Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Карпенко И. А., Бим-Бад Б. М. Курс "Мышление" для школы

Автор: И. А. Карпенко, Б. М. Бим-Бад

Программа курса "Мышление" в старших классах общеобразовательной школы
И. А. Карпенко, Б. М. Бим-Бад
 
Объяснительная записка
 
Учебный предмет "Мышление" как собственно школьный компонент учебного плана представляет собой комплексную общеобразовательную дисциплину, интегрирующую в себе основы философии, психологии, логики и методологии мышления, а также – важнейших концепций математики и естествознания.
Сейчас пришла пора новых энциклопедистов, не только много знающих, но и умеющих грамотно, на основе фундаментальных знаний и при наличии определенных практических навыков, найти необходимую информацию, эффективно осмыслить ее, и принять адекватное, подчас творческое, нестандартное решение.
В настоящее время существует объективная и субъективная потребность в общеобразовательном учебном курсе, в котором адекватно разъяснялось бы, что такое мышление и как им пользоваться. Этот курс синтезирует и обобщает всё, изучаемое в школе. Логическое мышление лежит в основе всех естественных и гуманитарных наук. Богатый материал для такого курса дает история интеллектуального развития человечества.
Современная наука о мышлении по своей природе является комплексной, междисциплинарной. Она включает в себя многие аспекты логики, философии, психологии и других наук, и, не являясь узкой дисциплиной, представляет собой быстро развивающуюся во всем мире когнитивную науку.
Правильное мышление является эффективным орудием в познании и преобразовании действительности, позволяющее отличить истину ото лжи и конструировать правильные суждения о людях. В современном мире, где главенствует информация, умение правильно, логически мыслить становится важнейшим атрибутом любого успешного человека.
 
Цель курса - развить способность к логичному мышлению до такого уровня, когда оно становится естественным и единственно возможным. Поскольку никакого другого мышления, кроме правильного (логичного), не может быть, цель курса – научить мыслить, решать проблемы, не позволять вводить себя в заблуждение. Под логичным мышлением понимается мышление, позволяющее избегать логических ошибок в рассуждениях, аргументации, отделять мыслительный процесс от других психических процессов и отслеживать его ход (рефлектировать).
 
Задачами курса являются:
· выработать на примерах устойчивую способность к анализу хода и результатов мыслительной деятельности и определению логически правильного и логически неправильного (ошибочного), выработать способность самостоятельно разрабатывать и формулировать логические задачи, а не только решать заданные в  готовом виде;
· изучить историю становления науки о мышлении, начиная с античности до наших дней, рассмотреть различные подходы, идеи, концепции, касающиеся логических аспектов мышления, сравнить их и выработать у школьников адекватное их понимание;
· очертить сферу рационального мышления в противовес чувственному, иррациональному и место всех типов мышления в освоении мира человеком;
· обосновать необходимость навыка правильного мышления во всех сферах интеллектуальной деятельности, научить распознавать логические ошибки и избегать их;
· развить способности к рациональному мышлению как естественной, органичной потребности, и к анализу любой ситуации средствами логики.
 
Содержание программы курса
 
Введение. Философские, психологические, социальные, логические аспекты мышления.
Общение, коммуникация, коммуникативные барьеры и их преодоление. Язык и мышление, искусственные, естественные языки и их значение.
Эмпирическое и теоретическое знание. Методы получения знаний, рассуждение, аргументация, доказательство. Понятие об индукции, дедукции, аналогии.
Возможные объекты познания. Признаки предметов. Понятие. Суждение.
Умозаключения (выводы). Дедуктивные, индуктивные выводы, выводы по аналогии.
Методы научного познания. Эмпирические методы. Теория и методы теоретического познания.
Логические аспекты аргументации. Доказательство, опровержение. Подтверждение и критика. Социально-психологические аспекты аргументации. Научный спор и дискуссия. Стратегия и тактика споров.
 
Основные требования к уровню освоения содержания курса "Мышление".
Успешно усвоивший курс выпускник должен:
 
А. Знать:
· структуру мышления, виды мышления, его отличие его от других психических способностей человека;
· историю науки как историю рационального освоения мира человеком и формирования принципов правильного мышления;
· различные приемы мышления;
· средства логического анализа зафиксированных результатов мыслительных процессов;
· способы обнаружения и избегания логических ошибок в рассуждениях.
 
Б. Уметь:
· логически правильно рассуждать;
· обнаруживать софизмы и другие ошибки мышления и адекватно реагировать на них;
· применять средства логики для анализа рассуждений и других приемов мышления;
· применять навык правильного мышления при решении жизненных и профессиональных проблем, а также в дискуссии;
· распространять логику и психологию правильного мышления на понимание и преобразование процессов, происходящих в различных сферах деятельности человека: СМИ, политические технологии, реклама и т.д.
 
Курс "Мышление" создает базовые условия для того, чтобы выпускники были способны:
· глубоко анализировать любые тексты (научные, научно-популярные, публицистические, устные выступления), пропагандистские кампании, рекламу, психологические атаки и т. п.;
· грамотно и последовательно проводить свою линию и линию своей организации в различного рода дискуссиях, в частности, публичных;
· взвешенно принимать жизненные и производственные решения.
 
Методические аспекты курса
 
В самом начале преподавания курса стоит продемонстрировать некоторые логические парадоксы, нестандартные задачи и варианты их решения, психологические, логические ошибки и уловки в аргументации.
Реализация курса предполагает практику учащихся, их непосредственное участие в учебно-исследовательской и прикладной работе. В частности, необходимы печатные сборники исследований, организация и проведение конференций (в их числе, желательно, и зарубежных), обеспечение работы внутришкольных  мероприятий типа диспутов, олимпиад, связанных, например, с приглашением деятелей науки и культуры.
Интеллектуальные состязания являются эффективным стимулом для самообразования школьников. В этой связи возникает идея компьютерной Игры, предназначенной для увлекательного развития, образования, воспитания.
Желательно взаимодействие с теми институтами, в которых будут учиться и, возможно, работать будущие выпускники лицея.
Педагогическое сопровождение этого курса предполагает систему внеклассных мероприятий, в которой центральное место занимают интеллектуальные состязания.
По окончании курса "Мышление" учащиеся сдают экзамен. В течение учебного года они пишут эссе на выбранную тему. Защита письменной работы – публичная, в ходе группового обсуждения с участием учителя. Экзамен состоит в устном ответе на заданный в билете теоретический вопрос и решение двух практических задач. Возможно сделать экзамен в форме интерактивной компьютерной игры в «Правильное мышление».
Курс рассчитан на два года (не менее 30 часов каждый год).
«МЫШЛЕНИЕ»
Программа курса
 
Тематический план распределения учебных часов
 
Наименование темы
Кол-во час., в т.ч.
уроки
практ. занятия
Раздел 1. Предмет науки о мышлении
8
14
     Тема 1.1. Зачем нужно мыслить?
2
3
     Тема 1.2. Структура и методы мышления
2
4
     Тема 1.3. Заблуждения мысли
2
3
     Тема 1.4. История логической мысли
2
4
Раздел 2. Наука логики
8
16
     Тема 2.1. Предмет логики
2
4
     Тема 2.2. Понятие и суждение
2
4
     Тема 2.3. Теория аргументации
2
4
     Тема 2.4. Правдоподобные рассуждения
2
4
Раздел 3. Логика мышления
4
10
     Тема 3.1. Логическая форма
2
5
     Тема 3.2. Место логики в жизни и системе знания
2
5
Итого:
20
40
ВСЕГО
      60часов
                                                                                                  
Содержание курса
 
РАЗДЕЛ 1. Предмет науки о мышлении
В этом разделе в качестве первичного и основного ставится вопрос о том, зачем и для чего следует изучать мышление и учить правильному мышлению. Выявляются характерные черты мышления, как свойственного рациональному восприятию мира в противовес чувственному, устанавливаются критерии правильного мышления. Разбираются на ряде примеров ошибки, возникающие в результате неправильного мышления, и от их анализа совершается переход к совместно выработанному пониманию того, что же такое есть "логическое мышление". Раздел завершается обзором истории развития логики как науки о мышлении.
 
Тема 1.1. Зачем нужно мыслить?
Логические парадоксы. Ошибки в рассуждениях. Причины логических ошибок. Рациональный язык науки и образный язык искусства. Художественный текст, поговорки, шутки: неявная цепочка логических рассуждений. Влияние страстей на разум. Причины человеческих заблуждений. От самостоятельного мышления – к правильному мышлению. Интуиция и рефлективный подход к мышлению, критика чистого разума. От правильного мышления – к истинному знанию, логическая необходимость истинного знания. Мышление как познавательный процесс. Эрудиция и способность суждения, мнение и знание, знание и понимание. Философские, социальные, логические, психологические аспекты мышления.
 
Тема 1.2. Структура и методы мышления
Эмпирическое и теоретическое знание. Структура мыследеятельности: рассуждение как один из приемов мышления, посылки и заключение. Умозаключение. Другие приемы мышления. Основные методы научного мышления: анализ, синтез, обобщение, аналогия, индукция, дедукция, классификация и др., их достоинства и недостатки. Вероятностное мышление, теория вероятностей и математическая статистика. Философия как результат способности мышления, способность мышления как результат философии.
 
Тема 1.3. Заблуждения мысли
Догматизм знания, пути его преодоления. Скептицизм, пути его преодоления. Системы образования и их воздействие на формирование мышления. Способы решения "непримиримых противоречий": война и дискуссия. Софизмы. Искусство спора. Понятие дискурса. Письмо, текст, речь - влияние на формирование ума. Коммуникативные аспекты общения. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
 
Тема 1.4. История логической мысли
Учение Сократа. Силлогизмы Аристотеля. Воспитание мысли, формирование понятия логического мышления. Логика, как наука о правильных приемах мышления. Призраки разума Ф. Бэкона. "Человек - мыслящий тростник" (Паскаль). Правила для руководства ума Декарта. Исследование законов мышления Буля. Кондильяк об искусстве мыслить. Кант о способности суждения, уровни рефлексии Фихте. Гегель об интеллектуальном и нравственном. Система логики Дж. Милля. Прагматистская методология Джона Дьюи. Язык науки Карнапа. Диалектическая логика Ильенкова. Современный взгляд на проблему мышления в логической науке. История науки и развитие методологии научного знания: Евклид, Лейбниц, Лобачевский, Ньютон, Эйнштейн.
 
РАЗДЕЛ 2. Наука логики
Этот раздел представляет собой введение в современные научные представления о правильном мышлении. Подробно выясняется, что такое логика, как наука о правильном мышлении, что лежит в поле её зрения и как она соотносится с другими областями научного знания. Рассматриваются основные понятия логики. Особое внимание уделяется таким ключевым разделам логики, как понятие, аргументация и правдоподобные рассуждения.
 
Тема 2.1. Предмет логики
Роль и место логики в различных областях познавательной деятельности. Философия логики. Язык логики как основа естественных наук и логическое мышление как средство гуманитарных. Мышление и язык. Язык, знак, значение и смысл. Естественные и искусственные языки. Синтаксис, семантика, прагматика в исследовании языка. Объектный язык и метаязык. Формы фиксации знаний о мире в результате мыслительной деятельности: понятие, суждение, теория. Истина и ложь. Рассуждение и умозаключение. Понятие логического закона и логического следования. Способы правильных рассуждений.
 
Тема 2.2. Понятие и суждение
Понятие - это мысль. Выработка понятий о терминах. Понимание вещей и имена вещей. Содержание и объем понятия. Виды понятий: простые и сложные, пустые и непустые, единичные и общие, и другие виды понятий. Отношения между понятиями и операции над ними. Обобщение и классификация понятий. Роль понятий в мышлении. Суждение и его роль познании. Виды суждений. Простые и сложные суждения. Отношения между суждениями. Модальные суждения.
 
Тема 2.3. Теория аргументации
Логические и социально-психологические основы аргументации. Субъективная и логическая структура аргументации. Приемы аргументации. Убеждение, демонстрация, доказательство и опровержение. Критика. Классификация аргументов: аргументы к личности, аргументы к реальности, рациональные аргументы. Аргументы к норме. Ошибки в аргументации. Прямая и косвенная аргументации. Спор, виды спора. Честный и софистический спор. Дискуссия. Аргументация и риторическое искусство. Особенности аргументация в пропаганде и психологических войнах.
 
Тема 2.4. Правдоподобные рассуждения
Достоверность и правдоподобие. Вероятность событий. Обобщающая индукция: статистическая и нестатистическая, полная и неполная, эмпирическая и математическая, популярная и научная. Базис индукции, индуктивный шаг, индуктивное предположение, индуктивное обобщение. Причинная зависимость, исключающая индукция. Методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, совместный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, статистический метод установления причинных связей. Гипотетико-дедуктивный метод. Гипотеза. Рассуждение по аналогии. Виды аналогий. Опасности применения методов индукции и аналогии.
 
РАЗДЕЛ 3. Логика мышления
Данный раздел в первой своей части вводит в основы формального выражения принципов логического мышления и повторяет уже пройденный материал, но уже на новом, формально-логическом уровне. Во второй части раздела выясняются новые направления и возможные пути исследований касательно проблем, связанных с мышлением. Особое внимание уделяется связи логики с другими науками. Раздел завершается анализом логических средств обработки информации.
 
Тема 3.1. Логическая форма
Язык формальной логики. Логика высказываний и логика предикатов. Простота и удобство формального выражения рассуждений и прочих структур естественного языка с целью их анализа. Некоторые распространенные методы установления истинности утверждений, а также отношений между ними и логического следования – табличный метод, метод аналитических таблиц, теория дедуктивных рассуждений. Применение языка формальной логики в работе с понятиями, анализе аргументации, разборе правдоподобных рассуждений. Недостатки формальных языков как средства изучения мышления. Провал логического позитивизма.
 
Тема 3.2. Место логики в системе познания и практики
Логика как средство обучения правильному мышлению. Логическое мышление в различных областях естественных и гуманитарных наук. Логика и юриспруденция, логика и психология, логика и этика, философия и логика, логика и языкознание. Законы и язык логики как основа естественных наук. Логическое мышление – одна из важнейших направляющих познания. Методология современного естествознания и гуманитарных наук. Технологии конструирования. Роль логики в самообразовании – при работе с различными источниками информации, ускорении обработки источников, принятия творческих нестандартных решений. Работа, бизнес, служба и мышление.
 
Учебно-методическое обеспечение курса
 
Учебный комплект
1)Программа курса.
2)Учебник с элементами рабочей тетради.
3)Хрестоматия-задачник с самыми разнообразными примерами текстов и задач.
4)Компьютерная игра "Мышление".
Игра в мышление строится по принципу "стратегии". "Стратегия" отличается трехмерным восприятием мира, большой свободой действий, связанной с нелинейностью развития событий и разнообразием задач, которые можно решать. В стратегии игрок сам выбирает, какие задачи ему решать и к какой цели идти. Специфическая черта почти любой стратегии – открытие мира игры.
Предусматривается возможность принятия участия в одной и той же партии игры    сразу несколько игроков.
Задачи, решаемые игроками, содержательно связаны, представляя собой разветвленное дерево задач, что дает возможность идти к победе различными путями. Это – система различных логических, логико-психологических и просто игровых задач, ориентированных на сообразительность и нетривиальность мышления. Ключевые, узловые и связующие задачи должны быть строго адаптированы к учебному курсу "Мышление".
«Призы», ожидающие игроков на пути решения задач, – стимул к дальнейшим открытиям. Они могут быть разными, например, для мальчиков – принцеса на белом коне, для девочек – владетельный принц. Но призовая система Игры зависит от общего ее дизайна, игровых персонажей и прочих игровых объектов.
 
Литература
Арно, Николь. Логика, или искусство мыслить.
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики.
Буль Д. Исследование законов мышления.
Бэкон Ф. П. Новый органон.
Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно.
Декарт Р. Размышления о методе.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика.
Кондильяк Э. Логика, или Начала искусства мыслить.
Кондильяк Э. Об искусстве рассуждения.
Льюис Кэррол. Алиса в стране Чудес.
Льюис Кэррол. Алиса в Зазеркалье.
Мендельсон Э. Введение в математическую логику.
Милль Дж. Ст. Система логики.
Островский А. Н. Пьесы.
Паскаль Б. Мысли.
Платон. Диалоги.
Поварнин С.И. Введение в логику.
Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора.
Пойя Дж. Математическое открытие.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Рассел Б. История западной философии.
Свифт Д. Приключения Гулливера.
Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский.
Спиноза Б. Этика.
Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук.
Фреге Г. Логика и логическая семантика.
Чёрч А. Введение в математическую логику.
Чехов А.П. Рассказы.
----------------------------------------------------------------------------------------------- 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter