Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Седова Е. Е. Патриотическое воспитание в молодежно-спортивных организациях российской эмиграции

Автор: Е. Е. Седова

Патриотическое воспитание в молодежно-спортивных организациях российской эмиграции (на примере общества «Русский сокол»)
Седова Е.Е.
В 1920-1930-е годы за пределами России в эмиграции сформировалось уникальное культурно-образовательное пространство, получившее впоследствии наименование Российское Зарубежье. Оторванные от родины, русские эмигранты, тем не менее, стремились воспитать в своих детях взгляд на Россию как на Отчизну, требующую неизменной любви и служения даже вдали от нее. Именно в этом виделась своя историческая миссия российской эмиграции, которая считала себя полноправным членом российской культуры и искренне верила, что «воды этого отдельного, текущего за рубежом России потока, пожалуй, больше будут содействовать обогащению этого общего русла, чем воды внутренние»[10]. Этому способствовала созданная в эмиграции система национального образования и патриотического воспитания, важную роль в которой сыграли различные молодежно-спортивные организации: «Национальная организация юных разведчиков», «Национальная организация юных скаутов», «Национальная организация юных Витязей», «Общество Русский Сокол».
Открытие в Праге в 1921 году гимнастического общества «Русский Сокол»   положило   начало   развитию   русского   сокольства   за   границей. Основная   цель  движения - гармоническое развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества. «Русский Сокол» заявлял свою деятельность как - это внепартийная, национально-русская организация, главная цель которой состояла в том, чтобы «уберечь русских детей и подростков, родившихся на чужбине, от денационализации, сохранить всё русское, честное и нужное для дела восстановления своей страны»[2].
 Как известно, спортивно-патриотическое общество «Сокол» появилось в 1863  году в Чехии, а затем в других славянских областях  Австро-Венгрии. Создание этой организации, по сути, явилось актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других перед угрозой онемечивания этих народов. Формой подобной самоорганизации была выбрана система нравственного и физического воспитания молодёжи.  Основателем системы «Сокол» стал Мирослав Тырш. Он разработал основы сокольской подготовки. Изучив системы занятий гимнастикой популярные в то время, Тырш создает свою гимнастическую систему, которая и стала основой Сокольского движения. В своих «Основах гимнастики» (1868) Тырш отмечает «огромное значение систематического телесного развития и его влияния на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду»[5].  Основными средствами сокольской гимнастики были упражнения, связанные с применением гимнастических снарядов. Применялись всевозможные предметы - палки, шарфы, старинные виды оружия (мечи, щиты, булавы) и т.п. Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения. Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах ( обычно в трех со сменой снарядов), затем общие упражнения ( пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь. В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы сокольского движения, М.Тырш обратился к физической культуре Древней Греции[3].
Сокольство широко распространилось в Чехии и среди других славянских народов - поляков, болгар, сербов, хорватов, словаков, а в 1904 году был основан Союз Славянского Сокольства. Таким образом, сокольство переросло в ярко выраженную славянскую организацию, которая провозглашала идею всеславянского единения. После  русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с этими идеями познакомился  генерал Скобелев и русские офицеры. Сокольства настолько их  вдохновило, что  первое подобное общество появилось в Санкт-Петербурге уже  в 1878 году. Его создали офицеры-гвардейцы, участники Балканского похода, а вскоре сокольские общества стали появляться во многих городах России.
После русско-японской войны сокольская гимнастика была положена в основу физического воспитания в русской армии и в средних учебных  заведениях. До 1907 года гимнастическим обществам, которые уже  распространились в России, не разрешалось называться «сокольскими»,  однако после того, как главой правительства стал П. А.Столыпин, русским гимнастическим обществам официально разрешили называться по имени своего всеславянского прародителя. К  этому времени сокольские общества были распространены в Чехии,  Словении, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии. Таким образом, весь славянский мир был охвачен единой системой спортивно-патриотического воспитания, которая имела общую организационную структуру, методику и символы. В 1912 году в Праге состоялся Всеславянский слёт  сокольских организаций. Русскую делегацию (она насчитывала 3000 человек) проверял лично государь-император Николай II. К 1914 году в России в 26 городах было 42 сокольские организации.
В сокольскую работу втягивается военное ведомство России. В Санкт - Петербурге открывается «Офицерская гимнастическо-фехтовальная школа», действующая по «сокольской системе» с участием чехов-преподавателей. Школа растет и выпускает профессиональных инструкторов-офицеров для обучения войск сокольской гимнастике. Большинство сокольских руководителей 1920-30 годов в эмиграции -  выпускники этой школы.
После прихода к власти большевиков, члены сокольских обществ, в основном, встали под знамёна Белого движения.  В советской России сокольская гимнастика была объявлена буржуазной и контрреволюционной, ее обвиняли в «милитаризаторском духе», хотя многие ее элементы в дальнейшем были взяты на вооружение отечественной спортивной гимнастикой, а в 1922 году  по предложению К. Радека и Н. Бухарина Сокольство объявлено нелегальной организацией и закрыто. Началось преследование Сокольских деятелей на Родине.
 За границей белая эмиграция, осо­бенно в Славянских странах, име­ла возможность свободно развивать Русское Cокольство при поддержке местных соколов. После исхода части русского народа за рубеж, сокольские  общества стали одной из главных общественных организаций,  объединявших разные слои русского общества в рассеянии. Центром русского сокольского движения в тот период стало королевство Югославия. Сам Александр I Карагеоргиевич был  почётным старостой всего южнославянского «Сокола».  «Общество Русский Сокол»  вновь возникло в Праге  в январе 1921 г., а в Земуне (Югославия) - в июле 1922 г. На­чиная с 1927 г Русские Сокольские организации появляются во Фран­ции (Мёдон под Парижем), в Швейцарии (на Женевском озе­ре), в Болгарии (София, Шумен), в Латвии (Рига, Двинск), в Польше (Познань). в Китае (Харбин), в США (Нью-Йорк). К нача­лу Второй Мировой войны Русское Сокольство имело в своём соста­ве четыре Краевых Союза (в Че­хословакии, Болгарии, Югославии, Франции) и отдельные общества (около 70). Цель Русского Сокольства в эмиграции состояла в распространении его как формы объединения русских людей,  поднятие уровня физического здоровья, нравственное и духовное развитие и совершенствование, развитие национального самосознаниях[1].
Большое значение предавалось воспитанию подрастающего поколения в русском национальном духе. В уставе Союза Русских Соколов было предусмотрено, что в случае, если Сокольство возродится на территории России, русское Сокольство за рубежом должно было объединиться в Русский Сокольский Союз. До тех пор, пока это не произойдет, Русское Сокольство за рубежом представляло русскую национальную сокольскую организацию.
Русское Сокольство в эмиграции объединяло русские сокольские общества и сокольские группы в русских школах (интернатах).  Например, в Югославии во всех русских школах были сокольские группы, которые работали по специальным программам под управлением учителя гимнастики.  На стене в сокольских спортивных залах висел девиз: «В мышцах сила, в сердце отвага, в мыслях РОДИНА». В те же годы появилась мысль усилить воспоминания о Родине  у эмигрантской молодежи, и вскоре появилось приветствие перед сокольским строем: «Помни Россию!» и ответ строя: «Помним».  В 30 - годы появился и общий сокольский гимн (автор В.Е.Вязьметинов), выражающий основную патриотическую идею этого общества:
Боже сильный, Боже правый —
Ты всемилостив и благ:
Пусть над Русскою Державой
Снова реет русский флаг.
В теле сила — в сердце пламя,
В мыслях — Родина у нас ;
И хранит родное знамя
Сокол даже в смертный час.
О, услыши, Боже правый,
Ты молитву соколов:
Дай узреть России славу,
Русь избавить от врагов.[8]
В тех местах, где не было русских школ и обществ, русские соколы тренировались в составе местных обществ. Если число таких лиц достигало 8 человек, они объединялись в отдельную группу сокольского общества, которая начинала работу по национальной программе. Кроме обычных обязанностей подобные группы занимались культурно-просветительским и национальным воспитанием своих членов. Группа, в которую входили не менее 8-10 человек и имевшее детско-юношеское отделение преобразовывались в русский отдел сокольского общества. Во время открытых выступлений, слетов и других мероприятий Краевой Союз Союза русских соколов выступал как самостоятельная организация под русскими флагами, а на торжественных мероприятиях русские соколы выступали как отдельная группа в русских парадных сокольских одеждах, а ученика – соколы русских школ выступали в школьной форме.
Первый Слет Югославянского Сокольского Союза (Ю.С.С.) 14-15 августа 1922 г. в Любляне послужил толчком к дальнейшему росту Русского Сокольства  в эмиграции. Несколько русских соколов выступало с упражнениями в одном строю с югославянами, а 126 русских соколов и соколок приняло участие в торжественном шествии по городу, впервые снова под своим русским бело-сине-красным флагом. Население Любляны приветствовало русскую колонну восторженными криками приветствия в честь и во славу России, хотя бы и зарубежной.
Во всех русских сокольских обществах кипела бурная жизнь: проводились лекции по истории России, занятия гимнастикой разных возрастных групп соколов, соколок и соколят, организовывались классы по изучению русских предметов - Закона Божьего, русского языка, русской истории, географии,  практиковались «вылеты» на природу и летние лагеря, отмечались церковные события и православные праздники.
Детские летние лагеря были одной из форм внешкольной работы в молодежных спортивных организациях русской эмиграции, имели место они и в работе «Русского Сокола». По признанию русских педагогов, летний лагерь являлся наиболее благоприятной средой для национальной социализации детей и подростков эмиграции, так как общение происходило только на русском языке. Анализ программ лагерной смены показывает, что она, как правило, состояла из элементов религиозного, физического, социального воспитания, воспитания характера и общего образования[4]. Особое значение в этой работе лагеря имели беседы у костра, где велись беседы о России, ее истории и культуре; соблюдение религиозных обрядов – в каждом лагере был священник, который изучал с детьми Старый и Новый Завет, молитвы и так далее, и устраивалась церковная палатка, в которой проводились ежедневные богослужения; экскурсии и походы, в ходе которых дети развивались физически, знакомились с историей, географией, культурой России и страны пребывания; художественно-творческая деятельность, связанную с разучиванием русских песен, музыкальных произведений, танцев, а также подготовкой концертов и спектаклей. Лагеря охватывали   значительное количество детей и подростков, которых  не  могли охватить  русские  школы.   Например,   во  Франции   в эмигрантских школах обучалось несколько сот учеников, тогда как в лагерях бывали тысячи русских детей. Таким образом, летние детские лагеря являли собой одну их наиболее эффективных форм патриотического воспитания, которое проводилось юношескими организациями в целях сохранения национальной и культурной идентичности детей русских эмигрантов.
В «Хронике» издававшегося в Белграде правлением Союза Русского Сокольства ежемесячника «Пути Русского Сокольства»  постоянно освещались многочисленные сокольские мероприятия: «С началом зимнего времени... после каникулярного отдыха, общественная жизнь сосредоточилась возле Сокола. Возобновила свою деятельность сокольская школа для детей и подростков... Отечественную историю преподает бр. Б.С.Яковлев, обращая особое внимание на проповедь  любви к России и своей национальности, воспитывая в молодежи сокольский дух и дисциплину. Упорно пробивая себе путь и стремясь ко все большему  объединению на сокольской почве русских людей в г. Баня Луке удалось расширить помещение, занимаемое О-вом и другими.... таким образом теперь имеется большая комната, специально служащая для докладов, собраний и вечеринок и вторая комната - библиотека Русской .Матицы. Каждую субботу устраиваются О-вом вечеринки, служащие для объединения русских и дающие возможность нашим друзьям из местного общества поближе нас узнать, услышать правду о русской действительности. Так, были сделаны доклады: «Наш долг перед Россией», «Причины крушения белой армии», «Задачи русской эмиграции». <…> 3 декабря после полуторамесячной подготовки, был устроен сокольский годовой концерт, который прошел блестяще как в художественном, так и в материальном отношении. Выступали девочки-соколочки, в составе пяти  маленьких балерин  и вызвали бурю восторга публики…»[6]. В столичных городах постановка дела была шире и по размаху, и по ставящимся целям. Читаем, например в марто-апрельском номере за 1940 г. «Путей Русского Сокольства»: «В субботу, 23 марта по случаю (сокольского) 18-ого Краевого Делегатского съезда, в помещении театра Русского Дома состоялась торжественная Краевая Академия, в которой принимали участие члены четырех Обществ. Благодаря этому удалось составить большую программу из 16 номеров, разнообразно и показательно представивших плоды гимнастической работы в истекшем году. По открытии Академии братом Краевым Старостой, провозгласившим здравицы в честь Державного Старосты Югославянского Сокола Е.В. Короля Петра 2-ого и почетного Старосты Русского Сокольства, Е.В. Великого Князя Владимира Кирилловича и приветствовавшим гостей и делегатов Съезда, - поднялся занавес и мальчики белградского О-ва показали ряд быстро и красиво сменявшихся пирамид, строившихся и рассыпавшихся с той легкостью и отчетливостью, которая свидетельствует о хорошо детьми усвоенной гимнастической дисциплине. Пирамиды сменили подростки - девочки того же О-ва с рапирами, изящно и стройно проделавшие ряд стилизованно-фехтовальных упражнений. Замечательно хороши были вольные движения новосадских подростков. Подростков сменили братья и сестры белградского О-ва, продемонстрировавшие длинное и чрезвычайно сложное смешанное упражнение, построенное на калейдоскопической смене построений, как-то неуловимо вытекающих одно из другого. Братья и сестры О-ва Земун выступили в красочном и оригинальном номере в трех частях, исполнявшемся под пение трех знаменитых арий заморских гостей из оперы «Садко»<...>. Вторая часть Академии порадовала глаз вольными движениями братьев и сестер из Нового Сада и Крагуевца, бодрыми упражнениями белградских подростков на эспадронах и вальсом сестер белградского О-ва в стильных белых платьях. Отчетливы и дисциплинированны были земунские девочки на барьерах. Закончилась Академия выступлением на брусьях смешанной группой братьев белградского, земунского и крагуевацкого О-в, показавших блестящие технические достижения»[7].
Численность русских сокольских обществ за рубежом к началу 2-ой Мировой войны составляла 75 действующих обществ при приблизительно 5700 членах: в Югославии работало 32 общества, в Чехословакии 12, во Франции 11, в Болгарии, Латвии и Польше по 7, в Китае 3 и по 1 о-ву в других странах зарубежья[9].
Нацисты питали не меньшую ненависть к «Русскому Соколу», чем коммунисты. По мере германской агрессии в Восточной Европе   закрывались сокольские общества: сначала был закрыт «Сокол» Сербии, затем в Чехословакии и, наконец, в Югославии.
После Второй мировой войны русские люди пытались возродить сокольские общества в Западной Германии. На сегодняшний день общества существуют в русском зарубежье (в Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско), а в Нью-Йорке издаётся бюллетень «Пути русского сокольства». Новую жизнь «Русский Сокол» обрёл уже в России в 1991, когда началось возрождение этого сильного спортивно-патриотического  направления воспитания современной молодёжи, и когда произошло воссоединение двух этих «потоков», о котором так мечтали соколы в эмиграции.
Литература:
1.      Вадков А. Русский сокол и его задачи за границей / А. Вадков. - Загреб, 1926. - С. 7.
2.      Кадесников Н. Несколько слов о Русском Сокольстве /  Н. Кадесников // Часовой. - Париж, 1936. - № 177. -С.21.
3.      Качулина Н.Н. Сокольская гимнастика / Н.Н.  Качулина // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1997. - Т. 1. - С. 15-18.
  1. Н.Ф. Лагерь // Вестник Русского студенческого христианского движения. - Париж, 1928. - № 7. - С. 29.
5.      Основы Русского Сокольства, Белград: изд. Просветительного Комитета Краевого Союза Рус. Сокольства в Югославии, 1935.
6.      Пути Русского Сокольства: Ежемесячник Союза Русского Сокольства, Белград, декабрь. 1938.
7.      Пути Русского Сокольства: Ежемесячник Союза Русского Сокольства, Белград, март-апрель 1940.
8.      Пути Русского Сокольства: Бюллетень русского зарубежного сокольства. – Нью-Йорк, № 6 (38), 1991.
9.      Сергеевский А.  Доклад «Организация «Русский Сокол» и её деятельность в Югославии (1922-1941)» / А.  Сергеевский // Материалы международного симпозиума «Русская эмиграция в сербской и других славянских кульбтурах. Филологический Факультет Белградского Университета 20-22 ноября 1997 г. // http://www.russokol.com
10.  Струве Г.П. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Русская литература в изгнании / Г.П. Струве. - Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1984. С.7-8
 
 
Журнал «Культура физическая и здоровье» №3(17), 2008. С.24-29.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter