Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Перминова Л. М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности

Автор: Л. М. Перминова

             Содержание образования с позиций самоидентификации личности

          Л. М. Перминова

Самоидентификация личности — это путь к жизненным перспективам человека. От того, с какими целями и ценностями соотносит себя человек, на какие идеалы ориентируется в своей деятельности, какие отношения культивирует в окружающем мире — к людям, природе, к себе, — зависит смысл его жизни. Одной из наиболее значимых ориентации сегодня является образование, с ним связана успешность самореализации личности практически во всех сферах ее деятельности.
Социализация личности осуществляется в процессе образования, обучения и воспитания, когда происходит присвоение и усвоение ею специальных норм, правил и опыта социального поведения. Самоидентификация личности выступает важнейшим условием ее социализации. Различные аспекты этих явлений изучаются философами, социологами, педагогами, психологами в нашей стране и за рубежом (Г. М. Андреева, Л. М. Лесохина, Н. Дж. Смелзер, В. С. Степин, В. А. Ядов и др. ). Они исследуют социальные и профессиональные вопросы, особенности влияния самооценки на состояние внутри-личностной сферы и специфику межличностных отношений, проблемы выбора референтной группы и др. , выявляют зависимости между уровнем образования человека, его поведением и деятельностью.
Представляется интересной проблема содержательного основания самоидентификации личности, поскольку ее изучение позволит не только конструировать диагностические процедуры и "технологию" самоидентификации, но и прогнозировать ее в целях самосозидания личности на основе образовательных программ.
В процессе самоидентификации происходит и самопознание личности, основу которого составляет рефлексивная деятельность субъекта; от особенностей и масштабов последней зависит уровень самоидентификации в плане продвинутости жизненных перспектив. Л. Н. Лесохина доказала полифункциональный характер образования в структуре человеческой деятельности, их взаимосвязь через содержание образования. Основу самоидентификации составляет интеграция знаний, опыта и отношений человека, характеризующая также и содержание образования.
Будучи педагогической адаптацией сути социальной, материально-практической и духовной деятельности, содержание образования может быть представлено в виде четырехэлементной инвариантной системы: знаний (о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности и т. д. ), умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений человека к людям, к миру, к себе (В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др. ). В. С. Леднев доказал, что отбор содержания образования в учебные планы должен соответствовать инвариантной базисной структуре деятельности, включающей познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, преобразовательную (трудовую), эстетическую, физическую ее разновидности. Исходя из закона психологии о том, что деятельность содержательна и предметна, каждый из ее видов, выделенных В. С. Ледневым, должен наполняться составом содержания, включающим знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Взаимосвязь двух указанных инвариантов и составляет интегративную систему содержания образования.
Возникает вопрос: чем же должен завершаться процесс усвоения содержания? Навыком (в системе "знания, умения, навыки", где последние составляют основу содержания обучения) или же ценностным отношением (как элементом содержания образования)? От ответа зависит выбор тех целей, идеалов и ценностей, на которые ориентируется человек в жизни, в своей профессиональной деятельности, в общении со взрослыми и детьми, в своих увлечениях и предпочтениях.
В чем состоит разница между ориентацией на навык или на эмоционально-ценностное отношение (хотя основу того и другого составляют знания)? Навык как автоматизированное умение "гасит" отношение, его активный характер выражения человеком. Эмоционально-ценностное отношение всегда активно (в положительном или негативном значении), и человек, у которого оно сформировано, всегда ищет область и способ его выражения, поскольку в основе отношения лежат потребности и мотивы человека, идеалы и ценности определенного содержания. Что же является высшей ценностью каждого из видов инвариантной структуры деятельности? Высшей ценностью познания является истина, коммуникативной деятельности — общение, преобразовательной (трудовой) — творчество, эстетической — красота, ценностно-ориентационной, составляющей сущность нравственного воспитания,— справедливость, физической — здоровье.
В сформированных у человека ценностных ориентациях, выражающих его отношение к людям, к миру, к себе, к образованию, просматривается характер его самоидентификации, т. е. соотнесения себя с этими ценностями. Навык же как конечный результат образования и обучения, в котором удельный вес опыта творческой деятельности невелик, способствует формированию в человеке качеств "винтика" социально-политической системы.
Мы далеки от мысли, что абсолютно все профессии носят творческий характер, однако современный труд все более интеллектуализируется и требует значительных умственных затрат, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню образованности человека. Это предполагает сформированность у современного человека общей и функциональной грамотности, профессиональной компетентности, ориентации в смежных областях деятельности, высокой культуры (общения, труда, взаимоотношений) и приобщенности к ней через различные области науки, искусства, литературы.
Самоидентификация позволяет определить, грамотен ли человек только на уровне знаний и умений или же на уровне искусства (опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения). Мы придерживаемся точки зрения Л. Н. Лесохиной и А. Н. Лапицкого о том, что грамотность — это умение и искусство чтения, письма, счета, говорения, понимания, что позволяет судить об открытом и творческом характере ее формирования у человека. Поскольку проблема формирования грамотности и предупреждения функциональной неграмотности — одна из самых актуальных в мире, ее решение также оказывается связанным с содержанием образования (общим, профессиональным), дополнительным образованием, повышением культуры человека и общества.
Ориентируясь на приведенное определение грамотности, можно говорить о том, что основу ее формирования составляет овладение интегративной системой содержания образования во всей ее полноте. Однако грамотность предполагает и более широкие области использования этого понятия. Ценностно-ориентационная деятельность (связанная с нравственным воспитанием, регуляцией и саморегуляцией на основе нравственных идеалов и ценностей) невозможна без знаний и умений в этой области, самостоятельного, творческого их использования на основе сложившегося опыта, эмоционально-ценностного отношения к знаниям, к людям, к себе. Отсюда — и степень грамотности (нравственности) поведения человека. Этими же критериями "измеряется" профессиональная деятельность и профессиональная компетентность человека, в основе содержания которых также находится интегративная система содержания образования. Таким образом, человек "измеряет себя" (идентифицирует себя) комплексными и интегративными показателями, грамотное и правильное использование которых помогает упорядочить этот процесс. Содержание образования как социально-культурный и культурно-исторический феномен (развивающийся во времени и пространстве) и как интегративная система может выступать средством самоидентификации личности, в чем наипервейшую роль играет рефлексия.
Рассмотрим взаимосвязь самопознания и самоидентификации. В книге "Человеческая антропология и философия науки" В. С. Степин анализирует три типа научной рациональности в познании. Первый — классический тип — характеризуется направленностью рефлексии исключительно на объект изучения (конструирования), который выступает единственной и главной целью деятельности, при этом "цена средств" не принимается во внимание. Второй тип научной рациональности, который В. С. Степин называет неклассическим (в противовес первому), характеризуется направленностью не только на объект, но и на средства, с помощью которых он изучается или конструируется. Иначе говоря, во внимание принимается "цена затрат", и при этом возможно обсуждение вопроса о целесообразности того или иного решения (проекта и др. ). И наконец, третий тип научной рациональности — постнеклассический — опирается на рефлексию, в которой учитывается комплекс связей: между объектом, средствами и целью. В центре внимания оказывается вопрос о смысле (изучения, содержания) объекта, его назначении для человека, последствиях его использования. Человечество прошло через все пути научной рациональности в научном познании и в практической деятельности.
Эти же типы научной рациональности и особенности рефлексивной деятельности характерны и для процесса усвоения знаний. Рефлексивная деятельность является "психолого-педагогическим механизмом" самоидентификации личности в обучении. Так, если целью обучения выступает только его объект в виде результатов "знания, умения, навыки", то рефлексия охватывает их как единственную цель и ценность. Известно, как надолго задержались "исчерпывающие" характеристики учащихся: "отличник", "хорошист", "троечник". Самоидентификация, основанная на подобном ограниченном подходе (за которым стоят всего лишь знания, умения, навыки), зачастую приводит к неадекватной самооценке — заниженной или завышенной. В том и другом случае формируются не соответствующие реальным возможностям и силам человека жизненные планы. В случае заниженных притязаний многие потенции человека остаются нереализованными; при завышенной самооценке возможен стресс из-за несовпадения самоидентификации себя в прошлом и в настоящем (из-за неудач в предпринятых попытках). Самоидентификация, основанная на рефлексии, учитывающей результат и затраты для его достижения, позволяет человеку реальнее оценить себя, более адекватно выбрать область деятельности, так как сфера самопознания (и самопознанности) расширяется, — он мысленно соотносит свои возможности с возможностями других людей. Тогда риск продуман и оправдан, и неудачи не столь трагичны в их осмыслении (естественно, если это не связано с крайним риском для здоровья человека).
Нами экспериментально доказано, что образовательный эффект зависит от уровня самопознания личности, поэтому психолого-педагогический цикл усвоения знаний должен завершаться не только их обобщением и систематизацией, но и рефлексией ученика и учителя в учебном процессе. Современные технологии обучения ориентированы на рефлексивную деятельность субъектов (А. К. Маркова, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий и др. ).
Смысл человеческому существованию придает самоидентификация, в основе которой лежит рефлексия, охватывающая цель, средства и объект, ибо в этом случае у человека вырабатывается мотивированное отношение к ценностям, он приучает себя к осознанному выбору, базирующемуся на определенных нравственных идеалах. Такая позиция формируется в том случае, если еще при обучении он имеет дело с содержанием образования как открытой системой, предполагающей опыт творческой деятельности.
При сознательном овладении содержанием образования как интегративной системой, когда включается постнеклассический тип научной рациональности в учебном познании и самопознании, самоидентификация личности выполняет созидающую функцию для человека.
Самоидентификация осуществляется на основе внутреннего диалога человека с самим собой: "В слове я оформляю себя с точки зрения другого, в конечном счете — с точки зрения коллектива" (Бахтин М. М. Марксизм и философия языка. М. , 1929. С. 102). Следовательно, она имеет не только личностный или психологический смысл, но и социальное значение, связана с саморегуляцией поведения, с учетом жизненных перспектив человека, становясь смыслообразующим компонентом в их реализации.
Содержание образования в структуре человеческой деятельности выступает тем гуманитарным и динамическим средством, овладение которым еще в школьном возрасте, а затем и в процессе профессионального становления, и в широких сферах социальной адаптации приучает человека к тому, что он осмысленно конструирует свой жизненный путь, отношения и выбор в социальном пространстве.
====================



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter