Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Лещинский В. И. и др. Краткий справочник по истории педагогики. Часть 2

Автор: В. И. Лещинский и др.


Лещинский В. И. , Мозгарев Л. В. , Неделина С. В. , Седова Е. Е.
Краткий справочник по курсу «История образования и педаго­гической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский госу­дарственный педагогический университет, 2004. — 188 с.


Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

И. Ф. Гербарт - философ, психолог, педагог. Взгляды Гербарта сформировались под влиянием немецкой философии И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, французских мыслителей XVIII в. , впечат­лений от педагогических идей И. Г. Песталоцци. Его «Общая педа­гогика, выведенная из цели воспитания» (1806) - первый опыт на­учного построения педагогической теории. Гербарт выводит свою педагогическую систему из философии (целеполагание) и психоло­гии (средства, методы образования). Педагогика мыслится им только в научной форме. Но это и наука, и искусство одновременно (как сумма навыков, необходимых для решения поставленных за­дач, Деятельная педагогическая практика).

Философские и психологические основы педагогики Гербарт представляет следующим образом. Мир состоит из простых пер­вичных сущностей «реалов», находящихся в различных соотноше­ниях друг с другом. Душа человека - самостоятельная субстанция. «Реалы» души - представления - находятся в статике и динамике, стараются вытеснить друг друга за пределы «порога сознания» в сферу бессознательного. Родственные представления усиливают друг друга, противоположные - ослабляют, забываются. Апперцеп­ция - усвоение новых представлений ла основе уже имеющихся. Вся психическая деятельность сводилась . Гербартом только к сложному взаимодействию представлений. Содержание души раз­ворачивается постепенно в конкретном опыте личности. Человек — результат сложного синтеза, индивидуальной природной сущности с общественным воздействием на личность.

Гербарт сформулировал принцип воспитывающего обучения, в соответствии с которым целенаправленное обучение развивает чувства, желания, волю личности, т. е. ее внутренний опыт. Обучая, педагог целенаправленно воспитывает. Эти стороны находятся в нерасторжимом единстве: обучение без воспитания - средство без цели. Организация учебно-воспитательной деятельности - средство формирования нравственной воли. Понимание возможности осу­ществления воспитания только через обучение приводит к ограни­чению функций воспитания воздействием на интеллектуальную сферу личности.

Из этической идеи прекрасного, совершенства идеальной лич­ности, выводится цель воспитания: формирование нравственности («свободной твердости духа» индивида как волевого подчинения этическим идеям, существующим «вовне»). Первичные этические идеи (внутренней свободы, совершенства, благожелательности, права, справедливости) выступают критериями оценки поведения человека в обществе с точки зрения соотношения воли личности с волей других членов общества. Будучи включенным в обществен­ные отношения, человек подчиняется нравственному закону. В процессе взаимодействия личности с обществом совокупность этих идей составляет основу всеобщей морали. Личность, по мнению Гербарта, должна «свободно» принимать нормы общества, потому что не может иначе. Гербарт подразделяет цели на возможные (те, которые воспитанник в дальнейшем может сам поставить перед со­бой, нужные для будущей профессии) и необходимые (нужные в любой сфере, те, которые определяются нравственностью, необхо­димой для всех; они осуществляются через развитие твердой воли, нравственного характера).

Три раздела воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

Управление, подавляющее «дикую резвость ребенка» (дисцип-линирование, приучение ребенка к порядку), создает необходимые предпосылки для нравственного воспитания. Повиновение ребенка он рассматривает как первое проявление «доброй воли». Рассмат­ривая управление как условие, необходимый предваряющий собст­венно воспитание этап, Гербарт тем не менее не освобождает вос­питание от свойственных управлению элементов, оно должно осу­ществляться и средствами принудительного педагогического воз­действия. Средства управления: угроза, надзор, приказания и за­преты, наказания; авторитет и любовь как вспомогательные сред­ства.

Обучение должно быть основано на развитии разносторонних интересов. Интерес - проявление внутренней активности личности, он пробуждает желание к дальнейшему обучению. Развитие разно­сторонних интересов в ранний период - основа для дальнейшего выбора личности и реализации ее склонностей, оно происходит пу­тем формирования разнообразных представлений через широкий круг учебных предметов. Благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я». Гербарт выделяет непроизвольный и произвольный виды внимания, которое играет роль в пробуждении интереса.

Абсолютизация и универсализация ступеней обучения, разработанных Гербартом, приводили к формализму в ор­ганизации урока и обучения в целом.

Нравственное воспитание, как взаимодействие с воспитанни­ком с целью воздействия на его личность, направляет чувства, же­лания, волю и действия детей. В центре его - выработка нравст­венного характера через внедрение в сознание ребенка моральных понятий, забота воспитателя об устойчивости его воли. Средства воспитания: установление границ поведения детей; создание усло­вий, в которых воспитанник осознает последствия непослушания; четкие правила поведения; одобрение и порицание; «увещевания». Одним из важнейших средств является непререкаемый авторитет воспитателя. Система воспитания отличается авторитаризмом: нравственные цели достигаются средствами подавления личности ребенка.

Отсутствует трудовое воспитание, так как задача — воспитать мыслителя. Огромное значение придает религиозному воспитанию.

Теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики. Она получила широкое рас­пространение и в России.
Адольф Дистервег (1790-1866)

А. Дистервег - теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии, «учитель немецких учи­телей». Вся его деятельность подчинена созданию школы, разви­вающей у детей самостоятельное мышление и активность, и подго­товке для этого учителей. Демократическая идея общечеловеческо­го, внесословного, светского воспитания отражена в общей задаче школы - воспитании национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, веротерпимости.

Целенаправленное воздействие и свободное развитие внутрен­него потенциала личности — неразрывные взаимосвязанные звенья единого процесса воспитания. Важнейшие требования к воспита­нию - его природоеообразность (как следование за процессом есте­ственного развития, учет возрастных и индивидуальных способно­стей) и культуросообразность (как учет внешних условий, совре­менной человеку культуры, установление связи между воспитани­ем и духовной жизнью общества). Суть воспитания он видел в воз­буждении и напряжении природных сил ребенка.

Развитие в детях самодеятельности - важнейший принцип, ус­ловие и цель образования. Знания не могут быть сообщены, чело­век приобретает их в результате собственной активности. Развитие самодеятельности детей - основное назначение учителя.

Развивающее обучение. Учебный предмет - средство, а не са­моцель. Все обучение происходит ради образования, развития уче­ника. Субъективное начало в образовании имеет главенствующее значение по сравнению с объективным. Обучение имеет своей главной задачей развитие умственных сил и способностей ребенка, формальное образование должно сочетаться с материальным, со знаниями, получаемыми детьми самостоятельным путем. Обучение носит воспитывающий характер. Дистервег выступал за реальное образование. Он создал и обосновал законы и дидактические пра­вила развивающего обучения: по отношению к субъекту обучения (соответствие психологическим, физическим особенностям детей), к изучаемому предмету, к внешним условиям, к профессиональным качествам учителя. Наглядное обучение понималось им как эле­ментарное, необходимое для начального обучения.

Требования к учителю. Личность учителя играет решающее значение в процессе образования. Он должен творчески подходить к использованию правил и методов обучения. Успешность обуче­ния обеспечивается не методом (Я. А. Коменский), а учителем. Так как учитель занимается развитием учащихся, важнейшее значение имеет саморазвитие учителя.

Рассматривал педагогический опыт как источник развития пе­дагогической науки.
Литература

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современ­ность. - М. , 1992.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.

Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.

Дистервег А. Избр. пед. соч. - М. , 1956.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.

Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.
ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Огюст Конт (1798-1857)

О. Конт - один из основоположников позитивизма (позитивизм - направление в философии, сильно повлиявшее на педагогиче­скую мысль XIX в. Согласно ему, наука должна не объяснять, а описывать явле­ния действительности. Подлинное, позитивное знание может дать только наука). Видел возрастание значения социального фактора воспитания по мере развития общества. Воспитание и образование - совокупность объ­ективной жизни как постепенной подготовки к субъективной.
Герберт Спенсер (1820-1903)

Г. Спенсер, автор педагогического трактата «Воспитание ум­ственное, нравственное и физическое» - английский философ-позитивист, противник революционных преобразований. В своих философских идеях обосновывает эволюционные законы развития природы и общества: согласно законам естественного отбора, вы­живают наиболее приспособленные в жизни, следовательно, вос­питание должно помогать в приспособлении к жизни, человеку не­обходимо давать только то, что пригодится в жизни, будет ему по­лезно. Нравственность - средство смягчения борьбы между эгоиз­мом и альтруизмом, в ее основе лежит не борьба, а стремление к счастью, что является моментом всеобщей эволюции.

По Спенсеру, действия индивида, направленные на удовлетво­рение собственных потребностей способствуют удовлетворению потребностей всего общества. Назначение воспитания - устранить противоречия между личностью и обществом. Цель - сделать чело­века способным жить полной жизнью. Задача - готовить к практи­ческой жизни с учетом реальных внешних условий.

Считал, что образование должно отвечать принципу полезно­сти знаний и их соответствия различным видам человеческой дея­тельности. Задача образования - дать знания, связанные с основ­ными видами деятельности (самосохранение, добывание средств к существованию, сохранение рода, досуг). Содержание и методы обучения и воспитания должны соответствовать этапам умственно­го развития ребенка, способствовать развитию его активности, а изучаемые предметы должны быть полезными.

Нравственное воспитание, по мнению Г. Спенсера, должно развивать способность человека управлять собой, а не быть управ­ляемым. Основной метод воспитания — метод естественных по­следствий. Противник жестокости, насилия во всех его проявлени­ях. Педагог должен ненасильственно управлять нравственным ста­новлением ученика.

Педагогические идеи Спенсера отличаются с одной стороны утилитаризмом, с другой - направленностью на обеспечение усло­вий для развития индивидуальности. В то же время, он оправдывал неравное образование для людей различных слоев.
Теория свободного воспитания

Теория свободного воспитания продолжает руссоистские тра­диции. Главное внимание школа должна уделять развитию творче­ских созидательных сил, индивидуальных дарований, задатков и склонностей ребенка, его познавательной деятельности, самостоя­тельности, самодеятельности, саморазвитию. Важна и необходима преемственность между семьей и школой, материнские функции приобретают особую социальную значимость. Ведущую роль в воспитании должны играть переживание и накопление личного опыта воспитанника. Использование теории свободного воспита­ния на практике зачастую приводило к отказу от систематических занятий по овладению основами наук, замене их занятиями спор­том, играми, творческими работами, что отрицательно сказывалось в конечном итоге на общем развитии детей.
Эллен Кей (1849-1926)

Э. Кей - шведский педагог, писательница. В «Веке ребенка» предложила формулу - «исходя из ребенка». Одна из задач обще­ства, по ее мнению, - создание нового поколения образованных матерей. Домашнее воспитание спасает ребенка от обезличивания, развивает индивидуальность ребенка. Таким образом подчеркива­лась социальная значимость материнских функций.
Мария Монтессори (1870-1952)

Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основана на теории свободного воспитания. Деятельность школы направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензи-тивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он стано­вится особенно чувствительным к соответствующим данному пе­риоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно форми­рующей среды, в которой развиваются дошкольники. Ребенку не­обходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообу­чения. Ввела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Разработала интересный дидактический материал.
Фриц Гансберг (1871-1950)

Ф. Гансберг - немецкий педагог. Цель образования видел в формировании личности ребенка через стимулирование его твор­ческого саморазвития, развитие познавательной активности. Важ­ную роль отводил написанию сочинений, решению проблемных задач и т. п.
Людвиг Гурлитт (1855-1931)

Л. Гурлитт - немецкий педагог. Подчеркивал необходимость развития активности ребенка, всех его сил. Важно воспитание не­зависимости суждений, воли, дисциплины. Содержание учебных программ у Гурлитта заменялось эстетическим воспитанием и руч­ной деятельностью. Занятия состояли из спорта, игр, творческих работ, бесед и т. п.
Экспериментальная педагогика

Экспериментальная педагогика ввела в научный арсенал педа­гогики и психологии экспериментальные методы исследования, появился термин «педагогический эксперимент». Основной прин­цип - принцип саморазвития личности. Ее представители (А. Лай, Э. Мёйман, Э. Торндайк, А. Бине) исходили их того, что только на основе достоверных эмпирических фактов из педагогической прак­тики, проверяемых затем опытным путем, можно достигнуть на­стоящего усовершенствования педагогического процесса, объек­тивной и научной его организации. Представители эксперимен­тальной педагогики абсолютизировали эмпирические методы: на­блюдение, анкетирование, тестирование, педагогический экспери­мент, систему количественного измерения IQ («ай-кью» - коэффи­циент интеллекта ребенка). Обучение должно было следовать ста­диям биологического развития человека, поэтому содержание экс­периментальной педагогики сводилось к получению сведений из анатомии, физиологии, психологии.

Экспериментальная педагогика стимулировала развитие ди­дактики, исследования процессов понимания, особенностей внима­ния, разработку тестовых методик проверки умственного развития детей и т. п. Однако ее представители переоценивали роль биологи­ческого фактора в становлении ребенка, переносили закономерно­сти психофизиологического развития детей в педагогику, не нахо­дили разумного баланса между теоретическими и эксперименталь­ными исследованиями.

Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии.
Педология

Педология - наука о детях, их потенциальных возможностях, представляющая собой синтез психологических, биологических, социологических знаний. Особенности ребенка предопределены наследственностью и влиянием социума, утверждали педологи и ставили своей задачей получение комплексных, целостных знаний о ребенке на основе тестирования. Основатели - Э. Торндайк, Г. -С. Холл, А. Бине, Э. Мёйман. Ценным в педологии было ее стремление изучать ребенка в условиях комплексного подхода, ее практи­ческая направленность на диагностику психического развития.

Педология получила широкое распространение в России в на­чале XX в. (до 1936 г. ).
Эрнест Мёйман (1862-1915)

Э. Мейман - немецкий ученый, автор трехтомного системати­ческого курса «Лекции по введению в экспериментальную педаго­гику». Считал, что необходимо всесторонне изучать ребенка, и это должны осуществлять не учителя, а специалисты (психологи). Пе­дагогика, по его мнению, является самостоятельной наукой о фак­торах воспитания, пользующейся данными других наук (анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, этики, эстетики). Пре­увеличивал роль искусственного эксперимента, отрицая педагоги­ческий эксперимент на уроке.
Вильгельм Август Лай (1862-1926)

В. А. Лай - немецкий ученый, педагог. На основе тезиса о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего вы­ражения (которые должны стать основными элементами обучения) выдвинул идею школы действия вместо школы учебы. Деятель­ность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту дея­тельность необходимо организовать, поэтому центр воспитатель­ного процесса необходимо сместить в сферу деятельности самого ребенка. Важнейшим принципом преподавания, по его мнению, выступает труд.

Биологизировал педагогику, считал, что в основе детских по­ступков, интересов лежат врожденные или приобретенные рефлек­сы, которые необходимо изучать. Ставил результаты воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Механистиче­ски понимал процесс воспитания.
Альфред Бине (1857-1911)

А. Бине - французский психолог, изучал физиологические и психологические закономерности развития школьника. Разработал тесты на определение возрастных возможностей детей. Считал, что в воспитании необходимо опираться на врожденные способности.

Ребенок усваивает то, что его непосредственно касается, поэтому учащийся должен стать активным участником собственного обра­зования.
Эдуард Торндайк (1874-1949)

Э. Торндайк - американский психолог. Считал, что педагогике как научной дисциплине необходимы количественные методы ис­следования. Разработал систему количественного измерения ин­теллектуального развития ребенка с помощью стандартизирован­ных тестов.
Бихевиоризм

Бихевиоризм (основоположник - Дж. Уотсон) - направление в психологии (США), согласно которому поведение человека объяс­няется схемой «стимул - реакция». Поступки человека - ответная реакция на внешние раздражители. Ребенок адаптируется к внеш­ней среде, вырабатывает собственный комплекс реакций. Задача воспитания сводится, таким образом, к наблюдениям за поведени­ем ребенка, количественным измерениям, обобщениям данных и выведением «нормативов» для педагогической практики. По мне­нию Э. Торндайка любые стимулы могут быть разработаны в соот­ветствии с задачами воспитания, а ответные реакции подвергнуты количественному анализу и классифицированы. Данное направле­ние отличается технократическим характером.
Педагогический традиционализм и новое воспитание

В конце XIX - начале XX веков педагогика развивается по двум направлениям, одно из которых сохраняет сложившиеся тра­диции (педагогический традиционализм). В рамках этого направ­ления развивается социальная педагогика.

Другое (движение нового воспитания) ищет пути обновления целей, содержания, форм и методов образования самостоятельных, активных, инициативных, творчески использующих полученные знания людей, квалифицированных рабочих, способных к работе на вновь появившихся заводах и фабриках с достаточно сложным технологическим оборудованием.
Реформаторская педагогика (движение нового воспитания)

Реформаторская педагогика (движение нового воспитания) выступала против интеллектуализма в обучении. Сделать школу местом подготовки людей нового типа, разрешить противоречие между узкой специализацией и задачами общего развития стало основной общей идеей всех новых педагогических концепций и направлений: теории свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики (или прогрессивизма) и др.

Вслед за традицией «естественного и свободного воспитания» (Ж. -Ж. Руссо) в основе реформаторской педагогики лежал принцип педоцентризма - педагогический процесс должен строиться, исхо­дя из непосредственных интересов детей, заложенных в них потен­ций, а не по заранее разработанным программам и планам, проти­воречащим природе развития ребенка.

«Новые школы» - платные частные учебные заведения интер­натного типа стали лабораторией практической педагогики. Это широко распространенное движение сформулировало требования к школам иного, чем традиционные, типа, соответствующие требо­ваниям класса буржуазии. Здесь применялись «свободные и актив­ные» методы обучения, были хорошо оборудованные лаборатории, обучали ручному труду, было введено самоуправление. Умствен­ное образование давалось не путем накопления знаний, а разви­вающими мышление методами, осуществлялся индивидуальный, развивающий подход к способностям воспитанников. Образование было направлено на удовлетворение интересов и потребностей учеников.

Теоретическое обоснование и практическое создание таких школ осуществляли Сесиль Редди (1858-1932) - Англия, Герман Литц (1868-1919) - Германия, Эдмон Демолен (1852-1907) - Фран­ция, Адольф Ферьер (1879-1960) - Швейцария, Овид Декроли (1871-1932)-Бельгия, Александр Нейл (1883-1973) - Англия и др.

Анализ основных идей реформаторской педагогики приведен в таблице 3.
Эссенциализм. Уильям Бэгли (1874-1946)

В основе эссенциализма лежит «сущностный» подход к педа­гогике, требующий (в противовес утилитаризму и прагматизму об­разования) усиления исторически сложившихся функций школы. Школьное обучение должно быть направлено на освоение знаний, на овладение школьниками основными навыками умственной дея­тельности.

У. Бэгли (США) выступал против идей прагматического обра­зования и метода проектов. Критиковал теорию врожденных спо­собностей и практику тестирования, которая не может полностью раскрыть потенциал личности, ее умственных способностей, а от­ражает только уровень знаний.
Литература

Бине А. Современные идеи о детях/ Пер. с фр. - М. , 1910.

Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до второй миро­
вой войны. - М, 1972.

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.

Дьюи Дж. Школа и общество / Пер. с англ. - М. , 1925.

Дьюи Дж. Школа и ребенок / Пер. с англ. - М. ; Л. , 1923.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -M., 2001.

Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. , 1925.

Лай В. Экспериментальная педагогика. - М. ; Л. , 1927.

В. И. Лещинский, В. И. Лаврикова, Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.

Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. - М. , 1922.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяе­мый к детскому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. - М. , 1920.

Торндайк Э. Принцип обучения, основанный на психологии / Пер. с англ. — М„ 1930.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.
ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ IX - XVII ВЕКОВ
Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX-XVII вв. )

Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью хри­стианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосущество­вание православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная сис­тема обучения. Начиная с XVII века - проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской пе­дагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Уси­ление внимания к рациональной познавательной деятельности.
Основные события и факты

863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем состав­ляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизиро­ваны православной и католической церквами.

988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. От­крытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расши­рение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др. ). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех со­словий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искус­ство делать книги («изоборники»). Обучение велось в индивиду­альной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с ка­ждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повы­шенное образование, учащиеся получали сведения о природе, ис­тории различных стран.

1073 г. - появление «Изоборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Си-рахова» и др. ). «Изоборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, кото­рые приблизили бы их к византийской образованности.

Конец XV века - «Домострой» - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры («духовное строение»), о семейной жизни («мир­ское строение»), о ведении хозяйства («домовое строение»). Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужест­ва, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, ува­жения к старшим. Разрешалось применять наказание, но без зло­употреблений. «Домострой» ставил превыше всего авторитет хо­зяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась роль матери, хозяйки и воспитательницы («по­хвала женам»).

1574 г. (Львов), 1581 г. (Острог)- появление первых печатных книг - букварей Ивана Федорова, впитавших опыт учительской ра­боты мастеров грамоты предшествующих веков.

1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впослед­ствии преобразованного в академию по образцу западноевропей­ских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астро­номия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская сло­весность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, не­мецкий, французский, латинский языки, история, география, мате­матика, экономика, медицина и др. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию.

1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства учи­лища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слуша­телем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд учи­лища составлен первый греко-славянский словарь.

1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновре­менно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчи­ков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией.

1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на ла­тинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа по­вышенного типа приближалась по уровню образования к западно­европейским университетам. Учителем греческого языка был Ка-рион Истомин — учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, пер­вого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, препода­вателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Ориенти­рована на программы западноевропейских университетов. В акаде­мии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской куль­туры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. указом Синода преобразована в Московскую духовную акаде­мию и переведена в Троицко-Сергиеву лавру.
Владимир Мономах (1053-1125)

Владимир Мономах - киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха де­тям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, совету­ет не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, тво­рить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - под­ражание детей отцу.
Кирилл Туровский (ок. 1130 - ок. 1182)

Кирилл Туровский - древнерусский мыслитель, разрабаты­вавший проблемы познания и обучения. Развивал педагогические идеи Иоанна Златоуста. Туровский считал, что знания приобрета­ются человеком с помощью органов чувств, а успех воспитания ос­нован, прежде всего, на вере в Бога.
Сергий Радонежский (1321-1391)

Сергий Радонежский - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован православной церковью. Обладал высо­чайшим моральным авторитетом учителя, наставника. Благословил князя Дмитрия на борьбу с татаро-монгольским игом, разрешил монахам Троице-Сергиева монастыря Пересвету и Ослябе идти на бой с Мамаевой ордой. Способствовал укреплению авторитета мо­настырей как очагов образования.
Епифаний Премудрый (ок. 1380-1418/22)

Епифаний Премудрый - древнерусский писатель, монах, автор «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского», от­разивший их образы как «учителям учителей. . . , добрых пасты­рей. . . , неподкупных наставников».
Нил Сорский (ок. 1433-1508)

Нил Сорский - церковный и общественный деятель. В его ли­тературном наследии большое место занимают вопросы психоло­гии человеческих страстей.
Архиепископ Геннадий (?-1505)

Архиепископ Геннадий - новгородский архиепископ, автор знаменитого письма 1500 года о малограмотности священников, которые не в состоянии правильно читать богослужебные книги. Это письмо заставило задуматься высшее духовенство о подготов­ке более образованных священнослужителей.
Максим Грек (1475-1556)

Максим Грек - публицист, богослов, переводчик, просвети­тель, толкователь греческих книг в России. Оказал влияние на ста­новление русской науки о языке.
Иван Федоров (1510-1583)

Иван Федоров - основатель книгопечатания в России и на Ук­раине, просветитель. Автор первой славянской «Азбуки». Система­тизированная им практика начального обучения бытовала на Руси на протяжении полутора веков. Обучение грамоте рассматривал как дело семейное.
Епифаний Славинецкий (1600-1675)

Епифаний Славинецкий - педагог, просветитель, представи­тель византийско-русского подхода к воспитанию. Автор «Рассуж­дения об учении греческому языку», переводчик «Гражданства обычаев детских». Выпускник Киевской академии, руководитель училища при Андреевском монастыре в Москве. Настаивал на со­четании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного. Стремился уйти от крайностей греко-латинского и пра­вославно-старообрядческого направлений, сочетая их лучшие дос­тижения.
Протопоп Аввакум (1620/21-1682)

Протопоп Аввакум - представитель старообрядческого подхо­да к воспитанию. Осуждал приоритет изучения мирских наук, при­зывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинством русской педагогической традиции считал обращение к духовности, внимание к воспитанию «мужества, мудрости, правды и целомуд­рия».
Федор Ртищев (1626-1673)

Федор Ртищев - боярин, воспитатель царя Алексея, основатель училища при Андреевском монастыре, представитель византийско-русского подхода к образованию.
Симеон Полоцкий (1629-1680)

Симеон Полоцкий - церковный и общественный деятель, пе­дагог, писатель, учитель царевичей Алексея, Федора и царевны Софьи, создатель проекта устава Славяно-греко-латинской акаде­мии. Автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь риф-мотворная», «Обед душевный». Высказал идею о делении жизни на пять этапов. Главную задачу воспитания возлагал на родителей. Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, дос­тупность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др.
Карион Истомин (1639-1717)

Карион Истомин - просветитель, педагог, поэт, переводчик. Автор ряда учебных книг со стихами и иллюстрациями к сведени­ям из различных наук. Учитель цесаревича Петра Алексеевича.
Братья Лихуды

Иоаникий (1639-1717) и Сафроний (1652-1730) Лихуды - педа­гоги, публицисты, просветители, организаторы Славяно-греко-латинской академии в Москве. Составители учебников по грамма­тике, риторике, логике, физике, психологии, в которые включили ряд методических указаний. В преподавании стремились учитывать национальные и возрастные особенности учеников. В академии применяли методы взаимного обучения.
Сильвестр Медведев (1641-1691)

Сильвестр Медведев - поэт, историк, просветитель, ученик Симеона Полоцкого. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение, руководил школой Спас­ского монастыря.
Литература

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского госу­дарства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М. , 1985.

Антология педагогической мысли Украинской ССР/ Сост. Н. П. Калениченко. - М:, 1988.

Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000.

Домострой / Сост. , вступ. ст. , пер. и коммент. В. В. Колесова; подготовка текстов В. В. Рождественской и М. В. Пименовой. - М. , 1990.

Заварзина Н. Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. - Воронеж, 1998.

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - Л. , 1991. Т. 1,ч. 1.

История образования и русская православная церковь: Хрестоматия: В 2-х частях / Автор-составитель М. Н. Костикова. - Белгород, 2000.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг. , 1915.

Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв. ). - М, 2000.

Кошелева О. Е. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценности) // Европейская педагогика от Античности до Ново­го времени. Ч. 2. - М. , 1993.

Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VII1-XVIII вв. ). - М. , 2002.

Латышина Д. И. История педагогики. Воспшание и образова­ние в России (X - начало XX в. ): Учеб. пособ. - М. , 1998.

От глиняной таблички - к университету. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и Средневековья / Под ред. Т. Н. Ман­тулис. - М. , 1998.

Петров В. М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России: Учеб. пособ. -Орехово-Зуево, 1992.

Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хре­стоматия: Ч. 1 / Сост. О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова. - М. , 1992.

Экономцев И. Н. Православие, Византия, Россия: Сб. статей. -М. , 1992.
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОСИИ XVIII ВЕКА
Основные идеи

Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение за­падного образа жизни и культурных ценностей, повлекшие за со­бой трансформацию древнерусских педагогических традиций. . Бы­ла создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Реформа ду­ховного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий.

В середине XVIII века сложилась сословная система образова­ния и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную про­грамму.

Мыслителями XVIII века высказан ряд идей о воспитании и обучении человека - гражданина своего Отечества, ставших пита­тельной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX века.
Иван Тихонович Посошков (1652-1726)

И. Т. Посошков - сторонник преобразований Петра I. Созда­тель педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну», «Книга о скудости и богатстве». Стремился соединить идеи госу­дарственной школы и духовные ценности древнерусского воспита­ния. Создатель проекта об организации общедоступных школ для крестьянства. Считал, что основным путем просвещения русского народа является распространение грамотности и создание системы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.
Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739)

Л. Ф. Магницкий - педагог, математик. Автор наиболее попу­лярного в России учебника «Арифметики» (1703). С 1701 г. препо­давал в Школе математических и навигационных наук в Москве. Внес огромный вклад в методику светского школьного обучения. Математика изучалась последовательно по принципу от простого к сложному, теория тесно увязывалась с практикой, а математиче­ские расчеты - с профессиональной подготовкой. В процессе обу­чения Магницкий широко применял наглядные средства обучения (макеты, таблицы).
Феофан Прокопович (1681-1736)

Ф. Прокопович - церковный и общественный деятель, учены? писатель, педагог, сторонник петровских реформ и светского обра зования. Глава «ученой дружины» Петра I. Открыл частную школ для сирот и бедных детей, содействовал распространению школь ного театра. Автор пособий для школ («Букварь, или Первое уче ние отрокам с Катехизисом», 1720 г. ). В «Духовном регламенте (1721) предписывал сочетание духовного и светского образованш Стремился придать обучению научный характер, считал обязатель ным широкое использование наглядности, расширение числа изу чаемых предметов, обязательное устройство библиотек в учебны заведениях.
Василий Никитич Татищев (1686-1750)

В. Н. Татищев - ученый, педагог, государственный деятел! реформатор образования. Делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), вред ные (ворожба, чернокнижие). Способствовал становлению в Рос сии истории как науки. Автор многотомной «Истории Российской самых древнейших времен», педагогического труда «Разговор пользе наук и училищ». Считал необходимым просвещение наро,п ных масс: крестьянских детей обоего пола следует с 5 до 10 ле обучать письму и грамоте, с 10 до 15 лет - ремеслам. Татищев бы. представителем светского направления в русской педагогике XVI в. По его инициативе в 1721 г. была открыта первая профессис нальная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подоб ных учебных заведений.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802)

А. Н. Радищев - писатель, просветитель крайне революционно го направления. Обращал серьезное внимание на задачи и пут формирования «сынов Отечества», русских патриотов, граждаН. Требовал полноценного образования для всех россиян, независимО от сословия. Считал, что воспитание человека непременно должн быть политическим, направленным на развитие человека, готовог к переустройству общества на основе идеалов справедливости.
Школьная реформа Екатерины II (1782-1786)

Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.
Основные события и факты

1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономиче­ские и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству.

1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и мат­росов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артилле­рийскому) делу. С 1721 г. вышел указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т. к. пре­подавание велось на русском языке.

1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астро­ном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифме­тике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и ар­тиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее спо­собных учеников.

1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал пригла­шенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогу­лы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смерт­ная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий.

1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже.

1706 - открытие Новгородской архиерейской школы. Создана
братьями Лихудами, которые работали затем в ней учителями.
Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы
под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в ко­
торых работали выпускники Новгородской архиерейской школы.

1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном
госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили
анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение


велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка со­четалась с практической работой в госпитале.

1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание се­ти государственных начальных школ, доступных достаточно ши­роким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в каче­стве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях.

1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе пер­воначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математиче­ских наук — доменному, кузнечному, якорному делу.

1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служа­щих.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

М. В. Ломоносов — великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское проис­хождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую акаде­мию, откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором откры­тия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дво­рян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке.

Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, на­глядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из пер­вых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный факти­ческий материал.

Сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохране­ния материи, заложил основы физической химии. Создал ряд опти­ческих приборов, описал строение Земли. Автор трудов по русской истории.

Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы.

Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых.
Николай Никитич Поповский (1730-1760)

Н. Н. Поповский - ученик и последователь М. В. Ломоносова, ректор университетской гимназии. Осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу воспитанию детей в России. Утверждал, что перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого подхода, который необходим для созда­ния отечественной науки о воспитании и обучении детей и юноше­ства.
Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)

А. А. Барсов - ученый, лингвист, профессор Московского уни­верситета, последователь М. В. Ломоносова, академик. Главный труд - «Краткие правила российской грамматики» (1773) в течение нескольких десятилетий служил основным учебником русского языка. Доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первооче­редным, т. к. это язык отечественной культуры и науки.

Впервые ввел в содержание синтаксиса учение о предложении. Большое внимание уделял разработке проблем воспитания и школьного обучения.
Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788)

Д. С. Аничков - русский философ, просветитель, педагог. Окончил Московский университет, в котором впоследствии слу­жил профессором. Объяснял происхождение религии страхом че­ловека перед силами природы. В работе «Слово о. . . понятиях че­ловеческих» ставит вопросы нравственного, умственного и физи­ческого воспитания.
Ипполит Федорович Богданович (1743-1803)

И. Ф. Богданович - просветитель, поэт, переводчик. Окончил Московский университет (1761). Переводил сочинения Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др. Издатель журнала «Невинное упражне­ние», газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Автор сборников стихов, лирических комедий, драматических сочинений, стилизо­ванных под русские народные сказки.
Иван Иванович Бецкой (1704-1795)

И. И. Бецкой - профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г. ). Педагогические взгляды сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно бы­ло ориентироваться на развитие неповторимой личности учащего­ся.

Свои педагогические взгляды изложил в работах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Крат­кое наставление, выбранное у лучших авторов, с некоторыми фи­зическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Считал, что воспитание должно быть сообраз­ным природе детей, развивать в них такие качества, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и др. Об­разование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
Николай Гаврилович Курганов (1726-1796)

Н. Г. Курганов - педагог, писатель, переводчик, преподаватель математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпу­се. Автор учебников «Генеральная геометрия» (1765), «Универ­сальная арифметика» (1757) и др. В «Российской универсальной грамматике» (1769, впоследствии называлась «Письмовник») соб­раны исторические, естественнонаучные, филологические знания -одна из самых известных книг конца XVIII - первой половины XIX веков.
Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 - после 1801)

Ф. В. Кречетов - общественный деятель, просветитель. Высту­пал за ограничение самодержавия, равноправие граждан, свободу слова, всемерное распространение знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой. В 1793 г. арестован и приговорен к бессрочному одиночному заклю­чению в Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г. , дальнейшая судьба неизвестна.
Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814)

Ф. И. Янкович де Мириево - педагог, член Российской акаде­мии наук, переводчик западноевропейских учебников и уставов школ, один из авторов «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), реформирующего школьное образование. Пред­ложил создание малых народных училищ в уездных городах и се­лах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губерн­ских городах (срок обучения - 5 лет).

По «Уставу» вводилась классно-урочная система, давался чет­кий перечень обязанностей школьников, запрещались телесные на­казания.

Янкович де Мириево руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского и артиллерийского корпусов. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.
Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810)

Е. Р. Дашкова - княгиня, писательница, общественный деятель, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии наук (1783-1806).

Содействовала развитию научно-просветительской и издатель­ской деятельности в России. Была сторонницей идей свободного воспитания. По ее инициативе издан «Словарь Академии Россий­ской» (в 6-ти томах, 1789-1794 гг. ).
Александр Федорович Бестужев (1761-1810)

А. Ф. Бестужев - просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества», который опубликовал в «Санкт-Петербургском журнале».

Разработал основы двухгодичного курса морали, предпола­гавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании. Целью образования и воспитания считал подготовку трудолюбивых и полезных общест­ву граждан, умеющих подчинить личные интересы государствен­ным. Был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск.
Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Н. И. Новиков - просветитель, писатель, книгоиздатель. Фи­нансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.

Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физи­ческих, нравственных и умственных способностей личности. Цен­тральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полез­ных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление не­вежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочте­ние школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе. Ос­новным средством умственного воспитания считал систематиче­ское образование. Полагал, что воспитание юношества всех сосло­вий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три ос­новные части: физическое, нравственное и «образование разума».

После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою дея­тельность.
Литература

Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985.

Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова / Под ред. М. К. Гончарова. - М. , 1961.

Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М, 1967.

Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000.

Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М. , 1978.

Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. - Воронеж, 1998.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.

Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVT-XVIII вв. ). - М. , 2000.

Ю. Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIII вв. ). - М. -2002.

Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М. , 1991.

Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Грушин. -М. , 1959.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половинаXIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. , 1973.

Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии -М. , 1985.

Сычев-Михайлов В. К. Из истории русской школы и пе­дагогики XVIII в. - М. , 1960.
ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Основные идеи

Реформирование всех ступеней образования: начальной, выс­шей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культу­ры и образования между западниками и славянофилами; поиск на­ционального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педаго­гического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.
Основные события и факты

1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения на­ук». Ведало (до 1917 г. ) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреж­дение университетов.

1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народ­ного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомствен­ных университетам», определивших структуру системы образова­ния в I четверти XIX в. , четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения, двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышлен­ности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государст­венных чиновников.

1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переимено­ван в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей по­томственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Об­разование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания дол­га перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, де­кабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.

1828 - опубликован «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «каждому сословию - свой уровень об­разования». Приходские училища - низшему, уездные - детям куп­цов и ремесленников, гимназии — для детей дворян и чиновников. После дискуссий принят компромиссный вариант, при котором «возбранялось чинить препятствия» тем, кто хочет повысить свой общественный статус.

1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Поло­жение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несослов­ными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образо­вания.

1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых ус­матривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классиче­ские гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (пре­обладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведе­ния).

1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др. ).

1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизую­щий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания.
Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX - начала XX вв.

Петр Васильевич Завадовский — первый министр народного просвещения (1802-1810). Учредил учебные округа, открыл приходские (сельские) училища. Открыл первый педагогический ин­ститут. Предоставил университетам автономию.

Ачександр Николаевич Голицын - министр с 1816 по 1824 г. Усилил клерикальный характер народного образования. В обязан­ности университетов стала входить подготовка преподавателей бо­гословия для средних школ.

Александр Семенович Шишков - министр с 1824 по 1828 г. Го­товил коренную реформу народного образования. Утверждал при­оритет воспитания над обучением, которое должно сообразовы­ваться с потребностью в «науках» каждого сословия. Выдвинул идею «русского воспитания», которое понимал как формирование религиозного чувства любви к Отечеству и православию, привер­женности таким «русским» ценностям, как кротость, послушание, милосердие, гостеприимство.

Сергей Семенович Уваров - министр с 1834 по 1849 г. Основа­тель системы классического образования. Поставил задачу сфор­мировать систему всестороннего контроля государства над воспи­танием и образованием. Унифицировал учебные планы и програм­мы учебных заведений. Значительно расширил сеть средних учеб­ных заведений, качественно улучшил систему подготовки педаго­гических кадров. Выдвинул в качестве педагогической платформы воспитания и образования три принципа: православие, самодержа­вие, народность.

Евграф Петрович Ковалевский - министр с 1858 по 1861 г. Поставил вопрос о всеобщем начальном образовании, открыл пер­вые воскресные школы. Отказался от поста министра в знак про­теста против применения репрессий к участникам студенческих волнений.

Александр Васильевич Головнин - министр с 1862 по 1866 г. Руководил реформой высшего и среднего образования. Выступал за широкое обсуждение деятельности министерства народного просвещения.

Дмитрий Андреевич Толстой— министр с 1866 по 1880 г. Про­вел новые образовательные реформы. Выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сосло­вие должно сохранить в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние. Стремился сохранить государст­венный контроль за образовательными учреждениями.

Павел Николаевич Игнатьев - министр 1915-1916 гг. Под его руководством был разработан проект реформы образования, преду­сматривавший введение всеобщего начального образования, фор­мирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение пре­подавания «мертвых языков» в гимназиях. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Реформа не была реализована, но многие ее идеи и материалы учебных программ использованы при создании советской школы, а также послужили руководством для русских школ за рубежом.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

Н. М. Карамзин - русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная дея­тельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последо­вательно проводил мысль о преемственности в культуре и образо­вании, о необходимости либеральных реформ.
Иван Петрович Пнин (1773-1805)

И. П. Пнин - просветитель, поэт, публицист. Совместно с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798), уделяя в нем значительное внимание педагогической проблематике. В сво­ем основном сочинении «Опыт о просвещении относительно к Рос­сии» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с соци­ально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профес­сии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел изучение некоторых специальных дисциплин.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

В. А. Жуковский - поэт, переводчик, академик Российской ака­демии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общест­ва «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвеще­нии видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуков­ский стремился воспитать как просвещенного и справедливого мо­нарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным про­блемам.
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

Н. И. Лобачевский - выдающийся математик, создатель неевк­лидовой геометрии, деятель университетского образования и на­родного просвещен



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter