Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. Мир постепенно окружает нашу школу

Автор: Б. М. Бим-Бад

Б. М. Бим-Бад

Мир постепенно окружает нашу школу

 
Трудами Натальи Федоровны Виноградовой, ее соратников и единомышленников в нашу сегодняшнюю начальную школу прочно вошел интегративный учебный предмет "Окружающий мир"[1]
Теоретические основы, принципы, цели, содержание, методы и организация этого курса, во многих отношениях замечательные, заслуживают их экстраполяции на все образование. Разумеется, при модификациях, соответствующих возрасту учащихся.
Научные истоки педагогики Виноградовой. Образовательная теория Н. Ф. Виноградовой, как и вся ее колоссальная практика, покоятся на трех "китах" — Коменском, Песталоцци, Выготском.
Виноградова опирается как раз на те положения Коменского, актуальность которых блестяще показал Жан Пиаже[2]:
l        Коменский гениально прав, уверяя, что на каждом из различных уровней развития (младенчество, детство, пубертатный возраст, юность) необходимы одни и те же формы знания. Ибо они соответствуют перманентным потребностям; различие между этими уровнями заключено, главным образом, в способе, которыми эти формы знания переформулируются. Учить надо одним и тем же вещам, но по-разному.
l        Речь идет о последовательном переструктурировании одного и того же общего знания от этапа к этапу (например, от действия по простому предъявлению – до действия по рефлексии). Это соответствует системе последовательного развития, рассматриваемой современной генетической психологией.
l        Слова и вещи в одно и то же время должны быть представлены в учении человека. И начинать надо с вещей.
l        Восприимчивость – основа воспитуемости и обучаемости. Образы – информация чувств. Естественный ход развития состоит сначала в действии, и только потом – в рефлектированном действии.
l        Учение Коменского о спонтанности предполагает одновременность потребности и интереса (аффективной мотивации) и функциональной практики как источника знания.
l        Истинная мера активности обучения (которая так же редкостна сегодня, как и в 17 веке) есть способ, которым представлена истина. Нет активности, если идея воспринята только благодаря авторитету взрослого; активность – это переоткрытие или переконструирование истины посредством внешнего или внутреннего умственного действия, заключающегося в эксперименте или самостоятельном рассуждении.
l        Правила для ума: действуй постепенно; все проверяй сам, не отрекайся от себя перед лицом авторитета; действуй самостоятельно. Такие идеи интеллектуального воспитания идут рука об руку с нравственным воспитанием. Это – еще и формирующий эстетический интеллект. Учиться нравственности можно только нравственными способами. Не только пример взрослого помогает, но и соревнование и групповая игра.
l        Иногда Коменского упрекали в пренебрежении индивидуальностью. Но это неправда: он придает огромное значение спонтанности, интересу, самостоятельности, проверке, самосовершенствованию.
Из Песталоцци Виноградова берет две основополагающие идеи:
(1) развивающая сила обучения – это жизненно необходимые знания, знания о действительности, в которой ребенок живет и трудится, которую он стремится понять (это стремление стимулируется воспитанием); знания, побуждающие к жизни, формирующие способность теоретического, творческого мышления. Метод Песталоцци предполагает обучение взгляду на привычное и известное как на новое, подлежащее исследованию: «остранение» привычного. Это путь к способности удивляться, залог интереса к познанию и свободного формирования новых понятий. Песталоцци учит нас учить детей видеть вещи, с которыми они имеют дело повседневно, иными, чем они представлялись прежде. Это необходимо и для того, чтобы у них возникла мысль о лучшем, появились идеалы, мечты: без них нет совершенствования жизни. В противном случае человек принимает случайное, каждодневное за вечное и неизменное, привычное – за закономерное и единственно возможное. Познание начинается с действования, а развивающее обучение – с созерцания, т. е. активного творческого познания идеальных объектов, исходных начал, основ познания. Созерцание распространяется Песталоцци на самого учащегося, поэтому оно превращается в рефлексию – осознание своих познавательных, трудовых, нравственных действий. Без рефлексии нет ясных понятий, духовная жизнь человека остается туманной, примитивной. Открыв искусство управлять рефлексией, И. Г. Песталоцци нашел действенные способы творческого воспитания. Благодаря этому его развивающее обучение стало профилактикой автоматичности, инерционности мышления и поведения;
(2) Созерцание распространяется Песталоцци на самого учащегося, поэтому оно превращается в рефлексию – осознание своих познавательных, трудовых, нравственных действий. Без рефлексии нет ясных понятий, духовная жизнь человека остается туманной, примитивной. Открыв искусство управлять рефлексией, И. Г. Песталоцци нашел чрезвычайно действенные способы творческого воспитания. Благодаря этому его развивающее обучение стало профилактикой автоматичности, инерционности мышления и поведения. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
Н. Ф. Виноградовой осмыслен и "взят на вооружение" педагогический компонент учения Л. С. Выготского о ближайшей зоне развития детей и достижения школы Выготского в области развивающего обучения. Так, вслед за Выготским, первым условием социальной ситуации развития является для Виноградовой знакомство детей с различными типами поведения в обществе (идея экземплярности обучения).
В курсе "Окружающий мир" его авторами воплощены и применены также положения К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова и других знатоков и разработчиков природосообразного и культуросообразного школьного дела.
Общепедагогическое значение несут в себе многие положения Н. Ф. Виноградовой, которые она рассматривает в качестве специфики только начальной школы. На самом деле их не просто заслуживает, а остро в них нуждается вся общеобразовательная школа наших дней.
Судите сами: из нижеследующего изложения (чаще даже почти цитирования) методического пособия по этому курсу[3] вы увидите, в какой степени оно приложимо к любому типу общего образования.
Что дает школьникам окружение их реальным миром. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, школьник приобретает не только чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы, т. е. все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логичность, развиваются правильная речь и воображение.
В процессе ознакомления с окружающим миром довольно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний и приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (рассуждения). Школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр.
С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования и др.
Изучение окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому.
Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоциональное отношение к рассматриваемому объекту. Эмоции здесь выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств.
Учащийся учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением.
У школьников укрепляется желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.
Благодаря исследованию окружающего мира легко и естественно вводятся элементы научного метода: наблюдения, эксперименты, моделирование и др.
Растущий человек расширяет кругозор и приобретает опыт. Этот процесс включает ознакомление с культурными ценностями, общественными идеями и идеалами общества.
Наряду с этим растущий человек постепенно приобретает способность к саморегуляции, которая выражается в умении соотносить личное с общим, индивидуальное с общественным и в возможности оценивать свое взаимодействие с окружающей действительностью.
Впрочем, добавим мы, вполне взрослым людям это тоже показано: любознательность, самостоятельность, наличие своих взглядов и суждений, неприятие чужого мнения без доказательств.
Школьник начинает находить свое место в мире человеческих отношений, любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов.
Отличительная черта любого школьника — интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о довольно абстрактных. Его интересуют «философские проблемы» — о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении вселенной и т. п.
Особенно подчеркивает Н. Ф. Виноградова такую психологическую особенность школьника, как целостное восприятие мира. Здесь ее позиция согласуется с одним из главных положений Владимира Федоровича Одоевского: "В обширном каталоге наук, собственно, нет ни одной, которая бы давала нам определительное понятие о цельности предмета; возьмите человека, животное, растение, малейшую пылинку; науки разорвали их на части: кому досталось их химическое значение, кому идеальное, кому математическое и пр. , и эти искусственно разорванные члены названы специальностями; говорят, что у нас были когда-то, в незапамятные времена, профессоры первого тома, второго; для того, чтобы составить цельное понятие о каждом из сих предметов, необходимо собрать их все разорванные части, доставшиеся на долю разным наукам; для свежего, не испорченного никакою схоластикою детского ума нет отдельно ни физики, ни химии, ни астрономии, ни грамматики, ни истории и пр. и пр.
Ребенок не будет вас слушать, если вы заговорите самым систематическим путем отдельно об анатомии лошади, о механизме ее мускулов, о химическом превращении сена в кровь и тело, о лошади как движущей силе, о лошади как эстетическом предмете, — дитя — отъявленный энциклопедист; подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой цельности, — в том вся задача педагогии, доныне нерешенная.
Чтобы удовлетворить этому строгому, неумолимому требованию, мало отрывочных, так сказать, литературных, или неправильно называемых общих знаний, а надобно, как говорят французы, mettre la main à la pâte, {опустить руку в тесто (франц. ). } и только тогда можно говорить с детьми языком для них понятным. "[4]
Поэтому целесообразно, — справедливо утверждает Н. Ф. Виноградова, —  чтобы школьник изучал окружающий мир с помощью интегрированных предметов. Предмет «Окружающий мир» – интегрированный курс: тесные связи между познанием природы и социальной жизни; взаимозависимости в системе «человек–природа–общество».
Так, при изучении темы «Как человек воспринимает окружающий мир» школьники узнают о значении и строении органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания в жизни человека, о правилах бережного отношения к ним. Это — биологические, анатомические, медицинские знания. Но одновременно дети обсуждают и вопрос взаимодействия ощущений с высшими чувствами, возникающими в процессе жизни индивида в человеческом обществе (текст так и называется — «От эмоций к чувствам»), возможность управлять своими чувствами (текст «Учитесь властвовать собой!»).
Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек–природа–общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек–предметный мир», человек–другие люди», «человек и его самость», «человек–художественные образы», «человек–природа» и др.
Почему приобретенные знания не всегда становятся для школьника руководством к действию? — Одна из причин такого явления в том, что часто предоставляемое ребенку знание является для него неактуальным, он не понимает, где нужно применить это знание, зачем нужно выполнять данное правило.
Авторы курса «Окружающий мир» идут «от ребенка», ставят его в центр педагогического процесса. Это побуждает отобрать такие знания, без которых его нормальная жизнь на том или иной возрастном этапе невозможна. Такой подход означает отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального развития, а также для успешного последующего обучения.
А какие знания можно назвать актуальными? Такие, которые помогают ребенку без вреда себе и окружающим уже сегодня, а не только в будущем, существовать в современном мире.
Наряду с общепринятыми образами и фактами, педагогика Н. Ф. Виноградовой предусматривает в качестве важнейших еще два продуктивных элемента образования: связь и деталь.
Связь. Выделение и понимание связей в окружающей действительности способствует формированию логического мышления. Взаимозависимость существования и развития неживой и живой природы. Процессы взаимодействия в природе живых организмов. Зависимость существования человека от природной и социальной среды. Взаимоотношения людей.
Деталь. Весьма важны конструктивные детали при составлении характеристики, портретной зарисовке, описании явления. Это — характерные особенности объекта, отличающие его от других. Выбор деталей при ознакомлении школьника с миром особенно важен еще и потому, что нетренированное восприятие фиксирует несущественные, случайные детали, которые отвлекают учащегося от познания сущности объекта, мешают формированию понятия.
Почему одни школьники всегда активны и с удовольствием выполняют задания, а другие скованны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес? Нужно ли специально развивать познавательный интерес школьников? —
Многие десятилетия основным методом обучения при ознакомлении с природой и социальным миром был рассказ учителя и работа с текстом учебника. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст. Что в этом плохого? Зачем придумывать новые методы обучения, осложняя жизнь и учеников, и учителя?
Дело вот в чем, — разъясняет Н. Ф. Виноградова. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно-исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром.
Познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата. Для развития умений школьников познавать мир необходимо учить их определять цель познания, находить средства, которые помогут быстро и легко справиться с поставленными задачами, соотнести с ними процесс своей деятельности, а также оценить полученный результат. Учитывая особенности познавательной деятельности, школьник должен ответить на ряд вопросов: «Какие знания и умения необходимы мне для выполнения данной задачи?», «Какими знаниями и умениями я обладаю?», «Какие знания и умения мне необходимо приобрести?».
Что такое познавательный интерес? Это — избирательная направленность на отдельные объекты окружающего мира, связанная с положительно-эмоциональным отношением, познавательной активностью и волевым усилием субъекта. Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.
Здесь у Н. Ф. Виноградовой обнаруживается еще один влиятельный единомышленник — Вильгельм Дильтей, который, как известно, дал импульс развитию т. н. дидактики переживаний (переживание – внешнее выражение – понимание), противопоставив ее традиционной «дидактике представлений» (созерцание – мышление – действие).
Апперцепция. Для появления живого познавательного интереса у школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр. ). Собственная позиция ребенка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рассуждать («я думаю, что. . . ») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.
В соответствии с этой позицией в учебниках «Окружающего мира» представлена рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь», работа с которой направлена на выявление жизненного опыта детей, оживление их впечатлений и установление истинности их знаний. Нередко возникновение интереса к окружающему миру у школьников связано не с наличием знания, а с его отсутствием. Интерес возникает на основе ориентировочной реакции. Отсюда вытекает обязательность новизны, «неузнаваемость» содержания, невозможность решить учебную задачу «с ходу».
С этой целью в учебниках предлагается два вида работ: во-первых, использование полученных знаний в разнообразных нестандартных ситуациях (задания в рабочих тетрадях, задания по выбору, рубрика «Соображалки» (трудная задача); во-вторых, ознакомление с дополнительным материалом (рубрики «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек», «Путешествие в прошлое».
Концентрический учебный план, не соединенный с линейным, имеет свои недостатки. Их надо нейтрализовать. Н. Ф. Виноградова предлагает: "Чтобы не наступил «эффект надкусанного яблока», когда у детей создается впечатление, что они слышат уже слышанное, видят уже виденное, читают уже прочитанное раньше, дается дополнительный материал. Его цель — поддержать и углубить познавательный интерес школьников к данным объектам природы. "
Hеобходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.
Элементы метода проектов, наблюдения и эксперименты. С учетом важности расширения опыта школьников и необходимости связи обучения с жизнью, в программе Н. Ф. Виноградовой приводится перечень экскурсий и практических работ.
Элементы метода проектов заложены также в рабочих тетрадях к учебникам «Окружающий мир». В рабочих тетрадях представлены разноуровневые задания, которые ученик может выбрать по собственному желанию. Многие задания рабочих тетрадей можно выполнять в парах, небольших группах, в которые дети объединяются по своему желанию.
Логические задачи на уроках окружающего мира. Если вы полистаете учебники «Окружающий мир» и рабочие тетради к ним, то увидите много разнообразных логических задач. Это упражнения на сообразительность, на умение использовать знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.
Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид — загадки. Разновидность загадки — речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который возможен только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире, увидели их отражение в содержании логической задачи.
Любое литературное художественное произведение представляет собой такой рассказ-загадку (требуется решить т. н. читательскую задачу).
Н. Ф. Виноградова рекомендует учителям в процессе решения логических задач создавать атмосферу поиска, дискуссии. "Предложите школьникам выдвинуть различные гипотезы, то есть предположить, какой результат может быть получен. Обратите внимание на то, что предположений может быть много, то есть часть из них окажется недостоверной. Но это и очень хорошо, ведь «только в споре рождается истина». Чтобы дети не боялись высказывать неверные гипотезы, можно применять такой прием: задавая вопрос, предложите при ответе использовать один из двух сигналов — красный круг («не уверен, могу ошибиться, приглашаю к дискуссии») или зеленый квадрат («уверен, могу доказать»).
Творческие задания при изучении окружающего мира. Н. Ф. Виноградова исходит из того, что "воображение — это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было. "
"Многие учителя убеждены в том, что для обучения необходимо не воображение, а восприятие, память, мышление, речь. «Школа должна научить не фантазировать, а мыслить. Можно, конечно, развивать и творчество, но это — необязательный результат обучения» — так рассуждают сторонники этой точки зрения. Поэтому основным методом обучения в современной школе является образец, а работа учащихся строится в основном на подражании, исполнительстве, инструкции учителя. Такая позиция для многих школьных работников удобна — с конформистами легче работать, чем с критически настроенными личностями, которые все подвергают сомнению, спорят, высказывают собственное мнение. "
Но воображение необходимо, — показывает Н. Ф. Виноградова, — чтобы развивать способность человека переносить функции одного предмета на другие, не обладающие ими. Воображение определяет наличие у человека способности видеть целое раньше, чем части. И наконец, воображение развивает способность идентифицировать, то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является предпосылкой формирования ролевого поведения.
Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения, особенно важна игровая деятельность. Особенность ее в том, что ребенок сам строит игру, а руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть отвергнуто, если оно навязывается.
Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнерами, развертывает сюжет игры и заканчивает его тоже по своему желанию. Отсюда и необходимость использования в обучении ролевой игры. Именно эта игра способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений.
Великий К. С. Станиславский призывал актеров учиться играть у детей: «Когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами».
Уроки окружающего мира особенно ценны для развития ролевой игры, а значит, воображения. Именно они являются благодатной почвой для разыгрывания детьми различных ролей — реальных и вымышленных персонажей, «оживших» предметов.
Во внеклассной творческой деятельности школьников особенно полезной считает Н. Ф. Виноградова подготовку и издание журналов. Она ссылается на журнал Царскосельского лицея «Неопытное перо», который издавали А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг; детский журнал А. А. Блока «Вестник»; рукописный журнал «Зеркало» Республики Шкид и устные журналы, которые организовывал в подмосковном Переделкине К. И. Чуковский. "Эти занятия, по мнению знатоков детского творчества, очень важны для развития детей. «Издательская деятельность», которой будут заниматься ваши ученики, не только закрепит в необычной форме полученные ими знания, но и разовьет стремление к творчеству, самодеятельности, инициативе. " Дети самостоятельно могут «издавать» журналы, газеты, книги,рисовать, писать стихи, рецензировать творческие работы своих одноклассников, составлять отзывы о прочитанных книгах, рассказывать интересные истории из своей жизни.
 
Научные разработки, равно как и учебно-методический комплект для начальной школы Натальи Федоровны Виноградовой и ее команды представляют собой одно из самых значительных достижений современной отечественной педагогики. Их благотворное значение выходит далеко за рамки первого звена школы. Оно заслуживает самого серьезного научного осмысления с целью их адаптации к старшим звеньям общеобразовательной школы.
5 сентября 2008 года.
====================================


[1]     См. , например: Виноградова, Наталья Федоровна. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н. Ф. Виноградова. - 2-е изд. , доп. - М. : Просвещение, 1982. - 112 с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир. 1-4 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-граф, 2005. - 237, [1] с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу "Безопасность на дорогах" для детей школьного возраста: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова. - Москва: ЭНАС-КЛАСС, 2007 (Люберцы (Моск. обл. ): ПИК ВИНИТИ). - 157, [2] с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Проект "Начальная школа XXI века": Концептуал. основы построения учеб. -метод. комплекта для первого звена шк. / Центр нач. шк. Ин-та общ. сред. образования Рос. акад. образования; [Материал подгот. Н. Ф. Виноградовой]; Рук. проекта Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2000. - 31 с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Рассказы-загадки о природе: кн. для детей 5-6 лет / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2005 (Петрозаводск: ГП Тип. им. П. Ф. Анохина). - 143 с.
       Все о младшем школьнике: кн. для родителей о том, как воспитывать и обучать детей: [монография] / [Н. Ф. Виноградова]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. - Москва: Вентана-Граф, 2004 (Самара: Самарский Дом печати). - 399, [1] с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. "Окружающий мир" в начальной школе: беседы с будущим учителем: Учеб. пособие для студентов отд-ний и фак. нач. кл. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Виноградова ; Психол. ин-т Рос. акад. образования. - М. : Academia, 1998. - 133, [1] с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир в 1-2 классах: метод. беседы: Кн. для учителя / Н. Ф. Виноградова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 64, [1].
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир в 3-4 классах четырехлетней начальной школы: беседы с учителем / Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов ; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1999. - 191 с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир в 1-2 классах: Метод. беседы: Кн. для учителя / Н. Ф. Виноградова. - 4. изд. - М. : Просвещение, 2002. - 64, [1] c.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Учимся думать и фантазировать: 2 кл. : рабочая тетр. для учащихся общеобразоват. учреждений: N 1 / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2007 (Новосибирск: Сов. Сибирь). - 63 с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Учимся познавать мир: 3 кл. : раб. тетрадь для учащихся образоват. учреждений: N 1 / Н. Ф. Виноградова, О. Т. Поглазова. - М. : Вентана-Граф, 2008 (Смоленск: Смоленский полиграфкомбинат). - 32 с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Ф. Виноградова. - 2-е изд. , перераб. - М. : Вентана-Граф, 2005 (ГУП Сарат. полигр. комб. ). - 126 с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях / Н. Ф. Виноградова. - Изд. 3-е, дораб. - Москва: Вентана-Граф, 2007-. Ч. 2. - 2007. - 158, [2] с.
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. - Москва: Вентана-Граф: Моск. учеб. , 2006. -
       Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. - 2-е изд. , дораб. - Москва: Вентана-Граф, 2008-. Ч. 1. - 2008. - 125, [1] с.
       Изучаем окружающий мир: (О преподавании предмета " Окружающий мир " в третьем кл. общеобразоват. учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содерж. общ. образования) / А. А. Вахрушев, Н. Ф. Виноградова, Д. Д. Данилов и др. // ДИДАКТ: Журн. по пробл. образования и культ. - 2003. - N 6 (57). - С. 25-34 .
       Виноградова, Н. Значение предмета " Окружающий мир " для успешности обучения школьника основной школы / Н. Виноградова // СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: рос. пед. журн. - 2005. - № 6. - C. 28-29.
[2]     Piaget, Jean. The significance of John Amos Comenius at the present time // John Amos Comenius / Introducation by Jean Piaget. In commemoration of the third centenary of the publication of Opera Didactica Omnia: 1657 – 1957. - [Paris:] Unesco, [1957]. - 183 p. - Pp. 11 – 31.  
[3]     Виноградова, Наталья Федоровна. Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. — М. : ВентанаГраф, 2005. — 240 с.
[4]    В. Ф. Одоевский "Русские ночи", М. , "Наука", 1975 (Серия "Литературные памятники")



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter