Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Стрельцова Л. Е., Тамарченко Н. Д. Новая игра по старым правилам

Автор: Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тапмарченко

Л. Е. Стрельцова,  Н. Д. Тамарченко            
 
                      Новая  игра  по  старым  правилам
 
(Методика рассмотрения и анализа литературных игровых сказок в первом классе.)
 
           Название этого раздела говорит само за себя.  "Старые правила" - это способы построения народных сказок-цепочек, с которыми познакомились первоклассники, читая и рассматривая тексты этих сказок.  Теперь, как мы полагаем,   настало время создать ситуацию, в которой ученик сможет сам обнаружить факты, которые говорят о присутствии автора в произведении. В этих целях мы предлагаем детям вспомнить и прочитать игровые сказки известных детских писателей и поэтов,  которые хорошо знакомы  им с раннего детства
         В этом случае учебная задача первоклассников -  найти  то новое, что внес автор в обработку народного сюжета: каких персонажей он выбрал для своей сказки и какие события произошли по его воле; как он увидел и описал внешность персонажей; как автор проявил свое мастерство в построении сюжета-цепочки и в его словесном наряде.
       Объектом внимания учеников становится авторская игра с традиционным сюжетом и обыгрывание традиционных стилистических сказочных формул.  На основе имеющихся у них знаний  дети могут попытаться угадать  и предсказать поворот сюжета или действий персонажей.
       Как и прежде, нами  предусмотрено последовательное усложнение конкретных проявлений авторской воли: от  иллюстраций  художников к сказкам-цепочкам и пересказов народных сюжетов до создания новых сюжетных структур, использующих лишь фрагменты сюжетных схем и традиционных мотивов.
 
                                           Учебный материал
 
          В этой части методики четыре раздела. Предваряет рассмотрение авторских игровых сказок раздел "Что придумал художник", в определенной степени повторяющий устный этап знакомства с народной кумулятивной сказкой.  Если в аналогичном задании первой части нашей методики нужно было узнать сказку по иллюстрации к одному из ее эпизодов, то теперь предмет наблюдений учеников  изменяется. Им нужно сравнивать не иллюстрацию и текст (содержание) сказки, а две иллюстрации к одному и тому же эпизоду одной и той же сказки. Но прежде чем сравнивать, детям следует внимательно рассмотреть каждую иллюстрацию, чтобы увидеть, с какими подробностями изображен на ней знакомый им эпизод. Затем следует сравнить наблюдения и попытаться ответить на вопрос: в чем причина различий  двух иллюстраций при совпадении персонажей и места действия. Очень бы хотелось, чтобы дети сами высказали мысль о том, что иллюстрации принадлежат разным художникам, и каждый художник  представляет и рисует сказочных персонажей по-своему.
       Следующие три раздела: "Что изменил писатель",  "Простая сказка-цепочка" и  "Сложная сказка-цепочка" делают предметом рассмотрения учеников непосредственно текст авторского произведения. Детям предстоит  внимательное "разглядывание" текста и узнавание в событиях авторской сказки элементов традиционного сюжета и словесного наряда. Мы надеемся,  что воссоздание в воображении, а также с помощью иллюстраций и рисунков-схем, "портретов" и цепочек персонажей позволит ученикам почувствовать и увидеть присутствие автора в произведении.
 
                                                  Учебное задание
 
        Виды учебных действий,  запланированные в содержании заданий первого  раздела:
     1. Рассматривание иллюстраций к народным сказкам-цепочкам. Выявление элементов переосмысления и обогащения внешнего облика персонажей и места действия по сравнению с текстом первоисточника.
    2. Предположение о причинах различий между содержанием сказки и иллюстрациями к ней разных художников.
 
       Виды учебных действий,  запланированные во втором, третьем и четвертом  разделах: 
    1. Рассмотрение состава событий авторской игровой сказки от начала к концу истории; изображение последовательности событий с помощью рисунка-схемы.
    2. Узнавание традиционной сюжетной схемы и ее элементов в авторской сказке.
    3. Выяснение отличий авторской сказки от народной: выбор персонажей и места действия; способ построения цепочки событий; организация повторов и присоединения стилистических формул.
    4. Сочинение сказки с использованием одного или нескольких типов схем-цепочек.
 
                                       Предполагаемый результат
 
    Мы надеемся, что в сознании первоклассников, выполняющих перечисленные задания, возникает первоначальное представление о мастере, который обрабатывает некий словесный "материал". Авторское мастерство в использовании народных сюжетов позволяет  начинающему читателю ощутить особый индивидуальный почерк или стиль, как словесный, так и изобразительный (в иллюстрациях). Нравоучение, всегда сопровождающее авторскую сказку (в скрытом или в явном виде), теперь представляет ученику сказочный сюжет как обобщение  жизненного опыта,  которое можно применить   к  реальным ситуациям, сравнить и сопоставить с ними. В этих условиях, как мы предполагаем, зарождается первоначальная гипотеза об авторском замысле произведения и способах его выражения.
    Продолжается развитие способностей учеников к различению смысловых элементов художественной структуры произведения, к наблюдению, узнаванию, сопоставлению и сравнению, различению (классификации) и обобщению художественных фактов.
 
                            Что придумал художник?
 
        Учитель подбирает иллюстрированные издания нескольких сказок-цепочек («Репка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк» и пр.). Желательно, чтобы «почерк» художников-иллюстраторов этих изданий был достаточно индивидуален, поскольку различия в изображении должны быть  сразу заметны читателю-зрителю. Первоклассники уже выполняли такое задание, перечисляя предметы одежды персонажей (полностью наряд или отдельные «аксессуары»), детали пейзажа или интерьера избы (дома), общий колорит изображения и т. п.
 
   1. Рассмотрите внимательно иллюстрации разных художников к одной и той же сказке (допустим, «Колобок»). Сравните две иллюстрации к одному и тому же эпизоду. Найдите сходство и различие.
    Задание предполагает детальное рассматривание изображения персонажей и места действия на каждой иллюстрации. Оно может проводиться как игра: кто назовет больше черт сходства и различия.  Выяснение сходства не вызывает трудностей: место действия, персонажи, момент действия. Наблюдение за различиями требует более пристального внимания - подробности в изображении места действия, внешний вид персонажей, их положение по отношению друг к другу; персонажи и предметы, отсутствующие в сказке.
 
   2.Теперь найдите в тексте сказки «Колобок» такие слова, которые точно соответствуют  иллюстрации. Например: «Катится колобок по дорожке, а навстречу ему медведь». Перечислите все, что художник нарисовал в соответствии с текстом  сказки, и все, что он придумал сам.
   Это задание  на внимание к тексту и изображению. На иллюстрациях может быть изображен один эпизод - допустим, встреча колобка с медведем, но разные моменты этого эпизода. Первый момент соответствует выбранной нами фразе, то есть непосредственно встрече (его художники рисуют  редко). Второй момент - обращение медведя к колобку: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"  И третий момент - ответ колобка и его песенка.  Какой же именно момент изображен на  иллюстрации? Если ученики, рассматривая иллюстрацию, не сойдутся в определении, какой момент изображен, то каждое высказанное суждение  следует доказать  указанием на соответствующие детали изображения. Отсюда - внимание к подробностям, "почерку" художника,  его стилю.
 
   3. Если задание понятно, его можно повторить, рассматривая и сравнивая иллюстрации художников (например, М. Митрофанова, И. Егоровой, Б. Акулиничева, С. Шульги) к любым другим народным сказкам-цепочкам.
    (Повторение действий наблюдения за составом события сказки и сравнения деталей изображения на иллюстрации  со словесным описанием.)
    Рассматривается сходство и различие в выборе художниками эпизодов сказки для иллюстраций. Кроме того, сравнивается количество иллюстраций к одной сказке у разных художников.      Предполагается, что, выполняя это задание, ученики смогут сформулировать мысль о том, что каждый художник видит сказку по-своему. Возможно, некоторые ученики сумеют высказать достаточно обоснованное предпочтение авторской манере изображения одного из иллюстраторов.
 
     4. Сравните несколько иллюстраций, выполненных учениками, к одной и той же сказке.  Сколько новых деталей нарисовали авторы этих иллюстраций, как они расположили персонажей, где  происходит действие?
     Если учитель сохраняет рисунки детей,  то теперь можно воспользоваться ими. Желательно, чтобы авторы-ученики "защищали" свои произведения с учетом приобретенного опыта обсуждения иллюстраций художников.
 
      5. Попробуйте сочинить собственную сказку, похожую на «Колобок», или «Теремок», или «Лисичку со скалочкой» и пр. Чем ваши сказки похожи на образец и чем отличаются от него?
    Задание предполагает следование правилам, по которым складывается сказка-цепочка: последовательность появления персонажей и связь между ними, словесные формулы, сопровождающие действие. Но в то же время это не пересказ известных сюжетов, а обязательное привнесение в состав действия новых персонажей и "изобретение" других связей между ними,  что повлечет за собой изменение словесной формулы. В результате творческих усилий учеников окажется, что сочинить новую сказку по хорошо известным "старым" правилам не так-то просто  или совсем не просто.  Обычно получается пересказ известного первоисточника с добавлением новых деталей в действиях персонажей или новых прозвищ. Но это тоже очень хорошо.
 
                        Что  изменил  писатель?
                                              1
     Мы надеемся, что ученикам и учителю понравилась  работа по сравнению иллюстраций разных художников к одной и той же сказке. Если это так, то теперь можно повторить эти задания, сравнивая пересказы одного и того же кумулятивного сюжета разными писателями (В. Даль,  Л. Толстой, А. Н. Толстой, К. Ушинский и др.) и обработчиками (А. Н. Афанасьев, И. В. Карнаухова, В. П. Аникин и др.).
    Учебная задача такого сравнения - выяснение сходства и различия пересказа с первоисточником: цепочка персонажей, начало и конец истории, место действия, устойчивые словесные формулы, дополнительные персонажи и события. Эту же учебную задачу можно предложить ученикам в другой формулировке - доказать, что несколько разных пересказов восходят к одной сюжетной схеме.
 
                                                 2
   Выполнение следующего задания по процедуре учебных действий аналогично пристальному рассматриванию иллюстраций к известной народной сказке. Только теперь рассматривается словесное изображение - текст. Выясняются подробности описания персонажей и места действия, а также делаются попытки определить отношение автора к изображенному событию.
 
                                                                   Ян  Бжехва (перевод А. Эппеля)
                                      Грибы
 
   По лесной заповедной чаще
    Шел король Боровик Настоящий.
   Был он хмур и ужасно не в духе:
    Закусали монарха мухи.
    Разозлившись, он сел у дуба,
    Повелел, чтоб трубили трубы:
    - Эй, дворяне, грибы благородные!
   Мои подданные верноподданные!
   Собирайтесь полками и ратями
   На побоище с этими татями!
   Отвечали тихонько опенки:
   - Мы, король, недоростки-мальчонки,
   Нам не прыгнуть и выше сажени,
   Ты уволь нас, король, от сражений!
   Стали плакаться хором лисички:
   - Мы ведь тоже грибы-невелички.
    Мы к войне не имеем привычки,
    Не под силу нам жаркие стычки!
    В свой черед пропищали обабки:
    Мы трухлявые дедки и бабки,
    Мы в чащобе любого постарше,
    Ни к чему нам военные марши!
    И уныло сказали сморчки:
    - Мы, король, мужички-скорнячки;
    Шьем тихонечко шапки из смушки
    И встревать не хотим в заварушки!
    А король велит из-под дуба,
    Чтоб тревогу трубили трубы:
    - Приходите, мои батальоны:
     Валуи, грузди, шампиньоны,
     Козляки, опята, горькушки,
     Подосиновики, волнушки,
     Сыроежки, белянки, свинухи, -
     Нам, грибам, угрожают мухи!!!
     Молвил,
     Видит –
     Без разговоров
     Марширует полк мухоморов:
     - Ты веди своих верных солдат!
     Мухам – смерть! Королю – виват!
     Лес не видел таких баталий…
     Мухоморы, как вихрь, налетали!
     В разыгравшейся  заварухе
     Были сбиты четыре мухи.
     А король за отважный норов
     Удалых своих мухоморов
     Наградил на дворцовой опушке
     Орденами святой Гнилушки.
 
1.      Вспомните народную сказку, похожую на эту. Как она называется?
    Мы полагаем, что этот вопрос не вызовет затруднений, и дети назовут похожую народную сказку «Война грибов».
 
2.      Прочитайте внимательно обе сказки. Попытайтесь отметить в них как можно больше похожих и различных черт.
    При сравнении авторской сказки и народной можно сначала в разнобой перечислять сходные и различные моменты. Например, и в той и в другой сказке персонажи – грибы, но различны их наименования. В народной сказке – белянки, рыжики, волнушки, опенки и грузди. У Яна Бжехвы названий грибов значительно больше -  лисички, обабки, сморчки, валуи, шампиньоны, козляки, горькушки, подосиновики, сыроежки, белянки, свинухи и, наконец, мухоморы.
    В обеих сказках похоже действие – приказ гриба боровика и отказ грибов принимать участие в баталиях (кроме груздей и мухоморов). Различно количество приказов и отказов. В сказке «Война грибов» четыре приказа-отказа и согласие груздей, у Яна Бжехвы – два приказа;  на первый приказ - четыре отказа, на второй - согласие мухоморов.  
    В народной сказке гриб  боровик над грибами полковник, он сам отдает приказы. Персонаж  Яна Бжехвы - король Боровик Настоящий, он не сам приказывает, а повелевает, "чтоб трубили трубы". В начале обеих сказок место, с которого приказывают "полководцы" одинаковое - оба персонажа сидят под дубом.
     В народной сказке царь Горох воевал с грибами, а у Бжехвы король Боровик воюет с мухами. Можно еще заметить, что и в той и в другой сказке рифма парная: рифмуются рядом стоящие строчки.  Так же как в народной сказке названия грибов рифмуются с их определениями: опенки - недоростки-мальчонки, лисички - грибы-невелички, сморчки - мужички-скорнячки и т.д.
     Чем внимательнее читатели-ученики вглядываются в текст, тем больше деталей в описании события в произведении Яна Бжехвы они увидят и тем больше сходных и различных черт в  сказках  "Война грибов" и "Грибы" смогут назвать.  
 
   3.  Что придумал Ян Бжехва в своем произведении по сравнению с народной сказкой?
      Это "хитрое" задание не требует повторения всех непохожих моментов, которые были названы ранее.  Ученикам нужно догадаться, какова главная деталь, придуманная Яном Бжехвой, которая позволила автору по-другому  увидеть место действия и действующих лиц. Мы надеемся, что в классе обязательно найдутся ученики, которые сообразят, в чем ту дело. В случае затруднения учитель может задать поясняющий вопрос: как  Ян Бжехва  изменил облик  ведущего персонажа? Автор сделал его королем, и отсюда произошли все дальнейшие  подробности в описании события войны грибов.
 
    4. Какие слова в сказке Яна Бжехвы передают оценку поведения (настроения) персонажей? Согласны ли вы с этими оценками?
     Все отмеченные ранее отличия передают определенную оценку персонажей и отношение автора ко всей истории.
     Народная сказка  посмеивается над событием  войны грибов с царем Горохом и над персонажами в их ответах. В авторской сказке эта насмешка развернута в каждом моменте сюжета.
    При обсуждении второго вопроса в задании следует учесть, что впервые внимание читателей-учеников обращается на "поведение" автора, т. е. на его способ изображения  событий и персонажей.
 
                                                               3
  Следующее учебное задание - сопоставление двух сказок с похожим сюжетом - немецкой сказки "Бременские музыканты"  и русской народной сказки "Зимовье зверей".  Игра заключается в том, что нужно узнать знакомый сюжет при несовпадении облика персонажей, их поступков и  места действия. Предполагается, что за конкретными ситуациями читатели-ученики смогут увидеть не только общие черты построения сказки-цепочки, но определить сходство двух сюжетов  по  смыслу каждого события.
 
                 Бременские  музыканты
                                                                                              Вильгельм и Яков Гримм
                                                                                               (перевод А. Введенского) 
 
   Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника  осел – хороший осел, умный и сильный. Долго работал на мельника осел, таскал на спине кули с мукой и наконец состарился.
   Видит хозяин – ослабел осел, не годится больше для работы – и выгнал его из дому.
   Испугался осел:
   «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».
   А потом подумал:
   «Пойду-ка я в город Бремен и стану уличным музыкантом».
   Так и сделал. Пошел в город Бремен.
   Идет по дороге и кричит по-ослиному.
   И вдруг видит: лежит на дороге собака, язык высунула и тяжело дышит.
   - Отчего ты так запыхалась, собака? – спрашивает осел. – Что с тобой?
   - Устала, - говорит собака. – Бежала долго, вот и запыхалась.
   - Что ж ты так бежала, собака? – спрашивает осел.
   - Ах, осел, - говорит собака, - пожалей ты меня! Жила я у охотника, долго жила, по полям и болотам за дичью для него бегала, а теперь стара стала, для охоты больше не гожусь, задумал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, что делать дальше – не знаю.
   - Пойдем со мной в город Бремен, - отвечает ей осел, - сделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.
   - Что ж, говорит собака, - пойдем.
   Пошли они вместе.
   Осел идет – кричит по-ослиному, собака идет – лает по-собачьи.
   Шли они, шли и вдруг видят – сидит на дороге кот, печальный сидит, невеселый.
   - Что ты такой печальный? – спрашивает его осел.
   - Что ты такой невеселый? – спрашивает его собака.
   - Ах, - говорит кот, - пожалейте вы меня, осел и собака! Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс и мышей. А теперь вот стар стал и зубы у меня притупились. Видит хозяйка: не могу я больше мышей ловить – и задумала меня утопить в речке. Я и убежал из дому. А что дальше делать, как прокормиться – не знаю.
   Осел ему отвечает:
   - Пойдем с нами, кот, в город Бремен, станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на скрипке играть; собака – петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.
   - Что ж, - говорит кот, - пойдем.
  Пошли они вместе.
  Шли они, шли. Проходят мимо одного двора и видят – сидит на воротах петух и кричит во все горло: «Ку-ка-ре-ку!»
   - Ты что, петушок, кричишь? – спрашивает его осел.
   - Что с тобой случилось? – спрашивает собака.
   - Может, тебя кто обидел? – спрашивает кот.
   - Ах, - говорит петух, - пожалейте вы меня, осел, собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут. Вот и собираются мои хозяева  зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?
   Отвечает ему осел:
   - Пойдем, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака – петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.
   - Что ж, - говорит петух, - пойдем.
   Пошли они вместе.
   Осел идет – кричит по-ослиному, собака идет – лает по-собачьи, кот идет – мяукает по-кошачьи, петух идет – кукарекает.
   Шли они, шли, и вот настала ночь. Осел и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам.
   Смотрел, смотрел и увидел – светится невдалеке огонек.
   - Огонек светится! – кричит петух.
   Осел говорит:
   - Надо узнать, что это за огонек. Может быть, поблизости дом есть.
   Собака говорит:
   - Может, в этом доме мясо есть. Я бы поела.
   Кот говорит:
   - Может, в этом доме молоко есть. Я бы попил.
   А петух говорит:
   - Может, в этом доме пшено есть. Я бы поклевал.
   Встали они и пошли на огонек. Вышли на поляну, а на поляне дом стоит и окошко в нем светится. Осел подошел к дому и заглянул в окошечко.
   - Что ты там видишь, осел? – спрашивает его петух.
   - Вижу я, - отвечает осел, сидят за столом разбойники, едят и пьют.
   - Ох, как есть хочется! – сказала собака.
   - Ох, как пить хочется! – сказал кот.
   - Как бы нам разбойников из дома выгнать? – сказал петух.
   Думали они, думали и придумали.
   Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту.
   И тут они все разом закричали: осел по-ослиному, собака по-собачьи, кот по-кошачьи, а петух закукарекал.
   Закричали они и ввалились через окно в комнату.
   Испугались разбойники и убежали в лес.
   А осел, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за еду.
   Ели-ели, пили-пили – наелись, напились и спать легли.
   Осел улегся во дворе, собака растянулась перед дверью, кот свернулся клубком на теплой печи, а петух взлетел на ворота. Потушили они огонь в доме и заснули.
   А разбойники сидят в лесу и смотрят из чащи на свой дом.
   Видят – огонь в избушке погас, темно стало.
   И послали они одного разбойника посмотреть, что в доме делается. Может, зря они так испугались.
   Подошел разбойник к дому, отворил дверь, зашел на кухню. Глядь, а на печи два огонька горят.
   «Наверное, это угли, - подумал разбойник. – Вот я сейчас лучину разожгу».
   Ткнул он в огонек лучинкой, а это был кошачий глаз.
   Рассердился кот, зафыркал, да как цапнет разбойника лапой, да как зашипит!
   Разбойник - в дверь, А тут его собака за ногу схватила.
   Разбойник – во двор. А тут его осел копытом лягнул.
   Разбойник – в ворота. А с ворот петух как закричит»
   - Кукареку!
   Кинулся разбойник со всех ног в лес. Прибежал к своим товарищам и говорит:
   - Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне своими длинными пальцами в лицо вцепился, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой огрел, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!»
   - Ох, - сказали разбойники, - надо нам отсюда поскорее уходить.
   И ушли разбойники из этого леса навсегда.
   А бременские музыканты – осел, собака, кот и петух – остались жить у них в доме и поживать.
 
   1.Сколько историй в сказке «Бременские музыканты»?  Определите начало и конец каждой истории и придумайте к ним названия.
   Это  задание аналогично тем, что выполнялись при рассмотрении народных сказок.  При чтении "Бременских музыкантов" труднее найти конец и начало каждой истории, зато названия к ним придумывать легче. Первая история заканчивается словами: «Пошли они вместе.  Осел идет – кричит по-ослиному, собака идет – лает по-собачьи, кот идет – мяукает по-кошачьи, петух идет – кукарекает».
   Соответственно, вторая часть начинается со слов: «Шли они, шли, и вот настала ночь» и заканчивается словами: «Потушили они огонь в доме и заснули». И третья часть сказки от слов: «А разбойники сидят в лесу и смотрят из чащи на свой дом» и до конца.  Обычно дети предлагают несколько названий для каждой истории; можно выбрать наиболее соответствующие, по мнению детей, каждому событию.
 
 2.Вспомните русскую народную сказку, которая похожа на сказку о бременских музыкантах. Мы думаем, что это «Зимовье зверей».
   Чтобы убедиться в этом, сравните обе сказки. Сначала перечислите события первой истории «Бременских музыкантов» и первой истории «Зимовья зверей». Нарисуйте цепочку персонажей и схему действия каждой из историй. Как вы думаете, чего между ними больше – сходного или различного?
      В этом задании самое интересное – рассуждения детей о том,  что похоже в двух историях  и чем они  отличаются. Глядя на схемы сказок, легко определить различия между историями. Если схемы нарисованы правильно, то будет видно, что действие  в первой истории русской сказки - исход персонажей из одного дома под угрозой смерти. Схема действий в первой истории немецкой сказки - встречи персонажей на дороге, где они присоединяются друг к другу. Различия в ходе действия видны сразу, тем интереснее рассуждения учеников о моментах сходства. 
(Причина исхода персонажей в двух сказках - угроза смерти.)
 
   2. Повторите эти действия по отношению к остальным историям двух сказок. Какие истории, на ваш взгляд, наиболее различны между собой, а какие наиболее похожи?     Докажите ваше мнение словами из текста сказок.
    Вторая  история «Зимовья зверей» не  похожа на вторую историю «Бременских музыкантов», в которой персонажи, становясь друг на друга, образуют цепочку, и эта цепочка  рассыпается. Но обе истории похожи по цели действия персонажей - обрести дом.
      Возможно, возникнет мнение, что при изображении событий сказки "Бременские музыканты" получаются скорее рисунки, чем схема, поскольку важна не только связь между персонажами, но цель их действий.
     Четвертая история русской народной сказки и третья история сказки братьев Гримм  похожи по событию изгнания непрошенных гостей.
 
 3. Попробуйте придумать сказку, которая будет построена так же, как «Бременские музыканты» или «Зимовье зверей».
  Это задание можно заменить иллюстрированием сказки "Бременские музыканты"
с обоснованием выбора эпизодов и облика персонажей.
 
 
              Простая   сказка-цепочка
 
     Если при рассмотрении сказки "Бременские музыканты" в ее сюжете угадывались события, сходные с событиями народной сказки "Зимовье зверей", то в сказке С. Маршака нет содержательного совпадения ни с одним народным сюжетом.  Совпадает прием повествования - появление все новых персонажей по цепочке, способ присоединения действий: просьба - согласие - отказ и словесный наряд, состоящий из повтора словесных формул. Игра автора со "строительным материалом" более сложная, но в то же время приемы этой игры достаточно очевидны из-за повторов одного и того же действия. Задача читателей-учеников - увидеть элементы фольклорных форм и обнаружить, каким образом автор наполняет их новым содержанием.
 
    Сказка   о  глупом   мышонке
                                                                Самуил  Маршак
 
Пела ночью мышка в норке:
 - Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
 
Отвечает ей мышонок:
 - Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
 
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
 - Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
 
Стала петь мышонку утка:
 - Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
 
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
 - Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
 
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
 - Приходи к нам, тетя жаба,
 Нашу детку покачать.
 
Стала жаба важно квакать:
 - Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок до утра,
Дам тебе я комара.
 
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
 - Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
 
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
 - Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
 
 - И-го-го! – поет лошадка. –
Спи, мышонок, сладко, сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
 
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
 - Нет, твой голос нехорош,
Очень страшно ты поешь!
 
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
 - Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
 
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
Баю-баюшки, хрю-хрю,
Успокойся, говорю.
 
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
 - Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
 
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
 - Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
 
Закудахтала наседка:
 - Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
 
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
 - Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь.
 
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
 - Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
 
Стала петь мышонку щука –
Не услышал он не звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
 
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
 
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
 - Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
 
Стала петь мышонку кошка:
 - Мяу, мяу, спи, мой  крошка!
Мяу, мяу, ляжем спать,
Мяу, мяу, на кровать.
 
 Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
 - Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
 
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
 А мышонка не видать…
 
  Мы надеемся, что читатели-первоклассники сразу увидят и назовут черты сходства и различия сказки С. Маршака и народной сказки-цепочки.
 
  1.Что в этой истории повторяется, а что остается неизменным?
    Повторяется просьба мышки «нашу детку покачать», обращенная к разным персонажам. Повторяются словесные формулы: «Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок», «Побежала мышка-мать, стала … в няньки звать: Приходи к нам, тетя … , нашу детку покачать». Неизменным остается неудовольствие мышонка новой нянькой:  «Нет, твой голос нехорош …».
 
2. Нарисуйте всех персонажей  в той последовательности, в которой они появляются в сказке Маршака. Кто главный в этой истории, без кого она не могла бы произойти?
    Это задание на запоминание текста и воссоздание в воображении и рисунке облика персонажей. Обсуждение рисунков в классе неизменно вызывает спор: почему нужно  сохранять последовательность участников истории, а не изображать их в любом порядке? Что меняется от перестановки персонажей, почему кошка должна быть последней в их ряду?
    При обсуждении второго вопроса (кто главный персонаж в истории) почти всегда мнения читателей-учеников расходятся. Одни считают, что главное действующее лицо - глупый мышонок. Другие ученики утверждают, что в истории два главных действующих лица: мышка-мать и мышонок. В любом случае важно, чтобы мнение и тех и других читателей было подтверждено фактами текста. Например, в первом случае - если бы мышонок сразу уснул, история не сложилась бы. Во втором случае: если бы мышка не согласилась каждый раз приглашать новую няньку, история тоже бы не сложилась. Есть и другие моменты в пользу первой и второй версий. Интерес для учителя составляет аргументация детей с опорой на факты текста, а не только на субъективные впечатления. Важен диалог, свободный обмен мнениями, в котором слово учителя равноправно с доказательствами учеников.
 
3.      Попробуйте нарисовать схему действия этой сказки.
  Это задание сложнее, чем просто цепочка персонажей, которую рисовали ученики, выполняя второе задание. Проверяется понимание детьми разницы между рисунком и схемой действия, то есть тем, как связаны персонажи друг с другом. Возможно, это задание выполняется сначала каждым учеником в тетради, а затем воспроизводится и обсуждается в классе.  Важно правильно показать передвижение всех персонажей при неизменном местонахождении мышонка. Что может получиться: мышка по очереди бежит к каждому персонажу цепочки, просит "детку покачать" и возвращается в норку. Персонаж, в свою очередь, отправляется к мышонку, выслушивает его неудовольствие и  возвращается на свое место. Возникает много линий-стрелок на схеме, поэтому для каждого персонажа следует выбрать определенный цвет. Возможны также "неправильные" схемы,  по которым ученики находят "ошибки" в установлении связей между персонажами.
 
4. Вспомните известные вам народные сказки-цепочки. Подумайте, что общего у  «Сказки о глупом мышонке» с народными сказками, а что придумал Самуил Яковлевич  Маршак.
   Моменты сходства авторского произведения с фольклорным источником обнаружить не слишком сложно. Здесь  помогают схемы, сделанные детьми при рассмотрении народных сказок-цепочек. Они  вывешиваются на доске и сравниваются со схемой к "Сказке о глупом мышонке".  Сначала всем классом определяются похожие моменты действия: просьба – отказ. Это "Война грибов", "Зимовье зверей", «Петушок и бобовое зернышко». Может быть, дети вспомнят похожий  персонаж -    заботливая хранительница домашнего очага, который появляется в сказке "Курочка, мышка и тетерев", а также в сказке "Петушок и бобовое зернышко". Но в этих сказках    похоже только обращение одного персонажа к другим персонажам, а согласия  на просьбу сразу не следует. Есть ли сказка, где один персонаж все время отказывается от разных предложений? Нет.  Повторы словесной формулы есть во многих сказках.
    Где обнаруживается авторская выдумка?  Прежде всего, в первоначальной ситуации, так хорошо знакомой ребенку и естественной для него. Затем в появлении все новых персонажей, совершенно не соответствующих данному моменту. И, конечно, в речевой характеристике каждого персонажа. Каждый предлагает мышонку то, что сам любит и предпочитает. Получается смешная несуразица; при этом мышонок реагирует не на предложение няньки, а на силу и красоту ее голоса. Нарастание повторяющегося действия (предложение - отказ) приводит к катастрофе, в данном случае не совсем смешной.
 
                    Сложная сказка-цепочка
 
    Сложная сказка-цепочка  отправляет нас к разделу "История за историей" в предшествующей методике. Понятно, что в сказке, помещенной в этом разделе, будет несколько историй и нужно, следуя усвоенным правилам, определить начало и конец каждой истории. Каково правило? Надеемся, что ученики его вспомнят - следующая история начинается там, где действие переходит к другому персонажу. Значит, учебная работа предполагает, что надо определить тип персонажа, который ведет действие и реакцию участников события на это действие. Кроме того, следует обратить внимание на место, где происходит действие, его описание и перемену. Остаются наблюдения за словесными формулами - использует ли автор этот прием народной сказки или способ описания персонажей и событий у него другой.
  
                             
                             Тараканище
                                                                                 Корней Чуковский.
     (Мы не приводим содержания сказки в надежде, что это произведение  есть во многих  домашних и школьных библиотеках.)
 
    Сказка  "Тараканище" представляет собой игру автора с персонажами, событиями, словами, рифмами, звукосочетаниями. Например, по какой причине персонажи появляются друг за другом; изменяется ли пространство по ходу действия или остается неизменным; о какой перемене в событиях сообщают нам наименования главного персонажа - Таракан, Тараканище, таракашечка и снова Таракан; почему Гиппопотам обращается к персонажам с призывом сразиться с чудовищем, ведь он такой же бегемот, как и те, что дрожат от страха; что бы это значило - строчки произведения рифмуются как двустишия, трехстишия и четверостишия, но для некоторых из них  у автора не нашлось рифмы. И т. д.
     Мы надеемся, что первоклассники сумеют увидеть в произведении Чуковского знакомые им формы народных сказок-цепочек и разгадают приемы игры автора со  словесным материалом, опознав стихи, похожие на страшилки, небылицы-перевертыши, дразнилки, кричалки и прочую словесную чепуху.
      Чтобы авторская игра с персонажами, событиями и словами стала для учеников-читателей игрой в разгадывание, мы предлагаем рассматривать "Тараканище" по частям (их две) и по историям (в каждой части по три истории).
 
                                              1.
 
 1. Сколько историй в первой части сказки?
  (Ученики высказывают первоначальные версии, которые проверяются при выполнении последующих заданий)
 
  2. Как заканчивается первая история сказки «Тараканище»?
    (Нужно не только указать последнюю фразу в истории, но также назвать действия персонажей в начале и в конце очередного события. При таком рассмотрении истории авторская игра с обликом персонажей  и их  реакцией на событие становится более очевидной.)
     Первая история заканчивается угрозой Таракана: "Проглочу, проглочу, не помилую".
 
  3. Найдите вторую и третью истории первой части. С чего они начинаются и чем заканчиваются?
   Вторая история начинается  с описания ужасного испуга зверей: "Звери задрожали, в обморок упали…" и заканчивается их полной капитуляцией перед "чудовищем": "И назад еще дальше попятились".
   Третья история начинается с  обращения гиппопотама к зверям-силачам: "И сказал гиппопотам крокодилам и китам…" и заканчивается отказом быков и носорогов от борьбы с тараканом.
 
        4. Нарисуйте схемы-цепочки персонажей к каждой истории первой части.  Какие персонажи участвуют во второй и в третьей историях? Назовите тех, кого не было в первой истории.   
     Изображение на рисунке-схеме персонажей первой истории позволяет  увидеть  произвольность их появления друг за другом: медведи, кот, комарики и т. д. На этой основе появляется возможность догадаться, что связь между наименованием персонажа, его действиями и появлением следующего персонажа обеспечивается созвучием слов - рифмой: медведи - велосипеде, комарики - шарике, раки - собаке и пр.
     Называние персонажей второй и третьей историй позволяет обратить внимание читателей на то, как изменяется место действия (как расширяется пространство). Сначала события происходят как будто бы в городе, потому что перечисляются такие предметы,  как велосипед, воздушные шарики, хромая собака, автомобиль, трамвайчик и даже метла. Таракан, тоже домашний житель, появляется из подворотни.
    Потом пространство расширяется, захватывая  леса, болота, реки, поля, затем море. К такому выводу можно прийти, если следовать за тем, где обитают  персонажи, появившиеся во второй и в третьей историях: крокодилы, бегемоты, киты, быки и носороги, обезьяны, акула.
     Теперь можно посмотреть, как описываются действия персонажей. Здесь нет повторяющихся словесных формул, изображение  каждого поступка персонажа похоже на небылицу. В первой части медведи, кот, комарики, раки и пр. не только едут необыкновенным образом, но еще смеются и пряники грызут. Во второй истории - "волки от испуга скушали друг друга",.. а "слониха, вся дрожа, так и села на ежа".   
 
  5. Подумайте, где следует нарисовать Тараканище? На какого персонажа народной сказки похож Таракан, который грозит съесть всех без разбора?
     То, что Таракан похож на Глиняного парня из одноименной народной сказки, можно легко догадаться. А вот где и каким его следует нарисовать - это задача более сложная. Нужно определиться, с чьей точки зрения изображать таракана - с точки зрения читателя, который хорошо представляет, как выглядит этот персонаж, или с точки зрения зверей, участников события? В этих целях следует посмотреть, как Таракан показан в сказке: "страшный  великан, рыжий и усатый.., он рычит, и кричит:…Я вас мигом проглочу". Конечно, с точки зрения читателя - это явная страшилка, да еще и небывальщина. А с точки зрения персонажей - прямая угроза их жизни.
 
 6. Как изменяется настроение персонажей от истории к истории в первой части сказки "Тараканище"?
    Это задание обращает внимание учеников на эмоциональную напряженность изображаемых событий и смену переживаний персонажей по ходу  действия:  веселое настроение в начале истории, испуг и страх перед "чудовищем",  уныние и покорность в конце первой части сказки.
  (Когда это наблюдение будет повторено по отношению ко второй части сказки, то получится обратная картина: от страха, уныния и покорности персонажей в начале истории  к веселью и всеобщему счастью в ее конце.)
 
                                                  2
 
     Вторую  часть сказки можно рассматривать по тому же плану, что и первую часть, обращая внимание на связь между персонажами, их действиями и способами их описания (стихи, похожие на дразнилки, кричалки, смешилки, небылицы).
 
  1. Сколько историй во второй части сказки «Тараканище»?
     Для определения начала и конца истории следует обнаружить персонажа, который ведет действие. Здесь уместно обратить внимание учеников-читателей  на то,  как автор назвал Таракана в первой истории, во второй и в третьей. В связи с этим попытаться увидеть отношение автора к главным  персонажам каждой истории  и к ситуации в целом.
 
    2. Нарисуйте схемы-цепочки персонажей каждой истории второй части.
    При выполнении этого задания важно обратить внимание на то, какие персонажи действуют в каждой истории, а какие только в первой, только во второй, только в третьей.  В связи с этим понаблюдать за тем, как меняется настроение персонажей от истории к истории, какое событие можно назвать "веселой катастрофой" и как его можно изобразить на схеме (падение луны в болото и водворение ее на небеса).
 
   3. Кто из персонажей второй части "Тараканища" встречается в русских народных сказках?  А в сказках других народов?
      Предполагается, что, рассматривая нарисованные цепочки персонажей каждой истории, ученики задумываются над тем, откуда автор "взял" этих персонажей и как соединил в одной сказке. Таким образом, как мы надеемся, у первоклассников складывается  первоначальное представление  о кругозоре автора, о возможности заимствований из произведений не только отечественного, но и мирового фольклора.
 
   4.  Подумайте, чем похожа сказка К. И. Чуковского на известные вам народные сказки? Постарайтесь найти как можно больше общих черт.
   Поскольку в содержании заданий были подсказки, ученики легко могут указать   черты сходства авторской сказки с народной. Например: почти в каждой истории персонажи появляются по цепочке; есть персонаж, грозящий всех съесть; есть приказ и отказ выполнить действие. Более внимательное разглядывание текста позволяет увидеть "скрытые" моменты заимствований: несоответствие испуга персонажей причине, его вызвавшей ("У страха глаза велики"); есть"катастрофа" для беспечных  персонажей - появление Таракана; есть "катастрофа" для таракана и веселая "катастрофа" для зверей.
 
   5. А теперь перечислите то, что придумал К. И. Чуковский и что совсем не похоже на народные сказки.
    Это задание предполагает обобщение накопленных учениками наблюдений за персонажами, событиями и способами их описания в сказке "Тараканище". При этом появляется возможность, опираясь на факты текста, высказывать предположения об отношении автора к изображенному. Мы надеемся также, что подробное знакомство с "устройством" сказочного мира позволит первоклассникам прояснить и обосновать свои  личные суждения о произведении К. И. Чуковского и о самом авторе.
 
           
   По желанию учеников и учителя можно продолжить эту игру. Первоклассники могут сами увидеть признаки (элементы) фольклорных схем в знакомых им стихотворениях, таких как "Королевская считалка" А. Милна,  "Эртель-Тертель" Доктора Сьюза, "Дама сдавала багаж" С. Маршака,  в сказках К. И. Чуковского и т. д.
   Но самое интересное задание - прочитать в классе "Сказку о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина и обсудить, какие знакомые им черты сказок-цепочек узнали  они в этом произведении и в чем видят мастерство поэта, использовавшего традиционные фольклорные формы.  



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter