Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. Вспоминается ВНИК

Автор: Б. М. Бим-Бад

Двадцать лет тому

 
Памяти сотрудников ВНИКа: О. С. Газмана, В. В. Давыдова,
И. К. Журавлева, И. Я. Лернера, А. В. Петровского, А. Н. Тубельского и В. В. Фирсова
 
С деятельности Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) "Школа", созданного 1 июня 1988 г. приказом председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г. А. Ягодина, началось реформирование образования. ВНИК составили ученые-педагоги, психологи, философы, социологи, экономисты, юристы, практические работники народного образования, учителя и директора школ.
Этим коллективом была разработана концепция общего среднего образования, опубликованная в "Учительской газете" 16, 18 и 23 августа 1988 г., а также частно-дидактические концепции по всему фронту учебных дисциплин.
Основные разработчики этих проектов: Э. Д. Днепров; В. М. Пивоваров; Ю. В. Крупнов; А. М. Абрамов; Б. М. Бим-Бад; О. С. Газман; Ю. В. Громыко; В. В. Давыдов; Д. Б. Дмитриев; В. П. Зинченко; И. И. Ильясов; Е. Б. Куркин; Б. М. Неменский; В. Б. Новичков; А. В. Петровский; Е. Ф. Сабуров; В. С. Собкин; В. И. Слободчиков; А. Н. Тубельский; В. В. Фирсов; А. М. Цирульников.
Невозможно переоценить помощи тогдашнего заместителя председателя Госкомитета по народному образованию В. Д. Шадрикова и главного редактора "Учительской газеты" В. Ф. Матвеева в многотрудной работе ВНИКа.
С благодарностью вспомнаются участники ВНИКовской деятельности, приглашенные "со стороны", — И. К. Журавлев, И. Я. Лернер, П. С. Лернер, В. С. Лысенко, Т. И. Матвеева, В. А. Петровский...
Руководил коллективом Эдуард Дмитриевич Днепров, который, став в 1990 году первым министром образования Российской Федерации, пытался провести некоторые положения, разработанные ВНИКом, в жизнь. Наши школы получили право вводить в сетку часов свои особые учебные предметы (в рамках "регионального" и "школьного" компонентов), и многие школы этим воспользовались с очевидной пользой для себя.
А вкалывали мы самозабвенно и безжалостно к себе. Очень мало спали, ели что придется. Быстро таяло здоровье, что мы считали это само собой разумеющимся: ведь нам посчастливилось отдать жизнь на решение важнейшей задачи отечества. Мы любили его безмолвно, на деле.
Почти ежедневно собирались на обсуждение сделанного между обсуждениями. Говорили громко, перебивая друг друга. Для меня это было мукой: я никак не мог научиться перебивать ораторов. Только я собирался открыть рот, как начинал звучать новый, не мой, голос, а я непрерывно боялся лопнуть от досады и желания высказаться. Когда оказывался на грани обморока, я бросался на середину стола и умолял позволить мне "вставить свои 10 копеек". Снисходили к умирающему.
Это были высоколобые посиделки. В воздухе носилось: "Бахтин, Выготский, Гегель, Мамардашвили...", "постструктурализм, постмодернизм, дискурс...".  От табачного дыма в воздухе висела куча топоров. Кофе — постоянно, коньяк — редко, водка — только на празднике публикации.
Днепров записывал предложения и высказывания каждого из участников, чтобы затем отобрать наиболее весомые и обсудить их, так сказать, коллегиально. Отдельные части концепции он поручал редактировать разным лицам. Это было действительно коллективное творчество.
По сути, ВНИК заменил "знаниевую" парадигму школьной педагогики парадигмой "оспособления", провозгласив ЗУНЫ, то бишь знания, умения и навыки, не целью, а средством обучения, призванного всячески развивать генеральные способности личности ("школа развивающая и развивающаяся"). Из этой идеи выросло влиятельное течение в современной отечественной педагогике — т. н. личностно ориентированное (В. В. Сериков, В. И. Лещинский, и многие, и многие), а также множество авторских школ.
Большинство сформулированных ВНИКом "Школа" положениий остается и сегодня задачами, которые еще только предстоит решить. Среди них:
"Сущность и цель общего среднего образования — развитие общих способностей личности, универсальных способов деятельности. Общее среднее образование является базой любой последующей специализации, ключевым звеном непрерывного образования. Оно создает условия для личностного самоопределения к развития учащихся."
"Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности...".
"Обучение и воспитание на первой ступени школы ориентируются на непосредственные интересы ребенка к миру и самому себе. Соответственно, учебные предметы имеют здесь характер интегральных курсов, которые дают первоначальные представления о природе, обществе, человека, его труде.
Вместе с тем уже на этой ступени вводятся элементы дифференциации обучения с учетом склонностей и способностей детей. В первые годы это факультативные занятия, преимущественно в сфере физического, эстетического и трудового воспитания (спортивные игры, пение, музыка, декламация, художественный труд и так далее). Позднее такие занятия могут быть направлены на изучение родного и иностранного языков, математики, на овладение техническим творчеством, различными видами обслуживающего труда."
"Каждый ребенок имеет право: поступать в любую школу; переходить из одной школы в другую в течение учебного года на любом этапе обучения; выбирать профили, формы, индивидуальные программы обучения; определять темпы и сроки освоения учебных курсов; изучать экстерном все или отдельные предметы. Задача школы - создать компенсирующие условия для отстающих учащихся и возможности продвинутого обучения для тех, кто способен учиться с опережением."
"Образование, ориентированное на развитие способностей и расцвет индивидуальности школьников, возможно лишь в ходе их совместного труда, их содержательного сотрудничества."
"Педагогический процесс - это совместное движение педагогов и учащихся к целям образования. Это - педагогически целесообразная организация всей жизнедеятельности школы."
Борис Бим-Бад



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter