Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. Главная функция школы не совпадает с ее целями

Автор: Б. М. Бим-Бад

Главная функция школы не совпадает с ее целями

Возможно, самый влиятельный сегодня педагог (в мировом масштабе!) — Джон Гудлэд (JOHN GOODLAD) — родился в 1920 году в Канаде. До сего дня работает в США.
 
В 1984 году у него вышла книга «Место, которое называется школой» (A Place Called School), результат тщательного изучения большой командой экспертов ВСЕГО, что происходит в учебных заведениях Америки. В 2004 году вышло специальное издание, приуроченное к 20-й годовщине выхода в свет этого бестселлера (John I. Goodlad. A Place Called School / John I. Goodlad. - Special 20th anniversary ed. - New York: McGraw-Hill, c2004. xxvi, 413 p.).
Картина получилась и остается до сего дня безрадостной. Эта картина похожа на нашу отечественную, как две капли воды.
Одну из причин печального состояния массового образования Гудлэд усмотрел в том, что цели школы разительно отличаются от ее главного назначения. Я считаю это открытием.
Вот его суть.
Пока их родители или опекуны работают, миллионы и миллионы детей, подростков, молодых людей нуждаются в присмотре, в социальном обеспечении, в уходе, в так называемой «дневной помощи» (бебиситтинг). Как обеспечить бебиситтинг для десятков миллионов детей? Если взглянуть в лицо проблемы, то станет ясным, что только школы представляют собой экономически самую выгодную службу бебиситтинга. Другой подобной службы общество не имеет.
Главная, первейшая, важнейшая функция школы — присмотр и уход за детьми, которых собирают вместе и, раз уж они собрались, их заодно пытаются обучить, дать им образование. При этом образовательную функцию школы все видят и считают главной, а социально обеспечивающую функцию не замечают.
Образовательная работа школы сегодня безнадежно устарела. По традиции, по инерции школу рассматривают преимущественно как источник информации, хотя вся эта информация находится вне школы, и она ныне доступна детям и без школы.
Образовательная задача школы в настоящих условиях сводится к организации информации, тренировке школьников в самостоятельных суждениях. Однако, в этом отношении делается очень мало. И не потому, что учителя не хотят учить критическому мышлению и решению нетиповых задач, и не потому, что дети не хотят этому учиться, а потому, что тесты тестируют не это, а как раз информацию.
Итак, школы содержат ради бебиситтинга и промывки мозгов, а оценивают их по результатам информационного тестирования. Виноваты в этом законодатели, чиновники, вообразившие, что им точно известно, как «совершенствовать» школьную систему, и не допускающие к этому процессу ни учителей, ни других профессионалов.
Так говорит Гудлэд.
 
Борис Бим-Бад



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter