Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Бим-Бад Б. М. Основы дизайна как содержание общего образования

Автор: Б. М. Бим-Бад

 

Леонид Борисович Переверзев (родился 18 октября 1930 г. в Москве) — энциклопедически образованный и из ряда вон интеллектуально и духовно богатая личность, автор более 550 работ в области дизайна, образования, джаза, истории поп- и рок-музыки, культурологии, науки и техники.

Он был сотрудником Института физики земли АН СССР (1949—1956), Института горного дела АН СССР (1957—1965), Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (с 1965).

Идеи общеобразовательного потенциала дизайна Леонид Борисович начал разрабатывать в 1985 — 1986 годах во Временном научно-исследовательском коллективе "ШКОЛА-1" при Президиуме Академии наук СССР. (Номинальным его главой был академик Е. П. Велихов, а фактическим создателем и руководителем — доктор физико-математических наук, профессор А. Л. Семенов). Последние 20 лет своей жизни Леонид Борисович заведовал лабораторией философии и дизайна образования ИНТ (Института новых технологий образования, Москва), создателем которого был А. Л. Семенов (с 1993 года - ректор Московского института открытого образования).

Л. Б. Переверзев скончался 18 марта 2006 г. в Москве.

Проектная деятельность, — писал Леонид Борисович, согласует в себе элементы художественного, инженерно-технического и исследовательского подходов. Дизайн пробуждает творческий импульс молодежи, апеллируя к ее желанию чувственно познавать, оценивать и совершенствовать окружающий предметный мир, начиная с непосредственно близких человеку вещей — одежды, обстановки, бытовых приборов, предметов труда, учебы и развлечения — и кончая сложнейшими механизмами, машинами и системами, в свою очередь включаемыми в в контекст общечеловеческой культуры. Тем самым дизайн направляет энергию молодежи к целям практического преобразования своего личного, затем группового и, наконец, общественного предметного окружения в соответствии с определенной системой интеллектуальных, этических, эстетических ориентиров, закрепляемых не только в понятиях и категориях мысли, но и в практически-трудовых навыках.

Учебный курс «Основы дизайна» призван воспитать:

  • культуру потребления, взыскательно-критическое отношение к миру вещей с точки зрения их утилитарно-эргономических, социальных, эстетических, экологических свойств;

  • визуальной культуры, способности зрительной оценки произведений прикладного искусства и графического дизайна;

  • проектное мышление, т. е. способность ставить и решать утилитарные, социальные им культурные проблемы путем преобразования предметного окружения.

Цели подобного курса предусматривают помощь молодежи в становлении их целостной личности. Он развивает восприимчивость, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, способность эстетического суждения.

В курсе «Основы дизайна» органически интегрируются естественнонаучные и гуманитарные предметы. Он носит комплексный характер. Его внутренне связанные компоненты состоят из элементов 1) концептуального дизайна, 2) студийных занятий и 3) практического проектирования с последующей реализацией проектов. Специфические типы проектных задач и проектируемых объектов выбираются в зависимости от наличия педагогических кадров, материалов, оборудования, равно как и от общего уклона образования в данной школе и личных предпочтений учащихся.

Содержание курса. Концептуальный дизайн включает в себя освоение истории и теории проектирования, нацеленное на формирование общих навыков проектного мышления, дизайн-анализа, критики и эвристики.

В ходе студийных занятий изучаются профессиональны дизайнерские методы и средства: композиционно-художественные методы, способы репрезентации проблемы, техника графического моделирования и т. д.

Практическое проектирование — создание законченных проектов, могущих найти утилитарное или декоративное применение в учебном процессе или общественной жизни школы.

Как эти идеи «работают» на практике, рассказывает сам Леонид Борисович. «Среди молодых учителей, которых я номинально учу (на самом деле учусь у них), я знаю многих, которые приходят в класс на урок информатики в школе, где есть официальное расписание: в течение первой недели — освоение действий мыши, следующая неделя — освоение клавиш и так далее. А они говорят, приходя в класс: "Друзья, у меня есть страшно интересная проблема, и мне не терпится с вами ею поделиться. Давайте обсудим с вами, может, вы мне поможете".

И помогают. Потому что его проблема — это то, как наилучшим образом общаться с детьми в процессе научения. Они включают компьютер, показывают им в течение пяти минут клавиши, работу с мышью. Они к концу класса манипулируют на экране с искусственными существами, ими созданными, и их нужно палкой выгонять из класса. И обещать, что он придет еще не раз.»

«Я знаю учителей, которые – вместе со своими учениками (прежде всего - ученики), на очень длинных и широких бумажных лентах – которыми можно оклеить всю стенку класса – выписывают исторические даты, это сразу становится не датами, а осью исторического времени. Около каждой черточки с определенным годом они пишут основные события, произошедшие в этот момент - "Цезарь перешел Рубикон" или "был открыт атом" или "написана 9 симфония". Заодно они приклеивают портреты: Цезаря, или Бетховена - и так далее. Они начинают моделировать историю.

Я знаю учителей, которые рассказывают о доменной печи не просто "в разрезе", они рассказывают о том, что такое металлургия, с чего она начинается: с поклонения духам земли и с огромных страхов. О ритуалах, которые позволяли первым шахтерам погружаться вниз, чтобы потревожить Землю. Они просили прощения у матери-Земли за то, что они из ее недр что-то выцарапывают. В этом варианте металлургия становится такой же важной частью культуры как, скажем, музыка.»

«Коэффициент интеллектуальности должен быть заменен коэффициентом "вообразительности" способности воображать. Это способность, именуемая на другом языке дизайном, для меня называется также джазом – импровизацией».

Педагогические идеи и работа Леонида Борисовича с учителями в высокой степени актуальны и ценны.

Борис Бим-Бад




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter