизни. Здесь ассоциации скорее «вертикально-временные». Главная мысль заключается в том, что в каждом человеке, как в кукле-матрёшке, спрятаны характеры, нравы и обычаи тех людей, чьим потомком он является. Каждый из нас – своеобразный «результат» жизней многих людей, прожитых ими до нас. Музыка, таящая в себе такую историческую перспективу, помогает слушателям заглянуть внутрь себя, понять и почувствовать то, что скрыто в них самих, т.е., способствует самопознанию. Само целое – сюита как цикл – заключает в себе такое же явное отображение ретроспективы развития, как и отдельные пьесы. Отражаясь в зеркале своей истории, и отдельные части, и сюита в целом наводят на мысль о продолжении этого развития в будущем; применительно к личности ученика это можно определить как соотношение отдельных черт характера и возможностей их дальнейшего оптимального развития, т.е., становления и творческого роста личности. Стремление к самопознанию пробуждает интерес к истории своего рода, семьи, района, города, страны, народа, - т.е., способствует воспитанию патриотизма.
         Итак, целенаправленная деятельность по организации регулярного слушания классической музыки в живом исполнении в форме занятий или в других, более свободных формах, позволяет сделать следующие предварительные выводы:
 
         - Классическая музыка, регулярно звучащая как музыкальный фон, может стать средством создания в коллективе атмосферы, помогающей находить оптимальные решения в критических ситуациях.
 
        - Произведение классической музыки, представляющее для учеников яркое воплощение совершенного идеала красоты и гармонии, способно вызвать у них сильный эмоциональный отклик, выражающийся в разнообразных, соответствующих их возрастным и личным особенностям, реакциях.
 
        - В процессе прослушивания музыки и после него желательно предоставить ученику возможность свободы выбора и свободы самовыражения.
 
        - Предпочтительнее выбирать для прослушивания не отдельные произведения, а циклы с чётко прослеживаемыми, простыми и ясными закономерностями строения, естественно сочетающие разнообразие отдельных частей с гармонией целого.
 
        - Музыкальный материал, правильно подобранный и использованный на занятиях по слушанию музыки, способствует становлению и творческому развитию личности ученика, стремлению к самопознанию и пониманию своего места, своей роли в окружающем мире и в исторической перспективе развития человечества.
  
       Будем надеяться, что эксперимент «Музыка для нас», продолжающийся в настоящее время в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Отрадное» г. Москвы, подтвердит сделанные предварительно выводы, принесёт  интересные результаты и позволит прийти к новым неожиданным открытиям.
========================
Материалы международной научно-практической конференции «Педагогика ХХI века: проблемы и перспективы художественного образования» (20-22 ноября 2007 года, г. Тверь)



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter