Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Богат В. Ф. О влиянии самостоятельного творчества на развитие мышления детей: экспериментальные данные

Автор: В. Ф. Богат

О влиянии самостоятельного творчества на развитие мышления детей: экспериментальные данные

В. Ф. Богат

 
Классический эксперимент провели ленинградские педагоги в 70-х годах ХХ века. Разведя трёхлетних малышей-близнецов в разные группы, им предложили увлекательное занятие: складывать из кубиков различные фигуры. Задания были одинаковые, разница состояла лишь в том, что в одной группе ребятам для ориентировки давали рисунок-схему, а во второй малыши должны были полагаться исключительно на своё воображение, свои способности. Когда спустя месяц дети получили контрольное задание – собрать незнакомую фигуру без помощи рисунка-схемы, малыши из первой группы не смогли справиться с ним, их творческие способности за этот период развивались менее активно. А ребятам из второй группы это задание оказалось по плечу, более того, они дали несколько совершенно новых интересных вариантов.
Разумеется, развитие творческого мышления – не менее кропотливая работа, чем развитие каких-либо других мыслительных навыков. Некоторые учёные и педагоги-практики, как отечественные, так и зарубежные, полагают, что, поскольку творчество изначально присуще ребёнку, надо только не мешать ему самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию.
Как же развить творческое мышление ребёнка? Если смотреть исключительно с точки зрения педагога, занимающегося с детьми, то помимо создания основных условий для развития творческих способностей детей (физических, социально-эмоциональных, психологических и интеллектуальных), наибольшее внимание следует уделить определению самой задачи, предлагаемой ребёнку. Дети, как и взрослые, боятся мудрёных формулировок и заумных терминов.
Опыт работы с детьми показывает, что достаточно вывести творческую задачу из чисто познавательной сферы в практическую, жизненную плоскость, чтобы ее решение детьми стало весьма вероятным. Не потому ли такой популярностью пользуются у детей реалистические ситуационные и сказочные по сюжету задачки? Видя встающую перед героем истории или сказочным персонажем проблему, ребёнок ассоциирует себя с этим героем и выдаёт массу интересных и эффективных решений. Более того, использование таких "подручных" средств, как обыгрывание ситуации (с предметами или в сюжетно-ролевой игре), помогает детям значительно расширить диапазон красивых и грамотных решений.
Отсутствие стереотипов и шаблонов мышления позволяет детям справиться даже с самой сложной задачей, оставаясь в границах здравого смысла и проявляя нестандартность рассуждений. Они ещё и ещё раз перерабатывают услышанное, увиденное, достраивают и уточняют своё представление о жизни, пытаются с помощью собственных решений выйти из затруднительных ситуаций, тем самым создавая свою картину мира и находя в нём место для себя.
Главное – заинтересовать ребёнка, вызвать у него эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи.
 
В. Богат, преподаватель ТРИЗ
8 февраля 2009 года.
            



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter