Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. О легковерии

Автор: Б. М. Бим-Бад

 

Легковерие

Довольно часто мы узнаем из прессы и блогов, что немалые группы людей становятся жертвами мошенников. Вот и сегодня появилось очередное сообщение о страданиях обманутых дольщиков (http://www.svobodanews.ru/archive/ru_news_zone/latest/17/17.html?id=24288732 ).

Жулики дурачат простаков, надувают «лохов», и всё же находятся люди, не умеющие и (или) не желающие учиться на ошибках, которых в таком изобилии сделали их предшественники. А ведь умные люди обязаны учитывать опыт потерпевших.

Более того, растет набор видов и типов мошенников. Смотрите, например, «Вы лох? Всё о лохотронах и мошенничестве: Лохозона.ру»: http://www.lohozona.ru/ «Лохотроны» размножаются и в Интернете (см.: http://rabotafornew.ru/index/0-10 ; http://moneymaster.ru/lohotron.php ).

(Для тех, кто еще не знает слова «лохотрон», привожу дефиницию из Википедии: «Лохотрон (он же быдлотрон) — комплекс организационно-технических мероприятий, целью которого является получение от лохов как можно большего количества денег таким образом, чтобы лох не смог хотя бы в первый момент понять, что его развели на деньги. ...Лох всегда приносит и отдает деньги сам».)

Всё продаются и продаются шарлатанские лекарства, вредные или бесполезные снадобья, делаются фиктивные "научные открытия" и "теории", придумываются всё новые или упорно повторяются старые сказки о прошлом.

Всё шире распространяется обман взрослых детьми в школе.


Почему продолжаются случаи потери жилья, почему процветают брачные аферисты, множится число обворованных вкладчиков?

Почему учреждения ЖКХ продолжают успешные поборы с населения? Благодаря каким свойствам обманутых возможна кража личных данных (кибер-мошенничество)?

Среди многих причин этого печального социального явления (и процесса) центральное место занимает ЛЕГКОВЕРИЕ.


Легковерие есть склонность без раздумья все принимать на веру, легко доверять всему. Легковерие – это болезнь, которая не взирает на класс, религию, пол или расу.

Чем более легковерен человек, тем менее он способен осознавать это. Он может думать, что с мышлением у него все в порядке. В результате легковерие постепенно отравляет весь мыслительный организм человека и поощряет становление ложного, иррационального и даже опасного мировоззрения.

Легковерие и доверчивость — не синонимы на 100 %.

Легковерного оставили в дураках Легковерие — нехватка ума, а доверие подчеркивает некритичность при формировании понятий, верований; доверие — нехватка скептицизма как склонности, умения и навыка всё подвергать проверке.

Легковерного легко обмануть, он доверчив и наивен в одно и то же время, а человек доверчивый несколько поспешен в принятии информации, но не глуп


Как предотвращать легковерие. Тренировать детей в посильной проверке информации. Нужна культивация скептицизма (но не цинизма!). Необходимо расширение и критическая оценка опыта окружающих.

Учить быть логичными, последовательными и не торопиться соглашаться ни с рекламой, ни в предложениями.

При здоровой доли недоверчивости (откуда ты знаешь, как ты это узнал? почему ты уверен?) важно сохранить доброжелательность, не обижать недоверием, но и ее брать ничего на веру, а проверять.

Эти навыки мышления представляют собой составную часть метапредметных результатов обучения, поэтому они могут и должны вырабатываться на любом учебном материале.


Борис Бим-Бад




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter