Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Лернер П. С. Трудовое объединение школьников

Автор: П. С. Лернер

 

Павел Семенович Лернер

ТРУДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ШКОЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО. 198719952006

Текст статьи 1987 года

Широко известны успешные попытки соединения обучения студентов высших учебных заведений с продуктивным трудом, который становится составной частью процесса обучения — студенты работают в НИИ (физтех), в созданных на производстве филиалах кафедр (ТулПИ, МАИ, МИСиС и др. ), на передовых промышленных предприятиях (заводы-втузы). Такая организация воспитательно-образовательного процесса существенно способствует повышению качества подготовки специалистов, сокращению времени на адаптацию к профессиональной деятельности после окончания института, индивидуализирует целевую интенсивную подготовку студентов [1,2].

Заметным недостатком подготовки учителей на факультетах педвузов является ограниченность постоянных контактов студентов со школьниками, совместной деятельности.

С целью усовершенствования подготовки студентов был спланирован социально-педагогических эксперимент, существо которого сводилось к следующему:

*создать при кусте общеобразовательных школ и/или в учебно-производственном комбинате (УПК) факультативное школьное конструкторское бюро, в котором совместно должны работать преподаватели факультета, студенты и школьники;

*организовать интенсивную специальную подготовку студентов и школьников для выполнения ими опытно-конструкторских, проектных и исследовательских работ;

*выявить и выбрать объекты технического творчества у реальных заказчиков (желательно с финансированием работ);

*интегрировать работу студентов в школьном конструкторском бюро (ШКБ) в учебный процесс ИПФ при условии развития подготовки специалистов по индивидуальным учебным планам, в частности, как будущих руководителей техническим творчеством школьников в школах, кружках, домах пионеров, пионерских лагерях и др.;

*обеспечить повышение познавательной и интеллектуальной активности студентов и школьников, занимающихся в ШКБ; формировать банк методических приемов, направленных на повышение эффективности самостоятельной работы, академической успеваемости, расширение круга мотиваций и интересов в учении, профессионализации, досуге;

*выявить и ослабить причины низкого уровня интереса к техническому творчеству, современным производству, науке, технике и образованию не только у школьников 7—11 классов, но и у студентов инженерно-педагогических факультетов;

*на базе ШКБ провести комплексную подготовку к открытию в одном из учебно-производственных комбинатов профильной подготовки с условными названиями “Техническое творчество”, ”Техника в современном обществе”, ”Инженерно-технические кадры перспективного производства”, ”Машиностроение: сегодня и завтра”;

*привлечь к работе в ШКБ, к педагогической работе на профиле в УПК не менее пяти процентов контингента студентов инженерно-педагогического факультета в учебный год с охватом всеми видами подготовки и деятельности за пятилетие не менее 100 школьников;

*создать разновозрастный творческий коллектив школьников, студентов, преподавателей (в перспективе выпускников, родителей, работников базовых предприятий, представителей общественных организаций) с устойчивым положительным ядром мотиваций и интересов, неформальных органов самоуправления, способный к саморазвитию, выполнению практических ценных работ для различных предприятий, организаций и населения (в том числе с финансированием и созданием школьных ученических кооперативов);

*методически и практически обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию подготовки школьников и студентов в процессе технического творчества, работы в ШКБ.

За базу социально-педагогического эксперимента, начатого с середины 1986 г., были приняты ряд школ и УПК Ленинского района г. Москвы. {Пониманием и помощью был встречен план социально-педагогического эксперимента директором УПК к. х. н. Л. А. Дмитриевой, И. И. Кантором, Т. П. Агибаловой. Их поддержка была постоянной и творческой}.

Стартовым этапом эксперимента была организация контактов студентов со школьниками, классными руководителями, мастерами производственного обучения, выявление уровня интересов школьников к технике и техническому творчеству, готовности заниматься в ШКБ факультативно с затратами свободного личного времени.

С этой целью были проведены студентами (в первую очередь проходящими различные виды педагогических практик в УПК Ленинского района и других районов столицы) лекции-беседы, классные часы, информационные собрания, выпущены стенные и радиогазеты.

С октября 1986г. в УПК два раза в неделю более 15студентов первого, третьего и пятого курсов примерно по три часа (в послеучебное время) начали создавать ШКБ, работать над проектами.

Анализ контактов, мнений, интервьюирования, опросов позволил выявить количественно-качественную оценку уровня престижности интереса к технике и техническому творчеству (табл. 1).

Таблица 1

Отношение школьников 7—11 классов и студентов ИПФ к
развитию технического творчества

__________________________________________________________________

Интерес школьников к проблемам совершенствования материального производства:

7—8 классы проявляется

9—11 классы низкий

__________________________________________________________________

Желание заниматься техническим творчеством во внеучебное время

7—8 классы проявляется редко

9—11 классы не проявляется

студенты имеют не более5%

___________________________________________________________________

Желание заниматься техническим творчеством в рабочее (учебное) время

7—8 классы изъявляют 1О—15%

9—11 классы изъявляют единицы

студенты имеют не более1О%

___________________________________________________________________

Способность руководить детским техническим творчеством считают важным профессиональным качеством учителя трудового обучения

студенты младших курсов не более 1О%

студентки младших курсов единицы

студенты старших курсов не более 1О%

студентки старших курсов не более2О%

___________________________________________________________________

Проявляют интерес к проблемам развития творческих способностей, эвристике, изобретательства

7— классы не более4О%

9—11 классы не более15%

студенты младших курсов не более 15%

студентки младших курсов не более 3О%

студенты старших курсов не более 15%

студентки старших курсов не более2О%

__________________________________________________________________

Анализ причин фиксированного (табл. 1) отношения к техническому творчеству может быть ранжирован следующим образом:

Ø распространенность репродуктивного обучения в школе и институте;

Ø слабая политехническая направленность преподавания естественного цикла;

Ø отсутствие полноценной связи школы с базовыми предприятиями;

Ø чрезмерная загрузка школьников и студентов учебными заданиями, дефицит свободного времени;

Ø отсутствие эвристических элементов на предметных уроках, даже технического и обслуживающего труда;

Ø падение престижа инженерной профессии в обществе;

Ø отсутствие в школах , УПК и институте материальной базы для развития технического творчества;

Ø формальное и неэффективное преподавание в школе дисциплины “Основы производства. Выбор профессии”;

Ø низкий уровень эрудиции учителей трудового обучения;

Ø недостаточная профессиональная ориентированность и готовность студентов;

Ø слабость контактов педколлективов школ, УПК и факультета.

Важным аспектом развития технического творчества школьников и студентов был выбор объектов творчества. Удачным оказалось заключение кафедрой машиноведения хозяйственного договора с ЦКБ Главучтехпрома Минпроса РСФСР на разработку исходных требований и макетов сверлильного станка и промышленного робота с программным управлением для школ (рук. темы проф. А. М. Дорошкевич), что позволило привлечь к работе в ШКБ более 15студентов первого, третьего и пятого курсов. Объектами удалось заинтересовать школьников восьмых классов—десять мальчиков и две девочки начали вместе со студентами под руководством преподавателей искать технические решения.

Студенты старших курсов (в основном студентки; среди них был лишь один студент, закончивший с отличием индустриально-педагогический техникум и имевший очень хорошую техническую подготовку) получили по тематике ШКБ задания на выполнение курсовых проектов по деталям машин и курсовых работ по методике преподавания общетехнических дисциплин. Большой объем чертежных и макетных работ, выполняемых студентами в ШКБ, обеспечил посильными заданиями студентов младших курсов и школьников—они чертили деталировочные чертежи, копировали общие виды, изготовляли на станках и слесарно детали и узлы макетов, выполняли электромонтажные работы. Вместе с тем стала очевидной необходимость специальной конструкторско-технологической подготовки студентов и школьников.

Традиционные учебные планы и технология обучения (последовательные лекции, лабораторные работы, зачетные испытания и др. ) в условиях ШКБ не могли быть использованы, так как занимающиеся были разновозрастной группой студентов и школьников; бюджет времени ограничен, материальная база и технические средства обучения недоиспользовались по ряду объективных причин.

В таких условиях курс был взят на изыскание интенсивных методов подготовки, активизацию познавательной деятельности во время занятий в ШКБ—занятия проводились два раза в неделю (вторники и пятницы) после 17часов продолжительностью до четырех часов. Один день считался теоретическим (школьники назвали его “мозговой зарядкой”), другой предназначался для коллективного обсуждения сделанного (здесь часто применялись “мозговой штурм”, синектика и другие методы поисков инновационных решений).

Было замечено, что восприятие новой, необходимой для работы в ШКБ, информации у студентов и школьников ограничивалось стереотипами технологии репродуктивного обучения, попытками запомнить ее без трансформации, свертывания. В связи с этим пропедевтическими были занятия, на которых обсуждались модель совместного обучения в деятельности, умения конспектировать сообщения и литературные источники, задавать и предлагать вопросы для обсуждения, приемы скорочтения, организация умственного труда и др.

Одновременно ставились и решались задачи расширения кругозора школьников и студентов—по специальной методике были прочитаны мини-лекции: устройство современного автомобиля, технология мелкосерийного производства, устройство автомобильного двигателя, основы инженерной психологии, экологические аспекты современной металлообработки, основы дизайна, психологические аспекты подготовки сообщений, перспективные конструкционные материалы, основы программирования и применения вычислительной техники, автоматизация технологических процессов.

Особенности мини-лекций сводились к широкому использованию схем опорных сигналов (конспектов), а главное—к требованию, чтобы каждый школьник и студент задали от двух до пяти вопросов. Часто условием деловой игры было требование сконструировать максимальное число вопросов по теме мини-лекции. Заметим, что школьники почти всегда выигрывали у студентов, задавая большее число оригинальных конструктивных вопросов.

Школьниками была придумана еще одна игра, названная “Лексикон технического прогресса”, когда каждый присутствующий должен был попросить разъяснения термина, толкования слова и т. д. Были названы:интенсификация, экономика, роторная линия, ЧПУ, ротор, себестоимость, амортизация, эргономика, композиты, твердые сплавы, лазер и др. {С этой подсказки школьников и студентов автор статьи опубликовал в газете “Московский автозаводец” под рубрикой “Лексикон прогресса” около 3О кратких статей, адресовав их, в первую очередь, молодым рабочим. }

Практический интерес представляло формирование адекватных представлений школьников и студентов о технологических процессах литья, обработки металлов давлением и резанием, порошковой металлургии, а также о нетрадиционных (безынструментальных) методах обработки металлов резанием, без которых трудно было ожидать позитивных результатов в проектировании технологичных узлов и деталей станка и робота с программным управлением.

Однако названные вопросы обширны и достаточно сложны, если их изложение вести традиционно. Были использованы эвристические алгоритмы итерации (приближения) к самостоятельному формированию представлений о названных и других технологических процессах металлообработки. Основой алгоритма являются взаимосвязанные блоки эвристических вопросов [3]. Заметим, что малая группа школьников (три восьмиклассника) справлялись с подобными эвристическими заданиями лучше, чем большинство студентов 4—5курсов, что, на наш взгляд, объясняется большей интеллектуальной раскованностью школьников, отсутствием у них страха совершить ошибку, большей склонностью к игре. В частности, школьники 8класса более активно искали ответы на вопросы повышенной сложности в учебном пособии по токарному и фрезерному делу [ 4],чем студентки старших курсов, которые прослушали специальный курс.

Существенно расширяли креативное поле конструкторской деятельности школьников и студентов выполняемые ими дизайн-задания. При этом практически осваивались алгоритмы формирования профессионально важных качеств (ПВК) с имитацией функционирования автоматизированной информационной системы развития творческих способностей учащихся (АИС НТТ), алгоритмы поиска новых решений [ 5]. В первую очередь школьники и студенты были обучены генерированию и комбинаторике предлагаемых решений, формированию банка предложений и экспертной оценке конструкторских, технологических и потребительских качеств изделий, предлагаемых в их дизайнерских мини-проектах. Здесь использовалась идея опережающего обучения, так как школьники и студенты младших курсов практически изучали основы художественного конструирования по программе, предназначенной для студентов старших курсов[6].

В процессе интенсивного обучения и выполнения творческих заданий значительно более резко выявляются индивидуально-психологические особенности школьников и студентов, а способность наблюдать и замечать эти особенности должна быть отнесена к ПВК будущего учителя трудового обучения. Студенты имеют возможность сделать важный вывод о том, что вообще люди неодинаковы, различны их физические и умственные способности, но недопустимо считать, что рядом с теми, кто обладает дарованиями, обречена на прозябание серая, недифференцированная масса неразличимых посредственностей. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в ШКБ строилась на базе культурных ценностей высокой нравственной пробы.

Известно, что чем выше культура общества (коллектива), тем выше ценятся в нем талантливые люди. Но отсюда не следует, что высокопрофессиональный, нужный обществу труд человека, приобретенная им квалификация, его умение отдавать себя общему делу, его ответственное отношение к делу могут обесцениваться. Разновозрастный коллектив ШКБ позволил демократизировать деловые и личные отношения, особенно в малых группах типа “школьники—студенты”, ”преподаватели-школьники”, ”студенты старших курсов-студенты младших курсов - школьники”.

С целью гуманитаризации инженерно-технической деятельности школьников и студентов объявлялись “культурные занятия”, на которых обсуждались кинофильмы, телевизионные и театральные спектакли, читали стихи, обменивались мнениями о прочитанных книгах, слушали классическую и джазовую музыку, рассматривали репродукции картин. В известной мере расширению полноты общения способствовали организуемые студентами чаепития в ШКБ, на которых обсуждались не только технические вопросы, но и проблемы молодежи, факты и события в школе и на факультете.

Следует подчеркнуть, что в ШКБ естественно боролись две тенденции. С одной стороны, оптимизировать и формализовать (по типу ”взрослых” КБ) деятельность ШКБ, направить ее на выполнение хоздоговорных обязательств, деперсонализировать задания и т. п. С другой стороны, отказаться от стремления к узкой профессионализации исполнителей, отказаться от копирования подготовки конструкторов и технологов в различных технических учебных заведениях, а изыскать в ШКБ пути подготовки будущих учителей трудового обучения, руководителей кружков технического творчества.

Деятельность школьников и студентов в ШКБ была направлена на формирование ценностно значимых мотиваций и интересов, профессиональное ориентирование и проектирование жизненных планов. Конечно, школьники и студенты имели различные уровни конструкторского мышления. Изучение конструкторской деятельности на допрофессиональном и непрофессиональном уровнях (студенты технических вузов, педагогического вуза, школьники) показало, что можно выделить четыре основных уровня конструирования: простейший, репродуктивный, продуктивный и творческий. Каждый из них, в свою очередь, состоит из нескольких разновидностей[7].

Была предпринята попытка оценки школьников и студентов, работавших в ШКБ за более чем двухлетний период его существования, по уровню конструкторского мышления. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка контингента ШКБ по уровню конструкторского мышления (в процентах)

Уровни конструкторского мышления

Простейший Репродуктивный Продуктивный Творческий

Школьники, имеющие успе-

ваемость ниже 1О 6О 2О 1О

средней

Школьники, имеющие успе-

ваемость хо  1О 5О 35 15

рошую и отличную

Студенты, имеющие успе-

ваемость ниже 25 3О 45 —

средней

Студенты, имеющие хорошую

и отличную ус  15 5О 3О 15

певаемость

Студенты, выполнявшие типовые

курсовые прое- 3О 6О 5 5

кты

___________________________________________________________________


Проектирование станка и робота для школ с программным управлением предполагало разработку студентами вариантов привода стола, привода перемещения инструментов, конструкции робота. По этой тематике было выполнено в ШКБ 11курсовых проектов, 16 дипломных работ, 14курсовых работ по методике преподавания общетехнических дисциплин (методическое обеспечение учебного процесса с использованием в качестве технических средств обучения проектируемых станка и робота).

Попытка создания творческих групп по направлениям (столы, приводы перемещения инструмента, роботы, программаторы) не дала положительных результатов: коммуникативность студентов была низкой, студенты предпочитали индивидуальную работу с преподавателями, с трудом проводили совместные рабочие совещания.

Аналогичная картина наблюдалась при попытке группового конструктивного обсуждения вариантов методического обеспечения учебного процесса. Вероятно, здесь сказываются стереотипы традиционной технологии обучения, для которой характерно обучение рядом, а не вместе, когда приоритет отдается авторитету и оценке учителя (преподавателя), а не коллективному поиску решения с самооценкой результативности.

С учетом этого обстоятельства школьникам и студентам было предложено самим заслушивать и оценивать защиты курсовых проектов и работ по десятибалльной системе. За критерии оценки были выбраны: самостоятельность выполненной работы, элементы оригинальности и творческой смелости, качество доклада о проделанной работе, качество выполнения графических листов, пояснительных записок, макетов; ответы на вопросы; уровень педагогического мастерства при защите работы в целом. Оценки школьников и студентов работ своих товарищей надежно коррелируют с оценками экспертной группы, состоявшей из преподавателей, имеющих опыт руководства научно-практическими работами студентов, техническим творчеством студентов.

Студентам старших курсов и даже школьникам была предоставлена возможность защищать разработки ШКБ на совещаниях с представителями заказчика (на высоком уровне). Работы представлялись на конференцию студенческого научно-технического общества, дважды студенты выступали на Ленинских чтениях.

Вместе с тем, несмотря на специальные занятия по речевому тренингу, по репрезентативности, подавляющее большинство студентов не имеет необходимой культуры речи, гибкости в оформлении мыслей словами. Пока остается нерешенной задача интенсивного увеличения словарного запаса школьников и студентов. Попытки организовать игру на генерирование вариантов словесного оформления стандартизованного набора известных фактов (например, аргументация в защиту концепции разрабатываемого станка с программным управлением) заметных результатов не дела. Однако, по отзывам студентов, речевые практикумы в ШКБ способствовали облегчению общения с преподавателями на экзаменах и зачетах, открывают путь к более высоким оценкам.

Для привлечения в ШКБ студентов младших курсов (особенно первого) на базе ШКБ было создано отделение факультета общественных профессий МГПИ “Техническое творчество”. Интеграция ШКБ и отделения ФОП дали возможность соединить теоретическое обучение с практической работой в ШКБ, изыскать новые формы взаимодействия. Отделение ФОП с правом руководства техническим творчеством закончили 2О выпускников факультета.

Дальнейшее развитие технического творчества студентов в ШКБ имеет существенные препятствия, устранение которых возможно лишь при всесторонней интеграции технического творчества в учебный процесс, освобождении студентов от выполнения стандартизованных заданий и расширении целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) по индивидуальным учебным планам, при корректном нормировании бюджета времени студентов и разработке системы стимулов для занятий техническим творчеством. Однако поиски заказчиков, источников финансирования остаются актуальными.

Развитие безотрывных форм обучения в рамках дневного инженерно-педагогического факультета позволит студентам находить больше контактов со школами и школьниками, вести факультативы и кружки, участвовать в работе школьных кооперативов. В частности, с открытием на опыте ШКБ профильной подготовки школьников (пока седьмых классов) с условным названием “Техническое творчество” позволит привлечь студентов факультета к практике руководства техническим творчеством школьников в дневное (рабочее) время.

Планируется совместно со студентами, работающими в ШКБ и проходящими педагогическую практику в УПК Ленинского района, использовать преподавание курса “Основы производства. Выбор профессии” учащимся седьмых классов для формирования одной-двух групп профильной подготовки “Техническое творчество”.

{У автора имеется опыт преподавания этого курса, а также анализ бесед с выпускниками факультета, ведущими этот курс, занятых руководством техническим творчеством, на традиционных ежемесячных деловых встречах учителей и студентов—“четвертые четверги”}.

В дальнейшем появляется возможность привлечения студентов третьего-пятого курсов к руководству техническим творчеством в дневное (рабочее) время в рамках активной непрерывной педагогической практики.

Можно ожидать, что открытие нового профиля в УПК даст возможность продвинуть интерес школьников к техническому творчеству в факультативные формы (кружки, студии, ШКБ, кооперативы и др.) во внеучебное время, что очевидно расширит границы планируемого социально-педагогического эксперимента. Таким образом, опыт и методика работы ШКБ будут широко использованы, так как, по нашим данным, три активных студента могут “держать” до 10 школьников 7—10 классов. При подключении базовых предприятий УПК, шефов школ, общественных организаций реально силами студентов факультета привлечь к постоянным занятиям техническим (возможно и художественным) творчеством до 200 школьников (в том числе и “трудных подростков”).

Целесообразно обратить внимание Госкомобра СССР на необходимость изменения правил приема в различные средние специальные и высшие учебные заведения школьников, успешно занимавшихся в ШКБ и имеющих личные творческие достижения. Например, наличие хорошего аттестата зрелости, самостоятельных разработок, рекомендательных писем из школы, УПК или ШКБ при успешном собеседовании могли бы освобождать от вступительных экзаменов. Возможны и другие стимулы для занятий школьников техническим творчеством, однако главным должна быть уверенность способного и добросовестного выпускника школы в том, что общество заинтересовано в максимальном его использовании за приличное вознаграждение.

В перспективе спонсорами ШКБ могли бы стать промышленные предприятия, ПТУ и вузы на хозрасчетных отношениях с гарантиями на деловую карьеру человека, проявившего соответствующие способности в школьные годы, в работе в ШКБ, в техническом творчестве.

Реальная профориентационная работа в перспективе допускает подготовку школьников по заказам различных предприятий и учебных заведений по аналогии ЦИПС многих вузов. ШКБ может быть профилировано на подготовку специалистов новейших специальностей в ПТУ, техникумах, вузах, стать своеобразным “нулевым” курсом.

Очевидно, что проблема подготовки квалифицированных конструкторов, технологов, проектантов, талантливых главных конструкторов и администраторов (технических менеджеров) в нашей стране стоит не менее (а даже более) остро, чем подготовка рабочих кадров по массовым профессиям и специальностям.

Литература

1. Завод-втуз при Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева. Проспект / Состав.: П. С. Лернер, Н. Г. Хохлов, В. О. Шмидт. М.: Наука, 198О,1985.

2. Обучать и воспитывать. Сборник / Состав.: М. С. Андреева. М.: Московский рабочий,198О.

3. Лернер П. С. Использование эвристических алгоритмов при проведении практических работ по технологии машиностроения. В кн.: Совершенствование подготовки учителя общетехнических дисциплин и трудового обучения. М.:МГПИ им. В. И. Ленина,1984.

4. Лернер П. С. , Лукьянов П. М. Токарное и фрезерное дело. М.: Просвещение, 1986.

5. Фурсенко А. И. , Романовский С. Д. , Беренштейн Д. М. Основы научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторской работы. Под ред. И. И. Баки. М.: Высшая школа,1987.

6. Лернер П. С. Курс основ художественного конструирования и технической эстетики в системе развития творческих способностей будущего учителя трудового обучения. В кн.: Проблемы методической подготовки учителя трудового обучения. М.: МГПИ им. В. И. Ленина,1985.

7. Моляко В. А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение, 1983.

Послесловие—1995

Административно-бюрократическая система управления народным
образованием, чиновники МГПИ и факультета сумели не заметить позитивного опыта организации и деятельности ШКБ, не захотели оценить старта социально-педагогического эксперимента. Даже ГЭК умудрилась не
понять качественного скачка в дипломных работах, выполненных в ШКБ.
Можно ли считать результаты нулевыми? Ничего подобного!
Все студенты, занимавшиеся в ШКБ, достойно отработали в школах и
проявили себя творческими инициативными учителями. Несколько лет
члены ШКБ встречались на факультете и домами, поддерживали теплые
дружеские отношения. Многие бывшие студенты поддерживали отношения с бывшими школьниками.

К сожалению, как среди студентов, так и школьников теперь все
труднее найти желающих заниматься техническим творчеством, работать
в ШКБ— потеряны накат, упущены резервы социально-педагогического
эксперимента.

Тогда мы еще не знали, что не только ШКБ пойдет прахом.

Послесловие—2006

Быть может, при реформировании российского (и зарубежного) общего среднего образования, при проектировании продуктивного профильного образования старших школьников позитивный опыт школьного конструкторского бюро в МУК "Хамовники" окажется востребованным.

Как и при реформировании педагогического образования.


C:\LERNER\PROFSAM\PLRUK06\KUSKI\SHKB86. doc

Павел С. Лернер 23 июня 2006 г.




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter