Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Лещинский В. И. и др. Краткий справочник по истории педагогики. Часть 1

Автор: В. И. Лещинский и др.

Лещинский В. И. , Мозгарев Л. В. , Неделина С. В. , Седова Е. Е.
Краткий справочник по курсу «История образования и педаго­гической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский госу­дарственный педагогический университет, 2004. — 188 с.


Античность

В античных школах закладывалось все великое и прекрасное, что оставили нам философская мысль того времени и вдохновен­ный труд архитекторов, скульпторов, ученых и поэтов.
Пифагор (580 -500 до р. Х. )

Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрас­тной периодизации — семилетние отрезки времени), развивать па­мять, приучать к самостоятельному преодолению трудностей. Ор­ганизация дня: одинокая утренняя прогулка для упорядочивания сознания, учение и исправление нравов в храме, гимнастика, завтрак и прогулка с друзьями для совместного повторения знаний, чтение, наставления учителя. "Обучение должно быть доброволь­ным, должно происходить по обоюдному желанию ученика и учи­теля, иначе оно безрезультатно. Преподаватель не должен облег­чать хода учения.
Гераклит (544-483 до р. Х. )

«Многознание уму не научает». Утверждал, что человек спо­собен к обучению, познанию истины, совершенствованию. Для по­знания истины надо быть усердным учеником. Два основных ору­дия познания: ощущения (через органы чувств человек вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыс­лить) и разум (познание всеобщего как критерия истины, которую надо научиться понимать). Разум, а не чувства - свидетель истин­ности явления. Интеллектуальное и нравственное воспитание - единый процесс. Главным считал развитие способности самостоя­тельно мыслить, учиться действовать сообразно природе. Призывал следовать природе в деле воспитания.
Демокрит (ок. 470/460 - ок. 371 до р. Х. )

Высказывал мысли о необходимости сообразовывать воспи­тание с природой ребенка. По его мнению природа и воспитание подобны: воспитание создает вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выра­ботки навыков правильного поведения). Утверждал, что труд -важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение. Основные мотивы самосовершенствования видел в детской любознательности. Считал, что в обучении важно не коли­чество знаний, а развитие интеллекта, мышления. Подчеркивал роль семьи, положительного примера родителей.
Сократ (469-399 до р. Х. )

Учение Сократа, как этапный момент в повороте философ­ского знания к индивидуальности человека, связано со становлени­ем проблемы человека и гуманизма. Цель философии по Сократу - самопознание как путь к постижению истинного блага («познай самого себя»). Суть его учения - направленность философии на этические качества души человека. Идеал нравственности - добродетель, которая равна знанию, мудрости. Плохое поведение чело­века объясняется его незнанием. Добродетели - самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Самопознание - высшая добродетель.

Сократ- учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в по­иске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. Предпосылка практической приспособленности че­ловека — его самопознание как источник нравственного поведения, приносящего истинную пользу.

Метод Сократа - ироническая майевтика (буквально - пови­вальное искусство, помощь в родах) - помощь учителя ученику в рождении истины. Ирония Сократа - способ развенчать самоуве­ренность собеседника, его «многознание», заставить задуматься над своей жизнью, заводя его в тупик, заставляя противоречить са­мому себе и, таким образом, отказываться от прежнего утвержде­ния. Ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побужда­ется к самостоятельной мыслительной деятельности.

С именем Сократа связано становление развивающего, гума­нистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании.
Платон (427-347 до р. Х. )

Платон - ученик Сократа, создатель учения о вечных идеях, лежащих в основе всего сущего. Утверждал, что в основе государ­ства лежит идея всеобщего блага. Задача образования — формиро­вать у членов общества такие качества, которые необходимы госу­дарству для реализации этой идеи. Таким образом воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчи­нять его интересам общего. Фактически Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно кон­тролировать браки, дети вскармливаться общественными кормили­цами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные госу­дарственные школы. Образование должно осуществляться под кон­тролем государства. В Академии, которой руководил Платон, пре­подавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги). Его теория познания основана на идее познания как «припомина­ния» того, что душа знала еще до своего земного воплощения. Веч­ные идеи - мощный импульс, изнутри влияющий на формирование личности. Ребенка необходимо окружить впечатляющими образ­ами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его ду­ше смутные воспоминания об идеальном мире.
Антисфен (ок. 435-370 до р. Х. )

Антисфен - ученик Сократа, основатель школы киников. Ос­новное средство воспитания - личный пример учителя. Подчерки­вал роль труда: блага человека - результат его личного труда, по­этому нужно наслаждаться удовольствиями, которые следуют за трудами, а не наоборот. Важна привычка преодолевать трудности, поэтому одна из задач воспитания — закаливание, выработка стой­кости, умение переносить лишения, презрение к роскоши. Самая важная задача школы, по мнению Антисфена, - обучение доброде­тели, воспитание силы воли. Критерий добродетели не знания, а поступки учеников. Необходимо укреплять тело гимнастическими упражнениями. Главный воспитатель и руководитель в жизни - ра­зум человека, поэтому важно умственное развитие.
Ксенофонт (430-355 до н. э. )

Ксенофонт - ученик Сократа, автор педагогического романа «Воспитание Кира» об образовании и воспитании правителя. Вы­соко оценивал роль обучения искусству речи, спора: необходимо уметь сопоставлять, анализировать, пользоваться аналогиями, ис­толковывать понятия. Считал, что образование должно быть под контролем государства для воспитания совершенных граждан.
Аристотель (384/3-322/1 до н. э. )

Аристотель - ученик Платона, воспитатель Александра Ма­кедонского, энциклопедист. Труды Аристотеля охватывают всю сумму существовавшего тогда знания. Развивал идею государст­венного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и об­щественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек - общественное («полити­ческое») животное. Критиковал учение Платона о врожденных идеях, считал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска».

Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, - сооб­щать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения.

Цель воспитания - формирование у молодежи добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая имеет три час­ти, выполняющие различные функции: растительную (питание, размножение),. животную (ощущения, чувства), разумную (мышле­ние, познание). Три вида воспитания, соответствующие трем видам души: физическое, умственное, нравственное. Факторы воспита­ния: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие чело­веку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении.

Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и счи­тать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование). Отрицал в образовании физический труд как удел рабов. Методы обучения: подражание, пример, уп­ражнения, вызывающие чувство удовольствия.
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (3-1 вв до р. Х. )

Эпохой эллинизма называется период времени от смерти Александра Македонского (323 г до н. э. ) до подчинения эллини­стических государств Риму и Парфии. Идеал воспитания - само­стоятельная, независимая и сильная личность мудреца. В этот пе­риод развиваются государственные учебные заведения. Элемен­тарное образование, общедоступное для свободнорожденных, по­лучают дети 7-12 лет. Более основательное обучение давалось в грамматических школах (изучение литературы, основ поэтического искусства). В гимнасиях занятия велись в форме бесед о литерату­ре, философии, музыке, обучали географии, математике, риторике.
Пиррон (ок. ЗбО-ок. 270 до р. Х. )

Скептицизм. Путь к счастью состоит не в организованном познании, а в отказе от него, что позволяет воспитывать невозму­тимого и безмятежного человека. На каждую «убедительность» скептики находят противоположную «убедительность», отменяю­щую ее. Одно и то же для одних справедливо, добро, а для других - несправедливо, зло.
Эпикур (341-270 до р. Х. )

Эпикур - последователь Демокрита (атомист). Один из предшественников сенсуализма (данные органов чувств являются истинными, а ошибки в познании от неверного истолкования). За­дача: научить человека правильно мыслить. Человек не должен быть игрушкой судьбы, а должен сам распоряжаться своей судь­бой. В этом ему помогают знания законов происходящих явлений, на основе которых он с большей свободой может избирать целесо­образный способ предпринимаемых действий и лучше устраивать свою жизнь. В рамках необходимости можно найти пути к свободе и счастью человека. Следует повиноваться природе, исполнять не­обходимые желания, если они не вредны, а вредные надо сурово подавлять.

Критерий человеческого счастья — чувство удовольствия: то, что порождает удовольствие — благо; что вызывает страдания — зло. "Когда мы говорим, что наслаждения есть конечная цель, то мы ра­зумеем отнюдь не наслаждения от распутства или чувственности. . . мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души". Путь к счастью и свободе - через познание.

Собирал учеников в школе «Сад» в Афинах, посещать его беседы могли все: мужчины и женщины, свободные и рабы. Уче­ники изучали философию, получая при этом духовное удовлетво­рение. Философия Эпикура утверждала новое отношение к челове­ку как члену общества.
Зенон (335 - 262 до р. Х. )

Основатель стоической школы, видел в воспитании возмож­ность сделать человека добродетельным. Основные добродетели: невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. Молодежь обу­чалась философии (с физикой), этике, логике с риторикой, диалек­тике.
ДРЕВНИЙ РИМ

Греко-римская культура. Патриархальное семейное устрой­ство, власть отца, ответственность за воспитание детей перед об­щиной. Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачева­ние, право и риторика. Грамматический идеал образования (со II в до р. X. ): изучение грамматики, законов. Математика, по сравне­нию со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, вер­ховой езде и плаванию.

В семьях богатых приглашали на дом учителей-греков.

Элементарное образование давалось в тривиальных (элемен­тарных) школах (тривиум - трехпутье), в которых главным было обучение чтению, письму, счету. Любой римлянин, умеющий чи­тать и писать, мог держать свою школу и учить, профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника. Школы среднего типа - грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латин­скому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состо­ять и на государственной службе. Для аристократов существовали риторские школы, в которых учили философии, праву, истории, красноречию, ораторскому искусству. Выпускники были хорошо подготовлены для практической государственной деятельности. Обучение велось на греческом языке, который считался языком знати.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до р. Х. )

Оратор, политический деятель, философ и педагог. Создал учебное пособие по риторике. В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатыва­лись в процессе обучения. Идеал воспитания - совершенный ора­тор, художник слова и общественный деятель.

Сущность человека он определял понятием «гуманность». Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты личности совершенного человека: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток - эгоизм.
Луций Анией Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г. )

Философ и оратор. Главная задача воспитания, по его мне­нию, - моральное совершенствование. Считал, что постичь приро­ду и самого себя можно изучив философию, которая является глав­ным средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенство­вания человека. Основной метод - побуждение человека к само­движению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопе­дического образования, высказывал идею о бесконечных возмож­ностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.
Марк Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. )

В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тес­но связана с практикой школы.

Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способно­сти ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой;

Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля.

Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребен­ка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. При­зывал к свободному, творческому, а не догматическому примене­нию рекомендаций учителем.

Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, това­рищами, являющими собой положительный пример, обучать музы­ке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, пра­вильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дру­жеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу.
Литература

Античная Греция: В 2-х т. Т. 2. - М. , 1983. V
Античная литература. Рим. - М. , 1988.

Аристотель. Этика. Политика. Поэтика / Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М, 1984.

Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М. , 1976.

Виничук Л. Люд, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М, 1983.

Геродот. Мимиамбы. -М. , 1966.

Гомер. Илиада. - М. , 1987.

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. — М. , 1995.

Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М. , 1963.

История педагогики и образования. От зарождения воспитателя в первобытном обществе до конца XX в, / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. - М. , 2001.

Кессиди Ф. Х. Сократ. - М. , 1988.

Ксенофонт. Киропедия. -М. , 1976.

Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.

Платон. Диалоги. -М. , 1986.

Плутарх. Застольные беседы. -Л. , 1990.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы исто­рии. -М. , 1989.

Утченко С. Л. Цицерон и его время. - М. , 1977.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. - М. , 1981.

Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М. , 1974.

Цицерон М. Т. Трактаты об ораторском искусстве. - М. , 1972.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Период раннего феодализма в Европе

Этот период характеризуется влиянием христианской религии и церкви как идеологического оплота государства. Христианство наделило земную жизнь человека особым смыслом, придав всем человеческим деяниям духовную направленность (идеи милосер­дия, человеколюбия, святости, веры, праведности жизни). Церковь имеет монополию на образование. Образование приобретает бого­словский характер. Религия учит повиновению, покорности Богу, требует усмирения плоти ради спасения души. Отрицается насле­дие Античности как языческой культуры, но сохраняется большой авторитет Аристотеля. Средневековье характеризуется как мрачное время с кострами инквизиции, военными и политическими распря­ми, стихийными бунтами бедноты, эпидемиями чумы (XIII в. ).
Св. Августин Блаженный (353-430)

Св. Августин Блаженный внедрял идеи Христианства. Задачи воспитания связывал с постижением сердцем Божественного от­кровения, на котором основывается любовь к Богу. Выступал про­тив языческих элементов в христианском воспитании. Главное ме­сто отводил изучению Библии, светские знания считал второсте­пенными.
Бенедикт Нурсийский (480-533)

Бенедикт Нурсийский основатель ордена анахоретов (Бенедик­тинцев) в 529 г. , в котором были утверждены первые монастырские школы (господствующая до XI в. форма образования). Обучение велось на латыни, что стало традицией для преподавания. Латынь стала и языком ученых.
Карл Великий (742-814)

Карл Великий - император франков. Занимался широкой про­светительской деятельностью. До 30 лет был неграмотным. Одним из первых государственных деятелей осознал школу как орудие го­сударственности. Указом от 789 г. предписывалось каждому мона­стырю и аббатству иметь при себе школы для мальчиков. День Св. Шарля в современной Франции отмечают как школьный праздник.
Пьер Абеляр (1079-1142)

П. Абеляр ("Да и нет") - богослов, основоположник диалекти­ческой схоластики. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты. Уче­ники могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах -главный ответчик, а ученики учились на его ответах.
Гуго Сен-Викторский (1096-1141)

Гуго Сен-Викторский ("Дидаскаликон", "Описание карты ми­ра", "О грамматике") — ученый мистик. Видел в качестве дидакти­ческой цели - увязать смысл жизни человека и его природы со смыслом обучения вообще. Требуемые качества ученика - природ­ные способности, усердие, благонравие.
Винцент из Бове (1190 -1264)

Винцент из Бове - монах, энциклопедист. В педагогическом трактате "О воспитании знатных детей" требует осознанного и ра­достного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. «Кто не умеет под­чиняться, тот не умеет управлять».
Роль монастырей в образовании

Средневековые монастыри были хранилищами культуры, ее центрами. В них собирались библиотеки, переписывались произве­дения отцов церкви, переводились книги греческих и римских классиков. Монастырь в период раннего средневековья выступал практически единственной формой образовательного учреждения (наряду с монастырскими существовали также кафедральные или соборные школы, игравшие незначительную роль). Школы при мо­настырях давали образование исключительно религиозного харак­тера. . В конце VJII в. благодаря деятельности Карла Великого их образовательный статус повысился, содержание образования рас­ширилось.
Система школ. Содержание образования

Монастырские школы (внутренние для будущих монахов; внешние для детей мирян), кафедральные школы (при кафедре епископа), приходские школы. Обучались только мальчики. Со­держание и объем образования в монастырях и церковных школах определялось его уровнем: элементарное образование (чтение, письмо, счет, пение); средний уровень (изучали тривиум); повы­шенный уровень включал семь свободных искусств: тривиум (ла­тинская грамматика, риторика, диалектика), квадривиум (арифме­тика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие - «венец нау­ки». Изучение этих предметов подчинялось религиозной тематике, помогало углубленному пониманию религии. Обучение основано на заучивании, зубрежке на непонятной латыни. Основная книга для обучения грамоте - Псалтырь. Широко практиковались телес­ные наказания.

Позже, с ростом городов и появлением нового класса — бюр­герства, возникают новые школы, относительно независимые от церкви: магистратские, цеховые, гильдейские. В семьях торговцев и ремесленников сохранялась такая форма обучения, как учениче­ство (обучение за плату у мастеров).
Схоластика. Фома Аквинский (1225/6-1274)

Схоластика - вид религиозной философии, возникший как от­вет на потребность лримирить религию с разумом. Возникновение ересей, подвержение сомнению церковных догм, недостаточность слепой веры дали толчок к возникновению схоластики. Здесь важ­нейшая роль принадлежит философу и теологу Фоме Аквинскому, деятельность которого была направлена на придание вероучению формы научного знания. Схоластика способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристо­теля и абстрактное богословие. Появились такие направления в философии, как номинализм (общие понятия не существуют, а яв­ляются лишь названиями) и реализм (общие понятия существуют ранее вещей), представители которых вели острые дискуссии. Раз­витие схоластики привело к упадку старую церковную школу, изу­чение риторики и грамматики было вытеснено изучением фор­мальной логики и нового латинского языка. Схоластика развивала формально-логическое мышление, постепенно она потеряла свое прогрессивное значение.

Фома Аквинский — теолог, философ, представитель схоласти­ки, один из идеологов католической церкви. Понимал разум как сущностную потенцию человека, независимую от веры. Почти все атрибуты Бога провозглашал доступными разумению, обосновывал бытие Бога. Вся система познания, по его мнению, должна быть направлена на достижение высшего блага - богопознание.
Возникновение университетов

С ростом числа схоластических школ начала складываться ка­тегория людей, занимающихся педагогическим трудом. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, с дифференцированным содержанием образова­ния. Первые университеты имели 4 факультета: подготовительный (артистический, факультет искусств) - преподавались семь свобод­ных искусств, далее можно было продолжить обучение на одном из факультетов: богословском, медицинском или юридическом, да­вавших звание доктора наук.
Воспитание феодала

Воспитание феодала происходило в форме служения мальчи-ков после 7 лет при знатном господине или короле пажами. В 14-16 лет они становились оруженосцами, сопровождали сюзерена в по­ходах и на охоте, участвовали в рыцарских турнирах. А в 21 год их посвящали в рыцари. Содержание рыцарского воспитания состав­ляли «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение оружием, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи, игра на музыкальном инструменте). Чтение и письмо были необя­зательны, поэтому рыцари эпохи раннего средневековья часто бы­ли неграмотны. В поведении и жизни рыцаря основополагающей была идея служения господину, служения даме сердца. Идеи ры­царского воспитания послужили образцом для гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

Девочки обычно получали домашнее воспитание. Многие их них обучались в женских монастырях, некоторые знали прозу и по­этические произведения латинских авторов, знали грамоту, обуча­лись иностранным языкам, рукоделию, музыке.
Эпоха Возрождения (ренессанс)

Эпоха Возрождения (ренессанс) связана с новым этапом раз­вития европейской культуры 14-16 вв. Возрождение - поворот к наследию Античности, с ее активным отношением к жизни, инте­ресом к человеку. Развитие производства, новые изобретения, на­чало книгопечатания, развитие естественных наук возобновили ин­терес к изучению природы, укрепили уверенность в могуществе человека. Антропоцентризм - учение, дающее философское обос­нование гуманистического мировоззрения, - развивается в эпоху возрожденческого гуманизма до логического конца. Человек трак­туется как привилегированное существо, ради которого и сущест­вует мироздание. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. На смену теизму приходит пантеизм - Бог сливается с при­родой, природа обожествляется. В новом осмыслении мира и чело­века наблюдается синтез христианской веры и античной мудрости. Человек наделяется свободой воли, делается ставка на собственные силы, на культ творческой и практической деятельности, на само­ценность телесной жизни и человеческой личности. Человек эпохи сочетает сознание собственной силы и таланта со свободо­мыслием.

Мыслители и педагоги Эпохи Гуманизма продолжали своими философскими идеями развитие двух подходов в образовании, на­метившихся еще в Античности: развивающего (традиция Сократа) - у Ф. Рабле и М. Монтеня и формирующего (традиция Платона) у Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Франсуа Рабле (1494-1553)

Франсуа Рабле в своем гротескном романе "Гаргантюа и Пан­тагрюэль" критикует схоластическое обучение, средневековый ас­кетизм, противопоставив им гуманистические идеалы. Приводит модель гуманистического воспитания ребенка с разумным и полез­ным режимом; многосторонним образованием; совмещением и че­редованием занятий и отдыха, досуга и обучения; развитием само­стоятельности мышления, творчества, активности ученика. Высту­пает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвое­ние знаний.
Мишель Монтень (1533-1592)

Основной труд великого француза «Опыты» содержит идеи, созвучные’ современному личностно ориентированному образова­нию. Утверждается необходимость отказа от принуждения и наси­лия, безграничной власти учителя. Нужно «учить искать смысл изучаемого», излагать ученику «альтернативные воззрения», пре­доставлять «самостоятельный выбор», «будоражить» его ум, воз­буждая «сомнение», преподавать методом «собеседования». В про­тивоположность Платону считал, что не душа упражняется вместе с телом,а наоборот.

Цель воспитания и обучения - образование личности ученика. Цель нравственного воспитания у Монтеня - не привить мораль, а помочь растущему человеку любить делать хорошее. Монтень ут­верждает этику ненасилия: совесть - нормы и ценности, признан­ные личностью своими. Сам критично рассматривает собственные мысли, раздумывает над ними, спорит с собой и античными авто­ритетами.
Томас Мор (1478-1535)

Английский утопист. «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» содержит проект бесклассового общества, в котором обя­зательный для всех производственный труд соединяется со всеоб­щим обучением. В ней есть идеи равенства, счастья, справедливо­сти для всех людей, необходимости образования и самообразова­ния. Основа благополучия - отсутствие частной, а по возможности, и личной собственности, справедливое распределение продуктов и запасов на основе принципа «всем поровну». Это обеспечивается сложной системой наставляющих, надзирающих и руководящих органов. Права граждан на свободу нет, она только декларируется, на деле же - регламентация жизни и унификация человека. Счастье утопийца в сытости. Равенство понимается как одинаковость в по­ступках, достатке, формах жизни и поведения. Отсутствие всяче­ской индивидуальности.

Педагогические идеи: общественное воспитание всех детей, одинаковость образования для мужчин и женщин, всеобщее обуче­ние на родном языке, необходимость сочетания умственного и фи­зического труда, вред сурового аскетизма, праздности и тунеядства, влияние трудового воспитания на нравственные уоеждения. Воспитывается преданность государству. Огромное значение при­дается физическому воспитанию (гимнастика и военные упражне­ния, как в афинской системе) и подготовке к трудовой деятельно­сти.
Томазо Кампанелла (1568-1639)

Итапьянский гуманист. Утопия «Город Солнца» - книга об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность. Здесь еще более четко, чем у Т. Мора, выражена регламентация жизни человека и контроль государства за всеми сферами жизни. Человек безраздельно принадлежит государству. Однако совре­менное видение и прочтение этого произведения (равно как и «Утопия» Т. Мора), основанное на пережитом опыте советского тоталитаризма, отличается от взгляда современников, которые ви­дели в этих произведениях основу для справедливого устройства общества, справедливой кары и поощрений за дела людей.

Во взглядах утопистов отразилась тяга к социальному пере­устройству общества на основе равенства, справедливости, труда -социоцентрических ценностей. Эти идеи были популярны в среде революционных демократов в России, в марксистской идеологии, ставшей методологическим основанием советской педагогической теории и практики.

Абсолютное подчинение обществу не дает возможности про­явлению и развитию индивидуальности человека, обесценивает личность, превращает ее в средство для общественного блага. Обу­чение и воспитание становятся уравнительными, а отношение учи­теля к ученику переходит в скрытый или явный диктат.
Витторино да Фельтре (1378-1446)

В. да Фельтре организовал в прекрасном дворце «Школу радо­сти» (г. Мантуя, Италия), в основу которой положил принципы гу­манистической педагогики, здесь много внимания уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека. В ней учились кроме детей герцога еще около 70 неимущих учеников по выбору Витторино. Принципиально новым было совместное обучение мальчиков и девочек. В школе развивались интеллектуальные спо­собности, давалось эстетическое воспитание, сохранялись элемен­ты рыцарского воспитания. Но многое носило дух аскетизма. В. да Фельтре считал, что аскетизм укрепляет добродетель.
Гуарино Гуарини из Вероны (1374-1460)

Г. Гуарини создал похожую по духу школу в Ферраре. Цель - подготовить своих питомцев к будущей профессии.
Эразм Роттердамский (1467-1536)

Работы: «О методе обучения», "О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам». С воспитанием связывал преобразование мира, изменение государственного и цер­ковного уклада, достижение счастья. Труд - критерий нравствен­ности. Идея народного образования. Высочайшая цель формирова­ния ребенка - воспитание ощущения морального долга и религиоз­ного послушания.

Заметим, что гуманистическая проблематика в эпоху Возрож­дения носила в определенной степени аристократический характер, идеи гуманности, свободы, творчества, всеобщего образования бы­ли абстрактными и не соотносились с конкретными социальными условиями.
Движение Реформации

Большую роль в становлении педагогических идей Реформа­ции сыграли М. Лютер (1483-1546) и Ж. Кальвин (1509-1564). Ре­формация - это движение против засилья католицизма как господ­ствующей идеологии, стремление к перестройке религиозного соз­нания в духе рациональной трактовки христианства. Лозунг широ­кого образования детей всех сословий на родном языке. Распро­странению образования служили школы в «братских общинах» -светских организациях, исповедующих идеалы христианского коммунизма (как, например, «Чешские братья»). В основе Рефор­мации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Воспи­тание становилось инструментом власти над людьми.
Движение Контрреформации

Контрреформация - католическая реакция на движение про­тестантизма. Выступало против гуманистической традиции, проти­вопоставив ей иезуитскую систему воспитания. Создавались бес­платные общественные начальные школы. Прогрессивные методы (состязания, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и др. ) сочетались с тотальной слежкой, авторитаризмом и формализмом обучения. Цель - воспитание фанатической преданности католической церкви.
Литература

Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. -М. , 1984.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М. , 1965.

Безрогов В. Г. , Мошкова Л. В. , Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. - М. , 1996.

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднегосредневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. научн. трудов. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. - М. , 1990.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М, 1998.

Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М, 2001.

Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.

Меньшова В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М. , 1985.

Монтень М. Опыты: В 3-х кн. - М. , 1980.

Мор Т. Утопия / Пер. Ю. М. Каган. - М. , 1978.

Рабинович В. Л. Ученый человек в средневековой культу­
ре: Наука и культура / Под ред. Б. И. Келле. - М. , 1984.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н. Любимова. - М, 1981.

Струков Б. Г. Университеты Германии как центры образова­ния и культуры в средние века. - М, 1980.

Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М. , 1981.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

Эразм Роттердамский. Философские произведения / Отв. ред. В. В. Соколов. - М. , 1986.
Ян Амос Коменский (1592-1670)

Я. А. Коменский - великий чешский мыслитель, общественный деятель и педагог. Участник национально-освободительного дви­жения в Чехии, один из руководителей «Чешских братьев», про­должатель национально-освободительного гуситского движения. Его педагогическая концепция формировалась под непосредствен­ным влиянием плохо сочетавшихся между собой, во многом несо­вместимых, протестантизма, античной философии и идей Возрож­дения. Но главным в его мировоззрении был гуманизм.

С именем Коменского связано становление педагогики как са­мостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и се­годня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ори­ентация на формирующую, знаниевую парадигму.

Демократизм и гуманизм взглядов Коменского проявился в идеях обучения всех всему (людей всех сословий, мальчиков и де­вочек), соответствие воспитания свойствам человеческой природы, соответствие содержания образования природному развитию ре­бенка, обучение на родном языке, воспитание как развитие духов­ных сил ребенка, личность как совершенное творение природы. Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего про­гресса человечества: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него граждане. В обилии мудрецов - счастье мира».

Центральной в педагогической концепции Коменского стала идея пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимает не­обходимость универсального знания о реальном мире вещей и яв­лений. Эта идея играет ведущую роль в определении цели воспита­ния, содержания образования, организации и методов обучения.

Цель школы: «стать мастерской для выработки из людей под­линных людей». Школа должна развивать способности, совершен­ствовать языки, давать реальные знания о реальном мире, воспиты­вать нравственность, готовить к разумному управлению собой и вещами.

Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспита­теля-учителя.

Содержание образования: научное образование (ему соответ­ствует реальное знание, пригодное в жизни, «открывающее двери природы», отобранное и отжатое); добродетель, или нравствен­ность (добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедли­вость, достоинство, гуманность, привычка к труду, терпение, обуз­дание страстей), огромную роль отводил дисциплине как созна­тельному соблюдению школьных законов, норм, своего долга; ре­лигиозность, или благочестие. Упоминал также эстетическое, фи­зическое воспитание, подготовку к труду.

Принцип природосообразности: человек - часть природы, и его воспитание должно строиться по тем же законам, которые су­ществуют в природе. В такой формулировке принципа природосо­образности говорится не об индивидуальной природе каждого че­ловека, а только об общих природных закономерностях развития и воспитания человека.

Коменский первым спроектировал образовательный процесс, сформулировал законы организованной школы, создал классно-урочную систему, выдвинул дидактические принципы: наглядно­сти («золотое правило дидактики»), сознательности, систематично­сти, прочности, посильности, развития познавательной активности и др.

Исходя из принципа природосообразности, разработал возрас­тную периодизацию, которой соответствует система школ (мате­ринская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов.

Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учи­тель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время счи­тал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя.

Педагогические идеи Коменского не утрачивают своей акту­альности по сей день.
Литература

Алый Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. - М. , 1957.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. ,1998.

Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.

Коменский Я. А. Избр. пед. соч. : В 2-х т. - М. , 1982.

Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж. Ж. , Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М. , 1987.

Красновский А. А. Ян Амос Коменский. - М. , 1953.

Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение

Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), фило­софскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэко­на, Р. Декарта, Т. Гоббса и др. ), выводящими на первое место ра­циональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарожде­ния капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требова­ниям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы лю­дей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренче­ские функции, развитие нравственности и гражданственности ста­вились в зависимость от прогресса науки и искусства.
Джон Локк (1632-1704)

Англия - родина просветительства. Д. Локк - английский фи­лософ, просветитель, государственный деятель; в своих философ-ско-педагогических воззрениях отразил эпоху революционно-демократических преобразований в Англии и интересы нового формирующегося класса буржуазии. Ф. Энгельс назвал Локка «сы­ном классового компромисса 1688 г. ». Он отстаивает социальные теории «естественного права» и договорную теорию происхожде­ния государства.

Воспитание джентльмена ("Мысли о воспитании" -1693) - не­обходимая программа для обоснования права нового человека управлять государством.

Критика теории врожденных идей (Р. Декарта, Г. В. Лейбница) привела к созданию теории «чистой доски» («Опыт о человеческом разуме» - 1690): душа ребенка от рождения подобна чистой доске и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей сре­ды. Дети от рождения изначально равны. От воспитания и обстоя­тельств жизни зависит все развитие человека. Разница в результа­тах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания. Это приводит к есте­ственному имущественному и социальному неравенству.

Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ре­бенка, выработка привычек.

Основа познания - чувственное восприятие (сенсуалистский взгляд). Кроме внешнего опыта существует и внутренний (рефлек­сия), обретаемый в акте мышления. Локк не отрицал естественных склонностей и индивидуальных особенностей детей, но считал, что девять десятых всех людей таковы, каковы они есть, только благо­даря воспитанию.

Цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Необходима не только подготовка к ус­пешному ведению дел, но и осознание воспитанником гражданской ответственности, возможности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.

С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здра­вый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаи­модействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности.

Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм).

Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулиро­вать каналы чувственного восприятия и формировать нужные зна­ния, волевые устремления и мотивационные побуждения, разви­вать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуа­ций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим на­клонностям» методов.

Семья — среда, в которой воспитывается ребенок, ограждаю­щая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером.

Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здо­ровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоя­тельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг само­стоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену»)

Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»).

В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирую­щий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.
Джон Беллерс (1654-1725)

Дж. Беллерс - английский экономист, социальный реформатор, утопист. По его мнению, всеобщее вовлечение граждан в труд ве­дет к росту благосостояния страны. В «Проекте учреждения рабо­чего колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства» из­ложил пути изменения общества путем трудового воспитания, ко­торое рассматривал во взаимосвязи с физическим и умственным развитием. Считал физический труд наиболее полезным для чело­века и общества. Такое образование все - бедные и богатые, люди разных возрастов - могли бы получить в воспитательно-образовательных учреждениях, совмещающих промышленное предприятие и школу. Его концепция воспитания была основана на принципе: «Не трудящийся да не ест!».
Томас Пейн (1737-1809)

Т. Пейн - просветитель, участник Войны за независимость в Северной Америке и Великой французской революции. Название его философского трактата «Век разума» стало синонимом эпохи Просвещения. В «Правах человека» выдвинул идею бесплатного всеобщего обучения. Считал, что не просвещение масс приведет к социальным преобразованиям, а социальные изменения создадут условия для равноправного свободного образования.
Франсуа де Фенелон (1651-1715), Шарль Роллен (1661-1741)

Ф. дё Фенелон, Ш. Роллен - французские предшественники просветительства, отразили в своих произведениях педагогические идеи деятелей общины монастыря Пор-Рояль, оплота янсенизма (движение янсенизма во Франции включало в себя борьбу за новую организацию школ, против практики иезуитской школы. Концепция приближается к идеям Р. Декарта о господстве разума над ав­торитетом) во Франции. Новый подход янсенистов к задачам школы опирался на философские идеи нового времени Р. Декарта. Организация школ была близка идеям Я. А. Коменского.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

Ш. Л. Монтескье в «Духе законов» (1748) предложил заменить сословную школу системой демократического национального об­разования, воспитанием на идеалах конституционного государства. Его публикация положила начало борьбе за новые институты вос­питания и образования.
Просветительское движение. Энциклопедисты

Абсолютизм во Франции в XVIII веке приходил к упадку (со времени правления Людовика XIV). Тогда же разворачивается про­светительское движение. Великой французской революции пред­шествовала долгая идеологическая борьба, оплотом которой яви­лись просветители. Во главе просветительства почти 30 лет стоял Вольтер. Передовые люди критиковали существующий строй, власть религии и церкви, были пропагандистами нового мировоз­зрения.

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и реме­сел» - совместный многотомный труд французских просветителей под редакцией Д. Дидро, превратившего первоначально задуман­ную как словарь энциклопедию в мероприятие огромной политиче­ской и культурной важности, монументальное произведение обще­национального значения. Цель: пропаганда нового естественнона­учного мышления, критика идеологии феодализма.

В создании «Энциклопедии» участвовали Э. Кондильяк, Ж. Л. Д’Аламбер, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж. -Ж. Руссо.

Теория «просвещенной монархии» - вера в разумное правле­ние просвещенного монарха на благо народа, государства, монар­хии.

Спор о пределах возможностей воспитания, начатый Дж. Локком, продолжили К. А. Гельвеции и Д. Дидро.
Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения.

Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспи­тания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.

Воспитание должно следовать индивидуальной природе ре­бенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал со­ответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.

Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновре­менно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения во­ле воспитателя, навязывания готовых знаний.

Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.

«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естест­венного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «под­сказывают» правильное решение. «Естественные последствия» по­ступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо).

Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспи­тание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.

В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает фи­зическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное вос­питание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудо­вое воспитание.

Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление разви­вающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).
Просвещение в Северной Америке

Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей анг­лийской философии. Оно было связано с борьбой за независи­мость, становлением и укреплением нового государства. Стремле­ние обеспечить свободу, независимость, благосостояние народа за­ставляло государственных деятелей заниматься вопросами про­свещения и образования.
Бенджамин Франклин (1706-1790)

Б. Франклин - ученый в области экономики, естествознания, философии, литературы, член Российской академии наук. Основа­тель учебных заведений. Говорил о необходимости такого образо­вания, которое учило бы самостоятельно учиться. Возражал против ранней профессионализации в школе. Критиковал схоластическую систему образования, утверждая, что человек должен знать законы объективной реальности, что образование должно ориентироваться на потребности действительности, быть связанным с экономикой и культурой. По его проекту в 1751 г. в Филадельфии была открыта «Академия», состоящая из трех школ: классической, математиче­ской и английской, где предоставлялось право выбора типа образо­вания.
Томас Джефферсон (1743-1826)

Т. Джефферсон - третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор уни­верситета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть та­кой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разра­ботке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя на­чальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные зна­ния для развития сельского хозяйства и промышленности, содер­жала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

И. Г. Фихте - философ, представитель немецкого классического идеализма, педагог, профессор Иенского университета, профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях признает огромную роль человека как познающего мир и дейст­вующего. Возглавил группу немецких педагогов-просветителей, предложивших ряд проектов по созданию единой светской школы, общественно полезного обучения. Цель воспитания - развить цель­ного человека, для чего необходимо развивать у него волю и лю­бовь к добру, творческую деятельность, создающую образы добра. Воспитание не мыслится им вне национальности. Основную роль в образовании отводил государству, которое таким образом создает для общества полезных граждан.
Фридрих Август Вольф (1759-1824)

Ф. А. Вольф - уделял внимание реорганизации гимназии, кото­рая должна давать одновременно классическое образование и «со­временное», содержанием которого были бы практически полезные и необходимые знания.
Вильгельм Гумбольдт (1767-1835)

В. Гумбольдт - немецкий филолог, философ, государственный деятель. Реформатор гимназического образования. Инициатор от­крытия университета в Берлине (1810). Написал «Идеи к опыту», «Язык и философия культуры». Разработал общие принципы орга­низации общественного воспитания, предлагал передать управле­ние школой государству, ограничить изучение религии. Изъял гимназии из ведения церкви. Видел основополагающее образова­тельное и воспитательное значение языка.
Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790)

И. Б. Базедов - основатель педагогического течения филантро­пизма. Выступал за связь школьного образования с жизнью, за ре­лигиозный нейтралитет школы. Цель школы — подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни. Видел воспитание в единстве умственного, нравственного и физического. В 1774 г. открыл первое принципиально новое учебное заведение -филантропин, в котором обучение было связано с природой, жиз­нью. В содержание образования были включены новые языки, фи­лософия, мораль, математика, естествознание, история и др. Важ­ное значение в содержании образования придавал ручному труду.
Литература

Гельвеций К. А. Сочинения: В 2-х т. - М, 1974.

Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до Второй мировой войны. Исторический очерк. - М. , 1972.

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - M. , 1992.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.

Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.

Дидро Д. Соч. : В 2-х т. - М. , 1991.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.

Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж. Ж. , Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М. , 1987.

Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.

Локк Д. Соч. : В 3-х т. Т. 1-2. - ML, 1985. Т. 3. - М, 1988.

Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немец­кой педагогики конца XVIII - начала XIX в. Очерки первый и второй. -М. , 1960.

Руссо Ж. Ж. Пед. соч. : В 2-х т. -ML, 1981.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М, 1981.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

И. Г. Песталоцци - швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж. -Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходи­мость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйст­венных и социально-педагогических проектах, которые не выдер­жали испытания реальными общественно-экономическими усло­виями. Несостоятельные экономически, проекты И. Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей ра­боты в Нейгофе Песталоцци пишет: «Я убедился на опыте, что де­ти при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе».

В «Учреждении для бедных» (Нейгоф) Песталоцци давал си­ротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ре­месла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нрав­ственность. По существу, опыт «Учреждения для бедных» - это по­пытка соединить обучение с производительным трудом.

Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага.

Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспита­тельное воздействие личности педагога имеет первостепенное зна­чение.

Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все зало­женные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо ис­пользовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать само­развитию всех сторон детской натуры через организацию собст­венной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений.

Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им приро­де стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические си­лы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания.

Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развиваю­щим. Учебный предмет - средство развития способностей (в про­тивоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспита­ние), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравст­венное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний м развивает умст­венные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять.

Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы: форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений. ,

И. Г. Песталоцци - педагог-практик. Он разработал общие ос­новы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую меж­дународную известность. Его наследие высоко оценивали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.
Литература

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.

Джуринский А. Н. История педагогики. - М, 2000.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.

Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж. Ж. , Песталоцции И. Г. Педагогическое наследие. - М. , 1987.

Лещинский В. И. Лаврикова Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.

Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. : В 2-х т. - М. , 1981.

Пинкевич А. П., Медынский Е. Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. - М. , 1927.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.
(Продолжение следует)




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter