Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Сунь Исюэ. Традиции китайской национальной живописи в XIX-XX веках

Автор: Сунь Исюэ

СУНЬ Исюэ (КНР),
аспирантура МГУ
Традиции «китайской национальной живописи» в XIX-XX веке

 
«Китайская национальная живопись» является наиболее популярным направлением в современном изобразительном искусстве Китая. Она представляет особую систему в мировом искусстве и включает в себя такие жанры живописи как пейзаж, портрет, изображения цветов и фруктов, животных и насекомых.
Изобразительные приемы этого направления многообразны: «гун пи», «се и», окрашивание, размывка тушью и других виды техники. Основными способами нанесения тушью линий рисунка являются: прикосновение, окрашивание, сильный или легкий нажим, сухой или влажный эффект, перспектива, прозрачность, густота и пустота. Этими терминами специалисты используют, чтобы описать приемы изображения.
Традиционные формы картины: настенная роспись, свиток и роспись на веерах, – были известны в периоды Джоу, Хань-Уы и развивалась в династии Лючао. Живопись «горы и воды», «цветов и птиц» была популярна в династиях Съуы-Тан. В переоды Уы-Дин, Юго-Северной и Тань- Мин-Цин династий Буддийское искусство и западная живопись оказали влияние на традиции китайской национальной живописи.
Китайская живопись стремится к гармонии и целостности, чтобы достичь жизненную достоверность и совершенство техники изображения. Поскольку у китайской каллиграфии и национальной живописи есть много общего, то они тесно связаны друг с другом. Так как специальная кисть, тушь, бумага являются необходимыми инструментами китайского изобразительного искусства, то живопись, каллиграфия и гравировка оказывается между собой во взаимном влиянии, определяя сущность «китайской национальной живописи».
Современная китайская живопись развивается с помощью продолжения национальных традиции и освоения новых технологий изобразительного искусства зарубежных стран. В XIX-XX веке в Китае из всех художников самыми известными были: Сюй Бэйхун, Ци Бай-ши и Пань Тяньшоу.
 
Сюй Бэйхун (1895-1953) стоял у истоков возрождения и обновления китайской национальной живописи. В его творчестве слились воедино национальные традиционные средства художественного выражения и опыт современного реалистического искусства. Сюй Бэйхун выступил как создатель нового направления, которое сочетало классические традиции с реалистическими достижениями европейского искусства. Он — глава новаторской линии за обогащение изобразительных средств национальной живописи через гармоничное сочетание древней традиции и достижений мирового искусства, за диалог Востока и Запада. Его творчество и общественная позиция пользовались и пользуются неизменной симпатией прогрессивных деятелей культуры и искусства не только в Китае, но и в других странах Азии, а также в Европе.
 
Сюй Бэйхун. Лошадь. Тушь (100×63cm) .
 
Творчество, общественная и педагогическая деятельность Сюй Бэйхуна сыграли большую роль в развитии нового, реалистического китайского искусства, в воспитании художественно-эстетических взглядов широких слоев китайского народа, а также в установлении связей китайской художественной культуры с искусством других стран.
 
Ци Байши (1863–1957) соединил в своем творчестве простоту, непосредственность народного искусства. Это направление в живописи, возникшее еще в X—XII столетиях и получившее особое распространение в XVI—XVII веках, объединяло художников, считавшихся не профессионалами, а главным образом коллекционерами-эрудитами, писавших картины на основании изучения знаменитых классических образцов.
Анализ феномена национальной живописи Ци Байши предлагал вести в нескольких измерениях: 1) в контексте современной китайской жизни в целом, ее особых социальных, религиозных и этических установок; 2) в контексте высказываний китайских философов, художников и критиков о «Китайской национальной живописи», выявляющих особенности национальных традиций живописи и ее восприятия.
Живопись в Китае практически никогда не была «искусством для искусства», но всегда содержала задачу нравственного совершенствования личности зрителя. Так же осознавал миссию своего искусства и Ци Байши. Даосская экзотерическая линия живописи воздействовала преимущественно в рамках индивидуального восприятия и ритуала.
 
Ци Байши. Цыпляты под пальмой. Тушь. Пекинская худож. академия.
Ци Байши. Цветы лотоса. Бумага, краски. Ляонинский музей.
Ци Байши. Креветки. Тушь
         
 
Многие художники Китая умели сочетать в своем искусстве черты и конфуцианской и даосско-буддийской тенденций. Наиболее ярким примером синтеза этих двух тенденций может служить творчество Ци Байши.
Эзотерическое искусство в рамках конфуцианской традиции способствовало развитию более демократического по форме рисунка. То обстоятельство, что живописный свиток Ци Байши насыщен философско-символическим содержанием, способствует тому, что в сфере восприятия искусства развивается система ассоциативного прочтения символов (бамбук, бабочка, сосна – начинают требовать ассоциативного мышления). Стремление раскрыть идею, смысл бытия наделяло китайскую живопись дидактической функцией, которая особо свойственна искусству Ци Байши. Но живое и непосредственное эстетическое начало то же присутствовало в его искусстве. Иногда детали пейзажа не содержат глубокомысленного символа, а идут от непосредственного восхищения художника природой и этим радуют  творца и зрителя.
   
Пань Тяньшоу (1897-1965).  Художнику двадцатого века не так-то просто совместить в себе стремление идти в ногу с жизнью и одновременно следовать "отшельническим" взглядам средневековых мастеров, стилем жизни и формой отстаивания своей личности которых был, как правило, уход в монашество, отказ от активной общественной деятельности. Пань Тяньшоу показывает тончайший синтез старого и нового, достигнутый благодаря тому, что этот мастер не только сформировался в русле эстетических концепций средневековых традиций, но и был наделен особым социальным чутьем. Его темперамент оказался созвучным запросам времени.
             
Пань Тяньшоу.  Кошка. Тушь (48.2×168cm).
Пань Тяньшоу. Мчатся джонки. Тушь.
 
Пань Тяньшоу более ограничен и избирателен, а в целом и более традиционен в выборе своих сюжетов. В поле его внимания входит малое число предметов и явлений. Он сосредоточен на нескольких, важных для него, мотивах, которые варьируются им в разнообразных формах и сочетаниях. Основой его художественных произведений является китайская традиционная культура, философия и эстетика. В живописи Пань Тяньшоу появились различные традиционные навыки работы кисти.
 
Китайская живопись – это наука, которая заключается в том, чтобы  сосредоточивать внимание на философии, эстетике, истории, литературе и поэзии, каллиграфии и гравировке. «Китайская национальная живопись» содержит не только проблемы выражения художественных навыков, но, что наиболее важно, связана с различными теориями и знанием жизни.
Живопись китайского искусства формировала свои традиции на протяжении длительного процесса истории, и до сих пор развивается. Этот традиционный стиль, выражая эстетические потребности народа, по ходу истории постоянно укрепляется открытиями, инновациями, селекцией. Создание нового стиля подобно открытию жемчужины в искусстве поднебесной или появлению чудесного цветка в мировом саду искусства.
10 июня 2008
 
 
 
Литература (на русском языке)
Виноградова Н.А. Пань Тань Шоу и традиции живописи Гохуа. – М., 1993.
Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэй Хуна и Китайская художественная культура 20 в. – М., 1987.
Завадская Е.В. Ци Бай Ши. – М., 1982.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter