Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Бим-Бад Б. М. О телефанатах

Автор: Б. М. Бим-Бад


О телефанатах

Б. М. Бим-Бад

По книге: Henry Jenkins. Textual Poachers: Television Fans & Participatory Culture. New York: Routledge, 1992. viii, 343 p. (Подпольные производители текстов: телевизионные фанаты и культура совместной активности).

Генри Дженкинс исследует самодеятельный, отчасти подпольный, мир нового типа фанатов. Это группы "болельщиков" средств массовой информации, которые "потребляют" их творчески: на основе телевизионных передач они создают собственные художественные произведения, произведения изобразительного искусства и другие продукты самовыражения. Знакомясь друг с другом с помощью преимущественно средств виртуального общения, они образуют особые молодежные группы.
Изучение телевизионной аудитории, присваивающей, не считаясь с авторским правом, содержание и формы телефильмов в целях самовыражения, начал еще Мишель де Серто (Michel de Certeau, 1925-1986)1. Серто показал, что отвергаемые или не не признаваемые обществом "чужаки" объединяются по признаку своего отличия от большинства. Они создают альтернативную субкультуру, имеющую импульс к саморазвитию.
Дженкинс, следуя Серто, привлекает и другой теоретический материал в качестве методологии своего эмпирического исследования - феминистскую литературную критику и культурную антропологию
Выступая против стереотипного изображения фанатов как страдающих навязчивыми состояниями "наивов" ("ботанов"), которые потеряли связь с действительностью, Генри Дженкинс убедительно доказывает, что эти фанаты представляют собой активных созидателей альтернативной субкультуры, незаконно вторгающихся на территорию телевидения с целью украсть идеи, сюжеты, образы и использовать их в своем творчестве. Они перерабатывают продукты поп-культуры, тиражируемые масс-медиа.
В книге приводится весьма обширный фактологический материал. Это, в основном, художественные произведения и музыкальные видеоклипы ТВ-фанатиков. Так, одну из глав он посвятил "filking"у - созданию и исполнению "filks". Filk - неологизм, образованный от слова folk (народный). Имеются в виду песенки, переделанные или заново написанные на телевизионную мелодию и/или тему. Как правило, и то, и другое заимствовано из научно-популярных передач и сдобрено реалиями новых компьютерных технологий.
Такие песенки распевают на сборищах фанатов научно-популярных передач и научной фантастики.
В настоящее время наиболее популярен суб-жанр "филков", называемый "Компьютерные филки". Эту разновидность жанра песенок на научные темы создают хакеры. Нередко в нем обнаруживаются довольно утонченные шутки на технические темы. Например, непереводимую игру слов на тему компьютерной клавиатуры мы находим в песенке "Double Bucky" - о нажатии одновременно двух клавиш - CTRL и F.

"Double bucky, you’re the one!
You make my keyboard lots of fun.
Double bucky, an additional bit or two:
(Vo-vo-de-o!)

Control and meta, side by side,
Augmented ASCII, nine bits wide!

Double bucky! Half a thousand glyphs, plus a few!
Oh, I sure wish that
I Had a couple of Bits more!
Perhaps a Set of pedals to
Make the number of Bits four:
Double double bucky!

Double bucky, left and right
OR’d together, outta sight!
Double bucky, I’d like a whole word of Double bucky,
I’m happy I heard of Double bucky,
I’d like a whole word of you!"

Песенки-filks повествуют не только о научной фантастике и информационных технологиях, но и о фильмах ужасов, и даже интеллектуальной прозе. Другие пародируют телефильмы, смеются над их героями. Очень многие песенки рассказывают о самих фанатах, об их групповой деятельности, давая тем самым ценную информацию о самовосприятии современных субкультур, информацию, которую нелегко извлечь из продуктов активности других групп фанатов.
Генри Дженкинс сообщил немало новых фактов о создателях и исполнителях filks, пролив при этом свет на атмосферу и особенности современных фанатов в целом.
Субкультура молодых специалистов в компьютерных технологиях и любителей научной фантастики свидетельствует о неистребимой, поскольку она естественна, потребности людей, объединенных призванием или досуговой направленностью, объединяться и самовыражаться. Наиболее приемлемым способом и материалом для них при этом оказывается массовая зрелищная индустрия.

Подобные явления наблюдаются и в нашей стране. Так, болельщики футбольных команд сочиняют бесчисленные гимны своему любимому спортивному клубу, перелагая текст шлягеров. См., например, http://song.mysoccer.ru/2006/07/10/slavsja_slavsja_velikijj_spartak.html - "Славься, славься великий Спартак..." или http://song.mysoccer.ru/2006/02/07/svetit_neznakomyjj_nam_vokzal.html - "Светит незнакомый нам вокзал...".
В тексте этой песни имеется некоторая информация о вкусах, стиле и образе жизни фанатов:

"С поезда ссадили, ну и что ж.
Разве мы об этом вспоминаем?
С выбранной дороги не свернешь,
За Спартак мы выезд пробиваем!...

Вот "Спартак" наш снова Кубок взял.
Вся Москва ликует о победе.
Я четыре дня не просыхал,
Потому что "Спартаку" я верен".

1Certeau, Michel de. L’Étranger ou l’union dans la différence, coll. "Foi vivante" (n° 116), Desclée de Brouwer, Paris, 1969, Nouvelle éd. établie et présentée par Luce Giard, 1991
Certeau, Michel de. La Prise de parole. Et autres écrits politiques, Ed. établie et présentée par Luce Giard, Seuil, Paris, 1994
Certeau, Michel de. L’invention du quotidien,1. Arts de faire et 2. Habiter, cuisiner». Ed. établie et présentée par Luce Giard, Gallimard, 1990.

=============


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter