Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Пиаже, Жан. Значение Яна Амоса Коменского в наше время.

Автор: Жан Пиаже

 

Жан Пиаже о Коменском

Конспект Б. М. Бим-Бада

Piaget, Jean. The significance of John Amos Comenius at the present time // John Amos Comenius/ Introducation by Jean Piaget. In commemoration of the third centenary of the publication of Opera Didactica Omnia: 1657 – 1957. - [Paris:] Unesco, [1957]. - 183 p. - Pp. 11 – 31.


P. 11. Задача – воссоздать живое единство мысли великого теоретика и практика, а потом уже сравнивать с тем, что мы знаем и чего мы хотим. Нельзя изображать автора прошлого как участника современного научного спора. Искать не то, что похоже на современные течения и тенденции в науке, а то, что было, и потом уже говорить, чтó живо и чтó нет.

Р. 12. Надо найти детерминирующее общие идеи, сердцевину. Потом уже можно переформулировать эти идеи в более современных терминах.

У Декарта и Лейбница тоже есть глубокие замечания о воспитании, но лишь в качестве корролариев к их основным идеям.

Почему в середине XVII века Коменскому пришла в голову мысль создать целостную педагогическую теорию? Гигантскую систему, настоящую "философию воспитания"?

Р. 13. Почему была нужда в систематическом обосновании воспитания, в теоретико-философском обосновании?

Априорный метод Коменского контрастировал с апостериорным методом его предшественников. Но Коменский исходит не из априорных принципов, а из квазисенсуалистского эмпиризма.

Коменский рассматривает общество под углом зрения воспитания. Имплицитно у него общество воспитывает.

Центральный элемент теории Коменского: универсальный синтез природы и человека.

Р. 16. Главное в Коменском – идея параллелизма человека и природы. Это учение о динамизме, оно связывает воедино формализующий порядок материального мира и формализующий порядок (унаследовано имеющийся в действиях субъекта), который, по Коменскому, выражает собой закон развития и сам воспитательный процесс.

Р. 17. Коменский гениально прав, уверяя, что на каждом из различных уровней развития (младенчество, детство, пубертатный возраст, юность) необходимы одни и те же формы знания. Ибо они соответствуют перманентным потребностям; различие между этими уровнями заключено, главным образом, в способе, которыми эти формы знания переформулируются. Учить надо одним и тем же вещам, но по-разному.

Всё, что делает человека человеком, должно изучаться с учетом возраста и уровня его подготовки, который всегда должен постепенно подниматься.

Речь идет о последовательном переструктурировании одного и того же общего знания от этапа к этапу (например, от действия по простому предъявлению – до действия по рефлексии. Это соответствует системе последовательного развития, рассматриваемой современной генетической психологией.

Коменский выводит из идеи спонтанного развития три правила, заслуживающие быть выбитыми золотом на дверях каждой современной школы: посылай детей в школу на несколько часов в день, не перегружай памяти, основывай все обучение на способностях детей по мере их развития в ходе школьных успехов.

Р. 18. Восприимчивость – основа воспитуемости и обучаемости. Образы – информация чувств. Роль активного развития!!!

У Коменского теория воспитательного процесса основывается на идее спонтанного развития. В теории он придерживается некоего параллелизма между познавательной функцией и действиях, но в практических своих рекомендациях он поправляет себя: первенство принадлежит действию.

Естественный ход развития состоит сначала в действии, и только потом – в рефлектированном действии.

Р. 19. Учение о спонтанности предполагает одновременности потребности и интереса (аффективной мотивации) и функциональной практики как источника знания.

Активность и у Канта спонтанна.

Слова и вещи в одно и то же время должны быть представлены в учении человека. И начинать надо с вещей!!!!

Р. 20. Функциональное приобретение знаний обладает тенденцией к спонтанной организации, - самоорганизующееся. Поэтому оно может согласовываться с логикой и выработанной структурой, коль скоро такое согласование основывается на глубоком, прочном содержании, "желающим формы".

Р. 21. Истинная мера активности активного обучения (которая так же редко истинна, как и в 17 веке) есть способ, которым представлена истина. Нет активности, если идея воспринята только благодаря авторитету взрослого; активность – это переоткрытие или переконструирование истины посредством внешнего или внутреннего умственного действия, заключающемся в эксперименте или самостоятельном рассуждении.

Эти всеопределяющие факты были известны Коменскому.

Правила для ума: действуй постепенно; все проверяй сам, не отрекайся от себя перед лицом авторитета; действуй самостоятельно.

Такие идеи интеллектуального воспитания идут рука об руку с нравственным воспитанием. Это – еще и формирующий эстетический интеллект.

Р. 22. Учиться нравственности можно только нравственными способами. Не только пример взрослого помогает, но и соревнование, и групповая игра.

Р. 23. Межпредметные связи. Возрастает степень объединений знаний. И в естественных науках тоже.

Р. 25. Иногда Коменского упрекали в пренебрежении индивидуальностью. Но это несправедливо: он придает огромное значение спонтанности, интересу, самостоятельности, проверке, самосовершенствованию.

Р. 30. Две главные идеи Коменского правильны, несмотря на их мистический характер: 1) природа – создатель формы; 2) параллель макро- и микрокосмов.


=======================================





Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter